САВРАСОВ
АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ
(1830-1897)
«Жизнь и творчество русского художника»
Выполнил уч-ся
8 «А» класса
МОУ СОШ №2
Земский Евгений.
Буй – 2007 г.
ПЛАН.
1.Вступление. Художники – передвижники.
2.Выбор художника.
3.Биография художника – пейзажиста А.К. Саврасова.
4.Творческая деятельность русского художника.
5.Вывод. Изображение реалистического пейзажа.
6.Приложение.
7.Список литературы.
«Здесь проходит жизнь народа»
Поколение русских пейзажистов второй половины XIX века принесло в искусство новые темы, новые представления о роли и месте художника в обществе. Впервые эти живописцы громко заявили о себе на Первой передвижной выставке 1871 года, ставшей этапным событием в истории русского изобразительного искусства. По единодушному мнению, самой сильной частью экспозиции был ее пейзажный раздел. Критика тех лет расценила его как переворот не только в пейзажной, но и во всей отечественной живописи. Участниками выставки стали мастера, чье творчество определило демократическое направление в искусстве второй половины столетия как главенствующее. Девизом художников-демократов стали строки Николая Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
Я хочу рассказать о жизни и творчестве замечательного художника-реалиста Алексея Константиновича Саврасова. Ведь именно он писал картины, на которых изображал природу нашего Костромского края.
В отличие от многих романтиков, он изображал исключительно родную природу, окружающую человека в его повседневной жизни. В его произведениях доминирует сельский пейзаж, изображение города практически отсутствует. По представлению художников-демократов, именно здесь, среди сельской природы, проходит жизнь народа.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) - русский художник-передвижник, мастер пейзажной живописи, преподаватель.
Родился в семье московского купца. Способности к рисованию у будущего художника проявились очень рано, и в четырнадцатилетнем возрасте он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В училище Саврасов считался лучшим учеником. В 1854 году Алексею Саврасову было присвоено звание академика, а в 1857 году он возглавил пейзажный класс училища. В 1870 году он жил под Костромой, в Нижнем Новгороде? в Ярославле; после этой поездки Саврасов написал лучшие свои пейзажи. В том же 1870 году художник вступил в Товарищество передвижных художественных выставок.
В 1850 году Саврасов получил звание неклассного художника за картину «Вид Московского Кремля при луне» (1850)..
В 1854 г. за полотна «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», которые экспонировались на выставке в Академии художеств. Саврасов получил звание академика.
В 1857 г. Саврасов был назначен руководителем пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Один из любимых его учеников, И. Левитан, впоследствии стал мастером пейзажной живописи.
Женитьба на Софье Карловне Герц — сестре известного археолога и историка искусства сблизила художника со многими известными людьми. Саврасов поддерживал дружбу с художником В. Перовым, меценатом П. Третьяковым, другими известными деятелями искусства.
К ранним работам художника относятся пейзажи «Вид в селе Кунцево» (1855), «Вечерний пейзаж» (1861). «Сельский вид» (1867). В этих произведениях уже проявляются типичные черты творчества художника: лирическое восприятие природы, любование русским пейзажем, передача настроения.
В 1862 г. Саврасов по предложению Общества любителей художеств посетил Германию, Данию, Францию, Швейцарию.
В 1869г. за картину «Лосиный остров» Саврасов был удостоен первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств.
Поездка с женой по Волге оказала большое влияние на дальнейшее творчество художника — в результате появилась знаменитая серия волжских пейзажей: «Разлив Волги под Ярославлем», «Печерский монастырь, близ Нижнего Новгорода» (1871) и др.
Центральным произведением Саврасова, благодаря которому он занял одно из ведущих мест в истории русского искусства, стала картина «Грачи прилетели» (1871). Впервые показанная на Первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок, членом-учредителем которого был Саврасов, эта работа стала одной из самых популярных. И это не было удивительным — ведь никто до Саврасова так глубоко и поэтично не раскрывал красоту русского пейзажа. Художник сумел передать настроение наступающей весны, обновления природы, ожидания перемен. Саврасов работал над пейзажем в Костромской губернии (п. Сусанино).
