Изъяснение трудных мест божественного писания, по выбору. Толкование на книгу Иисуса Навина



Дата25.06.2016
өлшемі85.5 Kb.
#158063
түріЗакон

V ВЕК

Блаж. Феодорит Кирский († 457 г.)
ИЗЪЯСНЕНИЕ ТРУДНЫХ МЕСТ БОЖЕСТВЕННОГО ПИСАНИЯ, ПО ВЫБОРУ.

Толкование на книгу Иисуса Навина.

И бысть по скончании Моисея раба Господня, рече Господь Иисусу сыну Навину служителю Моисеову, глаголя: Моисей раб Мой скончася: ныне убо востав преиди Иордань ты, и вси, людие сии в землю, юже Аз даю им (Нав. 1, 1-2). Всепремудрый Павел научил нас, что Ветхий Завет был образом Нового. Ибо говорит: сия вся образы прилучахуся онем: писана же быша в научение наше: в них же концы век достигоша (1 Кор. 10, 11). И в послании к Галатам сказал он так: писано есть, яко Авраам два сына име: единого от рабы, а другого от свободные. Но иже от рабы, по плоти родися, а иже от свободные, по обетованию. Яже, суть иносказаема: сия бо еста два завета и пр. (Гал. 4, 22-24). Написал же сие Апостол, не историю отметая, но применяя образ к самой истине, Авраама к Богу, жен его к двум заветам, и сыновей к двум народам. Так и здесь под Моисеем разуметь должно закон, а под Иисусом соименного ему Спасителя. А что и закон называется Моисеем, доказали мы уже это, представив свидетельства Писания. Ибо сказано: имут Моисея и пророки (Лук. 16, 29); и: даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит (2 Кор. 3, 15). Посему, как по истории, когда скончался Моисей, Иисус ввел народ в обетованную землю; так по кончине закона явившийся нам Иисус отверз благочестивым людям небесное царствие. Ибо сказано: кончина закона Христос в правду всякому верующему (Рим. 10, 4). Закон и пророцы до Иоанна прорекоша. От дней же Иоанна царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Матф. 11, 12-13).

Вопрос 1. Как же Господу нашему Иисусу Христу приличествует дело служения? Об Иисусе Навине сказал писатель: рече Господь Иисусу сыну Навину служителю Моисеову (Нав. 1, 1).

И Апостол, как слышим, говорит: глаголю же, Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божией, во еже утвердити обетования отцев (Рим. 15, 8); и еще: егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемого от жены, бываема под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем (Гал. 4, 4-5). Посему наименован Христос Иисус как бывшим под законом, так и служителем обрезания. Так и Иудеям сказал Он: аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте и Мне: о Мне бо той писа (Иоан. 5, 46). И Иудеи говорили Иисусу Навину: по всем елика слушахом Моисеа, тебе послушаем (Нав. 1, 17).



Вопрос 2. Почему Бог, обещав дать Евреям всякое место, по нему же пройдут стопою ног их, и пустыню, и Антиливан, даже до реки великой Евфрата (Нав. 1, 3-4), не исполнил сего обещания?

