К разгадке тайн рассказов Г.А. Немчинова
При чтении рассказов известного писателя Г.А. Немчинова вспоминаются картины французских постимпрессионистов, особенно знаменитые «Восход солнца», «Дама с зонтиком», «Пруд с кувшинками» и другие Клода Моне. Почему возникают такие ассоциации? Что общего между произведениями Немчинова и этими полотнами? Какие же традиции импрессионистов наследует Г. Немчинов?
Прежде всего, в основе произведений тверского писателя лежит принцип впечатления. Для организации сюжета его рассказов ведущую роль играет не событие, а впечатление от события в сочетании с фиксацией мгновения. Впечатление от мгновения оказывается настолько важным, что запоминается надолго, к нему автор возвращается спустя десятилетия, осмысливает с высоты прожитых лет, делает философские выводы, обобщения. Впечатление от события как сюжетообразующий элемент выполняет несколько функций.
Например, может повлиять на изменение мировоззрения лирического героя. В рассказе «Синий день» автор вспоминает один день далекой молодости, когда он, двадцатитрехлетний журналист районной газеты, отправляется в путь по заданию редакции в отдаленную деревню. Юный и наивный, он живет в воображаемом мире несбыточных иллюзий, «парит над землей», не замечая действительности, в которой находится. Неожиданно начинается сильнейшая снежная буря. «За первой же деревней все сначала ярко вспыхнуло вокруг, а потом повалил такой снег, как будто небо спешило поскорее засыпать и всю землю, и его самого с головой…Идти было и весело, и почти невмочь: весело – в молодости так радостно одолевать любые препятствия, а невмочь- каждый шаг давался с усилием, а дорога то и дело ускользала от ноги…». Уже к концу дня «… весь мокрый насквозь, из-под шапки пот бежал уже ручьем…» оказался он в избе героини будущего очерка, где его встретили, как родного: дали сухую одежду, напоили чаем с медом, отправили на только что протопленную русскую печь. Эта встреча в корне изменила его взгляды. «Все его виденья, игры воображения, и самолюбивые причуды тщеславия показались ему нелепейшей чепухой…».
Впечатление от события может являться «капелькой счастья», тем мгновением, память о котором согревает душу человека на протяжении всей его жизни. В рассказе «Бесконечность» - это «волшебная ночь», когда лирический герой испытывает чувство слияния с природой, восторг перед ее красотой, особую радость от совместного с другом переживания этого восторга, счастья слияния душ в момент этого переживания. «Все мгновенно свежо и резко раздвинулось над нами – и брызнул такой оглушающе-звонкий свет, который без лишней проволочки просто испарил ночь!... И мы, стоя плечом в плечо на мосту, смотрели на быстрый пробег ярко-неровных струй под нами, дружеский лепет их ласкал ухо, я слышал, как мой друг сдерживает в себе дыхание, встретившись со своей рекой…».
«Капельки счастья» создают образ радостного мира, который существовал когда-то в прошлом. В рассказе «Камешки» герой-подросток видит, как «набежавшая густо-белая туча кинула на землю снег. Вмиг все задымилось хвыльной белизной…» . Он останавливается «в крайнем восторге от неожиданности этого превращения». И вскоре замечает школу на пригорке, которая была как будто центром этого маленького мира: ее окружали деревни, а ребятишки каждое утро спешили по тропинкам к этому большому зданию с широкими окнами, «глядящими во все стороны света…». Автор признается: «Я всю жизнь потом …вспоминал ее в самые неожиданные минуты, остро завидуя братской жизни в ее стенах бесчисленных учеников, сменявших поколение за поколением…». Но в печальном настоящем школы уже нет, «на дрова растащили…, да и деревни почти все вымерли…». Таким образом, благодаря ярким воспоминаниям создается полотно радостной жизни, которая кипела когда-то в местах, где происходит действие рассказа.
«Капельки счастья» могут спасти человека в буквальном смысле слова, вернуть его к жизни. В рассказе «Посещение» герой находится в состоянии между жизнью и смертью. Он стар, болен, одинок. Часы его сочтены. Но вдруг с ним происходит перемена: лицо его, « обреченно-опавшее, … стало неожиданно заполняться светом, пробившимся откуда-то из самых глубин его. А потом лицо его тронула и улыбка, оно так просветлело…». В эти мгновения умирающий увидел женщину, с которой был знаком когда-то в детстве, это была «Ленка, лучший друг военной поры…». Именно воспоминание об этой женщине, которое воспринимается как невидимое посещение, помогло победить смерть. Силы возвращаются к герою.
Во многих рассказах Немчинова временное пространство представлено двумя планами: настоящим и мгновениями прошлого, при этом происходит слияние мгновенного и вечного, что приводит к философским обобщениям.
