Сертификация преподавателей вузов
как условие повышения качества высшего образования1
А.Н. Царьков, Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, генеральный директор МОУ «ИИФ», Президент НОУ ВПО «ИИТУ»
И.А. Бугаков, Заслуженный изобретатель РФ, доктор технических наук, профессор, заместитель генерального директора МОУ «ИИФ» по инновационным проектам, ректор НОУ ВПО «ИИТУ»
Е.М. Ананьев, первый заместитель генерального директора МОУ «ИИФ», кандидат технических наук
А.И. Якимов
Вхождение России в мировое экономическое пространство предполагает принятие комплекса мер, способствующих построению цивилизованных рыночных отношений в различных сферах человеческой деятельности. Одной из наиболее важных сфер является образование, играющее все большую роль в современном информационном обществе. Высокие темпы обновления знаний, технологий и социально-экономических отношений имеют следствием рассмотрение образования как главного основания развития мира, появление концепции непрерывности образования, обоснование необходимости перестройки образовательных программ на основе их гуманизации и междисциплинарного взаимодействия и введения обязательности высшего образования. В этих условиях все более важным становится вопрос о качестве высшего образования.
В последние годы в России стали общепринятыми словосочетания: «образовательные услуги», «рынок образовательных услуг», «образовательные технологии» (хотя споры о правильности и целесообразности использования такой терминологии в образовании продолжаются до сих пор и не все здесь однозначно, несмотря на наличие Межгосударственного стандарта [1]). Любой рынок услуг предполагает наличие исполнителя услуги и ее потребителя (в нашем случае – это вуз и, например, студент или его родители соответственно), отношения между которыми определяются законом РФ «О защите прав потребителей». Основная идея этого закона состоит в том, что потребитель имеет право на получение услуги надлежащего качества, а исполнитель обязан это качество обеспечить.
Решение вопроса о качестве образования как услуги значительно сложнее решения того же вопроса применительно к любой другой услуге, поскольку образование связано, прежде всего, с информационным наполнением, систематизацией и обобщением внутреннего содержания потребителя (в том числе преобразованием его мироощущений и мировоззрения, формированием душевных качеств). Очевидно, что достоверному физическому контролю можно подвергнуть лишь часть этого наполнения, связанного со сформированными информационно-моторными нейронными структурами организма, проявляемыми в виде знаний, умений и навыков (т.е. содержание второй части образования как «целенаправленного процесса воспитания и обучения» [2]). Содержание же первой части образования (воспитания) достоверной количественной оценке поддается с трудом, даже если эту оценку формировать на протяжении всего периода образования. Невозможность одномоментного количественного оценивания образования как воспитания и недовостребованность воспитания в современном мире товарно-денежных отношений имеют следствием постепенное реальное исключение этой составляющей из современного отечественного образования, что ведет к крайне негативным последствиям (авторы разделяют точку зрения известного русского философа И.А. Ильина на то, что «образование без воспитания – дело ложное и опасное»). Принятые в последние годы законы свидетельствуют о возврате государства в образование, желании избежать окончательного превращения преподавателей в «предметников».
И обучение, и воспитание реализует преподаватель, поэтому качество образования определяется, в первую очередь, качеством преподавателя как специалиста в той или иной области знаний и как педагога-воспитателя, способного обеспечить осознанное восприятие обучающимися содержания соответствующей дисциплины, научить обучающихся учиться, своими наставлениями и личным примером обеспечить эффективное прохождение молодежью этапа первичной социализации. Следовательно, потребителя образования как услуги должно волновать, в первую очередь, качество профессорско-преподавательского состава выбранного вуза.
Между тем, существующая система контроля качества образования (например, при проведении процедуры аттестации и государственной аккредитации вуза) не предусматривает какую-либо проверку преподавателей вузов. Ученая степень и ученое звание, почетные звания, научные и учебно-методические труды, стаж работы - несомненно, характеризуют общий уровень развития преподавателя, его кругозор, опытность и косвенно говорят о качестве преподавателя и вуза. Но применительно к образованию как услуге именно косвенно, ибо потребителю нужно ведь не это. Потребителю нужны не потенции, а конкретная работа: ему нужно, чтобы преподаватель, прежде всего, хорошо знал свою дисциплину (в соответствии с государственным образовательным стандартом) и умел методически и педагогически правильно изложить ее обучающимся. На этот обязательный минимум качества преподавателя потребитель и рассчитывает и ему этот минимум вуз должен предоставить. Следовательно, наличие этого минимума как-то должно оцениваться при проведении соответствующего контроля.
Конечно, процесс образования только выиграет от того, если в дополнение к этому минимуму каждый преподаватель будет обладать развитым системным мышлением, широким научным кругозором, высоким уровнем общего образования. Но это уже выше минимума, поэтому для вуза как исполнителя оговоренной услуги формально необязательно для всех преподавателей. Такими способностями должны обладать преподаватели специальных междисциплинарных курсов, таких как, например: «Общая теория систем» или «Концепции современного естествознания». Несомненно, что наличие таких качеств у всех преподавателей вуза (как и высокого педагогического мастерства) очень важно для развития вуза, повышения его престижа и потому должно обязательно предполагаться и стимулироваться (материально и морально) вузом и государством. К тому же стремление человека к самосовершенствованию как удовлетворению естественной потребности человека в творчестве может служить косвенным признаком нахождения преподавателя на своем месте.
