Философия и наука в эпоху Средневековья



бет1/6
Дата18.05.2022
өлшемі56.1 Kb.
#457145
  1   2   3   4   5   6
лекция Философия и наука в эпоху Средневековья


Философия и наука в эпоху Средневековья

Средневековье длилось более тысячи лет (V-XVI)вв. Это период всемирной истории, который следует за историей Древнего мира и предшествует Возрождению – связующему звену между Средневековым и Новым временем. В этот период происходят огромные изменения в мировой истории: разрушилась римская империя (5 в. н.э.), затем Византия (XV в.). Варварские племена после завоевания Рима создали на европейском континенте собственные государства (с развивающейся национальной культурой).


Западноевропейский тип цивилизации складывался на основе синтеза античного наследия, христианства и варварского языческого мира. Главную роль в становлении и развитии средневековой культуры сыграло христианство. Но большое значение в формировании единой средневековой цивилизации сыграла и латынь, сохранившая своё значение как язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, науки и учености. В средние века – умение «читать» - это умение читать по-латыни. Латинский язык в средние века был сакральным языком, гарантом единства веры и основой развития науки.
В эпоху средневековья философии и науке были присущи теологизм и догматизм, они обслуживали социальные и практические потребности религиозной культуры. В этих условиях наука была вынуждена согласовывать свои истины («истины разума») с богословскими догмами («истинами веры»). Вместе с богословием (теологией) философия и наука направлены на достижение благодати и спасения.
Историческая периодизация средневековой культуры и философии:
1.Переходный этап (I-V вв.) – этому периоду соответствует:
− развитие Апологетики (II-III вв.) (от греч. apologia – восхваление, защита) – философии защитников церкви, для которой характерно полное отрицание достижений античной культуры, полное преобладание веры над разумом, религии над наукой,
−становление Патристики (III-IX вв.) – философии Отцов Церкви (от лат. pater – отец), для которой характерно стремление к рациональному обоснованию положений веры. Один из ведущих представителей Западной патристики – Аврелий Августин (354-430 гг.).
О бытии Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо.
Зло не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие.
Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один, и несколько миров быть не может.
Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет своё место.
Бог, мир и человек Августин раскрывает сущность отношений между Богом и человеком. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. 
О благодати Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека.
Творение Божественная воля (предопределение, промысел, благодать) — это один из главных, ключевых пунктов, вокруг которых обращается философская мысль Августина, в том числе и по вопросам, связанным с Божественным творением мира. Из наделения мира бытием актом Божественной воли самоочевидным, по мнению Августина, образом следует участие Бога в судьбе своего творения посредством Промысла.
2.Раннее Средневековье (V-IX вв.) – дальнейшее развитие патристики, интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики на основе синтеза с философией Платона и неоплатонизма.
3.Высокое Средневековье (X-XIII вв.) – формируется третий этап средневековой философии и науки - Схоластика (от лат. scholia – школа) – систематизация христианской философии под влиянием наследия Аристотеля. Один из важнейших представителей схоластики Фома Аквинский (1225-1274 гг.) формирует главный принцип схоластики: «гармония веры и разума», религии и науки.
4.Позднее Средневековье (XIV-XVI)вв. – дальнейшее развитие схоластики, расцвет Оксфордской школы (Р. Гроссетет, Р. Бэкон, У. Оккам и др.)

Формирование системы образования в эпоху раннего Средневековья проявили следующие ученые-богословы.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет