СИ. Линец
доктор исторических наук, профессор
кафедры Отечественной и зарубежной истории
Пятигорского государственного
лингвистического университета
ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СТАЛИНГРАДСКОГО И
КАВКАЗСКОГО НАПРАВЛЕНИЙ В ПЛАНАХ ГЕРМАНСКОГО
КОМАНДОВАНИЯ В 1942 ГОДУ
После поражения вермахта под Москвой зимой 1941-1942 гг. германский генеральный штаб приступил к составлению нового плана военных операций на весенне-летнюю кампанию 1942 года. 5 апреля 1942 года Гитлер подписал директиву №41 - план операции «Блау» («Синий»), в основе которой лежала идея стремительного наступления немецких войск на южном крыле фронта. Этот план состоял из двух следовавших одна за другой фаз. В рамках первой из них две группы армий наносят мощные удары соответственно из районов Курск-Харьков и Сталино-Таганрог и западнее Сталинграда соединяются, окружив и уничтожив здесь основные силы Красной Армии, оборонявшиеся в донской излучине.
Вслед за этим начиналась вторая фаза, в ходе которой вермахт должен был осуществить стремительное наступление на Кавказ для захвата нефтеносных месторождений и последующего продвижения немецких войск на Ближний Восток [1]. Д.М. Проэктор в своей монографии относительно второй фазы плана «Блау» прямо указывает: «Когда в этом громадном «котле» исчезнет весь южный оборонительный фланг советских войск, откроется свободный путь на Кавказ и далее, что и составляло главную и конечную цель» [2].Следовательно, первоначально кавказское направление в планах нацистской верхушки Германии летом 1942 года являлось главным, а сталинградское направление второстепенным, вспомогательным.
Однако затем, уже с начала реализации плана «Блау», т.е. с 28 июня 1942 года, Гитлер стал вносить в него существенные коррективы. Главными причинами, которые привели к этому, во-первых, явилось ожесточенное сопротивление советских войск. Во-вторых, умелое руководство фронтами южного направления позволило командованию Красной Армии не допустить окружения своих войск и своевременно отвести их дальше на юг и на восток.
Когда немецкое верховное командование во главе с Гитлером к началу июля 1942 года убедилось, что окружить советские войска в рамках первой фазы плана «Блау» не удалось, оно сделало попытку организовать «котел» в низовьях Дона. А для этого необходимо было дополнительно с кавказским направлением частью сил и средств двигаться еще и на Сталинград, чтобы перекрыть низовье Волги. Результатом такого серьезного изменения первоначального замысла стало разделение 7 июля 1942 года группы армий «Юг» на группу армий «А» под командованием генерала-фельдмаршала Листа, получившую приказ двигаться на Кавказ, и группу армий «Б» под командованием генерала-фельдмаршала Бока, перед которой была поставлена задача наступать на Сталинград. Однако уже 15 июля 1942 года генерал-фельдмаршал Бок, командующий группой армий «Юг», был снят с занимаемой должности раздраженным Гитлером из-за несогласия с ним по поводу разделения сил своей группы армий на две самостоятельные группы, которые должны были к тому же наступать по расходящимся направлениям.
Однако сталинградское направление все еще пока продолжало оставаться второстепенным. Более того, 13 июля, Гитлер принял еще одно роковое, как считают бывшие фельдмаршалы и генералы вермахта, решение. Он посчитал, что для захвата Сталинграда будет вполне достаточно одних лишь пехотных соединений 6-й армии Паулюса и войск союзников - венгров, итальянцев и румын, и повернул 4-ю танковую дивизию генерала Гота с восточного направления строго на юг — на кавказское направление. Генерал-полковник Гальдер, начальник генерального штаба сухопутных сил вермахта, записал на этот счет в своем «Военном дневнике»: «4-я танковая армия переподчиняется группе армий «А» с задачей помешать оттягиванию противника на восток ударом с тыла. Группа армий «Б» должна прикрывать тыл и фланг группы армий «А» [3]. А в составе группы армий «А», начавшей выдвижение к «воротам на Кавказ» - Ростову-на-Дону, теперь числились 17-я полевая и 1-я и 4-я танковые армии. По мнению российского историка А.И. Уткина группа армий «Б» по-прежнему «... во многом смотрелась как некая вспомогательная сила, пособляющая кавказскому авангарду германской армии» [4].