Сказанное здесь ясно, и не требует большего объяснения. Во-первых сказано: всякое место, по нему же прейдете стопою ног ваших, вам дам е. Посему, вероятно, под предводительством Иисуса Навина не вступали они на иную землю. Но добавление речи совершенно решает вопрос. Ибо Господь присовокупил: якоже глаголах Моисею (Нав. 1, 3); Моисею же дал обещание не без ограничения, но под условием: если сохраните заповеди Мои и оправдания Мои (Втор. 11, 22-24). Посему Иудеи, как вскоре преступившие закон, не улучили совершенного обетования. Божественные же Апостолы овладели не теми только местами, которые ими пройдены, но и теми, где читаемы были всепремудрые их писания, и древнюю пустыню превратили в рай Божий. О сей-то пустыне и Пророк Исаия сказал: Радуйся пустыня жаждущая (Ис. 35, 11), возвеселися пустыне, и веси ея (Ис. 42, 11). И Владыка Бог устами Своими обещал сотворить пустыню в луги водные, и жаждущую землю в водотечи (Ис. 42, 18). О сей также пустыне сказал Пророк, что будет она подобна Кармилу (Ис. 32, 15). Проповедники истины наследовали и Антиливан; под именем же его разумеется спасение язычников; потому что Иерусалим называется Ливаном. Сказано: орел великокрылый, иже имать повеление внити в Ливан, острога мягкости кедра и кипариса (Иез. 17, 3-4). И орлом назван у Пророка Вавилон, Ливаном - Иерусалим, а мягкостями кедра и кипариса - царь и князи. Сихъ-то проповедников истины посылал наш Иисус не соглядатаями только, но и вождями. Как Иисусом Навином посланные соглядатаи спасли уверовавшую блудницу, знамением спасения дав ей вервь червлену (Нав. 2, 18), так Апостолы Спасителя нашего древнюю блудницу, различным идолам преданную церковь, отвлекли от прежняго непотребства, и сподобили вечных благ, не червленую вервь употребив знамением, но даровав ей спасение всесвятою кровию. Посему никто да не подумает, что Раав недостойна быть прообразом Церкви, но да слышит, что говорит Апостол: бехом бо иногда и мы несмысленни, непокориви, прелщени, работающе похотем и сластем различным, в злобе и зависти живуще, мерзцы сущи, и ненавидяще друг друга (Тит. 3. 31); и еще: но тогда убо не ведуще Бога, служисте не по естеству сущим богом (Гал. 4, 8); и в другом месте: бесте бо иногда тма, ныне же свет о Господе (Ефес. 5, 8). И еще в другом месте, сказав: не лстите себе: ни блудницы, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложницы, ни идолослужители, ни лихоимцы, ни тати, ни досадители, ни пияницы, ни хищницы царствия Божия не наследят, присовокупил потом: и сими убо нецыи бесте: но омыстеся, но освятистеся, но оправдастеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6, 9-11). Так и Раав прежде была блудницею, но с верою приняла соглядатаев; и когда царь повелевал их выдать, не согласилась на сие, но скрыла их, потому что уверовала в Бога Евреев. Веру же ея показывают слова, когда говорит: вем, яко предаде Господь Бог вам землю: нападе бо страх ваш на ны. Слышахом бо, яко иссуши Господь Бог море Чермное пред лицем вашим, внегда исхождасте из Египта, и елика сотвористе двоим царем Амморейским, иже быша об ону страну Иордана, Сиону и Огу, ихже потребисте: и слышавше мы ужасохомся в сердце нашем, и не ста дух ни во едином от нас от лица вашего: яко Господь Бог ваш, Бог на небеси горе и на земли доле (Нав. 2, 9-11). Так истинно то слово, какое Владыка Бог изрек о Фараоне: на истое сие воздвигох тя, яко да покажу тобою силу Мою, и да возвестится имя Мое по всей земли (Рим. 9, 17). Чрез то самое, что постигло Фараона, всем стал известен Бог Евреев. Да и условия соглядатаев весьма согласуются с прообразуемою истиною. Они говорили: всяк, иже аще изыдет из дверей дому твоего вон, сам себе повинен будет, мы же неповинни сему слову твоему (Нав. 2, 19). И нам спасение преподается Церковно; а кто вне Церкви, тот не приимет жизни вечной. И все прочее в сей истории преднаписывало собою истину. Когда Евреи готовились переходить чрез Иордан, рече Господь ко Иисусу: в сей день начинаю возвышати тя пред сынами Исраилевыми (Нав. 3, 7). Сие было и с прообразуемою истиною. Как об Иисусе Навине из чуда на Иордане стало известно, что он муж боголюбивый: так и наш Иисус после Иордана и крещения Иоаннова положил начало учению и чудесам. Но, может быть, иным покажется несообразным к Господу и Спасителю нашему прилагать сказанное: в сей день начинаю возвышати тя. Но да слышат, что говорит Он Отцу: Отче, прослави Мя славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть (Иоан. 17, 5). Да и Апостол говорит: тем же и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имени (Флп. 2, 9). Но, будучи возвышен, не что-либо такое приял, чего не имел, а только открыл, что Он имел. Не знали о Нем, что Он Сын Бога всяческих, и открылось, что Он Сын, когда Отец изрек при Иордане: Сей есть сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих (Матф. 3, 17). А жрецы, воздвигающие кивот Завета Господня, прообразуют Крестителя Иоанна; потому что он - иерей и сын архиерея. Посему, как сперва вошли в Иордан жрецы несшие кивот, а потом с Пророком и вождем Иисусом стал переходить народ, так, после того как Иоанн начал крестить, и Иисус Спаситель освятил естество вод: посредством всесвятого крещения все благочестивые входят в небесное царствие. Также дванадесять мужей и такое же число камней (Нав. 4, 2-3) прообразовали божественный лик Апостолов; потому что они и домостроители и основания. Сказано: наздани бывше на основании Апостол и Пророк (Ефес. 2, 20). И еще сказал тот же Апостол: яко премудр Архитектон основание положих (1 Кор. 3, 10). Слово огустение (Нав. 3, 16) Симмах перевел: кожанный мех; потому что вода, сдерживаемая в своем стремлении, как бы надувалась и воздымалась, и крепче всякой адамантовой стены удерживал ее положенный Создателем предел. Переход чрез Иордан совершен прежде Пасхи; потому что, перешедши его в десятый день (Нав. 4, 19), праздник Пасхи совершили в четырнадцатый день. Так и в прообразуемой истине по спасительном крещении бываеть приобщение непорочного Агнца.

Вопрос 3. Как должно разуметь сказанное: обреза сыны Израилевы второе (Нав. 5, 2-3)?

Слово сие всего более преднаписует истину; потому что приявшим обрезание Моисеево проповедники Евангелия принесли обрезание духовное. Веруйте, сказали они, и да крестится кийждо вас во имя Господа нашего Иисуса Христа, и приимете обетование Святого Духа (Деян. 2, 38). Сие обрезание божественный Апостол назвал нерукотворенным (Кол. 2, 11). И в другом месте говорит: обрезание сердца духом, не писанием (Рим. 2, 29). Посему из Иудеев уверовавшие в Спасителя, имея обрезание Моисеево, прияли еще обрезание духовное. А потому словом: второе прообразуется истина: ибо двукратное обрезание плоти невозможно. Простой же буквальный смысл показывает, что как Аврааму в начале Бог дал сей закон; так и Иисусу вторично повелел обрезать бывших еще необрезанными. Но слез достойны Иудеи, которые не могут понять, что обрезанные подверглись различным наказаниям и истреблены, а необрезанные спаслись, отцы погибли, а дети прияли обетование. Так и мы, будучи чадами, приемлем небесное царствие; а Иудеи, которые нам вместо отцев, лишились вечных благ, и отринуты от сродства с Патриархами. Посему надлежало им дознать из сего, что обрезание не всегда необходимое дело. Ибо Аврааму Владыка Бог, предвозвестив время пресельничества, повелел обрезаться, от тех же, которые освободились от египетского рабства и жили в пустыне, не потребовал хранения сего закона, и не наказал их за нарушение онаго; потому что, живя особо, и свободные от смешения с народами иноплеменными, не имели они нужды в сем знамении. Но когда Бог ввел их наконец в землю обетованную, тогда повелел обрезаться, чтобы смешение с иноплеменниками не повредило благочестью. Ибо, если случалось кому входить в обольщение, то нетрудно была усмотреть сие знамение и возвратить в стадо, потому что заклейменные овцы, если и потеряны будут, скоро отыскиваются.



Вопрос 4. Почему Бог повелел обрезать Евреев ножами каменными (Нав. 5, 2)?

