Функциональная асимметрия полушарий головного мозга как прогностический признак спортивной ориентации
М.В.Величко, 3 курс, факультет физического воспитания
Научный руководитель – канд.биол.наук, доцент, Н.Г.Соловьёва
На современном этапе развития спорта до сих пор актуальна проблема спортивной ориентации. Прогнозирование спортивной пригодности сталкивается с рядом трудностей психофизического и методологического характера. Кроме того, современный спорт предъявляет большое разнообразие требований, что затрудняет решение задач по поиску и определению единых критериев родовой спортивной деятельности. Тем не менее, в большинстве видов спорта ведущим класси-фикационным критерием выступает способность организма к быстрому форми-рованию двигательного динамического стереотипа и творческому решению в си-туационных нестандартных упражнениях. Эффективность реализации указанных функций во многом предопределяется интегративной деятельностью головного мозга, а именно его функциональной латерализацией. Функциональная асим-метрия мозга динамична и может несколько корректироваться в онтогенезе, но тем не менее остаётся «жестким» генетически детерминированным признаком.
Целью данной работы выступил анализ профиля функциональной асимметрии мозга в качестве дифференцирующего критерия спортивной ориентации и прогнозирования успешности роста спортивного мастерства. Исследования проведены среди студентов факультета физического воспитания БГПУ (n=42; МС – 7, КМС – 10, I–II разряд – 25), из числа которых были сформированы группы: 1-ая – представители ациклических видов (гимнастика, акробатика, спортивные игры), 2-ая – представители циклических видов (лыжные гонки, легкая атлетика, плавание), 3-ья – представители единоборств (таэквон-до, кик-боксинг, каратэ, дзюдо). Исследовалась структура моторных и сенсорных функциональных асимметрий по 10 тестам и индивидуальный профиль асимметрии (ИПА). Статистическую обработку данных проводили методом вариационной статистики.
Латерализация моторики выступает важным фактором, влияющим на результативность действий во многих видах спорта, а также индикатором процессов адаптации организма [1, 2]. Во всех группах было отмечено доминирование праворуких спортсменов (58,3%). Ведущая правая нога чаще встречалась у представителей ациклических видов спорта и единоборств (67% и 62%), в группах с циклической структурой движений – у 58%. Доминирование левой ноги обнаружено у бегунов, борцов и представителей спортивных игр (25%, 18% и 6%, р<0,05). В основе выбора рациональной структуры движения лежат критерии надежности и энергетической экономизации. Надежность двигательных действий определяется морфогенетическими особенностями организма и зависит от выраженности асимметрии движений. Последнее позволяет снизить неопределенность и увеличить устойчивость структуры движения [2]. Вместе с тем, спортивная тренировка может несколько корректировать двигательную асимметрию в зависимости от потребностей спортивной специализации. В частности, моторно-двигательная амбидекстрия была отмечена в большей степени у борцов (32%) и представителей спортивных игр (30%). Данный факт, по-видимому, связан с тем, что спортивная борьба и ациклические виды характеризуются широкой вариативностью ситуационных действий, требуют непрерывного наблюдения за соперником в постоянно меняющейся обстановке, своевременного и точного реагирования. Известно, что более эффективное решение сложно-координационных движений проявляется у спортсменов со сниженной двигательной асимметрией, хотя и с сохранением более выраженной динамической силы и умением её концентрировать ведущей рукой и толчковой ногой [2]. Быстрота и успешность реализации двигательных актов определяется и состоянием сенсорного аппарата. Тестирование асимметрии пространственного поля зрения выявило доминирование правого глаза у представителей всех групп (69%), доминирование левого глаза в большей степени отмечено у представителей ациклических видов (25%), амбидекстрия глаз – у борцов (9%). Слуховая амбидекстрия выявлена у 10%, «левоухость» – у 20% и «правоухость» – у 70% спортсменов. При этом у высококвалифицированных спортсменов (КМС и МС) по сравнению с менее квалифицированными (I–II разряды) степень доминирования левого полушария мозга в сенсорной асимметрии достигала максимума.
Анализ ИПА выявил односторонние праволатеральный и леволатериальный типы у 47% и 10% соответственно, парциальный тип – у 43% спортсменов. Спортсмены, имеющие односторонний тип доминирования функций, отличаются высоким уровнем подвижности нервно-психических процессов, но короткой сенсомоторной реакцией и более быстрой утомляемостью после тренировок с предельными или околопредельными нагрузкам. Представители с парциальным типом ИПА обладают разнообразным характером межполушарной асимметрии и высокой степенью ее сглаживания, что несколько расширяет возможности комбинаций взаимодействия [2]. Парциальный тип ИПА был отмечен у 59% КМС и МС ациклических видов и единоборств и лишь у 33% представителей I–II разряда. Известно, что нейрохимическая активность левого полушария связана с активизацией катехоламинергической системы, а правого полушария – серотонинергической. Первая обеспечивает высокую активность психической и двигательных функций, особенно при ускоренном стресс-напряжении. Вторая определяет резервные возможности в условиях длительного стресс-напряжения и уровень восстановления. Возможно, с этим и связан тот факт, что более успешными в спортивной деятельности в ситуационных видах выступают спортсмены со смешанным типом ИПА. В циклических же видах афферентный синтез для принятия решения о начале движений относительно прост, что облегчает формирование адаптивной реакции и делает более предпочтительным к спортивной ориентации лиц с односторонним типом доминирования.
Литература
-
Аганянц, Е.К. Функциональные асимметрии в спорте: место, роль и перспективы исследования /Е.К. Аганянц [и др.]// Теор. и практ. физ.культуры. – 2004. – №8. – С. 22–24.
-
Бердичевская, Е.М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества / Е.М. Бердичевская // Теор. и практ. физ. культуры. – 1999. – №9. – С. 43–46.
Достарыңызбен бөлісу: |