Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования администрации муниципального района Аскинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа д.Карткисяк
История деревни Карткисяк
Исследовательская работа
ученицы 9 класса,
члена Малой академии учащихся,
МБОУ СОШ д. Карткисяк
МР Аскинский район РБ
Гареевой Розалии Ахатовны
Научный руководитель:учитель истории и культуры Башкортостана,
Абрарова Ильмира Хальфатовна
Карткисяк-2014
Тезис
Название работы: История деревни Карткисяк
ФИО автора: Гареева Розалия Ахатовна ,9 класс,
МБОУ СОШ д. Карткисяк,МР Аскинский район РБ
ФИО научного руководителя: Абрарова Ильмира Хальфатовна
Введение - изучение истории, топонимики деревни, составление
визитной карточки, исследование родного края.
Методы работы – изучение архивных материалов ЦГИА РБ, района,
встречи с ветеранами, краеведами, старожилами, сбор
воспоминаний, документов, материалов о знаменитых людях
села, переписка, фотографирование, оформление альбомов о
топонимике, мастерах, поэтах села, сбор экспонатов для
школьного музея.
Результат - собран богатый материал.
Сегодня все школьники, учителя, население заинтересованы в
изучение истории деревни. Проведены встречи в честь
300- летия села 26 июня 2004 года, 80- летия школы –
26 июня 2004 года,
1июля2006года-праздник Шежере,27июня2009года-
праздник «Здравствуйте, односельчане!» и Шежере байрам
Выводы - работая по изучению истории села, родного края мы
раскрываем много талантов: среди учащихся, учителей,
населения; проводятся много праздников; мы рады, что
можем оставить потомкам свою историю, помогаем
раскрытию талантов. Наши учащиеся призеры многих
районных и республиканских конкурсов и соревнований.
Рекомендации – продолжить изучение истории, топонимики края,
родословных, выявление и развитие талантов,
способствовать улучшению жизни людей и
благоустройству села.
Содержание
Введение.
Основная часть.
-
Происхождение и жизнь деревни до 1917 года
-
Годы Октябрьской революции и гражданской войны.
-
Годы коллективизации.
-
Довоенные годы.
-
Годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
-
Послевоенные годы.
Заключение.
Список источников и использованной литературы.
Приложения:
№ 1 – Визитная карточка школы
№ 2 – Визитная карточка деревни Карткисяк
№ 3 – Топонимика деревни Карткисяк
№ 4– Известные люди деревни Карткисяк
№ 5 – В разные годы председателями колхоза работали
№ 6 – В Карткисяке в 1970-х годах было…
Введение
У каждого человека есть своя малая Родина – город, посёлок, село. Любовь к родному краю позволяет обратить внимание на природу, хозяйство, историю, культуру села, что позволяет задуматься человеку о разумном использовании природных богатств, формировать потребность бережного отношения к культурному наследию своего края.
Знать свои корни, традиции, помнить жизнь и быт предков - вот задача нашего и последующих поколений. Память должна быть непрерывной. От деда к отцу, от отца к сыну. И еще не поздно восстановить пробелы в истории нашего края, села. Свою исследовательскую работу мы и посвятили этому. Работу пришлось собирать по крупицам, но это было очень интересно, и мне кажется, что я сделала нужное дело и для наших потомков. В работе отражены интересные, ранее неизвестные страницы по истории возникновения деревни Карткисяк.
Тема. Выбор темы исследовательской работы «История деревни Карткисяк» непосредственно связан с моим личным интересом к истории села.
Актуальность:. Знание истории своего края имеет большое значение. Это дает возможность конкретно, на примерах своего села усвоить причины происходивших событий в минувшем. Интерес и тяга к знанию истории своего края все больше возрастает.
Все это приводит к хорошему усвоению школьного курса истории, создает возможность практически связать изучение истории с жизнью. Поэтому исторические события становятся более понятными, знания более прочными.
Таким образом, научное изучение истории деревни Карткисяк в настоящее время весьма актуально и востребовано обществом.
Задачи исследовательской работы
1. Использовать в работе материалы по истории деревни Карткисяк, дополнить новыми материалами по топонимике деревни под руководством учителя истории и культуры Башкортостана, Абраровой Ильмиры Хальфатовны.
2. Встретиться со старожилами, краеведами, ветеранами деревни и записать их воспоминания.
3. Дополнить собранными материалами школьный краеведческий музей.
4.Использовать материалы при издании книги об Аскинском районе.
Цель исследовательской работы
1. Изучить историю и топонимику деревни Карткисяк.
2. Сбор легенд, преданий по топонимике деревни.
3. Сбор воспоминаний старожилов, краеведов, ветеранов.
4. Оформление альбомов, стендов, раскладушек.
5. Составление визитной карточки деревни Карткисяк и школы.
6. Оставить потомкам историю деревни.
Новизна исследовательской работы
Новизна работы заключается в том, что впервые собраны и обобщены материалы по топонимике деревни Карткисяк.
Объект исследования
Объектом данного исследования является родная деревня, её происхождение , топонимика деревни.
Предметом данного исследования является история развития деревни Карткисяк, жизнь и деятельность односельчан с момента происхождения деревни по настоящее время, легенды и предания по топонимике.
Источники: письменные (газеты, журналы, литература), изобразительные (фотографии, рисунки), вещественные, устные (беседа, интервью).
Данный материал может быть использован на уроках, во внеклассной работе при изучении истории родного края и при издании книги о районе.
«Пора нам бросить старую лень
и убийственное равнодушие к
стране, где живем, время заняться
изучением её и описыванием
во всех отношениях»
В.С.Юматов
1. Происхождение и жизнь деревни до 1917 года
Деревня Карткисяк расположена в очень удобном и красивом в природном отношении месте: с севера высокая гора, защищающая деревню от холодных ветров в зимнюю стужу, внизу под горой течет река Аскиш с многочисленными холодными родниками - источниками воды, за горой липовый лес и озера Карагатлы, Таугыкуль, Усманкуль. Именно поэтому наши предки, выбирая место расположения деревни, обосновались здесь. Точной даты основания нашей деревни неизвестно. Воспоминания старожилов охватывают период порядка 300 лет. Возможно, первые переселенцы появились в наших краях в конце I6 начале I7 столетий. По одному из старинных документов о купле – продажи земли между башкирами и типтярями упоминается год I704.
Этот год мы условно называем годом основания деревни Карткисяк. Уроженец Карткисяка Нургалиев Маулим Нургалиевич, I9I4 года рождения, происхождение названия деревни объясняет следующим образом. Первым переселенцем был Карт (старик) со своей семьей. У него было два сына и дочь. Стремясь охватить как можно больше свободной в то время земли, Карт расселил своих детей в разных местах региона. Старшего сына Усмана он поселил возле озера за горой, это озеро сейчас называется Усманкуль. Младшего сына Утэкея Карт поселил у озера с юго-западной стороны деревни. Это озеро сейчас называется Утэкейкуль. Дочь Марьям со своей семьей поселилась севернее деревни так же возле озера, впоследствии это озеро стало называться Марьямкуль. Сам Карт поселился на берегу Аскиша рядом с родником (Соленый родник). Рядом с ним начали селиться и другие переселенцы, в результате чего в этом районе и образовалась деревня. Это место называется иске авыл (старая деревня).
Приведем архивные данные о развитии деревни:
Годы
Кол-
во(об.
пола)
|
1795
|
1816
|
1834
|
1858
|
1870
|
1896
|
1906
|
1920
|
Карткисяк
башкир
дворов
|
295
18
|
170
23
|
281
54
|
486
65
|
524
70
|
723
123
|
746
150
|
885
167
|
Название деревень, основанных племенами башкир Балыксы, которые жили возле реки Ык, приводит, по архивным данным, житель деревни Султанбек Шагиян Минигалиев. В этом списке есть и деревня Карткисяк. Южнее деревни был могильник, видны были могильные камни и изгороди. Название деревни – Карткисяк образовалось от прозвища первого переселенца. К первопоселенцу дети обращались, называя его «карт» - старик. Все занятые членами его семьи земли назывались участками, долями – кисяк. Там, где обосновался первопоселенец, возникло поселение под названием Карткисяк, то есть участок, доля старика. Это, безусловно, народное толкование названия деревни. В этом есть доля истины. Но топономисты об этом должны сказать свое слово.
После того, как Карт упрочил свое положение, закрепил с помощью детей свои земли, они вернулись к отцу, построили свои дома.
Узнав, что здесь есть еще пустые, незанятые земли, сюда переселяются башкиры Арыкбай, Суманай и Бики. Их потомков называют арыкбаи и суманаи.
Шежере является важным источником по истории башкирского народа. Шежере (родословные) – письменные документы, в которые люди записывали перечень кровнородственных поколений по мужской линии. Он является своего рода летописью народа, одним из самых распространенных видов исторических документов. Один из таких исторических документов-родословную рода Арыкбай я обнаружила в 2002 году в семье Хузиева Рафината Янахматовича. Эту родословную передал отцу Рафината Янахмату Хузиеву Валиев Гилмулла. Он жил в Казахстане. Родословная составлена до двенадцатого поколения. Мы изучили эту родословную с детьми Хузиевых. Они дополнили. В 2003 году в районной газете была напечатана статья ученицы 10 класса Хузиевой Гульчачак. В 2005 году Хузиева Диля участвовала в республиканской исследовательско-краеведческой конференции участников туристско- краеведческого движения «Дорогами Отечества». В номинации «Моя родословная» она заняла 2 место. 1 июля 2006 года на празднике Шежере семья Хузиевых представляла род Арыкбай. Одним из первых в деревне родословную своей семьи составил мой дед Гареев Хальфат Габдрахманович. Несколько раз он ездил в ЦГИА РБ. На празднике они представляли род Туйыш. Сегодня уже в деревне имеются много родословных, составленных взрослыми и детьми.
В книге «Атайсал» Азата Камалова и Фирюзы Камаловой я прочитала и узнала много интересного о происхождении нашей деревни. (До этого мы знали только легенду о происхождении нашей деревни, которую приводил, по версии жителя нашей деревни Нургалиева Маулима Нургалиевича, А.Асфандияров в своей четвертой книге «История сел и деревень Башкортостана»).
Оказывается, у башкир слово «кисяк» означал род, племя, родовое подразделение». А значение слова «карт» -«оло, зур-старый, большой». Карткисяк - это значит «Оло ырыу, оло , оло зат» - «Старый большой род, родовое подразделение». Из книги «Атайсал» приведу таблицу:
Название/Признаки
|
Племя
|
Род
|
Родовые подразделения
|
Знаки
|
Карткисяк
|
Су-танып, ун
|
Уфа-танып,
с-ун байкы
|
Арыкбай, су- манай, манди, алый,калмырза
|
|
Несколько позже сюда приезжают 14 семей типтяр. Это: Хазиахмат, Габдинур, Фазлинур, Валиулла, Фасхетдин, Ахматдин, Галим, Уелдан, Талип, Гайнетдин и др. Они купили земли у башкир и образовали отдельную улицу около реки Аскиш, т.е. на востоке деревни. Эта улица и сейчас называется в народе улица Типтяр. Деревня растет с каждым годом.
Потомками первых переселенцев были основаны еще новые деревни, такие как Янкисяк, Хатмулла, Новый Карткисяк, Ярмакай, Давлятово, Абдал. Так же очень много карткисяковцев в деревнях Новое Кара, Кигазы и др. Следует, что при формировании населения этих аулов участвовали башкиры-одноволощане Уфа-таныпцы коренных деревень Карткисяк, Кигазы и Кубиязы.
Выходцы из деревни Карткисяк по национальности считаются башкирами. О происхождении балыкчинцев имеются некоторые сведения. Сами они связывают происхождение предков с районами Алтая и Южной Сибири.
В разговорном языке аскинских башкир присутствуют те же специфические фонетические комплексы согласных, которые диалектологи отмечают у западных катайцев на Инзере с переходом этих особенностей на говор части западно-табынских родов. Эти моменты подразумевают этническую и территориальную близость, и даже родство в прошлом балыкчинцев и катайцев, в составе последних первые проникли в Приуралье и на современную территорию их расселения.
В нашем Аскинском районе живут племена Балыксы, башкиры Балыкчинской, Кыр-Таныпской, Су-Таныпской, Сунларской волости. Наша деревня входила в часть Уфа-Таныпской и Балыкчинской волости.
О происхождении балыкчинцев имеются следующие сведения. В начале они жили на Западе Башкортостана, возле реки Ык. Лишь в XVI – XVII вв. балыкчинцы начали переселяться в наши края.
Деревня Карткисяк при реке Аскиш очень слабо обеспечена опубликовочными источниками. В деревне была мечеть. В 1870 году при мечети имелось «училище», которое через 26 лет названо «башкирской школой». В списке мусульманского духовенства за 1911 год имеется имам-хатипа мечети Суфияра Ахмадиярова.
О земледелии небольшая информация: в 1843 году на 281 человека было засеяно 728 пудов озимого и 880 пудов ярового хлеба, то есть по 5,7 пудов на каждого из них. При деревне была мельница.
По архивным данным ЦГИА РБ деревня Карткисяк в 1877 году относилась Байкибашевской волости Бирского уезда Уфимской губернии.
На протяжении веков карткисяковцы занимались скотоводством, рыболовством, бортничеством, пчеловодством и другими занятиями, пригодными в их жизни.
В те времена народ жил в очень трудных условиях. В домах у крестьян вместо клеенок на столе были скатерти из конопли, деревянные скамейки, для всей семьи были лишь несколько подушек и матрацев также из конопли.
Карткисяковцы часто отдавали свои земельные угодья в аренду другим крестьянам. В 1830 году для пастьбы скота и рубки дров отдали земли и лесной участок в объеме 250 десятин государственным крестьянам деревни Королево сроком на 10 лет. Для тех же целей через 3 года сроком на 5 лет они же отдали крестьянам д. Куяштыр Василию Овчинникову и Моисею Запивалову 315 десятин земли(Асфандияров А.З. «История сёл и деревень Башкортостана», книга четвёртая,с.197)
До 1917 года русский боярин Зуев заводит дружбу с зажиточными карткисяковцами, дарит им разные дорогие подарки и начинает охранять прилежащие к деревне леса. Вскоре Зуев превращается в законного хозяина этого леса. В лесу он строит огромный дом, разводит собак для охраны своих богатств. Через несколько лет в семи домах живут родственники, дети и слуги Зуева.
Его территория располагалась около деревень Аскиш и Тегерменево (Караидельский район), которую окружали красивые леса. Местные жители это место называют лесом Сыбы.
На реке Аскиш дед Гумар построил свою небольшую мельницу, ему помогал его сын Усман. Так же в деревне был магазин. Туда Фасхетдин и Хазиахмат привозили разные товары и продавали их. Нурмухамат Гайсин, Гадельша Юнысов, Аслям Бурханов, Зарифулла Галимов работали у богатых наемными работниками. Они присматривали за скотом, пасли их, делали все черные работы богатых, а за это получали продукты питания, одежду. По вечерам девушки и женщины пряли пряжу, занимались ткачеством, а мужчины плели лапти. Богатые надевали валенки и тулупы, а бедные – лапти.
О жизни богатых и бедных в деревне сложились легенды. Мы изучили и записали много легенд. Вот одна из них. Иногда бедняки, не вытерпев притеснений, унижений со стороны богатых, убегали в леса. Недалеко от деревни, на горе, покрытой лесами, жил беглец Фасхетдин. По вечерам он пел задушевные песни, играл на курае о своей тяжёлой судьбе… Эта гора сейчас называется гора Фасхетдин. Эту легенду рассказал мне мой отец Галимов Мавлимьян Галимович, 1924 года рождения. Он был краеведом, сельским корреспондентом, изучал историю деревни, оставил свои записи, воспоминания. Здесь приводятся и его записи, воспоминания. При изучении истории деревни я записала также воспоминания жителей нашей деревни Ахметзянова Файзельгаяна Ахметзяновича, Галиева Рахимьяна Галиевича, Галимова Зарифуллы Галимовича, Набиуллина Абделхая Набиулловича, Набиуллина Амирьяна Набиулловича, Хаматова Ахматгале Миннемухаметовича, Шафиковой Тагиры, Исмаевой Хамдии Набиулловны, Гимазовой Асии Зиевны, Гареева Хальфата Габдрахмановича и др.
Деревня Карткисяк со всех сторон покрыта густыми лесами, полноводными озерами. Реку Аскиш питают незамерзающие ключи. В старину наша деревня раскинулась более на 40-50 км.
Из истории соседней деревни: «Деревня Куяштыр основана в 1770 году. Его первыми поселенцами были выходцы из Пермьской губернии Кунгурского уезда. До 1809 года они жили, платив налоги, и только потом купили у карткисяковцев 5335 аршин и 590 сажен земли…» (из статьи краеведа Губанова в районной газете)
2. Годы Октябрьской революции и Гражданской войны.
О победе Великой Октябрьской революции в Петрограде жители Карткисяка узнают поздно, так как не было ни радио, а газеты получали очень редко.
В стране идет гражданская война.… В деревне часто появляются белые, они грабят население. «Запрягав свою лошадь, меня белые заставили отвезти обоз до станции», – рассказывал Набиулла Валиев. Около поселка Алмаз он стал очевидцем страшной картины: десятки красных были страшно казнены и повешены.
Советская власть в Карткисяке окончательно установилась в 1918 -1919 годах.
Бурные, огненные годы тех времен хранятся и в истории моей деревни, моей семьи. И еще живы потомки тех, кто мечтал о новой жизни, сражался, пал во имя светлого будущего. Улица, на которой живет Гимазова Асия Зиевна, раньше называлась улицей Партизан. Ее история уходит в те далекие времена.
В 1930 годы в нашей деревне образован колхоз имени Садыкова.
А кто же он Садыков?
По рассказам учителя – ветерана Гимазовой Асии Зиевны о своих предках, Гимазетдин Садыкович Садыков родился в деревне Янбарис Янаульского района. В Карткисяк он приехал до революции, женился, стал муллой. Знал русский язык, знакомился с русскими, революционерами. Первым в деревне объяснял народу значения слов «Ленин», «Совет», «Революция».
А однажды он предупредил красного командира Деткина об опасности и тем самым спас ему жизнь. (Об этом написано также в книге «Аскинский район»Т.З.Якупова). За это и за его революционную деятельность Садыкова Гимазетдина схватили белые и бросили в тюрьму. В Аскинской тюрьме (ныне РДК), как позже рассказал его друг Алексей, его избивали кирпичами, издевались, отрубили пальцы, а потом Гимазетдина, вместе с ним еще 13 человек(среди них была одна женщина) отвезли в сторону деревни Кубияз и бросили в яму. Всех расстреляли. Их тела перезахоронены на братской могиле в парке возле Районного Дома Культуры. В сентябре 1918 года в Аскино вступил отряд Блюхера. Жене Садыкова дали партизанскую книжку.
Старший сын Гимазетдина Садыкова Мухутдин учился в Уфимском медресе «Галия». Мухутдин два раза встречался с Лениным и говорил: «Кто хоть раз увидел Ленина, никогда не свернет с его пути». Однажды в Екатеринбурге у себя дома спрятала его от преследователей дочь одного фабриканта. Потом он женился на ней. Мухутдин – комиссар, а жена его была санитаркой.
Мухутдин Садыков работал в военкомате, а потом в Уфе. В 1937 году чуть не попал в репрессию. Умер он в 1946 году. Похоронен в д. Новый Карткисяк.
Младший сын Гимазетдина Фаухетдин тоже участвует в революции. За революционную деятельность он вместе с отцом сидел в тюрьме. Его, с ним еще Юнысова Юсупа, Ахметзянова Нигматзяна освободили красные.
В то время неспокойно было и в деревне. Когда Фаухетдин появился в деревне, его снова хотели схватить, но он успел скрыться.
Во время гражданской войны Фаухетдин Садыков вместе с Мухутдином и его женой Милей дошли до Царицына. Они помогали раненым. Фаухетдин возил обоз. Однажды, недалеко от его обоза с ранеными, взорвался снаряд. Фаухетдин погиб. Погиб за новую жизнь.
И так, история моей деревни, судьбы наших односельчан неразрывно связаны с историей нашей Родины.
Карткисяковцы с первых дней создания Красной Армии достойно служат Родине. Первыми, кто служил в рядах Красной Армии, были: Фазлыев Агалям, Зайнуллин Гайнел, Сахабтдинов Исламетдин, Гильфанов Хаким, Галяутдинов Агзам, Мухаметдинов Халимулла и Латыпов Ислам. Служили они пять лет.
29 октября 1918 года – возник РКСМ (с1926 года ВЛКСМ). В Карткисяке комсомольская организация создается в 1924 году под руководством Мухитова Мугелтдина. Он так же создал в деревне первый театр. В театре играли первые комсомольцы: Ягафар и Нафиса Нагретдиновы, Галимов Файзелгаян, Шаяхметов Суфиахмат, Гильфанов Давлет, Юнысов Гадельша, Зиянгиров Шайхинур и др.
Из общественных зданий были: мечеть, медресе и пожарный сарай. Не было рабочего места даже у старшины.
До Октябрьской революции местные органы царской власти не выделяли деньги для строительства школ.
Страшный голод 1921 года не обошел и нашу деревню. Например, семья Нажметдина из пяти человек - все умерли с голоду. Их похоронили прямо во дворе . Об этом рассказала Тагира апа Шафикова. Это во дворе её дома похоронены эти люди.
Медицинское обслуживание населения было слабым. Многие люди умерли от тифа, краснухи и других болезней.
3. Годы коллективизации
1930 – 1931 годы – коллективизация в деревне. Создание первого колхоза. Начало активизации деятельности комсомольской ячейки.
Зажиточные крестьяне подверглись раскулачиванию. Это: Гарейхан, Сулейман, Халил, Гайнельян, Адият, мулла Суфияр, Минлекай, Хурмат, Миннемухамат и Имам. Политика государства по отношению таких людей была ошибкой, так как они составляли лицо деревни, своим трудом, потом нажили свое добро. Например, Суфияр мулла имел 10 детей, и еще одного усыновил. Его и Миннимухамета выгнали из дома. У Хурмата, Имама, Адията отобрали по одному дому. Дом, в котором сейчас находится контора фермерского хозяйства Абрарова и есть один из таких конфискованных домов. (Адыеву Агзаму государство выделило компенсацию за этот дом, после реабилитации.) Колхоз в нашей деревне создавался в очень тяжелых условиях. Первые комсомольцы Г. Ахматгалиев, Г. и А. Юнысовы, Ф. и З. Галимовы, З. Имамов, Х. Набиуллин, Г. Вахитов вели агитацию среди населения. Первыми в колхоз вступили бедняки и батраки: Минхазетдинов Б., Фазлыяхметов И., Насретдинов М., Гайсин Н., Хузиахмет Т. и др.
В честь партизана Красной армии Садыкова Гимазетдина, колхоз назвали именем Садыкова.
Первым председателем колхоза назначают партизана Юнысова Юсупа Юнысовича.
Колхоз получил от государства семена, плуг, грабли. Первая уборка урожая стала большим праздником на селе. Люди стали больше доверять колхозу.
Впервые привезли колхозу 30 коров. Сначала за ними ухаживал у себя в хозяйстве Михазетдин Насретдинов.
Потом были построены свиноводческие и овцеводческие фермы.
Для организации колхозов партия направляет коммунистов. В нашу деревню были направлены: Гилметдинов (из д. Казанчи), Халиков (из д. Казанчи).
Когда началась политика укрупнения колхозов, в 1959 году объединяют колхоз « Садыкова» с колхозом «Ленина», который находился в деревне Куяштыр и образуют колхоз имени Ленина. В этот колхоз входили деревни Карткисяк , Куяндыр, Абдал, Дуванейск. Первым председателем нового колхоза избрали Георгия Мокроусова. В 1989 году колхоз снова делится. В деревне Куяштыр остается колхоз «Ленина», в Карткисяке образуется колхоз «Мир». Председателем колхоза «Мир» избран Исмагзамов Фаниль Хасанович и закреплён 4534 гектара земли (На основании постановления 53-р Совета Министров БАССР от 31 января 1989 года). На основании постановления администрации Аскинского района от 18 декабря 1998 года колхоз «Мир» изменен на «Товарищество на вере «Набиуллин и компания». А с 29 декабря 2001 года хозяйство стало называться МУП «Карткисяк».В связи с банкротством 24 апреля 2007 года ликвидируется (свидетельство серия 02 №005187060, выданное федеральной налоговой службой).
4. Довоенные годы
До 1934 года в деревне жилось очень трудно. С 11 – 12 лет подростки косили траву, ходили на колхозные работы. Люди работали с утра до ночи. Вместо зарплаты получали ложку муки. Особенно трудно было зимой, а летом выживали, собирая ягоды, траву.
В годы войны люди обрабатывали, варили и ели даже шкуры животных.
В 1934 – 1935 годах впервые начали выдавать по 12 – 15 кг зерна. В магазин стали привозить товары (первый велосипед, ткани и т.д.).
В 1935 году собирали хороший урожай, выполнив план по поставке зерна, колхозникам давали по 22 кг зерна. Люди работали с радостью, душой. С 1957 года закончились налоги на мясо, яйца, молоко.
В колхоз привезли первый трактор фарзонской марки. Трактористом работает Мелкозуров Петр из д. Куяштыр. Со временем появляются свои кадры. Первыми трактористами были: Д. Давлетов, Д. Тимергалиев, Х. Шафиков, М. Халилов, Сафетдин, Абзалтдин, Файзельгаян Бурхановы.
Многие из них в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. стали танкистами.
Имамов Зыя открыл в собственном доме библиотеку. Учителя Файзелгаян, Зарифулла Галимовы помогали колхозу во время полевых работ, уборки, заготовки кормов. Файзелгаян Галимов во время обеда играл на скрипке, Шайсултан бабай Сулейманов плясал под эту скрипку.
Так же большие изменения произошли в области образования. В 1800 году образованы мечеть и медресе.
Тяга к знаниям была огромной, в первом классе учились и дети 10 лет и 11 – 13 летние. А по вечерам для взрослых работала школа ликбеза (ликвидации безграмотности).
Хаматов Ахматгале и Халилов Загит, окончив технический курс в Ростове, стали работать преподавателями в Аскинском училище. Нургалиев Маснави, Галиев Рахимьян, получив среднее образование, стали работать учителями в школе.
Председатель колхоза Мухаметдинов Хайрулла был ответственным, требовательным и трудолюбивым человеком. Большим уважением и авторитетом пользовалась председатель сельского совета, коммунист Гимазова Сажида. Так же ответственными работниками были председатель ревизионной комиссии Бурханов Мухаматгаян, бухгалтер – Киямов Кави.
Активно работали комсомольцы Нурлыкаев Х., Тазетдинов Х., Хузиев М., Ахметзянова М., Имамова С., Сафина Ф. и др.
Комсомольская организация состояла из 20 членов. Секретарем был Галимов Мавлимьян Галимович. Руководителями комсомольской организации были Ахунов Гаян, учителя Бердин Мубаряк, Хусаинов Амир, Галимов Зарифулла и др.
Молодежь активно участвовала в художественной самодеятельности, ставили спектакли, концерты. На районном смотре с пьесой М. Файзи «Галиябану» заняли II место. Об артистических способностях карткисяковцев писали в районной газете « Путь социализма».
В колхоз привезли первые уборочные машины: лабогрейка – где работают 3 человека, жнейка – 2 человека.
Не было сушилок, колхозники связывали скошенный хлеб в снопы, затем заскирдовывали.
Хотя медленно, но жизнь в деревне меняется в лучшую сторону: строятся неполная школа, клуб, магазин, медпункт. Первыми фельдшерами были русские девушки. Фельдшерами работали Нигматзянов Ваис Нигматзянович, Байков Вадим, Суфиянова Люция Фарзияновна, Набиуллин Ахат Абдулхаевич и др.
Всюду кипела работала. Днем и ночью работали мои односельчане. Работали все: и подростки, и пожилые, и мужчины, и женщины с грудными детьми. Особенно молодые люди работали в полную силу. Они все верили в светлое будущее, пели веселые песни, плясали и играли.
В деревне много было гармонистов. По вечерам играли гармонь, звучала музыка, смех, танцы. Любимым местом веселья молодежи, встречи влюбленных была гора, которая делит нашу деревню на две части. Оттуда наше село видно как на ладони. Внизу течет река Аскиш. Музыка была слышна на всю деревню. Молодёжь играла в общий круг, пели песни “Наза”, ”Косилка-молотилка”и т. д.
5. Годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
Теплый солнечный летний день. Всюду кипит работа. Слышны песни, веселый смех детей. Бесконечно счастливые дни!
Чтобы навсегда остаться в памяти народной болью и скорбью, наступил 22 июня 1941 года. Началась Великая Отечественная война.
В тот день эта страшная весть облетела молнией всех, кто был на поле, на ферме. Собрали митинг, сообщили народу о начале войны.
Митинг закончила Сажида апа Гимазова правительственным обращением: «Наше дело правое, победа будет за нами…»
Не было ни одного дома, которого не коснулась война. Каждый день проводы, слезы, проводы…
Из нашего района 7500 человек участвовали на фронтах Великой Отечественной войны, из них более 70 – женщины. Они с честью выполнили свой священный долг перед Родиной. Из них 1147-пали смертью храбрых.