Обрезываемых было великое множество, и обрезание надлежало совершить скоро, чтобы праздновать Пасху. Посему вероятно, что народ, столь долго проживший в пустыне, не имел в большом числе ножей, сделанных из железа. Сверх того, каменные ножи прообразуют наше обрезание; потому что Владыка Христос есть камень. Сказано: пияху от духовного последующего камене: камень же бе Христос (1 Кор. 10, 4). Он же называется и мечем. Сказано: живо Слово Божие, и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра (Евр. 4, 12). А спасительное Его учение производит в нас духовное обрезание. При том история показывает, что многие из родившихся в Египте не были обрезаны: потому что родители их, как вероятно, боялись совершить над ними обрезание по причине умерщвления Еврейских младенцев, все же, можно сказать, родившиеся в пустыне, исключая разве немногих, оставались необрезанными. Место обрезания названо Галгала, что значит свобода. Тогда изрек Бог всяческих: в днешний день отъях поношение Египетско от вас (Нав. 5, 9). А сими словами означается освобождение от египетского рабства и нечестия и вступление в обладание землею обетованною. Но и мы дознаем из сего, что сподобившийся всесвятого крещения и приявший духовное обрезание слагает с себя греховное поношение.



Вопрос 5. Кого разуметь должно под Архистратигом силы Господни (Нав. 5, 14)?

Некоторые говорят, что Иисусу явился Богъ-Слово; а я думаю, что это был Архангел Михаил. Ибо, когда прегрешили Евреи, Бог всяческих изрек Моисею: Сам не пойду с тобою, яко людие жестоковыйнии суть, но послю Ангела Моего пред лицем твоим вперед тебя (Исх. 33, 2-3). Сей-то Ангел, как думаю, явился теперь Иисусу, чтобы ободрить его и предвозвестит ему Божию помощь.



Вопрос 6. Почему же Архистратиг употребил слова, изреченные Богом? - Ибо говорит: иззуй сапог с ногу твоею, место бо, на нем же ты стоиши, свято ест (Нав. 5, 15).

Потому что Бог всяческих сказал Иисусу: якоже бех с Моисеом, тако буду и с тобою (Нав. 1, 5). По сей-то причине, что слышал Моисей, слышит и Иисус, чтобы соделаться ему бестрепетным, как приявшему то же достоинство.



Вопрос 7. Почему Бог повелел проклясть город Иерихон (Нав. 6, 16)?

Это был первый взятый ими город по перехождении чрез реку. Посему, как Бог заповедал им приносить в жертву начатки плодов, так повелел принести и начатки военной добычи. Притом сими законами приобучаеть их соблюдать законы необходимые. Являя же им Свое могущество, делает, что первый город берут без оружия и без воинских снарядов, и разрушает его одним звуком труб, чтобы, когда, вступив в сражение, будут побеждены, знали они, что сами подали повод к одолению их, пренебрегши Божии законы.



Вопрос 8. Почему Раав, будучи иноплеменницею, жила среди сынов Израилевых, как показывает история?

И сим прообразуется совершающееся с нами. Ибо Владыка изрек: и ины овцы имам, иже не суть от двора сего; и тые Ми подобает привести, и глас Мой услышат: и будет едино стадо, и един Пастырь (Иоан. 10, 16). Поэтому и законополагая, сказал: закон един да будет и туземцу и пришелцу (Исх. 12, 49). Посему законодатель Моисей не возбранил идти с Евреями и Египтянам, пожелавшим сего. Надлежало, чтобы и дивия маслина привилась к маслине доброй, как говорит блаженный Павел (Рим. 11, 24).



Вопрос 9. Что значит сказанное: на первенце своем оснует его, и на меньшем своем поставит врата его (Нав. 6, 25)?

Поскольку Иисусь посвятил город сей Богу; то не без причины разрушил его, признав неприличным, чтобы отделенное Богу соделалось местом общего жительства, а на тех, которые бы начали строить сей город, положил клятву, именно же, что вознамерившийся нарушить сие определение и положивший основание городу, потеряет первородного из сынов, а воздвигший и врата утратит и последняго сына. О сей клятве упоминает и история царств (3 Цар. 16, 34).