23 июля в своей ставке «Вервольф» в лесу под Винницей Гитлер сделал вывод, что Южный фронт Красной Армии окончательно разбит. Исходя из этого, он распорядился семь полностью укомплектованных дивизий вывести из состава групп армий «А» и «Б» и отправить их под Ленинград и во Францию. Несколькими днями ранее Гитлер окончательно отказался также использовать 11-ю армию Ман-штейна, освободившуюся в Крыму после взятия Севастополя, на кавказском направлении и отдал приказ направить ее под Ленинград. Таким образом, силы вермахта, приступившие к выполнению плана «Блау» всего через две недели после начала операции были не только разделены на две части с разными задачами, но к тому же еще и серьезно ослаблены. Можно уверенно утверждать, что в очередной раз Гитлер недооценил силы противника и переоценил силы германской армии.
23 июля 1942 года Гитлер подписал очередную директиву - №45, в которой определялись новые стратегические задачи для вермахта на южном фланге советско-германского фронта. В ней, в частности, говорилось: «Новая задача группы армий «А» состоит в том, чтобы ... в составе подвижных соединений захватить район Грозного... Затем наступлением вдоль побережья Каспийского моря захватить район Баку. В дальнейшем группа армий может рассчитывать на подход итальянского альпийского корпуса. Эти операции группы армий «А» получают кодовое наименование «Эдельвейс». Перед группой армий «Б» ставится задача наряду с организацией обороны по берегу Дона, наступая на Сталинград, разгромить формирующиеся там силы врага, занять город и закрыть перешеек между Волгой и Доном. Эти операции группы армий «В» получают кодовое наименование «Фишрайер» («Серая цапля» - С.Л.) [5].
Проходит еще несколько дней и Гитлер в очередной раз начинает менять свои ранее утвержденные планы. 31 июля 1942 года он отдал приказ снова передать основные силы 4-й танковой армии генерала Гота из состава группы армий «А» в состав группы армий «Б». Очевидно, он принял такое решение после того, как за несколько часов до этого в своем докладе Гитлеру генерал Йодль, начальник оперативного отдела Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии, заявил, что «судьба Кавказа решится под Сталинградом» [6]. Следовательно, сталинградское направление с конца июля 1942 года впервые с начала осуществления плана «Блау» становится главным, а кавказское, напротив, превращается во второстепенное, вспомогательное. Позже бывший командующий 1-й танковой армии генерал Клейст по этому поводу с иронией отмечал: «4-я танковая армия Гота могла взять Сталинград без борьбы в конце июля, но ее придали мне для форсирования Дона. Я не нуждался в помощи, и эта армия просто запрудила дороги, в которых я очень нуждался» [7].
В первые дни августа 1942 года Гитлер принял решение о том, что итальянский альпийский корпус в составе трех горнострелковых дивизий, который немецкое командование собиралось перебросить на Кавказ, останется в составе группы армий «Б» и продолжит движение к Сталинграду. После этого сталинградское направление в планах высшего германского командования окончательно стало главным на лето и осень 1942 года. Основные резервы и дополнительные вермахта теперь направлялись в первую очередь к Сталинграду, где начиналась величайшая битва Второй мировой войны.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. См., например: Карел П. Дорога в никуда: вермахт и Восточный фронт в 1942 г./Пер. с нем. Уткина А.Л. - Смоленск: Русич, 2003. - С.226-227; Тике В. Марш на Кавказ. Битва за нефть. 1942/1943. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. -С.12.
2. Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели. - М: Наука, 1985. - С.336.
3. Гальдер Ф. Военный дневник. Том 3. В двух книгах. Книга вторая (1.10.1941 - 24.9.1942). Перевод с немецкого И. Глаголева. - М.: Воениздат, 1971. -С.294.
4. Уткин А.И. Сорок второй год. - Смоленск: Русич, 2002. - С. 192.
5. Цит. по: Тике В. Марш на Кавказ. Битва за нефть. 1942/1943. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.-С. 13-14.
6. Цит. по: Гальдер Ф. Указ. соч. - С.310.
7. Цит. по: Уткин А.И. Указ. соч. - С.218-219.
АВТОРСКАЯ СПРАВКА
Линец Сергей Иванович
Профессор кафедры Отечественной и зарубежной истории Пятигорского государственного лингвистического университета
Доктор исторических наук, профессор
357528 Ставропольский край, город Пятигорск, улица Егоршина, 12, кв. 9.
Домашний телефон: 8-8793-379969 Мобильный телефон: 8-928-376-50-21
Достарыңызбен бөлісу: |