Клуб краеведов города глазова



бет1/11
Дата09.07.2016
өлшемі1.05 Mb.
#186371
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11






КЛУБ КРАЕВЕДОВ ГОРОДА ГЛАЗОВА
А.Х. Галеев, краевед
ТОПОНИМИКА
НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ ГЛАЗОВСКОГО РАЙОНА

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Глазов 2007-2011

_______***______



Список сельских Советов (на 1965г.) и населенных мест

Глазовского района

Полужирным шрифтом показаны существующие населенные пункты
Адамский сельский Совет – 2; Верхне-Богатырский сельский Совет – 6; Гулековский сельский Совет – 11; Дондыкарский сельский Совет – 17; Золотаревский сельский Совет – 20; Качкашурский сельский Совет – 24; Кожильский сельский Совет – 28; Люмский сельский Совет – 32; Парзинский сельский Совет – 45; Понинский сельский Совет – 38; Сыгинский сельский Совет – 47; Тат-Парзинский сельский Совет – 52; Ураковский сельский Совет – 55; Куреговский сельский Совет Балезинского района– 58 (По указу Президиума Верховного Совета УАССР от 24 мая 1989 года Куреговский сельсовет Балезинского района передан в Глазовский район).
Абагурт –37; Адам – 2; Азамай – 48; Андреевка –22; Артёнки (Артёмки) – 44; Афонята – 31; Бабино- 14; Бадзымшур –44; Бараны (Новые Парзи) – 38; Баскобай -42; Безвиль – 48; Березовый, хут. (Хутор Березовый) – 59; Бозино – 21; Большие Потапи – 53; Большой Лудошур – 26; Ваёбыж – 51; Варсем – 13; Васильево – 57; Верх-Андреевский - 9; Верхние Парзи, село – 35; Верхний Рюм – 11; Верхний Сепыч – 56; Верхняя Богатырка -6; Верхний Колевай (Колевай Верхний) – 35; Верхняя Кузьма – 31; Верхняя Слудка – 8; Верхняя Убыть – 29; Весьякар – 3; Влас-Морозы – 22; Выльгурт (Вильгурт) – 17; Выс. Алексеевский (Алексеевский Выселок) – 13; Выселок Знание – 51; Гавриленки – 42; Главатских – 36; Годольпи – 20; Гондырево (Качкашурского с/с) - 25; Горбаши – 34; Горд-Яр (Жаба) – 10; Горек-Якшур – 34; Горлица, хут. – 16; Гулёково – 11; Гулёково Верхнее – 11; Гулёково Нижнее - 11; Гучиншур – 16; Дзякино, пос. – 32: Долгоево – 60; Дом отдыха Чепца – 5; Донда – 41; Дондыкар – 17; ДРСУ – 17; Дураково (см. д. Луговая) – 20; Дурнопи - 46; Емельяновка – 54; Ершово - 58; Ескино – 41; Жаба-1 – 32; Жаба-2 – 32; Заболотное – 3; Заризь – 33; Золотарево (Золотари) – 21; Зотово- 23; Зуир – 21; Зуйкар – 21; Зяныкшур – 20; Иваново – 12; Ивашево – 14; Извил (Извыл) (Люмского сельсовета) – 34; Извиль (Сыгинского сельсовета)– 50; Изошур – 42; Ильюшата – 23; Кабаково – 59; Карасево – 30; Касалпи – 55; Катаевка – 18; Качка – 48; Качкашур – 24; Кваляр – 43; Кельдыково – 4; Кляпово – 46; Кожиль, д. – 28; Кожиль, ж-д станция – 30; Козлово – 31; Колевай (Штанигуртского СМО) - 48; Коротаево (Коротай Куреговского сельсовета) – 61; Коротай (Гулековского сельсовета) – 12; Кортышево – 59; Коршевихино – 41; Котнырево – 54; Коршуново – 40; Кочишево – 52; Крестово, (Верхние