Вопрос 10. Почему, когда похитил Ахар, наказан весь народ?

Похитивший предполагал, что укроется как от людей, так и от Бога. Посему угодно было Богу, и его обличить, и внушить страх всем, чтобы хранящие Божии законы обличали нарушивших оные; потому что иначе и сами могут подвергнуться одному с ними наказанию. Слово: риза (ψιλ - Нав. 7, 21) Акила перевел риза длинная (στολ), а Иосиф - риза верхняя (λανς), а слово: сосуды (γλοσσα) - кусок золота. Отсюда видно, что называемая Пророками поляна Ахорова (Ос. 2, 15) есть та самая, на которой Ахар побит камнями. Ибо Емек Ахор (Нав. 7, 24) переводится дебрь Ахорова.



Вопрос 11. Почему Бог повелел пред Гаем устроить засаду (Нав. 8, 4)?

Учит вверившихся Божию мановению пользоваться и человеческими примышлениями. Поскольку первый город взяли одним звуком труб; то весьма кстати научаются тому, чтобы подвизаться, трудиться и ожидать Божией помощи. Бог вскоре помогал им сражающимся, и всех бегущих от них поражал молниями и градом. Слово: копие γαισς (Нав. 8, 18), которым Иисус воздвиг бывших в засаде, Иосиф а также и Симмах перевели: щит.



Вопрос 12. Иные обвиняют Пророка в жестокости за то, что убивает всех без изъятия, и царей вешает на дереве (Нав. 8, 24-29).

Кто обвиняет Пророка, тот обвиняет и Повелевшего ему это; потому что Сам Бог всяческих чрез законодателя Моисея повелел умерщвлять без изъятия всех обитавших на земле той, как соделавших достойное конечной гибели и дошедших до крайняго беззакония. Посему-то и потоп навел древле, и Содом и Гоморру огнем истребил. И вождям повелел Пророк наступить ногами своими на выи царей (Нав. 10, 24), чтобы, ободрившись сим, ревностнее вступили в битву. Сие заповедал и наш Господь Иисус; ибо сказал: се даю вам власть паступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию (Лук. 10, 19). О если бы и нам наступить ногами своими на выи сопротивных духовъ!



Вопрос 13. Почему Иисус Гаваонитян определил в древосечцы и водоносцы (Нав. 9, 27)?

Они обманули и одеждою и лживыми словами. Надлежало вопросить сперва Владыку Бога, и потом составить с ними завет; но, поверив лживым их словам, Евреи убедились и подтвердили завет клятвою. А между тем Бог всяческих повелел всех жителей Хананеи предавать смерти. Посему Иисус, избрав средину между божественною заповедию и данною клятвою, определил Гаваонитян служителями при священных службах. Служить же Богу не безчестие, а напротив того величайшая честь. Надлежало также исполниться и Ноеву предречению. Ибо Ной сказал: проклят Ханаан отрок: раб будет братиям своим (Быт. 9, 25). Сие пророчество исполнилось на Гаваонитянах.



Вопрос 14. Что значит сказанное: не сие ли есть писано в книге найденной (Нав. 10, 13)?

Писатель, сказав нам о такой силе Пророка, что одним словом воспретил продолжать свое течение великим светилам, пока не одержал он совершенной победы, и опасаясь, что иный не поверит сему сказанию, говорит, что найдено это в древнем писании. Из сего явствует, что книгу сию написал кто-либо другий из живших позднее, почерпнув это из иной книги. Но и сим прообразуется чудодействие Спасителя. Когда Пророк сражался, солнце стало; и когда Спаситель наш разрушил смертию смерть, удержало солнце лучи свои, и в полдень наполнила вселенную тма.