Из Карткисяка ушли на фронт 161 человек, из них 73 – не вернулись.
В годы войны из 278 тысяч эвакуированных в Башкортостан, 1300 нашли приют в нашем Аскинском районе. Осенью 1941 года за эвакуированными поехали на лошадях и из нашей деревни в Усть-Байки. Среди эвакуированных были и дети, старики и женщины. Была одна семья поляков. Были двое парней, которых потом забрали в армию. Их тепло встретили и приютили у себя карткисяковцы. Эвакуированные вместе со всеми работали в колхозе.
6. Послевоенные годы
После войны тракторов, сеялок было мало. Сеяли, убирали вручную. Пахали, бороновали лошадьми, быками. Не все посевные земли использовались. Много было недостатков в обработке земли: пахали неглубоко и т.д. Но постепенно стали ввести агротехнические средства: обрабатывать землю золой, навозом и т.д. В итоге стали получать по 30 ц. ржи на 50 -60 га. земли. Сначала трактора были в руках МТС (машинно-тракторных станциях), колхозам давали только во время сезонных работ. Позже колхозы купили трактора, автомашины и другие сельскохозяйственные инвентари у государства.
Первым на своем прицепном комбайне украинский парень Мятяж убрал урожай колхоза.
Колхоз получил сеялки, косилки, молотилки, веялки (мотор 3НД)
В районе строились первые электростанции.
В 1951 году в нашей деревне впервые зажглись «Лампы Ильича», как говорят старожилы. Сколько ручной работы заменило электричество! колхозам
Колхозники колхоза имени Садыкова первым выполнили план по рубке и вывозу леса. Фронтовик Хаматов Васби на своей лошади по кличке «Артист» вывозил по 3 куб. м дерева. Барыев Маснави, Талипов Магруф, Хаматов Афкан внесли большой вклад в это дело.
Свои нормы по рубке леса перевыполнили Исмаев Хайрислам, Шаяхметов Раиль, Сафина Идая, Шамсетдинов Зайнап и др.
Укрупнение колхозов, переход от трудодней к заработной плате был крутым поворотом в колхозной жизни. Сельскохозяйственная техника росла, укрепилась в невиданном размере.
До неузнаваемости изменилась деревня.
В 1967 годах в деревне из общественных зданий было: 8 летняя школа и мастерская, дом быта, магазин, клуб, медпункт.
В сельскохозяйственной бригаде колхоза было: ремонтная мастерская, кузница, дом механизаторов, мельница, деревообрабатывающая мастерская, зерновые склады, пожарное депо, здание животноводов, пасека. С каждым годом увеличивалось число тракторов, комбайнов, машин и т.д.
В корне изменилось лицо деревни: колхозники стали жить в новых, светлых домах. В каждом доме – радио.
В 1973 году впервые в деревне стали смотреть телевизор.
В 1996, 1997 годах на базе нашей школы проведены 2 республиканских семинара по изучению башкирского языка в условиях местного диалекта.
По инициативе Муллахметовой Альфии Фаухиевны в 1997 году в деревне открылась мечеть.
В 2001 году впервые проведена газификация.
Во главе выпускника школы, директора ООО «Автотранс» Нурмухаметова Ильгама Марвановича строятся дороги внутри и вдоль деревни. При поддержке Ильгама Марвановича 21 ноября 2003 года провели в деревне праздник «Каз омасе», а 26 июня 2004 года - праздник «Здравствуйте, односельчане!», 1 июля 2006 года - праздник Шежере, 27 июня 2009 года - праздник «Здравствуйте, односельчане!» с элементами Шежере. Такие праздники способствуют благоустройству деревни, сплочению людей, укреплению связей поколении, изучению истории, своих корней, возрождению народных традиции. Проведение таких праздников были этапами краеведческой программы школы и деятельностью историко-краеведческого кружка «Юный краевед».
Заключение
Исследовательская работа по данной теме раскрыла неизвестные страницы истории нашего края, а именно историческую судьбу нашей деревни. Поэтому считаем цель работы достигнутой. Конечно, еще остается много «белых пятен», загадок, много вопросов. Есть большое поле деятельности для дальнейшего исследования. Мы намерены продолжать свою работу по изучению истории нашей деревни . Своей работой мы внесли посильный вклад .
Будущее поколение должно не только изучать, хранить память о прошлом своей малой родины, но и внести свой вклад в развитии и сохранении деревни.
Список источников и использованной литературы
1. Акманов И.Г. История Башкортостана с древнейших времён до конца 19в. Уфа: Китап, 2005.
2.Асфандияров А.З. История сёл и деревень Башкортостана. Кн.4: Справочная книга.- Уфа: Китап, 1993 (179, 197 с.)
3.Архивные материалы ЦГИА РБ, с.Аскино.
4.Книга «Аскинский район» Якупов Т.З.
5.Записи, воспоминания краеведов, ветеранов, старожилов:
1)Галимова Мавлимьяна Галимовича, 1924 г.р.,
2)Галиева Рахимьяна Галиевича,
3)Ахметзянова Файзельгаяна Ахметзяновича,
4)Галимова Зарифуллы Галимовича,
5)Набиуллина Амирьяна Набиулловича,
6)Набиуллина Абделхая Набиулловича,
7)Гимазовой Асии Зиевны,
8)Гареева Хальфата Габдрахмановича и др.
6.Материалы районных и республиканских газет.
Приложения
Приложение № 1
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ШКОЛЫ-2014
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Карткисяк
муниципального района Аскинский район
Республики Башкортостан
Девиз школы:
«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ!»
История школы
1924 – начальная школа
1939 – семилетняя школа
1960 – восьмилетняя школа
1973 – средняя школа
|
Адрес школы
ул. Центральная 12
Телефон 2 -84-14
|
Администрация школы
Директор – Харисова Лидия Галишановна – 2-83-96
Зам. дир. по УВР – Хузиева Алифа Аляфовна – 2-83-87
Зам. дир. по ВР – Набиуллина Фаниря Мавлиевна – 2 83-78
Количественная информация колич. класс - комплектов -10
количество учащихся – 82
количество учителей – 17
количество работников - 7
имеют высшее образование – 14
|
среднее специальное – 3
имеют высшую категорию - 2
имеют I категорию -15
имеют II категорию – -
из 17 учителей – 11 выпускники школы
|
Материально-техническая база школы
Школа функционирует в двух зданиях 1976, 1972 года постройки:
учебных кабинетов – 12, спортзал, столовая, библиотека, компьютеры
6, трактор ДТ-75, машина ГАЗ- 53, военно-спортивный городок,
пришкольно - опытный участок площадью 1 га, котельная.
Школа газифицирована в 2002 г.
Проведено
2 республиканских семинара по изучению башкирского языка в
условиях местного диалекта: 1996, 1997 гг.
Школа работает над темой:
«Формирование образованной, духовно богатой, физически крепкой и психически здоровой, граждански активной личности с чётко выраженной общественной позицией»
Школьные кружки и секции:
«Юный краевед», «Юный эколог», «Школьный дизайн», «Хазина»,
Секция лыжной подготовки.
Успехи учителей
Заслуженный учитель БАССР – Ахкямова Я.С.
Почетный работник РФ – Харисова Л.Г.
Отличник народного просвещения РФ – Хузиева А.А.
Грант Президента РФ–2007 – Набиуллина Ф.М.
Грант Президента РФ–2009 – Хазимуллина Т.Г.
Отличники образования РБ – Набиуллина Ф.М., Нурлыева З.Х., Харисова Л.Г., Хазимуллина Т.Г., Барыева Р.З.
Республиканский конкурс «Учитель года – 2007» - победитель в
номинации «Рухи хазиналар һаҡсыһы» Хазимуллина Т.Г.
Чемпион РБ по подтягиванию – 2005 , чемпион района по лыжным
гонкам и легкой атлетике - Харисов В.А.
Чемпион района по гиревому спорту, национальной борьбе и
лыжным гонкам – Харисов А.М.
Районный конкурс «Учитель года-2001» - II место Хазимуллина Т.Г.
Районный конкурс «Учитель года–2003» - II место Гареева Г.Г.
Районный конкурс «Учитель года–2006» - I место Хазимуллина Т.Г.
Районный фестиваль народного творчества «Салют Победы»: 2000, 2005 г.
Вокальный ансамбль учителей - Диплом II степ., Набиуллина Ф.М. – Диплом II степени.
Районный конкурс молодых исполнителей песен 1999 г. – Гран-при
Харисов В.А.
Районный конкурс патриотической песни - 2007 г. – Диплом II степени
Кутлыев В.З.
Приложение № 2
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ДЕРЕВНИ КАРТКИСЯК
История
1704 – основание деревни
1800 – открыта мечеть
1918-1919 – установление Советской власти
1924 – начальная школа
1939 – семилетняя
1960 – восьмилетняя
1973 – средняя
Администрация школы:
Директор - Харисова Лидия Галишановна
Завуч по УВР – Хузиева Алифа Аляфовна
Завуч по ВР – Набиуллина Фаниря Мавлиевна
1930 – создание колхоза
1930-1960 – колхоз имени Садыкова
1960-1989 – колхоз имени Ленина
1989-1998 – колхоз «Мир»
1998-2001 – Товарищество на Вере «Набиуллин и компания»
2001-2003 – МУП Карткисяк (Муниципальное Унитарное предприятие)
2003-2005 - КФХ Набиуллин ( Крестьянско-фермерское хозяйство)
2005 - КФХ Абраров (Крестьянско-фермерское хозяйство)
1951 – электрификация
1997 – открыта мечеть
2001 – газификация
Название с/с - Сельское поселение Карткисяковский сельсовет муниципального района Аскинский район РБ
Адрес:
ул. Центральная 4
Телефон 2-84-02
Администрация
Достарыңызбен бөлісу: |