Хайдеггера одни называют пророком, другие величайшим философом 20-го века, третьи говорят о нем как о некоронованном короле философии. Его «Бытие и Время» считается лучшим философским трудом прошедшего столетия. Поэтому понять такого философа, более того писать о нем что либо для меня является сверхзадачей, но я попытаюсь, как герой Джека Николсона в том самом фильме.
Хайдеггер, на мой взгляд, в этом своем произведении хочет найти ответы на такие вопросы как: Что такое бытие? Как и в каких формах, оно проявляется? Как вообще люди или вещи бытийствуют? Кем являюсь я, в моем вот, и т.д.
По Хайдеггеру бытие всегда есть бытие в чем либо: в чаши, в человеке. Для Хайдеггера бытие одновременно есть Ничто и нечто, пустота и сверхсущее. Ничто это что то транцендентальное, потустороннее, за сущее.
До Хайдеггера философы говорили только о зеркальности бытии, т.е. чаша есть чаша, потому что я ее вижу, воспринимаю, пользуюсь ею и т.д. Но Хайдеггер говорит, что это не совсем так, и что наука испортила наше представление о бытии. Наука для него не мыслит. Он пишет, что чаша есть чаша в том, как она вот сейчас есть, в том, как она чашствует. Чашечность чаши не зависит от чего либо.
Бытие никогда не является в чистом виде, к нему нужно прийти. Бытие с одной стороны наиболее самопонятное, но в то же время наиболее скрытое от нас, потаенное.
Чаша собирает в себе (вещь – “вече” - “thing” –собрание) землю, неба, смертных и божеств. Земля, небо, смертные и божества едины друг с другом, каждый из них содержит и отражает остальных. Вот в этом взаимовручении они бытийствуют. И такая зеркальная игра неба, земли, смертных и божеств называется миром.
Человек живя, экзистенционируя, достигнет мира, достигнет сущего и этим проявляется его бытие. Человек для Хайдеггера заброшен (мы ничего не выбираем: ни семью, ни пол, ни цвет кожи и т.д.) (Для римлян собрание и обсуждение того что задевает это res, в этом же смысле они употребляют causa – падение). Личность - направленное бытие к смерти. Смерть нечто большее, чем смерть, которую мы представляем. Человечность человека проявляется не в том, что он разумен, а в том, что он смертен.
Достарыңызбен бөлісу: |