Вопрос 15. Как должно разуметь сказанное: от Господа бысть укрепитися их сердцу, сопротивитися им на брани против Израиля, да потребит их, яко да не дастся им милость, но да потребится, якоже глагола Господь к Моисею (Нав. 11, 20)?

О других народах Бог дал закон Израилю: если, когда город их осажден Израильтянами, пришлют посольство и пожелают дружбы, принять посольство их, снять осаду и заключить с ними мир (Втор. 20, 10-11). Посему сказание сие научает нас, что Бог, располагающий все весом и мерою, попустил народам сим вести войну с Израильтянами, чтобы не заслуживали они никакой пощады, но были истреблены по определению Божию.



Вопрос 16. Почему одним коленам жребии на обладание землею разделил Моисей, а другим Иисус?

И сие также прообразует истину. Поселившимся за Иорданом разделил землю Моисей, а перешедшим Иордан - Иисус. Образом Иудеев служат приявшие жребий чрез Моисея, а приявшие чрез Иисуса суть образ уверовавших язычников. И поскольку Израиль есть первенец; то первородные - Рувим, Гадь, Манассия прияли жребии чрез Моисея. Впрочем и они вооруженные переходят Иордан прежде других (Нав. 1, 14); потому что уверовавшие из Иудеев принесли спасение язычникам. Оставлены были в живых и Иевусеи, и Хананеи и другие иноплеменные народы, и жили вместе с Израильтянами. Но можно найдти истинное значение и сего прообразования. Ибо не все приняли спасительное Слово, но остались в противлении и Иудеи, и Еллины, которые населяют с нами теже города и веси. И не погрешит, кто назовет их Хананеями, Хеттеями и Иевусеями. Сего же наименования достойны и те, которые держатся мерзких еретических учений. Посему-то и сказал божественный Апостол: ныне же не у видим Ему всяческая покорена (Евр. 2, 8); и еще: подобает Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима (1 Кор. 15, 25).



Вопрос 17. Почему Халев испросил себе Хеврон (Нав. 14, 13)?

Украшаясь благочестием, Халев всем городам предпочел тот, в котором жили доблестнейшие Патриархи, и где преданы они гробу. Слово же сие показывает, что Евреи, уже после седмилетней брани, разделили между собою землю. Ибо так сказал Халев: четыредесяти лет бех, егда посла мя Моисей раб Господень от Кадисъ-Варни, соглядати землю. И ныне препита мя Господь, якоже рече, сие четыредесять и пятое лето, отнележе глагола Господь к Моисею (Нав. 14, 7. 10). Но после Божия приговора, произнесенного над шестью стами тысячами, Евреи провели тридцать восемь лет, странствуя по пустыне. Посему остается еще седмь лет до сорока пяти [1]. Сие и Владыка всяческих предрек устами пребожественного Моисея: когда введет тебя Господь Бог твой в землю, которую обетовал отцам твоим, по седми летех читай закон сей пред всем народом (Втор. 31, 10). Надлежит же заметить, что писатель называет Иерусалим Иевусом, и говорит, что оный достался в наследие Вениамину (Нав. 18, 28). А Симеон, по отцеву предречению, получил в жребий земли в разных местах. Ибо сказано: и бысть наследие его посреде жребия сынов Иудиных (Нав. 19, 1). Потом, перечислив города, писатель присовокупил: сие наследие племен сынов Симеоновых: яко бысть часть наследия сынов Иудиных большая, нежели их: и наследиша сынове Симеоновы посреде жребия их (Нав. 19, 8-9).



Вопрос 18. Почему божественнейший Иисус, разделив землю другим, не уделил жребия себе, но от народа получил Фамнафъ-Сараи (Нав. 19, 50)?

И в сем подражает смирению Владыки, Который говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Матф. 11, 29). Господь пребывал в крайней нищете, так что не имел и дома. Ибо говорит: Сын человеческий не имать где главы подклонити (Матф. 8, 20). Итак, поскольку соименный с ним Иисус был образом Его, то не уделил себе жребия, но принял предложенное ему народом, научая сим тех, кому вверено какое-либо начальство, заботиться не о собственных выгодах, по о пользе подчиненных.



