Средняя общеобразовательная школа-гимназия
эстетического направления.
г. Уральск.
Наурзалиева Алия, 11 класс.
Научный проект на тему:
«Казахский орнамент в русском
декоративно-прикладном искусстве»
Направление:
Секция: этнокультуроведение.
Руководитель:
Изотова Наталья Валерьевна.
Уральск.2006г.
Содержание.
Введение………………………………………………………………………….. стр.
1.Казахский орнамент в русском декоративно-прикладном
искусстве………………………………………………………………………. стр.
1.1 История русских лаков .………………………………………………стр.
1.2 Декоративно-прикладное искусство Казахстана.
Орнамент.…………………………………………………………….. стр.
2. Технология изготовления…………………………………………………. стр.
Заключение …………………………………………………………………….. стр.
Список использованной литературы…………………………………………… стр.
Список сокращений …………………………………………………………….. стр.
Абстракт ………………………………………………………………………… стр.
Приложение ………………………………………………………………………. стр.
Введение.
Декоративно-прикладное искусство - один из древнейших видов художественного творчества человека. Это живое лицо, своеобразная визитная карточка его созидателей. В творениях его отражаются дела и мудрость народа, его характер и образ жизни, способы хозяйствования, мысли и чувства, реальная повседневность. Именно поэтому прикладное искусство, однажды, пусть даже тысячелетия назад, возникнув, остается жить, и далее будет жить, пока существует на земле сам народ, прародитель его и хранитель.
Актуальность моей темы заключается в том, что декоративно-прикладное искусство на каждом витке истории постоянно развивается через поиск новых форм, пропорций, цвета с использованием современных материалов. Значительно расширяются его виды, обогащаются художественно-выразительные средства. В наше время, когда происходят перемены во многих сферах жизнедеятельности человека, в стране в целом, декоративно-прикладное искусство Казахстана получает новый подъем. Наряду с дальнейшим развитием традиционных народных ремесел активно расширяется художественная промышленность дизайна в современном производстве. Рассматривая сущность декоративно-прикладного искусства, необходимо обратить внимание на отличительные особенности народных ремесел в художественной промышленности, разнообразие видов прикладного искусства: роспись по дереву и металлу, керамика, художественная обработка кожи, чеканка, ковровое искусство, вышивка и.т.д.
В настоящее время произведения прикладного искусства находят широкое распространение в жизни человека, украшая его быт, рабочую обстановку, выступая в качестве одного из основных факторов его эстетического воспитания
Современные произведения прикладного искусства нашей многонациональной страны отличаются своей оригинальностью, поскольку они отражают в себе очень яркое и популярное на сегодняшний день направление, где соединяется самобытность казахского, русского и других народов.
.Поэтому целью моей работы явилась попытка отразить слияние техники русской лаковой миниатюры с пластикой форм предметов быта и красотой казахского орнамента.
В своей работе я использовала труды академика Академии наук Казахской ССР, старейшины казахских археологов и историков – Маргулана А.Х.Лауреата Государственной премии СССР, заслуженного деятеля РСФСР, члена-корреспондента Российской Академии образования, действительного члена ряда международных академий, доктора педагогических наук, профессора - Кузина В.С, Учебники по изобразительному искусству, энциклопедический словарь юного художника , 2х томное издание казахского народного прикладного искусства. После тщательного ознакомления с литературой, наблюдения работ, приобретения навыков работы в технике папье-маше и кистевой росписи, я изготовила несколько предметов женского обихода в казахском национальном стиле.
В структурном плане моя работа представлена введением, двумя главами и заключением. В первой главе описана история русских лаков, способы росписи, истоки и виды казахского орнамента. Вторая глава содержит в себе описание практической части работы, техники изготовления предметов лаковой миниатюры: шкатулок, декоративного панно и украшений, Поиск композиционных решений росписи представлен рисунками и эскизами в приложении.
1.Казахский орнамент в русском декоративно-прикладном искусстве
1.1 История русских лаков.
Миниатюрная живопись на небольших предметах : коробках, шкатулках. пудреницах и др. - это вид декоративно-прикладного искусства. Лаковой такую живопись называют потому, что цветной и прозрачные лаки служат не только полноправным материалами росписи, но и важнейшим средством художественной выразительности произведения. Краскам они добавляют глубину и силу и в то же время смягчают их, как бы вплавляя изображение в самую плоть изделия.
«Родина художественных лаков-страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Лаос, где они известны с глубокой древности. В Китае, например, еще во 2 тысячелетии до н.э. использовался сок лакового дерева, которым покрывали чашки, шкатулки, вазы. Тогда и зародилась лаковая живопись, достигшая на Востоке высочайшего уровня.
В Европу этот вид искусства проник из Индии, Ирана, стран Центральной Азии, где в 15-17 вв. была популярна лаковая миниатюра, исполненная темперными красками на предметах из папье-маше. Европейские мастера заметно упростили технологию, начали применять масляные краски и лаки.
Китайцы изготавливали лак трех видов: резной, расписной и инкрустированный.»[1]
«Для изготовления резного лака на деревянную основу наносили первый слой лака, сушили его от нескольких часов до нескольких дней, потом изделие покрывали лаком еще раз, снова сушили; процесс повторяли до получения необходимой толщины изделия.
На лаковую поверхность наносили рисунок, и мастер острым резцом вырезал узоры: цветы, птиц, жанровые сценки и т.п. Из резного лака делали мебель, посуду, шкатулки, брошки и пр. Для изготовления изделий из расписного лака заготовки делали аналогично резному, но рисунок не вырезали, а наносили цветными лаками, а когда роспись высыхала, ее покрывали бесцветным лаком и тщательно полировали.
Такими лаками славился город Фучжоу. Для работы мастера на лодках выходили в открытое море, где воздух был влажным и поэтому лак не покрывался трещинами, к тому же на невысохшую лаковую поверхность не попадала пыль
Инкрустированные лаковые изделия изготавливали так же, как резные, но вырезанный узор заполняли лаками другого цвета, кусочками перламутра, слоновой кости, иногда нефрита.
В 18-м веке стали создавать и декоративные вещи, используя, и красный лак, и инкрустацию.
Из Японии и Китая искусство лаковых миниатюр попало в Индию и Иран, затем появилось в Европе, а в конце 18-го века — в России» [2.]
[1]- Энциклопедический словарь юного художника. М. Педагогика 1983 год- с.213
[2] – Андреева Р.П. «Расписные самоделки: от ларцов до матрешек». Санкт- Петербург.
Литера . 2000 г.-с.97.
РУССКИЕ ЛАКИ
В русском искусстве конца 18— начала 19 -го века миниатюрная живопись стала новым художественным явлением.
Федоскинские лаки
«В 1798 году в селе Данилково под Москвой купец П. И. Коробов, опираясь на опыт браун-швейгских фабрик в Германии, основал мастерскую лаков. Вначале здесь изготавливали примитивные вещи из папье-маше: козырьки для военных фуражек, круглые коробочки. Вскоре мастерская перешла к зятю Коробова — П. В. Лукутину, в руках которого дело получило большой размах.
Лукутин привлек к работе отличных живописцев, и уже с 1828 года на изделиях, изготовленных в Данилково, стали проставлять инициалы владельца и изображать в виде марки государственный герб. На протяжении всего 19-го века лукутинская фабрика занимала первое место среди других лаковых производств России.
В качестве основного материала в Данилково использовали папье-маше: прессованный картон пропитывали клеем и сушили при определенной температуре, после чего он приобретал свойства твердого легкого дерева и подвергался токарной обработке. Затем изделие шпаклевали и шлифовали, подготавливая его к росписи.
В лукутинских изделиях наружную поверхность окрашивали, как правило, в черный цвет, а внутреннюю — в красный. Роспись производилась масляными красками “по-плотному” и “по-сквозному” в три-четыре слоя, каждый слой покрывался лаком и просушивался. “По-плотному” писали непрозрачными красками, “по-сквозному” — лессировочными, непосредственно по черному фону.[2, с.96]
Лукутинская миниатюра формировалась под воздействием большой живописи: владельцы приобретали работы русских и европейских художников. Мастера, имея перед собой подлинник, упрощали его, отказывались от некоторых деталей для того, чтобы роспись сочеталась с размером и формой изделия.
В начале 19-го века лукутинцы начали выпускать прямоугольные и круглые табакерки, чайницы, шкатулки, сигаретницы и другие мелкие вещи.
На крышках изображали цветы, птиц, пейзажи, портреты, декоративные “шотландки” и т. п. У более дорогих изделий расписывали не только крышки, но и боковые стенки.
П. В. Лукутин так высоко поднял уровень отечественных лаков, что, по признанию писателя М. Н. Загоскина, превзошел брауншвейгские (1842 год).
Живописные произведения для копирования проходили строгий отбор. Особенно часто мастера обращались к “Тройке” П. Н. Грузинского, порой даже изменяя ее композицию. Иногда предварительно вылепляли на низком рельефе из папье-маше фигуры, горки пейзажей и т. п. — это придавало им округлость, а вещи особую нарядность. К концу 19-го века лукутинцы украшали свои работы сценками из городской и деревенской жизни и быта народа.,. Наряду с “тройкой” популярным сюжетом становится “чаепитие”.
“Тройки” сыскали особую славу не только у лукутинцев, но и на соседней живописной фабрике, основанной братьями Вишняковыми почти в то же время. К концу 19-го века обе фабрики оказывали друг на друга влияние. Многие лукутинские мастера переходили на соседнюю фабрику. На лукутинской мануфактуре стали изготавливать изделия, которые пользовались спросом, поэтому постепенно высокохудожественной миниатюры становится
все меньше, и в 1910 году после закрытия фабрики в селе Данилково мастера организовали Федоскинскую артель, которая объединила обе мануфактуры.» [3]
По сей день, лаки Федоскина отличаются перламутровым отблеском росписи, сочными красками и контрастными сочетаниями. Для росписи используются пейзажи, “шотландка” и т. п., а традиционная “тройка” повторяется до сих пор.
[3] – Андреева Р.П. «Расписные самоделки: от ларцов до матрешек». Санкт- Петербург. Литера . 2000 г.- с.99-100.
Палехские лаки.
«В 17—19-м вв. жители села Палех занимались иконописью, но никогда не отрывались от земли: с началом полевых работ они оставляли кисти и шли работать в поле. Именно это помогало им сохранять черты крестьянской жизни в творчестве. Палехские иконы отличались изысканным мастерством, и недаром среди московских иконописцев были и палешане.
После революции традиции палехского письма оказались на краю гибели и мастера, пытаясь приспособиться к новой жизни, расписывали матрешек, солонки, шкатулки, тарелки и т. п.
К созданию лаковых миниатюр они пришли не сразу. В 1921 году И. И. Голиков в Московском кустарном музее обратил внимание на изделия мастеров из Федоскина, выполненные из папье-маше и расписанные маслом по черному фону.
Палешане позаимствовали технологию изготовления папье-маше. Они изготавливали оттиски по болванке: ленты' картона, проклеивая, наматывали на болванку в необходимом количестве слоев. Затем прессовали. После этого оттиски просушивали, протирали льняным маслом и сушили в печи. В результате они приобретали твердость дерева и могли подвергаться механической обработке. Поверхность под живопись зачищалась шкуркой и грунтовалась до трех раз. После грунтовки оттиск просушивался, шлифовался и снова зачищался пемзой. Затем поверхность покрывали несколькими слоями сажи на масляном лаке. Изделие высушивали и опять покрывали лаком.
Для того, чтобы лучше держалась краска, места под роспись зачищали порошком пемзы, на них переводили рисунок или наносили его белилами с помощью кисти. В отличие от фе-доскинцев, палешане писали не маслом, а применяли для росписи темперу, причем в качестве связующего вещества они использовали яичный желток, который разводили квасом или уксусом. Роспись темперой в сочетании с золотом и серебром перешла от мастеров-иконописцев. Декоративный эффект получался за счет того, что при нанесении краски в несколько слоев нижние просвечивали сквозь верхние, создавая множество оттенков.
Под позолоту клали подслой — полимент, который готовили, тонко растирая красную краску на протухшем белке с добавлением кваса. Это придавало позолоте не только прочность, но и красивый красноватый оттенок.
Чаще всего палехские мастера использовали для росписи жанровые, бытовые сцены — это своеобразное продолжение той линии народного искусства, которое еще в 17-м веке проявилось в иконописи и миниатюре Древней Руси, где встречаются сценки сева, жатвы, сенокоса и многие другие сюжеты из сельской жизни.
Из житийных клейм икон заимствована манера изображения одежды персонажей, а главное — принципы построения композиции: повествова-тельность и размещение на одной плоскости, как на иконе, разновременных сцен». [4.]
Черный фон шкатулок, тонкий плавный рисунок, женщины, напоминающие жен-мироносиц, мужчины с ликами святых — это искусство, корни которого уходят в далекое прошлое и до сегодняшнего дня приносят радость людям.
[4]- Андреева Р.П. «Расписные самоделки: от ларцов до матрешек». Санкт- Петербург. Литера . 2000 г.-с. 101.
Лаки Мстёры
«Мстёра — в прошлом Богоявленская слобода, крепостная вотчина князей Ромоданов-ских — к началу 19-го века стала крупным промышленным селом, которое стояло на оживленном водном пути, соединяющем Владимир на Клязьме и Нижний Новгород. Главным промыслом жителей с 18-го века была иконопись.
Живописцы Мстёры, прекрасно зная древнерусское искусство, выработали свой, так называемый себякинский стиль — это сочетание лубка и иконы, ему свойствен контраст теплых и холодных тонов. Именно это позволило мастерам Мстёры впоследствии создать свое направление в лаковой миниатюре.
Великолепные потомственные иконописцы после революции вынуждены были заниматься росписью деревянных предметов домашнего обихода: тарелок, солонок, поставцов.
Писали темперой и закрепляли рисунок масляным лаком. В 1923 году была создана артель древнерусской живописи: художники расписывали деревянные и жестяные изделия, занавески, салфетки, но успеха не имели.
Так же как и палешане, местные мастера пользовались мотивами иконописи, известными по клеймам житийных икон.
Именно в это время Палех добился больших успехов в создании лаковой миниатюры. Его опыт применили в Мстёре, но в создании миниатюр на изделиях из папье-маше они использовали себякинский стиль росписи.
В отличие от палешан, в Мстёре обычно ве-; дущая роль отдавалась пейзажу: на его фоне изображали фигуры людей, животных, строения, не оставляя при этом незаполненным черный фон изделия.
На нем преобладали светло-бирюзовые и розовато-охристые тона. Письмо орнаментально, тщательно и точно, ему чужда свойственная Палеху подчеркнутость контуров».[5.]
С 1940 года по заказам мастера стали писать миниатюры с репродукций Айвазовского, Шишкина, Перова; на коробочках и досках из папье-маше в Мстёре создана галерея портретов государственных деятелей и писателей, а также натюрморты, цветочные и орнаментальные композиции.
Лаки Холуя
«Аналогично Палеху и Мстёре в поселке Холуй Ивановской области на основе иконописных промыслов в 1932 году начали изготавливать лаковую миниатюру на изделиях из папье-маше. Как правило, на фоне пейзажа изображали исторические, современные, литературные сюжеты. С 1960 года в поселке Холуй была открыта художественная фабрика».[6.]
[5.]- Андреева Р.П. «Расписные самоделки: от ларцов до матрешек». Санкт-
Петербург. Литера . 2000 г.-с. 103..
[6.]- Андреева Р.П. «Расписные самоделки: от ларцов до матрешек». Санкт-
Петербург. Литера . 2000 г.-с. 104.
1.2 Декоративно-прикладное искусство Казахстана.
Орнамент.
Изучение декоративно- прикладного искусства начинается с узора, который является частью орнамента. В казахском народном искусстве орнамент является основной частью украшения предметов быта и одежды.
Орнамент в казахском искусстве изучали русские и советские ученые. Среди них В. В. Стасов, С. М. Дудин, В. Н. Чепелев, Б. П. Денике, Т. А. Жданко, Л. И. Ремпель и другие. Исследователи отмечали, что казахи живут как бы в мире орнамента. «Окружающая действительность своеобразно опоэтизирована в гамме узоров. Утварь, посуда, оружие, одежды — все любовно покрывается орнаментом».
«Орнамент формировался на основе искусства древних скотоводческих племен — саков, усуней, гуннов, тюрков, канглы, кипчаков. В своих главных чертах он отражает их художественное мышление. Узоротворчество возникло в процессе трудовой деятельности, общения человека с окружающей средой. Орнамент в древности имел ритуальное значение. Например, у казахов были бронзовые и серебряные талисманы с солярными кругами — символами солнца, луны, неба, которым они поклонялись. Орнаментированный талисман был знаком магии, символом счастья и благополучия, отражением религиозных представлений. Практически все орнаментальные узоры «читались» в свое время совершенно определенным образом. Ныне смысловое значение многих орнаментальных мотивов утрачено. Раскрыть его — задача будущих исследователей В основе зооморфных мотивов — стилизация образов древнего «звериного стиля»: барана, лошади, верблюда, волка, орла (грифона), сокола и т. д., затем воспроизведение отдельных частей их фигур: головы, рогов, ушей, копыт, горбов, ног и пр., условно представляющих целое. Так возникли орнаментальные мотивы бараний рог — кошкар муйиз, олений рог — бугу муйиз, голова лошади — am бас и т. д., которые являются основными в орнаменте казахов».[6.].
Определенную роль в формировании зооморфных и других мотивов казахского орнамента сыграли запрет ислама на изображение живых существ, тенденция в этот период к стилизации изображений в изделиях прикладного искусства. Мотивы казахского орнамента чрезвычайно многочисленны и сохраняют черты разных эпох и стилей не только по форме, но и по технике выполнения.
