Тема опыта: «Работа над словом художественного произведения как средство формирования читательских умений учащихся ».
Ширинских Г.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кутушинская ООШ»
Актуальность опыта:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования относит «овладение» навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами к метапредметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы. Смысловое чтение – это вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста, извлечение из него необходимой информации. Программа по литературе ставит свои специфические задачи - подготовка квалифицированного читателя, способного к глубоко личностному, самостоятельному восприятию литературного произведения, обладающего эстетическим вкусом, общей и читательской культурой. Все определения читательской культуры включают в качестве одного из компонентов формирование читательских умений учащихся
Основное противоречие, возникающее в школьной практике преподавания предмета состоит в том, что формирующиеся читательские умения учащиеся не всегда могут перенести в сферу самостоятельной деятельности. Содержание опыта работы по теме «Работа над словом художественного произведения как средство формирования читательских умений учащихся» помогает преодолеть названное выше противоречие.
Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно ориентированному.
Технология опыта.
Цель опыта: Разработать и апробировать совокупность приёмов, направленных на работу со словом художественного произведения с целью формирования читательских умений учащихся.
Задачи:
- проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования читательских умений учащихся.
- разработать эффективную систему работы над словом художественного произведения как средством формирования читательских умений учащихся .
- осуществить опытно- экспериментальную проверку предлагаемой модели.
Научная новизна исследования:
Разработана методическая модель формирования, читательских умений учащихся посредством работы над словом художественного произведения.
Опыт апробирован в течение двух лет на базе Кутушинской основной школы Курманаевского района.
Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами. Основная задача учителя-словесника состоит в том, чтобы научить воспринимать слово в художественном тексте и видеть его изобразительную и оценочную функцию, понимать единство языка и мысли, осознавать, что в строе речи, лексики, стилистических фигурах выражается авторское отношение. Решить эту задачу помогают уроки литературы, на которых при тщательно организованной работе над словом художественного произведения, чтение становится для учащихся и «трудом и творчеством».
С точки зрения нашего опыта наиболее актуальными являются читательские умения:
- умение находить эмоциональный лейтмотив, основную проблему произведения;
- умение определять авторскую позицию;
- умение воссоздать в процессе чтения образы, почувствовать их эмоциональную силу;
- умение оправдать слово - образ и определить стилистическую окрашенность его повествования.
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом на уроке: беседа, самостоятельная работа, метод творческого чтения, эвристический и исследовательский, метод «интерпретации», критико-публицистической оценки и литературного поиска.
Палитра урока литературы чрезвычайно многообразна. После подготовки класса к восприятию произведения, приступаем к анализу, наиболее сложному этапу овладения художественным произведением, в процессе которого отводится время для детальной работы над текстом, над отдельными законченными частями или эпизодами. Именно в этот период возникает возможность уделить особое внимание формированию читательских умений учащихся
Привожу фрагменты одного из уроков по изучению повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Для детального анализа текста на уроке, тема которого «Выбор нравственных ценностей как итог жизненного пути героев повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» выделяем следующие эпизоды:
«Первая встреча Андрия с панночкой»
- «Андрий на пути в Запорожскую Сечь»;
- «Андрий в осажденном Дубно»:
- «Последний бой героя и его позорная смерть».
Переходя к этапу текстуального анализа, определяем цели урока:
- посредством работы над словом художественного произведения выявить внутренний мир героев;
- понять, что чувствовал Андрий в разные моменты жизни.
Анализируя первый эпизод, семиклассники определяют его границы, выявляют в тексте слова и выражения, с помощью которых автор передаёт своё отношение к изображаемому. Учащиеся выписывают фразу из текста: «Молодой бурсак ... с безумной смелостью схватил он мощною рукою своею за заднее колесо…» Приходим к выводу, что парадоксально само выражение «безумная смелость», приведшая к тому, что Андрий «шлёпнулся лицом в грязь». Выявляем, почему автор использовал это выражение.(Работа над языковыми средствами).
Работа над словом помогает сделать вывод: уже с первых страниц автор иронизирует над героем (будущий казак Запорожской Сечи не упал, а шлёпнулся в грязь лицом, подвергая себя «звонкому девическому смеху», что немыслимо для казака).
Далее выделяем фразу, выявляя опорные слова: «обтирая с лица своего грязь, которую ещё больше замазался, «дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу».