Вопрос 19. Почему Иисус жрецам уделил города в коленах Иудином, Вениаминовом и Симеоновом (Нав. 21, 11)?

И во время странствования по пустыне жрецы были присоединяемы к колену Иудину; потому что и они и колено Иудино занимали восточную сторону. И здесь также получили наследие с коленом Иудиным, потому что между сими коленами была родственная связь. Первый Первосвященник Аарон в супружестве имел дочь Аминадава, а знаменитейший Первосвященник Иодай - сестру Охозии. Смешение же сих колен допустил Владыка, Который, по плоти произошедши от колена Иудина, был не только Царь, но и Первосвященник. Но надлежало священникам жить и в колене Вениаминовом; потому что и Божий храм в последствии воздвигнут в сем колене; Несколько же городов священники получили и в колене Симеоновом; потому что жребий сего колена был в соседстве с храмом. Ибо как от земных плодов и от стад священникам и левитам уделил Бог десятину; так и от городов повелел дать им как бы десятину. Сии десятины Патриарх Иаков обещал дать Богу. Ибо сказал: от всех, яже ми даси, десятину одесятствую та Тебе (Быт. 28, 22). Посему народ не дар приносил, но платил отеческий долг. Сверх того народ завладел землями и жребия Левиина. Когда война прекратилась, кончено разделение земли; колена, получившия жребии за Иорданом, пошли туда. Но не переходя еще реки, создали олтарь велик (Нав. 22, 10). Девять колен, не зная цели сего сооружения и предполагая в сооружении том начало нечестия, вознамерились всенародно ополчиться против них, благочестие предпочитая родству. Но премудрые Иисус и Елеазар послали Финееса, как оказавшего ревность против нечестия в пустыне, чтобы напомнил он о предках и Богоданных благах, и остановил предприятое беззаконие. Посланные с Финеесом, пришедши, узнали, что нововведение сие предпринято не по суеверию; напротив того, усмотрели, что воздвигнутый жертвенник назван памятником общения по благочестью, чтобы потомки могли указывать на него в обличение тех, которые покусились бы отвлекать их от божественных празднеств; и потому возвратились, радуясь и прославляя Бога за сохранение благочестия братий и общего мира. Так и нынешним Иудеям надлежало знать и говорить, что алтарь их не был истинным жертвенником, а прообразовал только истинный жертвенник. Когда Пророк готовился оставить жизнь, созвал весь народ и увещавал, не заключать ни одного брачного союза с коренными жителями страны; потому что такое общение подает поводы к нечестью. Но к увещанию присовокупил он и угрозы. Ибо говорил: если сделаете это, уведите, яко не приложит Господь потребити языки сия от лица вашего: и будут вам в сети и в соблазны в ребрах ваших, и в жала во очесех ваших, дондеже погибнете от земли благие сея, юже даде вам Господь Бог ваш (Нав. 23, 13). Но яснее представила нам сие история Судей. Узнаем же и причину, по которой Евреи не получили обладания над всею землею, по обетованию Божию; потому что, возлюбив родственные связи с злочестивыми народами, и став подражателями нечестия, лишены Божественного промышления, и принуждены быть у них в рабстве. Чудно же и любомудренно слово Иисусово пред смертию. Аз, сказал он, отхожду в путь, якоже и вси, иже на земли (Нав. 23, 14). Но показывает он и нелживость Божественного проречения. И познаете сердцем вашим и душею вашею, яко ни едино слово отпаде от всех словес благих, яже рече Господь Бог ваш к вам. Все, что изрек нам, дал нам. И не разнствова от них ни едино слово (Нав. 23, 14). Истинность обетований Божиих дознали вы в благодеяниях. Бог исполнил все, что обетовал. Посему дознайте из сего и нелживость угроз. Ибо Иисус присовокупил: и будет, имже образом приходят на вас вся словеса добрая, яже глагола Господь Бог к вам, тако наведет Господь на вы вся словеса злая, дондеже потребит вы от земли благие сея, юже даде вам Господ Бог ваш: внегда преступисте завет Господа Бога вашего, его же заповеда вам (Нав. 23, 15-16). Научая, что это - не человеческие слова, присовокупил еще Иисус: сия глаголет Господь Бог Израилев (Нав. 24, 2), и упомянул о Фарре, отце Авраамовом и Нахоровом; включил же Нахора по родству с матерней стороны; потому что от него происходили Ревекка, Лия и Рахиль. Потом извещает, что Фарра служил богам иным, и потому Владыка Бог, отделив Авраама, преселил в землю ханаанскую. Присоединяет сказание о путешествии Иакова во Египет и об исшествии из Египта при Моисее, и о чуде с морем, и о пребывании в пустыне, о конечной гибели Аммореев и замыслах Валака, и о благословениях против воли произнесенных Валаамом, о чудном переходе чрез реку, об истреблении воставших врагов, и о наслаждении всякими благами; увещавает удаляться служения богам чуждым, служить же единому сотворшему и спасшему Богу, и предлагает им сделать выбор: изберите, говорит, сами себе днесь, кому послужите, или богом отец ваших, еже быша об ону страну реки, или богом Амморейским, в нихже вы живете на земли их (Нав. 24, 15). Так, другим представляя сделать выбор, сам показывает благочестие собственного своего изволения. Ибо говит: аз же и дом мой служити будем Господеви, яко свят есть (Нав. 24, 15). Потом, когда народ отрекся от служения богам лжеименным, и дал обещание служить единому спасшему их Богу, божественнейший Иисус в ответ на сие сказал: не возможете служити Господеви, яко Бог свят есть, и ревнитель ваш, не оставит беззаконий ваших и грех ваших. Егда оставите Господа, и послужите богом чуждим, и пришед озлобит вас, и потребит вас, вместо еже благо сотворити вам (Нав. 24, 19-20.). Не ожидайте, что, и предаваясь беззакониям, будете наслаждаться сими благами. Владыка Бог знает, не только как облагодетельствовать, но и как наказать преступника. Когда Евреи выслушали это, и обещались служить Господу, Иисус, по необходимости, присовокупил: свидетели вы сами на ся, яко вы избрасте служити Господеви Самому (Нав. 24, 22). Но история показала и то, что Иисус, увещав удаляться от служения богам чуждым и дав законоположения о благочестии, не оставил сего неписанным, но в писании предал им сие на память.