Итак, с целью обеспечения исходных условий качественности образования как услуги, исключения из образовательного процесса случайных «преподавателей», стимуляции стремления «настоящих» преподавателей к совершенствованию своего профессионального мастерства необходим периодический (с учетом быстрых обновлений современного мира знаний, образовательных и информационных технологий) контроль качества преподавателей вузов.
Исходя из существующего состояния дел в образовании такой контроль, на наш взгляд, должен представлять собой сертификацию, т.е. ее должна осуществлять независимая от органов образования и власти структура (например, общественная), специально аккредитованная на данный тип деятельности. В мировой практике для сертификации персонала предприятий используются специальные «органы», функционирующие в едином сертификационном национальном пространстве 2. Преимущества сертификации как метода подтверждения соответствия – это независимость (беспристрастность и свобода от внешних влияний) и компетентность экспертов, проводящих сертификационные испытания.
Вполне возможен вариант создания государственно-общественного объединения, которым отдельной негосударственной организации будет делегировано право осуществлять такую сертификацию.
С учетом вышеизложенного, сертификация должна представлять собой периодически повторяемый двухэтапный процесс: первый этап – обязательная сертификация на соответствие преподавателя занимаемой должности, второй этап – добровольная сертификация на высший уровень преподавательского мастерства. В случае успешного прохождения преподавателем второго этапа ему из средств государства или вуза (в зависимости от того, какой это вуз: государственный или негосударственный) должна до следующей сертификации выплачиваться существенная прибавка к зарплате (независимо от выплат за ученую степень, звание, должность и другие заслуги).
В мировой практике процесс сертификации персонала предприятий как развивающий сертификацию товаров и услуг этап борьбы за всеобщее качество в рамках концепции TQM (Total Quality Management) и Международных стандартов ИСО серии 9000 становится все более широким. Это касается и качества образования, которое в 1995 году в программном документе ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» было определено как важнейший девиз деятельности ООН в области образования. Подтверждением этому - принятие межгосударственного стандарта 03.120.10 (IWA 2:2003) «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2000 в образовании». Можно указать и на практическое осуществление процедур сертификации преподавателей школ в США (например, в штате Айдахо). В отечественном образовании в качестве примера можно отметить ведущуюся работу по сертификации педагогических тестовых материалов, существование профессионального стандарта «Преподаватель профессионального обучения». Очевидно, что в этой работе целесообразно использовать опыт функционирования систем качества на предприятиях.
В заключение отметим, что проведение сертификации преподавателей вуза выгодно всем сторонам: вузу, студенту, преподавателю, государству. Вуз станет более конкурентоспособен и более привлекателен для абитуриентов, сможет узнать реальное состояние дел на кафедрах и факультетах, избавиться от «балласта» и повысить материальное вознаграждение действительно достойным этого преподавателям, стимулируя их стремление к совершенствованию и тем самым обеспечивая свое развитие. Средства, затрачиваемые вузом на проведение процедуры сертификации и дополнительные выплаты преподавателям, с лихвой окупятся за счет большей привлекательности вуза для абитуриентов и потенциальных работодателей, спонсирующих целевое обучение части студентов, более качественные научные исследования, повышение эффективности послевузовской подготовки. Студент-платник в случае успешного прохождения им вступительных испытаний попадет в вуз, будучи уверенным в возможности его преподавателей на требуемом уровне обеспечить реализацию соответствующих образовательных программ и будет готов заплатить за это повышенную сумму (часть из которой пойдет на совершенствование учебно-материальной базы и бесплатное обучение талантливой молодежи из малообеспеченных семей). Преподаватель получает признаваемый в стране документ о своем профессиональном соответствии (при желании преподаватель может пройти сертификацию и по другим дисциплинам, получая по каждой из них соответствующий сертификат), существенную прибавку к заработной плате в случае прохождения второго (высшего) уровня сертификации, условия для карьерного роста. Государство получает передовой вуз, хороших специалистов-выпускников, качественную систему послевузовской подготовки, обеспечивающую воспроизводство преподавательских кадров.
Акцентируем еще раз внимание на том, что в процессе обязательной сертификации преподавателей вуза предполагается определять их соответствие минимально необходимому объему требований базового уровня, обеспечивающего выполнение должностных обязанностей с достаточным качеством (по аналогии с требованиями современных профессиональных стандартов) 3.
Содержание процедур сертификации, их особенности и сложности (в частности, при сертификации на высший профессиональный уровень) требуют отдельного рассмотрения. При этом целесообразно использовать богатый опыт и оригинальные эффективные наработки Серпуховского ВИ РВ, в концентрированном виде изложенные, например, в [3].
литература
-
Межгосударственный стандарт ГОСТ 30335-95/ ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта от 12.03.1996 г. № 164).
-
Федеральный закон от 13.01.1996 № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании».
-
Указания по организации учебного процесса в Серпуховском военном институте ракетных войск. – Серпухов: СВИ РВ, 2004. –126 с.
Достарыңызбен бөлісу: |