Пытаемся решить вопрос: с какой целью Гоголь повторяет слово «грязь» в обрисовке своего героя? Приходим к выводу: уже с первых страниц автор показывает нравственное падение героя, которое подтверждается всем ходом повести.
Учащиеся находят подтверждения своим мыслям: «со свойственной бурсакам смелостью пробрался прямо в спальню красавицы », «он представлял смешную фигуру», «она велела ему спрятаться под кровать».
Задается вопрос: Почему Андрий, мечтающий о подвигах, попадает в такие ситуации? (Живет и действует по зову своих чувств, не задумываясь о последствиях.)
При анализе эпизода «Андрий на пути в Запорожскую Сечь» выделяем опорные слова: «Старый Тарас думал о давнем», «Остап был тронут слезами старой матери», а мысли Андрия – о «панночке»
Почему автор делает такое сопоставление, ведь Тарас с сыновьями отправляется в Запорожскую Сечь для защиты родины, христианской веры, а Андрий думает не о родине, не о матери, не о товарищах, что и составляет понятие отчизны, ради чего он идет в Сечь, а думает об иноверке?
Дети приходят к выводу: Андрий вновь следует своим чувствам, а значит, эгоистичен по своей натуре. Подтверждение своим мыслям они находят в следующих выражениях: «Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего», «Отчизна моя – ты!.. И все, что ни есть продам, отдам, погублю за такую отчизну!»(работа над словом )
Делаем вывод: в этом эпизоде продолжается нравственное падение героя, что подтверждает сам автор: «И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства».
Плодотворно идет работа над эпизодом, рисующим последний бой и позорную гибель Андрия. Выделяем опорные слова: «понесся витязь всех богаче, всех красивее, понесся, как молодой борзый пес, красивейший, быстрейший и молодейший в стае, полетел за казаками, не глядя назад, ничего не видя…», «затрясся он веем телом и вдруг стал бледен», «стоял, утупивши в землю очи», «был безответен», «покорно, как ребенок, слез с коня».
В последние минуты своей жизни Андрий живет по зову своих чувств, что и приводит его к предательству. Автор сравнивает его с молодым псом. И смерть ему уготована тоже позорная.
Задаю вопрос: «Какие чувства возникают у вас при чтении строк, рисующих последние минуты жизни Андрия?»
Дети высказывают мысль о том, что в какой-то мере жаль этого героя, в это нас убеждают авторские строки. (Вновь идет работа над словом.)
Последние слова о герое звучат так: «Пропал, бесславно, как подлая собака!»
Вновь сравнение, подтверждающее выбор нравственных ценностей героя, мелкий эгоизм, приведший Андрия к предательству. И как итог этого – позорная смерть с мыслью о панночке и полное забвение в веках.
Работа над словом художественного произведения дает возможность развивать творческие способности учащихся, вовлекать их в поисковую исследовательскую деятельность. При проведении таких уроков используются опорные конспекты, проблемные задания, которые активизируют внимание, развивают мышление (определение ключевых слов в тексте, завершение описания героев в соответствии с пониманием авторского замысла и своими представлениями о жизни и судьбах человека; подбор синонимов к выделенным словам с целью обоснования уместности, точности авторского словоупотребления)
Все уроки словесности убеждают в следующем: при тщательной организованной работе над словом художественного произведения, когда чтение превращается «в труд и творчество», в ходе которого учащиеся могут оценить эстетически художественное произведение, наблюдается формирование читательских умений учащихся.
Результативность опыта.
Многоаспектная работа с текстом позволяет достичь определенных результатов:
- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения литературы;
- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
- учащиеся добиваются реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах
- улучшились результаты ГИА.
Адресная направленность опыта.
Представленный опыт охватывает единую систему «урок - внеклассная работа» с 5 по 11 классы.
Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Данный подход в работе с текстом
- применим как на отдельно взятом уроке литературы, так и в системе уроков,
- необходим на уроках в средних и старших классах;
- уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе;
Работа по распространению опыта.
В ходе работы над темой выступала с докладами на районных семинарах учителей русского языка и литературы, давала открытые уроки в рамках районных семинаров, школьного методических объединений. Результаты исследования обсуждались на заседаниях методических объединений учителей-словесников
Некоторые материалы были направлены на районный конкурс методических разработок «БРИз» в номинации «Дидактический материал». С методическими материалами, разработанными мной, можно познакомиться на школьном сайте.
Достарыңызбен бөлісу: |