Вопрос 20. Почему Иисус, поставив камень, сказал: се камен сей будет вам в свидение: яко сей слыша вся глаголанная от Господа, елика глагола к вам днесь (Нав. 24, 27)?

Хотя камень неодушевлен, но и неодушевленное служит свидетельством в обличение одушевленных и разумных. Притом Иисус воспользовался и древним обычаем. Ибо Иаков и Лаван, заключив договор, и холм назвали свидетелем договора. А между тем сколько пользы приносит вождь благочестивый и боголюбивый, - показывает история. Ибо сказано: работа Израиль Господеви во вся дни Иисусовы и во вся дни старейшин, елицы пожиша многи дни со Иисусом, елицы разумеша вся дела Господня, яже сотвори Израилю (Суд. 2, 7). По кончине же их Израильтяне уклонились в нечестие, что показал конец истории; и были наказаны за нечестие, потому что, лишившись Божия о них попечения, подверглись игу рабства и владычеству царя моавитского. Однако же человеколюбивый Бог, воспомнив обетования, данные отцам их, время рабства ограничил осмнадцатью годами (Суд. 3, 14).



Примечание:
[1] В греческ. читается: до восмидесяти пяти, но сие явно противоречит пред сим сказанному: сие четыредесять и пятое лето.

Печатается по изданию: Творенiя блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть первая. - М.: В типографiи В. Готье, 1855. - С. 269-289. (Творенiя святых отцев в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академiи, том 26.)

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет