Климова А.А.,
учитель математики МАОУ гимназии № 29 г.Томска
Повышение учебной мотивации школьников 5-х и 6-х классов через применение логических задач и игровых форм и методов обучения на уроках математики.
Увеличение нагрузки на уроках математики заставляет педагогов задуматься о том, как поддержать интерес к предмету и активизировать работу школьников. Ещё французский писатель Анаталь Франс писал: «Учиться надо весело, лучше усваиваются знания, которые поглощаются с аппетитом…». В педагогической практике существует множество методов и приёмов развития учебной мотивации обучающихся, активизации их деятельности на уроках математики. В данной работе представлены некоторые из них, дающие, на мой взгляд, эффективные результаты.
При устном счёте, например, создается ситуация включения в работу всех учащихся. В этом могут помочь различные виды записи устного счёта: «пирамидка», «лесенка», «погреемся на солнышке», «вычислительная машина» и другие.
Замечу, что при этих формах работы на уроке задействованы 70-80% школьников. Активизируют учебную деятельность ученика, привлекают внимание всевозможные задания, связанные с кодировкой ответов. Например, на игру – соревнование «Кто быстрее, больше, лучше», которая проводится по рядам, отводится до 10 минут учебного времени. Каждой цифре, полученной в результате устного вычисления, соответствует буква на циферблате. Ученики, получив ответ, сопоставляют букву и получают слово.
Вызывают интерес у ребят и задания по теме «Координатная плоскость». Каждому учащемуся выдаётся «ключ алфавита» в плоскости. Используя ключ, школьники составляют слово, записанное в координатах. Команды между собой обмениваются шифровками.
Данный педагогический прием в ситуации реального выбора ученика активно формирует у школьников мотивационную сферу. Ситуации, которые создаются на уроках посредством использования игровых форм и методов, позволяют проявлять разные по направленности мотивы, формировать у ребят устойчивый познавательный интерес к математике, а также учат работать командой.
Значительно активизируют мысль школьников такие устные задания, как разгадывание кроссвордов, восстановление частично-пропущенных записей («заполни пропуски»).
При изучении математики учащимся необходимо запоминать много терминов, определений и алгоритмов. Каким образом помочь школьникам изучить их? Вариантов несколько. Например, ученикам предлагается в качестве творческого домашнего задания составление кроссвордов по терминам и определениям. Помогает и игра «Перекрестный бой». Это работа командой, где одна группа школьников задает вопрос другой, называя имя отвечающего ученика. Ответы фиксируют ученики - счётчики. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
На этапе формирования новых понятий и способов действия стараюсь так подобрать учебный материал, чтобы он был интересным и доступным для понимания. Для этого (как один из вариантов) привлекаю художественную литературу, которая как бы «оживляет» новый материал. В 6 классе, например, при изучении темы «Нахождение дроби от числа» учащиеся встречаются с доктором Ватсоном и Шерлоком Холмсом, героями Конан Дойла. В игровой форме они ведут диалог, вовлекая в него учеников в классе. Отмечу, что при этом еще используется и исторический материал: литературные герои одеты в костюмы своего времени. В результате рассуждений мы с учениками приходим к выводу:
Дробь от числа хотим найти?
Не надо мам тревожить,
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.
Игровой компонент и командные состязания присутствуют у меня практически на каждом уроке. Это, на мой взгляд, повышает мотивацию ученика к математике, стимулирует его желание работать и знать предмет. Выполняя задание в группах, ребята увлекаются работой. При этом оценка, соревнование в скорости уступают место познавательным мотивам.
В заключение приведу еще несколько примеров заданий, развивающих важные психические процессы школьников (память, внимание, логику и др.). Например, при проведении устного счёта предлагаю ученикам «математические диктанты», решение логических задач, задач на внимательность, смекалку и др.
Задание 1. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый?
Задание 2. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько весит петух, стоя на двух ногах?
Задание 3. Дом составлен из 10 спичек. Как, переложив только две спички, повернуть его к нам другой стороной?
Задание 4. Переложить 2 спички так, чтобы получилось 5 одинаковых квадратов.
Задание 5. Найди уменьшаемое.
Задание 6. Найди вычитаемое.
Задание 7. Раздели 188 пополам так, чтобы в результате получилась единица.
Задание 8. Сколько зайцев и уток убил охотник, если в корзине, куда он их положил, посчитали 10 голов и 28 ног?
Задание 9. Заполни квадрат так, чтобы по любому направлению получить в сумме 24.
4; 6; 7; 9; 10; 11; 12.
10) Как, имея лишь два ведра объемом 4 литра и 9 литров, принести из реки ровно 7 литров воды?
Формирование у школьников мотивов учения – это создание на уроке условий для проявления внутренних побуждений к учению. Представленные игровые формы и методы стимулируют учеников к активной работе на уроке. А это повышает уровень их учебных достижений.
Достарыңызбен бөлісу: |