Картина наполнена свежим воздухом, легким и прозрачным. В изображенном им кусочке природы кривые стволы деревьев, качающиеся под тяжестью грачиных гнезд ветви, слегка почерневший весенний снег, несколько поодаль — дома и небольшая церквушка. Бесконечное число раз люди видели это и не замечали ничего привлекательного, красивого. Но написал художник пейзаж, и все увидели, как прекрасен обыкновенный уголок родной земли. Неяркий колорит передает нежную чистоту весенних красок. В простом незатейливом пейзаже художник сумел передать топкое движение собственном души. С тех пор картина А. К. Саврасова стала олицетворением наступающей весны. Ассоциативность содержания делает картину символом родины, поэтического олицетворения крестьянской России. В этом демократизме мысли и чувств заключена ее глубокая идейность, то важное качество, которое, передавая критика того времени - называла народностью. Несмотря на неприглядный вид сельских задворок, уныло покосившихся заборов и еще не оживших по-весеннему деревьев, в картине явственно звучит песня торжествующей жизни. Природа выступает здесь олицетворением нерастраченных сил, источником душевной бодрости и нравственного здоровья.
Полотна Саврасова многообразны по передаче состояний природы, колориту и настроению, но в них всегда ощущается восхищение, любовь и трепетное отношение к красоте родного края.
Одна из интереснейших работ Саврасова — «К концу лета на Волге». Вертикальный формат произведения позволяет большую часть полотна отдать изображению затянутого облаками, белесого августовского неба. Это уже композиционно определяет монументальность образа. Протяженность пространства подчеркивается резким сокращением изображенных на первом и втором планах снопов ржи, а также уходящей к горизонту, подернутой голубоватой дымкой далью. Тонкий знаток и любитель музыки, Саврасов и живопись облекает в музыкальные формы. Картина, почти монохромная по цветовому составу, звучит как музыкальное произведение, так точна тональная разработка янтарно-желтых красок поля с пробегающими по нему легкими рядами голубоватых и зеленоватых красок стерни, строг ритм расставленных стогов, которыми отвечают силуэты мельниц на горизонте.
Произведение, созданное Саврасов, многопланово по своему содержанию. В его торжественную мелодию вкрадываются беспокойные голоса птиц, кружащих над сжатым полем, тревожна и тяжела тень от тучи, ложащаяся на землю. Эти детали вносят в образ русского поля ноты печали и тревоги - те интонации, которые были свойственны большинству полотен Саврасова, связанных с темой Волги.
В ранних работах Алексея Кондратьевича Саврасова, сказалось влияние стилистики и образности романтической живописи. В «Виде на Кремль в ненастную погоду» — картине, которая принесла Саврасову известность, — художник использует многие романтические приемы: эффектные контрасты темных и освещенных частей изображенного, активные цветовые сопоставления, мотивы бурного предгрозового неба, одинокой женской фигурки в развевающейся на ветру одежде. Однако эти черты нейтрализуются непосредственностью выражения конкретных свойств натуры. Здесь есть уже те качества, которые будут характеризовать классические произведения Саврасова и отличать его творческий метод: объективность художественного восприятия, умная, сопереживающая наблюдательность. При всей романтичности «Вида на Кремль в ненастную погоду», а это именно «вид», взятый с искусно выбранной точки зрения, с красиво и драматически-эффектно размещенными световыми вспышками на заднем (Кремль), среднем (река) и переднем (дорога) планах — он строится на основе реального чувства художника. Автор не навязывает изображенному им пейзажу свое настроение, а видит, пусть немного картинно, естественную природу в ее определенный час. Передан момент, когда поднялся бурный ветер и небо наполнилось холодными тучами, скрывающими солнце. В романтизме раннего Саврасова есть правда, предвещающая и ним серьезного мастера, создателя глубоко содержательных картин русской природы.
В творчестве одного из крупнейших мастеров национального пейзажа Алексея Кондратьевича Саврасова утвердилась реалистическая концепция в изображении природы. Он внес огромный вклад в процесс сложения реалистического пейзажа, наделенного чертами национальной самобытности. Характерные устойчивые черты национального самосознания русских людей – их чувство любви к родной земле, их представления о судьбах России, о нравственных основах народной жизни – нашли лирическое преломление в его лучших пейзажах.
Последние два десятилетия были самыми трудными в жизни Алексея Кондратьевича. Тяжелая болезнь, материальные проблемы, разлад в семье, усугубившийся трагедией - смертью дочери, привели к глубокому духовному и творческому кризису мастерства.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Грачи прилетели. К концу лета на Волге.
Вид на Кремль в ненастную погоду.
Лосиный остров в Сокольниках.
Волга. Дворик.
После грозы.
Хоровод в селе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Григорьян И. И. Пейзаж в русской живописи. М.; 2004 г.
2.Ушаков О.Д. Великие художники. С.-П.; 2004 г.
3.Эстетическое воспитание. Под/ред. Толстых В. И. М.; 1970 г.
4. Мастера русского и советского искусства. Саврасов А.К. «Изобразительное искусство». Автор статьи Иваницкий С. М.; 1986 г.
Достарыңызбен бөлісу: |