Основные узоры можно разграничить на космогонические, зооморфные, растительные, геометрические и т. д. Из сочетания основных узоров образуется масса производных. К древнейшим относятся космогонические узоры. В первую очередь следует назвать солярный круг. Ему поклонялись древние скотоводы, а позднее казахи. Предметы искусства с солярными знаками в древности были талисманом, оберегом. К космогоническим узорам относятся вихревые розетки, также являвшиеся символом солнца. Эти узоры встречаются на керамике и в архитектурном декоре, например, на фасаде мавзолея Бабаджи-хатун, расположенного в окрестностях Джамбула, фризе мавзолея Алаша-хана в Центральном Казахстане. Солярные круги и вихревые розетки, иногда в сочетании с роговыми узорами, встречаются в вышивке халатов Эрмитажа, полотенец, платков, в резьбе по дереву, в тиснении по коже, в орнаментации настенных ковров, пряжек, мужских поясов, оружия. Изображение круга есть в резьбе декоративной стороны кебеже—ларей, хранящихся в музее антропологии и этнографии, Центральном государственном музее Казахстана. Эти узоры и вихревые розетки встречены на коврах, женских нагрудных украшениях, браслете.
[6.]-. Маргулан. А.Х « Казахское народное прикладное искусство.» Том 2.Алма-Ата. «Өнер».1986г. с.11.
« Чеканными серебряными дисками украшен жаглан— сундук. К космогоническим узорам относятся также кун кози — буквально глаз солнца, солнечные лучи — кун саулеси, восход солнца— шиккан кун, лунный цветок — ай гуль (встречается в коврах), полумесяц — айшик гуль, широко применявшийся в резьбе по дереву, этим узором украшалась конская сбруя. Узор ай гуль — один из древнейших. В сочетании с треугольными пирамидками он встречен на памятниках искусства гуннов, на женском нагруднике из Пазырыка.
Производные от ай гуль узоры уш айшик — три полулуния (встречен на накладке кипчакского пояса в Павлодарском Прииртышье) и торт айшик — четыре полулуния.
Последний узор имеет варианты: элементы противопоставлены или совмещены выгнутой стороной.
Звездообразными узорами — жулдыз гуль, жулдыз орнек, топ жулдыз вышивалась верхняя одежда. В ковровых композициях использовался узор сегиз кырлы орнек—восьмиугольная розетка со звездой в центре.
С космогоническими тесно связаны узоры, которые являются символическими изображениями природы. Земля и вода— главные стихии скотоводов, им поклонялись как священным. У казахов волнистые кривые линии, зигзаги, которые называются су, обозначают воду, реку, течение. Эти мотивы служат обрамлениями узоров, интервалами. Девять холмов — тогыз тобе—один из древних узоров. Он обнаружен еще на бронзовой бляхе от конской сбруи (Тасмола У) и связан с солярным кругом — символом солнца. Этим узором украшены ювелирные изделия гуннов и сарматов. Пазырыкские памятники свидетельствуют об его использовании в резьбе по дереву (псалия от узды), в аппликации по коже. Узор тогыз тобе обнаружен на памятниках ювелирного искусства казахстанских племен периода Тюркского каганата, в частности, найденных в городах Чуйской и Таласской долин. Он сохранялся в искусстве кимаков, карлу ков. Например, этот узор есть на терракотовых плитах мавзолея Айша-Биби (XI век). В наше время он сохранился в орнаменте казахов, киргизов, каракалпаков и туркмен. К этой же группе относятся узоры речные долины — арна гуль, купола архитектурных сооружений — кумбез, холмы — тобе, оросительные каналы — арык и другие. Они, как и узоры су и тогыз тобе, характерны для ковров и архитектурного декора».[7]
Зооморфные узоры наиболее многочисленны. Они отражают мир древних скотоводов и земледельцев, связаны с древней мифологией и первобытным искусством.
Узоры в виде головы, рогов, копыт животных, крыльев и лапок птиц являются основными в казахском орнаменте. Из них составляется множество производных. Кроме того, на их основе разработаны многообразные кривые и волнистые линии, спирали и завитки.
Зооморфные узоры, нередко связанные с древней мифологией, разработаны на основе реалистических изображений тотемных животных и птиц: барана, архара, оленя, волка, быка, лошади, верблюда, беркута, ястреба и других. Некоторые из них, например, узоры в виде рога и следов животных, имели ритуальное значение. По исследованиям ученых, «баран и козел в солярно-космической мифологии одинаково связаны с солнцем и по существу идентифицируются». В. И. Петри писал: «На изображении солнца вместо лучей нарисованы бараньи рога. Ясно видно, что это космический символ, образ солнца и вселенной». Этот узор характерен для орнамента казахов, киргизов, каракалпаков. У казахов существует несколько вариантов этого узора. Основной из них — пара рогов — кос муйиз производный торт муйиз — четыре рога. Другие основные варианты узора кош-кар муйиз один рог — сынар муйиз и сломанный рог — сынык муйиз. К этой же группе узоров можно отнести узор сорок рогов — кырык муйиз. Из распространенных зооморфных узоров, наряду с кошкар муйиз, встречаются шея горного барана — кулжа мойын, олений рог — бугы муйиз, который используется в бордюре войлочных ковров.
[7.] Маргулан А.Х..«Казахское народное прикладное искусство»Том1.Алма-Ата.
«Өнер».1986г с.83-84.
Очень древним является узор шея верблюжонка — бота мойын—в виде латинской буквы S. Он известен со времени саков и сохраняется в орнаменте казахов, киргизов и каракалпаков. Лировидная фигура из этих двух элементов у казахов называется кос алка.
S-образная фигура используется в композиции войлочных, ворсовых и безворсовых ковров, баскуров, вышивке на мужской и женской одежде, в резьбе по дереву и на ювелирных изделиях.
«Своеобразна древняя орнаментальная фигура (рис. 1) горизонтальный и вертикальный варианты. У казахов она называется голова лошади — ат бас. Ее можно встретить в резьбе по дереву и кости, вышивках, безворсовых коврах, ювелирных изделиях. К древним относится узор верблюжий след — туйе табан. Из него строится система узоров для центрального поля ковров. В ковровых композициях используются также узоры верблюжий горб – туйе оркеш, волнистые и пунктирные линии. Волнистые линии называются нога верблюжонка — бота тир-сек, пунктирные — мышиный след — тышкан из.
