Барабонин Сергей Юрьевич
учитель информатики и ИКТ
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №59
с углубленным изучением предметов»
Заводского района г.Саратова.
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ.
С 2007 учебного года согласно БУП 2004 в МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением предметов» в девятых классах началось изучение курса информатики и ИКТ. Особенностью изучения курса стало то, что данный курс ранее учащимися не изучался и все изучение информатики на базовом уровне основной школы пришлось изучать в течении одного года по два часа в неделю.
Так же особенностью преподавания курса информатики в школе является то, на данный момент большинство учащихся имеет дома компьютер, а некоторые, даже несколько.
Результаты мониторинга учащихся школы
С одной стороны это упрощает работу с учащимися, так как простейшие пользовательские навыки работы на компьютере у детей присутствуют. Но в то же время дома компьютер используется, в основном, для игр, просмотра фильмов, прослушивания музыки. У детей присутствует идеализация компьютера, «компьютер может все», нет четкого представления о том, что компьютер выполняет только программу, и от того как она составлена зависит работа компьютера.
С целью развенчания у детей представления о «всемогуществе», компьютера при изучении темы «Алгоритмизации» упор делался на самостоятельную разработку программ учащихся, с той целью, чтобы они прочувствовали, что «правильность» работы компьютера зависит от того, как составлена программа.
При изучении темы «Основы алгоритмизации и объектно ориентированного программирования» упор делался на программирование реальных моделей, с которыми учащимся приходилось сталкиваться в жизни или на других уроках в школе.
Преподавание велось по УМК Н. Угриновича «Информатика 9. Базовый курс». Программное обеспечение Microsoft 2008 Express Edition скачанное с официального сайта Microsoft.
Среда программирования Visual Basic выбрана из-за отсутствия проблемы с лицензированием, доступности освоения учащимися с разной степенью подготовки, доступности программного обеспечения, развитой справочной системы.
Рассмотрим пример одного проекта, выполняемого учащимися - «Значение числа π».
Данный проект позволяет познакомить учащихся с простейшим программированием, графическими возможностями в среде Visual Basic, вспомнить сведения из курса математики, теории вероятностей, что позволяет снять дополнительную нагрузку с учащихся в ходе интеграции курса информатики с другими предметами.
Проект «Значение числа π» заключается в наглядном определении значения числа, методом Монте Карло.
Число π определяем как отношение числа случайно попавших точек в квадрат и вписанный в него круг.
При построении математической модели задачи вспоминаем формулы вычисления площадей квадрата и круга.
Sкв=R2 и Sкр=(2R)2
Отношение Sкв/ Sкр равно отношению случайно попавших точек Nкв/Nкр.
Тогда π=4·Nкр / Nкв.
Построенная математическая модель реализуется с помощью формы, позволяющей задавать количество случайных точек и наглядно отображать их положение на экране.
Модель позволяет изучить генератор случайных чисел, условный оператор, оператор цикла, ввод и вывод данных, компьютерную систему координат, компьютерную графику.
|
Исходная форма проекта
|
Текст программы приведен ниже.
Public Class Form1
Dim n, i, s, ix, iy As Integer, p, x, y As Single
Dim Graph1 As Graphics
Dim Pen1 As New Pen(Color.Blue, 3)
Dim DrawFont As New Font("Arial", 10)
Dim DrawBrash As New SolidBrush(Color.Black)
Private Sub Button2_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button2.Click
n = Val(TextBox1.Text)
s = 0
Randomize()
For Me.i = 1 To n
x = Rnd() * 2 - 1
y = Rnd() * 2 - 1
If x ^ 2 + y ^ 2 <= 1 Then s = s + 1
ix = Int(x * 130 + 150)
iy = Int(y * 130 + 150)
Pen1.Color = Color.Green
Graph1.DrawEllipse(Pen1, ix - 1, iy + 1, 2, 2)
Next i
Pen1.Color = Color.Blue
Graph1.DrawLine(Pen1, 20, 150, 280, 150)
Graph1.DrawLine(Pen1, 150, 20, 150, 280)
Graph1.DrawRectangle(Pen1, 20, 20, 260, 260)
Graph1.DrawEllipse(Pen1, 20, 20, 260, 260)
p = 4 * s / n
TextBox2.Text = p
TextBox3.Text = Math.Abs(p - 3.141592)
End Sub
Private Sub Button1_Click_1(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button1.Click
TextBox2.Text = ""
TextBox3.Text = ""
Graph1 = Me.PictureBox1.CreateGraphics()
Graph1.Clear(Color.White)
Graph1.DrawLine(Pen1, 20, 150, 280, 150)
Graph1.DrawLine(Pen1, 150, 20, 150, 280)
Graph1.DrawString("Y", DrawFont, Brushes.Black, 155, 5)
Graph1.DrawString("X", DrawFont, Brushes.Black, 285, 135)
Graph1.DrawString("0", DrawFont, Brushes.Black, 135, 155)
Graph1.DrawString("1", DrawFont, Brushes.Black, 135, 5)
Graph1.DrawString("1", DrawFont, Brushes.Black, 285, 155)
Graph1.DrawString("-1", DrawFont, Brushes.Black, 5, 155)
Graph1.DrawString("-1", DrawFont, Brushes.Black, 135, 285)
Graph1.DrawRectangle(Pen1, 20, 20, 260, 260)
Graph1.DrawEllipse(Pen1, 20, 20, 260, 260)
End Sub
Private Sub Form1_Load(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles MyBase.Load
End Sub
End Class
Р еализованный проект позволяет выполнить экспериментальную работу по определению числа π, задавая различные значения количества случайных точек, сделать вывод о точности полученного значения числа π.
N
|
π
|
∆π
|
10
|
3,6
|
0,458407904
|
100
|
3
|
0,141592
|
1000
|
3,084
|
0,057591889
|
10000
|
3,1364
|
0,005192015
|
100000
|
3,14088
|
0,000711892
|
1000000
|
3,140996
|
0,000596020
|
10000000
|
3,141694
|
0,000102307
|
Таким образом, реализация имитационной модели позволяет усвоить учащимися важность правильно составленной программы для корректной работы компьютера.
Проекты, выполненные учащимися 9-х классов.
Реализуя свои проекты, учащиеся глубже осознают возможности метода ООП, используя подключаемые библиотеки, понимают, что они тоже написаны, как и все программы, людьми, а людям свойственно ошибаться. Таким образом, у детей исчезает склонность к идеализации компьютера, они начинают понимать, что сделать и отладить хорошую программу довольно сложно, начинают уважать труд разработчиков программного обеспечения.
Источники информации.
А.П. Грачева. Методика обучения информатики в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.: Российская академия образования, 2007.
Л.И. Бирюков. Моделирование физических задач в среде Visual Basic. http://files.1september.ru/festival/articles/500270.html.
Д.В. Алексеев. Компьютерное моделирование физических задач в Microsoft Visual Basic, "Солон-пресс", 2004.
Основы программирования на примере Visual Basic.Net. Методическое пособие для учителя. М.: Бином. Лаболатория знаний, 2007.
Достарыңызбен бөлісу: |