Принцип впечатления определяет особенный характер сюжета: рассказы Немчинова имеют ослабленный, лирический сюжет, при котором важным является не развитие действия, а движение чувства, история души героя. Большую роль здесь играют лейтмотивные и чувственные образы. Одним из распространенных лейтмотивных образов во многих произведениях Немчинова является образ дороги. В основе большинства его текстов герой получает впечатления от событий, которые происходят с ним во время пути. Это может быть встреча с человеком, который становится его попутчиком (рассказ «Камешки»), совместное переживание происходящего во время путешествия с другом («Бесконечность»), преодоление трудностей занесенной снежной бурей дороги («Синий день»), наблюдения за окрестными пейзажами вдоль дороги («Человек в лесу») и д.п.. Чаще всего описывается дорога деревенская или лесная, причем представленная обычно в разных временных планах: настоящем и прошлом, когда герой вспоминает времена детства и юности. Но образ дороги имеет еще и символическое значение: это путь жизни человека или путь его духовных исканий. Так, в рассказе «Читая Вергилия» говорится о жизненном пути знаменитого Петрарки, о главной линии этого пути- служению высокому чувству любви к Лауре. В новелле «Светлая тишина» перед нами предстает «лестница дней и лет» Н.В. Гоголя. Несколькими штрихами Немчинов передает свои впечатления от основных этапов творчества великого русского классика, о его попытке «дойти до самых границ познанья «…видимого и невидимого», которым и завершается земная жизнь писателя. Рассказ «Под куполом» - попытка, используя средства фантастики, показать линию развития человеческой цивилизации, поиски пути к Всевышнему.
Один из рассказов так и называется «Богова дорога». Воскресным летним утром главный герой Николай Петрович отправляется в храм в соседнюю деревню по старой дороге, которую все издавна называли «Богова дорога». Это была лесная извилистая тропа, которая шла вдоль берега речки Тихвины. Вокруг было пустынно, «…с вялой медлительностью плыли куда-то облака над дорогой…». Основу содержания составляют не описания самой дороги, окрестных пейзажей, а передаются внутренние ощущения персонажа и размышления его о судьбах своей семьи, Родины, о жизни и смерти. В начале рассказа он вспоминает путь, по которому он, будучи ребенком, убегал вместе с мамой от немцев со своего полустанка. Отец его не пришел с войны, погиб в апреле сорок пятого, брат умер в годы лихолетья. Прошло много лет, но «перед каждым апрелем мать сникала, как будто невидимая сила выбивала из нее жизнь…». Во внутреннем монологе героя передаются размышления о том, как важно сохранить память о героях Великой Отечественной, чтобы знали о них и внуки, и правнуки. «Значит, война все еще в нас, по всей России, и так уж и останется навсегда, пока все мы во всех концах живем и жить будем…». Воспоминания о войне , определившей судьбу персонажей произведения, не случайны. Путешествуя по Боговой дороге, Николай Петрович, пожилой человек, с горечью вспоминает о следах разрушения русской глубинки. Деревни умирают, погибают «гнездовья русских людей» без войны, без видимого врага… « Мучительный и гадкий стыд встряхнул его тут…» Боль за настоящее Родины, тревога за ее будущее пронизывает строки рассказа. Какова судьба России? Каков ее дальнейший путь? Будет ли жить великая страна, которой мы все гордились? Не менее важны здесь и размышления о жизни и смерти, связанные с изменением мироощущения героя. В начале пути Николай Петрович шел медленно, с трудом, «он приостанавливался, чтобы унять колотье в боку… Слегка сомлев от дороги, Николай Петрович решил присесть на обочине…». Во сне ему кажется, что он умирает, он думает о бессмысленности смерти, «бессмысленности конечного». Но по мере того, как он приближался к храму, идти ему становилось легче, свободнее., как будто «несло его и несло Боговой дорогой…» Так постепенно развивается тема смирения, принятия того пути, который указывает нам Господь. И вот кульминация: необыкновенное внутреннее напряжение, восторг души во время молитвы. Николай Петрович молится о жене своей, о «предстоящих ей днях…» Во все время путешествия героя сопровождает таинственный персонаж, идущий немного впереди него, - «старичок …голова в пуху седых волос. Палка в правой руке. А ноги в лаптях…давненько лаптей не видано!» Старик заходит в храм – и исчезает. А потом опять появляется впереди возвращающегося домой все по той же дороге Николая Петровича. «…и мягкий свет овевает его, слегка затканный розовым предвечерьем…». Кто этот старик? Может быть, сам Всевышний явился герою указать ему правильный путь в жизни?
Как видим, лейтмотивный образ дороги является сюжетообразующим элементом, выполняет разные функции, он действительно многогранен.
Достарыңызбен бөлісу: |