В орнаменте казахов, каракалпаков, туркменов, киргизов и узбеков сохранились изящные сердцевидные фигуры — журекше.
К зооморфным относятся также узоры волчьи уши— бори кулак, характерный для ювелирного искусства и тиснения по коже, голова скакуна — тулпар бас—в виде крестовины с головами лошади по углам, лисья голова — тулки бас—узор в виде розетки, характерный для туски-изов. Своеобразен ритмически повторяющийся узор муравьиная талия— кумырска бель.
Один из распространенных в казахском орнаменте зооморфный узор четыре уха — торт кулак. Это крестовидная фигура, составленная из взаимопересекающихся линий с четырьмя бараньими рогами, расположенными по углам.
Крестовидная фигура с рогами барана впервые обнаружена в памятниках Но-ин-Улы. В пятом Пазырыкском кургане на настенном войлочном ковре аппликацией выполнена фигура (рис. 2). Такие крестовидные фигуры сохранились также у казахов в орнаментации настенных ковров — тускиизов. Узор торт кулак имеет несколько основных и производных вариантов. К основным относятся имеющие крестовидные, округлые и полукруглые очертания. Есть варианты, когда две дугообразные линии узора сдвоены и образуют фигуры (рис. 3) или (рис. 4). Фигура (рис. 5) имеет у казахов несколько названий: покрытие — тасала, ковровый надверник и детское седло — есик жапкыих.
Такие узоры сочетаются с солярным кругом и образуют фигуры (рис. 6) и (рис. 7). Вторая — крестовидная в своей основе. Такие фигуры используются в резьбе по дереву, тиснении по коже.
Крестообразную форму имеет узор позвоночник— омыртка. Из него составляются ритмические ряды в композициях ковровых изделий.
К зооморфным можно отнести узор ребро — кабырга, используемый для боковых участков ковровых композиций, двойное копыто — аир бакай или ашатуяк, характерный для резьбы и тиснения по коже, а также для ковров; след собаки — ит из ,след щенка — кушик из, рыбий глаз — балык коз—мотив, встречающийся в ювелирных изделиях, змеиная голова—жилан бас. В казахском орнаменте многочисленные узоры, напоминающие силуэты птиц, очертания их крыльев, шеи и лапок. Выразительны узоры вереница летящих журавлей — тырна, журавль-цветок — тырна гуль. В орнаментации бордюров ковров используется узор орел-цветок — буркит ор-нек. Есть узоры птичьи крылья — кус канат, орлиное крыло — буркит канат, соколиное крыло—лашин канат. Последний используется в тускиизах.
В обрамлениях различных изделий используются кривые линии: птичий клюв — кус тумсык; мотив елочки: птичье нёбо — кус тандай, птичья шея-крючок - кус мойын, гусиная шея — каз мойын, гусиная лапа — каз аяк, птичий след — кус табан—разновидность узора каз аяк. Узор каз аяк используется в каймах ковровых изделий».[8]
[8.]- Маргулан А.Х..«Казахское народное прикладное искусство».Том 1.Алма-Ата.
«Өнер».1986г с.85.
Ко второму тысячелетию до нашей эры восходят геометрические элементы казахского орнамента. На территории Казахстана в советское время открыто и исследовано много памятников эпохи бронзы, и среди них керамика с геометрическим орнаментом, напоминающим ковровые узоры казахов. Он встречен также на наскальных рисунках и предметах из бронзы. Геометрический орнамент широко используется в архитектурном декоре, ковровых изделиях, в резьбе по дереву и камню, в тиснении по коже. Это — квадрат, ромб, четырехугольники, треугольники, составляющие половину квадрата или ромба. Разделенных по диагонали, шестиугольники, восьмиугольники, фигуры из квадратов и треугольников, параллелограмм. Для геометрических узоров характерны равновесие между отдельными элементами, пропорциональное деление фигур, вписанных в композицию. Многообразны всевозможные линии: прямые, волнистые, спиралевидные, в виде цепочки, шнура. «В казахском орнаменте много производных геометрических узоров. К ним относятся аралык гуль—фигура, образованная из треугольников. Она обычно располагается в композициях ковров между центром и бордюром; два треугольника — кос тумарша, его вариант — сызыкты тумарша, якоревидная фигура — балдак улги, ритмически повторяющаяся в орнаментации баскуров; узор, напоминающий гребень,— такта орнек используется в ковровых композициях, резьбе по дереву и тиснении по коже. Древним является узор, сохранившийся у казахов под названием сирге гуль — тип меандра, широко известный с эпохи бронзы.
Древний элемент в виде запятой называется у казахов алши, алшим бар— удача, счастье, благополучие. Этот элемент используется главным образом в вышивке настенных ковров, халатов, платков».[9,]
Растительные узоры казахского орнамента, подобно другим его группам, делятся на основные и производные. К основным относятся узоры дерево — агаш гуль, яблоко — алма гуль, характерные для розеток в центральном поле ковра; колос—масак гуль, использующийся в вышивке, вьющиеся стебли — сакык гуль, образующий арабесковую вязь, тополь — торангы гуль, использующийся в резьбе и ковровых изделиях, восемь фисташек — сегиз писте—узор для розеток, полевые цветы — байшешек гуль, сходные с ним узоры тюльпан с бутончиками — кызгалдак гуль и миндаль— гуль бадам, часто встречающиеся в вышивке настенных ковров, одежды, подзоров для кровати. Узор лотос (или водяная лилия)—сегиз илме используется для украшения центров ковровых орнаментальных композиций, узор горошина — буршак гуль характерен для многокрасочных композиций. Узор восемь цветков — сегиз гуль характерен также для центрального поля ковра, вилообразный стебель с двойными зубьями—багета гуль использовался в орнаментации безворсовых ковров. Узоры лоза — тал баркы, стебель с мелкими цветками в колосьях — балдана сабак встречаются в вышивке. Для вышивки характерны мотивы цветок с бутонами — казтамак гуль, соцветие из пяти цветков со стеблями — бессабак гуль, веточка с ягодами, цветок с лепестками—ушкат гуль, использовавшийся не только в вышивке, но и в тиснении по коже сосудов; одуванчик — сары гуль, пятилепестковый цветок с бутонами — саргалдак гуль и т. д. К отдельной группе растительных узоров относятся таволга с соцветиями — тобылга гуль — узор, применяемый в вышивке мужских штанов, ветка ивы — уйепки гуль, использовавшийся в тиснении по коже и резьбе. Широко применялись узор в виде листьев—жапырак гуль, цветы с листьями—жапырак ою, большой лист — туйе жапырак, трилистник— кулпынай или уш жапырак, пятилистник — бес жапырак, бутон — култе — узор для обрамления вышивки, красный цветок—кырмызы гуль—узор для центра орнаментальных композиций. В казахском орнаменте встречаются узоры, представляющие схематические изображения предметов бытового обихода.