Парзи) – 35; Кулаково –31; Курегово –59; Кыпка 57; Кырлуд 21; Лекшур 26; Логошур –60; Луговая (быв. Дураково) –9; Лукапи –45; Лумпашур –58; Люм – 32; Ляпино –40; Макшур –14; Малахи –45; Малые Ключи – 15; Малые Парзи (Вожъяг, Починка’) – 52; Малые Потапи – 53; Малый Лудошур – 26; Маршаково – 34; Мартюшата – 23; Матеяг – 22; Митино –46; Михайловка –8; Мушкашур – 63; Мыртыково – 59; Нижний Колевай (Колевай Нижний) – 35; Нижняя Богатырка – 6; Нижняя Кузьма – 30; Нижняя Слудка – 8; Нижняя Убыть – 29; Никольское (передана в город Глазов) –26; Новочурино -16; Новые Парзи (Бараны) –38; Озегвай – 37; Октябрьский, посёлок– 27; Омутница – 27; Отогурт –57; Палэз – 39; Папогово –43; Парзи, село (село Верхние Парзи) – 42; Парзинское СПТУ № 7 (СПТУ) –38; Паслоково –40; Пеганово –55; Педоново – 49; Педонвай –27; Песколуд –33; Печешур – 10; Платонпи – 23; Поворы –61; Подгорное (Жобыши) – 45; Подсобное х-во (Качкашурского сельсовета), сейчас - дер. Сергеевка Штанигуртского сельского МО –34; Поздеево –13; Полдарай – 41; Полом – 43; Полынга –50; Помаяг – 22; Понино – 39; Поркар – 20; Порпиево –26; Портяново –18; Поршур – 43; Почашево - 22; Починок Козлово – 44; Починок Кляпово (Золотаревского с/Совета) – 23; Проспект – 56; Пудвай –23; Пусошур – 57; Пышкец – 10; Разъезд № 16 Жаба – 39; Разъезд Убыть1152 км – 29; Садовая - 54; Савапи -28; Самки –61; Семеновский –26; Сёва, деревня – 24; Сёва, поселок – 24; Сёдпи –17; Сепыч – 54; Сергиевский (Сергиево) починок – 26; дер. Сергеевка Штанигуртского сельского МО, бывший нас. пункт Подсобное х-во (Качкашурского сельсовета), – 27; Силёнки –61; Симашур –8; Слалкож -57; Солдырь – 4; Сороково -19; Сосновка (Понинского с/ Совета) –42; Сосновка-Лубнинка (Гулековского сельсовета) -15; Средняя Убыть –50; Сыга (передана в Глазов) –47; Сычево,15; Сянино, водозабор городской –31; Тагапи –60; Тарасово, 58; Татарский Починок – 50; Татарские Парзи – 52; Тёк –38; Тотош –37; Трубашур – 54; Тукбулатово (Тугбулатово) – 16; Туктым, разъезд 1181 км –53; Туктыши –19; Тураево –35; Турай – 5; Тяпык – 38; Убыть, разъезд 1152 км – 36; Убыть, Верхняя, Средняя, Нижняя, 54; Удеево -32; Удмуртские Ключи – 15; Удмуртские Парзи –53; Умск –25; Ураково – 55; Усть-Пышкец – 10; Усть-Пусошур – 56; Учхоз (Адамский с/с) – 5; Филаты -45; хут. Мальгиновка – 47; хутор Уракова – 57; Чажай, деревня –19; Чажайский лесоучасток –20; Чаново – 46; Чебершур (Парзинского сельсовета) –38; Чебершур (Золотаревского сельсовета) –22; Чемошур –31; Чекали –45; Чиргино – 60; Чульчепи –47; Чура – 49; Чура Верхняя –49: Чура Нижняя – 49; Шалаши –24; Шалкопи – 17; Шаньгопи – 47; Шактарово - 60; Штанигурт – 51; Шудегово – 18; Шудзинский, поч. (Починок Шудзинский) – 33; Шудзя –33; Эбгашур –42; Ягошур, (Парзинского с/с.) –37; Ягошур (Золотаревского с/с.) – 24; Ягул –18; Якшино –28; Ярошур – 20;
Адамский сельский Совет

(на 1965 г.)


Адам, уд; Весьякар, урд; Заболотное, уд; Кельдыково, уд; Солдырь, уд; Турай, уд; Дом отдыха «Чепца», урп; Учхоз, уп. ( уд – удмуртская деревня; урд – удмуртско-русская деревня; урп – удмуртско-русский поселок; уп – удмуртский поселок).
Адам, дер. удмуртская (на 1965 г.). На начало 1941 года в Адаме Адамского сельсовета колхоз им. Кирова (31).

Одна из стариннейших деревень на реке Чепце. В дозорных книгах воевод князя Федора Андреевича Звенигородского да Василья Терентьевича Жемчужникова да дьяка Михайла Ординцова Каринского стана, Хлыновского уезда в 1615 году записана «Деревня Адамова на реке на Чепце», в ней в четырех дворах проживают четыре человека домохозяев мужского пола, (всего жителей могло быть от 8-х до 16 человек) (4:188).

В середине Х1Х века зарегистрирована деревня: «2359. Адамская, д. каз., при колодцах, в 8 верстах от уездного города. В 24 дворах проживают 131 житель мужского пола и 131 – ж. п.» (13: 120).

Происхождение названия деревни кажется прозрачным: в первой книге Моисеева Бытие сказано, что создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою и назвал его Господь именем Адам (Бытие, глава вторая, 7, 22). Первого человека Бог создал из земли, из глины (по-евр. Adam).

Но ученый–филолог М. Г. Атаманов, расшифровывая топоним н.п. АДАМ-УЧИ, удм. Адамча в Граховском районе пишет, что «…Адам – название реки (данный топоним встречается на севере Удмуртии, но этимология его неизвестна)” (1: 201). Краевед Леонид Федорович Семенов с интерпретацией топонима Адам М.Г. Атамановым не согласен: он говорит, что Адам от удмуртского Адями – человек (17). Адам в значении «человек» имеется во многих языках Земли, ср. на татарском Адәм = Адам (9: 21).

PS: по сведениям Удмуртстата на 1.01.2009 г. в Адаме Адамского сельского МО проживают 899 человек.


В деревне Адам родился историк, публицист Василий Андриянович Максимов (1899-1971) (43: 75).

В деревне Адам родился Ураков Ливий Петрович (1926-2006), кандидат исторических наук.


Весьякар, смешанная удмуртско-русская деревня (на 1965 г.). В 1941 году в деревне Весьякар Адамского сельсовета колхоз им. Ворошилова (31).

В материалах переписи 1646 года записан «Починок Городище Весинское на ключе», в котором проживают: «В/отяк Кузейка Муйкин сын с сыном Докушком. Докушко 10 лет. Половник Корынской волости Первушки Кибешева.». Здесь: В/ - во дворе, отяк – тогда так называли удмуртов (4: 231).

Недалеко от деревни находится Весьякарское городище в 1,5 км от правого берега реки Чепцы, относящееся к Чепецкой культуре IХ – ХV вв.

«Весинское» - топоним, образованный, как пишет Э.М.Мурзаев в «Словаре народных географических терминов. Москва. 1984.» 1) Весь – деревня, поселение сельского типа, происхождение может быть от западнослав. яз.: vac, ‘ves, wies’… скорее всего от рус. Весь – селение; 2) от эст. фин. яз. «Вези, веси = вода, плес»; 3) Ва – вода, сырой, мокрый (коми). Один из самых устойчивых гидронимических терминов на обширных просторах Севера европейской части РСФСР. Ср. удм. Ву, … фин. Vesi – «вода». (10. стр.109, 114, 120). Кар ‘гнездо’– в удмуртском языке ‘город, городище’, (1: 218). А может быть весь от удмуртского: это бусы, украшения на шее? (17).