[9.]- Маргулан А.Х..«Казахское народное прикладное искусство».Том 1.Алма-Ата.
«Өнер».1986г с.86.
«Это— сандык гуль —квадрат для украшения центральной части композиций, кобыз —кобыз гуль—узор, применяемый в инкрустации и ювелирных изделиях, лады кобыза — кобыз тил —узор в виде язычков, чайник-цветок —аугим гуль—узор округлой формы, используемый в вышивке тускиизов и в тиснении по коже, покрывало двери —есик жапкыш—узор в виде фигуры X, падшайы гуль—узор для орнаментации циновок, цветок-жемчужина — тана гуль, используемый в инкрустации, ожерелье—моншак гуль—узор, применяемый в филигранной технике, гребень-цветок— тарак гуль—узор вилообразного очертания, применяемый в декоре безворсового ковра и баскура, часто в сочетании с треугольниками, ромбами, якоревидными и S-образными фигурами.
Среди этой группы одним из древних является узор каблук — окше гуль. Очень распространен его вариант — ломаный каблук — сынар окше, применяемый в орнаментации паласов, ковров, баскуров, циновок, войлочных сум. Узор каблук имеет несколько вариантов. Фигура из двух этих элементов называется пара каблуков — кос окше. Из одиночных и парных элементов составляются розетки в коврах и баскурах. Для этих изделий характерен также древний узор зубья пилы — ара тис. Ювелирные изделия украшаются узором кармак—уздечка, крючок»[10].
.
В орнаментальные композиции изделий народного искусства включались также реалистические и стилизованные изображения животных, птиц, людей, а также отдельные сюжеты: охоты, единоборства богатыря с хищником, народного торжества и т. д. Следуя сложившимся традициям, народные мастера еще до XVI века создавали образы людей и животных. В казахском искусстве сохранились стилизованные изображения барана, козла, лошади, орла, ястреба, лебедя, беркута, сокола. В библиотеке Томского университета, в архиве Г. Н. Потанина, хранится сделанная им в 1876 году в. Зайсане зарисовка вышитого тамбуром на шелке портрета девушки. О существовании подобных изображений есть данные в народном эпосе.
«Многообразие основных исходных элементов давало народным мастерам широкие возможности в составлении производных узоров, фигур, различных орнаментальных композиций путем сочетания и комбинации их с простейшими мотивами, спиральными и волнистыми завитками, зигзагами, кругами, ромбами и т. д.
Орнамент всегда соотнесен с размером вещи и ее формой. С большим мастерством народные мастера размещают сложные по конфигурации композиции как на больших, так и на малых плоскостях.
Для орнаментальных композиций характерно примерное равенство площадей фона и узоров. Фон обычно окрашен иначе, чем узоры, благодаря этому создается впечатление дополнительных узоров.
Узоры в композициях располагаются симметрично. В них бывает одна, две или больше осей симметрии, относительно которых располагаются узоры. В зависимости от осей симметрии на плоскости изделий строятся декоративные центры, бордюры и отдельные фрагменты орнаментальных композиций. Именно наличие осей симметрии уравновешивает площади фона и узоров и создает впечатление максимального заполнения плоскости орнаментом. Относительно осей симметрии строятся и цветовые акценты. Симметрия, один из основных принципов орнаментации, характерна и для цветового решения в целом.» [11.].
[10].- Маргулан А.Х..«Казахское народное прикладное искусство»Том1.Алма-Ата.
«Өнер».1986г с.87.
[11.] -.Кузин В.С: « Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе».
М.«Агар» 1998г.С. 167.
Гармоничное цветовое решение, ритмическое чередование и сочетание различных тонов — характерная особенность узоротворчества и в изделиях казахов. Цвет тесно связан с материалом изделия и графикой узоров. Посредством цвета выделяются центры орнаментальных композиций, бордюры, фон, например, в ковровых композициях центральное поле нередко составляется из нескольких одинаковых по форме, но различно окрашенных розеток или их основных контуров. Варьирование нескольких локальных тонов позволяет создавать выразительные орнаментальные ряды и композиции. Симметрия и ритмическое повторение различно окрашенных узоров приглушает локальные чистые тона.
Иногда цветовое решение орнамента и фона контрастно, как, например, в войлочных изделиях, с использованием черного и белого цветов. «Для казахского орнамента характерно также сочетание черного и малинового цветов, голубого с зеленым и т. д. Орнаментальный узор из голубого и желтого тонов называется алисур. Сочетание этих цветов создает минорное ощущение. Контрастная расцветка называется аси-ре кызыл. Многокрасочный орнамент с использованием различных тонов казахи называют шим, отсюда название циновки из тростника—шим ши. В древности окраска изделий в определенные тона, использование в орнаментах тех или иных красок имели символическое значение, служили выражением определенных понятий и представлений. Так, синий цвет — символ неба, поклонения небу, красный — огня, солнца, белый — истины, радости, счастья, желтый — разума, черный — земли, зеленый — весны, молодости. Все эти основные приемы построения орнаментальных композиций сохраняются и в современном 'декоративно-прикладном искусстве казахов, как и многочисленные основные и производные элементы орнамента».[12.]
[12.]- Кузин В.С: « Изобразительное искусство и методика его преподования в школе».
Москва «Агар» 1998г. с.169.
2. Технология изготовления.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
В промышленном производстве папье-маше представляет собой размельченную на волокно бумажную массу, смешанную с клеем, мелом или гипсом. В домашних условиях — это рваная бумага, пропитанная клейстером или каким-нибудь другим клеем и спрессованная в несколько слоев, при этом она становится очень прочной, с ней можно работать как с деревом.
В зависимости от назначения изделия, его величины и тиража, следует выбирать технологию его приготовления. Оно может быть выполнено (выклеено) несколькими способами:
а) по модели;
б) по форме, снятой с модели;
в) по оригиналу — подлинному изделию;
г) по болванкам.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛЕЙ
Модель изделия, которое хотят изготовить, можно вырезать из дерева, вылепить из пластилина или глины.
При выполнении изделия по модели оно получается полым внутри.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФОРМ ПО МОДЕЛЯМ
«Формы представляют собой отпечатки моделей в гипсе, воске, парафине и других материалах, которые либо расплавляются подогревом, либо разводятся водой. Затвердевая, эти вещества с достаточной точностью воспроизводят форму моделей в зеркальном отражении.
Гипс для изготовления формы должен быть на ощупь эластичен и жирен, не должен содержать посторонних включений и крупинок, приставать к пальцам; растворенный в воде, о„ заполняет все мельчайшие элементы поверхности модели, быстро твердеет, образуя форму, довольно легко отделяющуюся от моделей.
Для изготовления формы подготавливаю коробку по размерам модели. На модели отмечают ее половину и смазывают мылом.
Затем в какой-нибудь посуде разводят гипс: на 1 литр воды берут 1—1,5 кг гипса или алебастра. Раствор надо быстро перемешивать деревянной лопаточкой, не поднимая ее и избегая взбалтывания, т. к. оно приводит к образованию пузырьков воздуха. Если раствор получается слишком жидким, в него надо срочно добавить немного гипса, доведя до густоты сметаны.
После этого гипс выливают в подготовленную коробку и вдавливают модель в жидкий гипс до предварительно сделанной отметки. Через 5—10 минут гипс становится твердым. Модель вынимают, картонную коробку снимают, разрывая ее на куски. Форма готова.»[13]
[13] - Андреева Р.П. «Расписные самоделки: от ларцов до матрешек». Санкт-
Петербург. Литера . 2000 г.- с.
Следует помнить, что разведенный водой и затвердевший гипс вторично развести нельзя, поэтому для отливки новой формы нужно готовить новый раствор; посуду из-под разведенного гипса следует вычистить и вымыть незамедлительно. Чтобы этого избежать, можно выстлать посуду, в которой разводят гипс, полиэтиленовой пленкой.
Если модель имеет несимметричную поверхность, изготавливают не одну, а две или три формы различных частей модели.
Подготовленную модель можно вдавливать в гипс, а можно на модель сверху нанести сначала тонкий сплошной слой гипсового раствора, внимательно следя за тем, чтобы у поверхности будущей формы не образовалось пузырьков и пустоты, а затем покрыть всю поверхность ровным слоем раствора, толщиной не менее 2,5—3 см в самых тонких местах. Желательно, чтобы верх получился плоским, т. к. при изготовлении изделий из папье-маше формы будут стоять именно на этой плоскости.
Готовые гипсовые формы хорошо просушиваются и сплошь покрываются масляным лаком или жидким столярным клеем.
После повторной просушки и каждый раз перед использованием рабочую поверхность необходимо покрыть тонким слоем смеси растительного масла с раствором хозяйственного мыла.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ БОЛВАНОК
Для изготовления изделий, имеющих строгую геометрическую форму (круглого, квадратного и прямоугольного сечения) используют, как правило, болванки соответствующего вида. Их делают из сухой, не сучковатой древесины. Для того чтобы легче было снять заготовку
изделия с болванки, следует выстрогать ее слегка «на конус», а на ребрах снять небольшие фаски. Поверхность болванки следует выкрасить водоустойчивой краской, нитролаком или масляным лаком.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОТТИСКОВ ИЗ БУМАГИ
«Для работы берут рыхлую, непроклеенную белую или цветную (можно газетную) бумагу. Ее разрезают на узкие полоски, рвут на мелкие кусочки: рваные края бумаги являются одним из основных условий прочности сцепления бумажных слоев.
Клочки на несколько минут можно залить теплой водой, потом воду слить.
Заранее следует приготовить клейстер.
Клейстер крахмальный
Крахмал — 100 частей.
Бура кристаллическая— 1 часть.
Вода — 1500 частей.
Крахмал залить небольшим количеством воды, добавить буру, смесь размешать. Через 1—2 часа, когда крахмал размокнет, при помешивании влить остальную воду, нагретую до кипения.»[14.]
[14.]-Андреева Р.П. «Расписные самоделки: от ларцов до матрешек».Санкт-
Петербург. Литера . 2000 г. - с.
Вместо клейстера можно использовать клей ПВА.
Перед началом работы модель (форму) смазывают тонким слоем растительного масла с хозяйственным мылом. Первый слой выкладывают влажными кусочками и полосками бумаги без клея. Их накладывают на поверхность так, чтобы края каждого кусочка прикрывали края соседних, не оставляя пробелов. Выкладывание ведут либо от середины к краям, либо от одного края к другому. Когда вся модель будет покрыта первым слоем бумаги, на него накладывают второй слой. Теперь каждый кусок необходимо смазать клейстером с одной стороны.
Таким образом клеют до тех пор, пока толщина оттиска не будет достаточной (от 5 до 15 слоев бумаги): это зависит от размеров изделия и его назначения. Если требуется максимальное количество слоев, лучше делать работу с перерывами, давая оттиску подсыхать. Начиная с пятого слоя, бумагу смазывают клейстером с обеих сторон для лучшего увлажнения и размягчения.
Для придания прочности изделию между слоями бумаги можно проложить нарезанную на кусочки и хорошо промазанную клейстером бязь.
Бумагу следует выклеивать так, чтобы получился бумажный бортик (заплечики), защищающий оттиск от искривления при высыхании (к тому же, держась за него, удобно вынимать из формы просушенный оттиск).
Если изделие не имеет составных частей, заплечики после сушки отрезают. Если же оттиск представляет собой часть изделия, по окончании выклеивания этот бортик отгибают внутрь формы вровень с краями и приклеивают к внутренней поверхности. При этом образуется утолщение, необходимое при склеивании частей изделия.
Если изделие имеет мелкие выпуклости, то после выклейки нескольких слоев их заполняют небольшими бумажными комочками, смазанными клеем, после этого продолжают обычное выклеивание.
При изготовлении оттиска по форме первый слой бумаги является лицевой поверхностью изделия, в то время как при изготовлении оттиска по модели (или оригиналу) лицевую поверхность образует слой последний, который только приблизительно воспроизводит оригинал, именно поэтому нужно строго следить, чтобы не было пропусков при наклейке слоев бумаги, тогда общая толщина стенок получается одинаковой.
Для удобства работы можно пользоваться бумагой разного цвета для чередующихся слоев — это позволит вести счет уложенным слоям и вовремя замечать каждый возможный пропуск.
Если по модели необходимо получить точную форму лицевой поверхности при значительной толщине изделия, можно, наклеив несколько слоев, дать оттиску высохнуть, а затем, сняв его с модели, продолжить выклейку изнутри до требуемой толщины.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ПО БОЛВАНКЕ
Перед началом работы болванку смазывают маслом (можно с мылом) и обертывают од-ним-двумя слоями бумаги. Затем слой за слоем болванку оклеивают аналогично модели до требуемой толщины и оставляют на просушку.
ОЧЕНЬ ПРОСТОЙ СПОСОБ
ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШКАТУЛКИ
ПО ОСТОВУ
«Для этого необходимо сделать или использовать готовую коробку нужного размера. Оклеить ее бумажными клочками, как описано выше, до нужного размера. После просушки при помощи шпаклевания, грунтовки и шлифовки ей придается правильная геометрическая форма.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОТТИСКОВ ИЗ БУМАЖНОЙ МАССЫ
Многие изделия можно изготовить из заранее приготовленной бумажной массы.
Для этого рыхлую, непроклеенную бумагу разрывают на мелкие кусочки, кладут в металлическую посуду и заливают горячей водой. Посуду обматывают одеялом и ставят на сутки в теплое место. На другой день размоченную бумагу подогревают на огне и при помешивании доводят до кипения.
Затем разварившуюся бумагу укладывают в мешочек, отжимают и пальцами скатывают в небольшие шарики, которые хорошо просуши-ивают. Сухие шарики растирают в порошок.
Для того, чтобы получить бумажную массу, берут 1 часть порошка, 1 часть толченого и хорошо просеянного мела, 1/4—1/5 часть картофельной муки и 1/10 часть столярного клея.
Порошок тщательно перемешивают с мелом, из картофельной муки приготавливают клейстер и добавляют в него разведенный столярный клей. Эту смесь выливают в порошок и размешивают, получается не очень густое тесто. В случае необходимости в него можно добавить горячую воду.
Можно приготовить массу без клейстера, но в этом случае следует увеличить количество столярного клея.
Иногда в массу добавляют гипс, золу, немного муки, тальк.
Приготовленной массой тотчас же покрывают модель или заполняют форму. Чтобы уложить ровным слоем, ее можно предварительно раскатать на тонкие пласты, как тесто.
СУШКА ОТТИСКОВ
Сушка оттисков изделий производится в теплом, сухом помещении. Каждое изделие или его части подсушивают вначале в форме, затем осторожно извлекают из форм и сушат, развешивая на веревках или раскладывая на досках.
Слишком быстрое просушивание при высокой температуре обычно приводит к короблению, которое портит вид изделия.
Если изделие состоит из нескольких оттисков, их выравнивают, линии склеивания зачищают рашпилем. Для получения хорошей пригонки частей их притирают, уложив швами на тонкую шлифовальную шкурку.» [15.]
Высушенные и пригнанные друг к другу части изделий склеивают горячим столярным клеем или клеем ПВА.
[15.] - Андреева Р.П. «Расписные самоделки: от ларцов до матрешек». Санкт-
Петербург. Литера . 2000 г.-с.
ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ
Если на выполненных из папье-маше предметах имеются изъяны: швы, царапины, выбоины — их прошпаклевывают, нанося шпаклевку куском литой резины. Плоские поверхности шпаклюют с помощью шпателя.
Шпаклевка клеевая
Мел просеянный— 70 частей.
Раствор столярного клея— 20 частей.
Олифа— 10 частей.
Мел замешивают водой до получения густого теста, прибавляют клеевой раствор и, не переставая мешать, нагревают
После получения однородной массы добавляют олифу и снова подогревают, тщательно помешивая.
После высыхания шпаклевки изделие зачищают рашпилем и шлифуют пемзой. Затем производят грунтовку поверхности левкасом.
ПЕРЕЧЕНЬ ИНСТРУМЕНТОВ
И МАТЕРИАЛОВ, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ РАБОТЫ
Кисти: Колонок, белка № 1—8; плоские кисти № 10—16; для масляных красок: плоские щетинные (для фона), небольшие плоские колонковые; для нанесения лака: широкие синтетические кисти.
Краски: акварельная краска , медовые; художественная гуашь; темпера; масляные краски.
Материалы: клей ПВА; лак масляный, прозрачный (например, паркетный ПВ-231);
шпаклевка;
шкурка средней и мелкой зернистости; пемза.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Изделие , предназначенное для росписи, т. н. белье, может быть из цельной древесины, фанеры, папье-маше, металла. Его можно сделать самому или купить, но оно непременно должно быть хорошо высушено.
Подготовка изделия к росписи состоит из нескольких операций.
Операция первая — шпаклевание
После шлифовки и удаления жировых веществ необходимо замазать и загладить мель- чайшие щелки, задиры и сколы.
Шпаклевка под клеевую краску должна замешиваться тоже на клеевой основе — растворе клея ПВА. В качестве наполнителя может быть использован мел.
Под масляную краску можно использовать такую же шпаклевку или добавить в нее немного олифы. Можно приобрести в магазине любую масляную шпаклевку.
Т. к. шпаклевка после высыхания (4—6 часов) проседает, процесс следует повторить.
После полного высыхания изделие вновь шлифуют.
Достарыңызбен бөлісу: |