В переписи населенных мест Российской империи в середине Х1Х века записан

починок: «2368. Висьякарской, поч. каз., в 15 верстах от уездного города. В 5 дворах проживают 24 жителей мужского пола и 23 – ж. п.». В начале 1990-х годов из д. Весьякар ушли последние жители.

У Кузебая Герда (1920-е гг.) удмуртское имя Весья; от этого этнонима ойконим Весьякар (41: 89).

PS: по сведениям Удмуртстата на 1.01.2009 г. в Весьякаре Адамского сельского МО проживает 1 человек.
Заболотное, деревня удмуртская (на 1965 г.). В 1941 году в деревне Заболотное Адамского сельсовета колхоз «Колос» (31).

В переписи 1615 г. записана «Деревня Заболотная на реке на Чепце» с двумя домохозяевами, проживают там 3 человека мужского пола (с учетом женщин в деревне могли проживать до 15 человек) (4:188). В середине Х1Х века эта деревня была довольно большой: «2360. Заболотновская, д. каз., при колодцах, в 10 верстах от уездного города. В 19 дворах проживали 70 жителей мужского пола и 87 – ж. п.».

Расположена в нескольких километрах от рч. Варыж на левом берегу, левого притока реки Пызеп. Название деревни возникло, вероятно, от ее расположения за болотом или заболоченным местом в долине реки Чепца по отношению к деревням Адам или Кельдыково (17).

PS: по сведениям Удмуртстата на 1.01.2009 г. в Заболотном Адамского сельского МО проживают 26 человек.


Кельдыково, деревня удмуртская (на 1965 г.). В 1941 году в д. Кельдыково Адамского сельсовета колхоз «Землероб» (31). Местная форма (удмуртская) топонима Кельдыгурт (7: 61).

В ХVII веке деревня могла быть на торговых путях, где встречались купцы разных национальностей, в частности, татар, в языке которых имеется глагол «килде, килдек» - (он) пришел, (мы) пришли; на каринском татарском (кестымском) диалекте «келдэ, келдэк». Окончание – от русского «-ов-о» - аффикс (суффикс). Гурт – на удмуртском – деревня, селение. Кельдыгурт – буквально «деревня, в которую пришли».

Полтора века назад деревня была расположена, очевидно, гораздо ближе к устью рч. Варыж, левого притока р. Пызеп и гораздо выше по рельефу от обеих рек: «2361. Пызепско – Поломская, сост. из 2-х дер. Пызепско-Поломской 1, 2 и 3-й называемой Кельдыковской и Тураевской, поч. каз., при колодцах, в 15 верстах от уездного города. В 46 дворах проживают 239 жителей мужского пола и 238 – ж. п. Сельская расправа» (13: 121).

В старинном удмуртском именнике у К.Герда записаны имена: Кельдыбай, Кельбакты, Кельда, Келдан, Кельдай, Кельдык, Кельдыш; тогда логично – Кельдыково от личного имени Кельдык.



PS: по сведениям Удмуртстата на 1.01.2009 г. в Кельдыково Адамского сельского МО проживает 38 человек.

Солдырь, деревня удмуртская (на 1965 г.). В 1941 году в Солдыре Адамского сельсовета колхоз «Красный яр» (31). Деревня Солдырь одна из старейших населенных пунктов на р. Чепце: в списке с дозорных книг Каринского стана Хлыновского уезда в 1615 году записан «Погост на Городище на Солдарском над рекою над Чепцею», в 7 дворах проживают 12 жителей мужского пола (всего жителей могло быть более 25 человек). В переписи 1646 года: «Городище Салдырское на речке на Чепце», в котором в 15 домохозяствах проживают 73 человек мужского пола, всего жителей могло быть 150 – 200. (4: 186, 232). Местная форма Иднакар. Археологи ХIХ-ХХ вв. в районе деревень Солдырь – Адам открыли много городищ, могильников, кладбищ, селищ конца 1-го и начала 2-го тысячелетий. В.Ф.Генинг в книге «Архелогические памятники Удмуртии. Ижевск. 1958.» на стр. 151-152 пишет об археологических памятниках вокруг деревни Солдырь: «98. Солдырское I (Идна-Кар) городище, Ч.к.». «99. Солдырские находки». «100. Солдырское 2-ое (Сабанчи-Кар) городище.Ч.к.». «101. Солдырский (Чем-Шай) могильник, Ч.к.» (8: 151, 152). (Ч.к. – Чепецкая археологическая культура). Если внимательно рассмотреть карту археологических памятников Удмуртской АССР, приложенной к книге В.Ф.Генинга, можно заметить, что вокруг деревни Солдырь сосредоточены максимальное количество этих памятников (включая долины рек Омыть, Пызеп, Варыж с их притоками на правом берегу реки Чепцы и в долинах рек Убыть, Сепыч с их притоками на левом берегу Чепцы). Можно сделать вывод, что деревня Солдырь была центром древних торговых путей на севере Удмуртии. Изучая литературу, мы с Хикметом Сафиулловичем Касимовым, краеведом (1926-2002), пришли к выводу, что д. Солдырь находилась в центре зимних торговых путей по перевозке поваренной соли из Соли Вычегодской и Соли Камской на среднюю Чепцу, а потом - вниз и вверх по Чепце и её притокам Непонятно, почему М.Г.Атаманов в своих трудах по топонимии Удмуртии ни одним словом не попытался найти происхождение топонима деревни Солдырь? В свое время мы с Х.С.Касимовым попытались это сделать (конечно, на самом дилетантском уровне с помощью «Удмуртско-русского словаря, Москва. 1983», стр. 128, 132, 401): первая часть топонима «Сол» - от русского «Соль», хотя в удмуртском языке «Соль» - «Сылал – соль || соляной; сылало соленый, с солью» … Вторая часть топонима «дыр» могла трансформироваться от удмуртских: 1) Дур | 1. край (предельная линия); кромка; <…> нюлесь дур – опушка леса <…>. Отсюда первое предположение: некий край, окраина, где завершался торговый путь соли, привозимой из северных краев, 2) Дыр | 1. время; <…> аран дыр - время жатвы; губиян дыр - грибной сезон <…> (5: 401, 128, 132) Итак, второе предположение: перевозка соли была работой сезонной, только по зимнику и ограничивалась только санными путями. В торговле участвовали все: и удмурты, и татары, и русские, а так же коми-пермяки, в итоге в названии населенного пункта Солдырь или городища Салдырского слились все понятия этих четырех языков, а основные компоненты удмуртского языка изменились до неузнаваемости. Интересная подробность: Хикмет Сафиуллович Касимов рассказывал, что старожилы деревни Кестым (в период до 1950 гг.), жителей Понинской и Карсовайской стороны называли «а…там перм`a живут», т.е. жители эти относились однозначно к коми-пермякам. Свидетельство более чем достоверное, учитывая, что Каринские татары в ХVI – XVII в.в., занимаясь толмачеством (переводчиками) и торговлей в деревнях по Чепце и ее притокам, знали, какие этносы проживали в них. Это подтверждает М.Г.Атаманов: он выделяет топонимические форманты «-ур ~ -ыр: Сундур (удм. Сундыр), Солдыр <…> Кечур, Кочур. У данного топоформанта возможна связь с манс. –ур ‘гора; возвышенность; горный хребет’; (1:39). И в самом деле: деревня Солдырь находится в середине высокого водораздела - мыса между долинами рек Чепцы и ее правого притока Пызепа. О том, что деревня находится на возвышенном месте, подтверждает запись в переписи н.м. России в середине Х1Х века: «2358. Солдарская, д. каз., при колодце, на горе Солдарской и р. Чепце, в 5 верстах от уездного города. В 27 дворах проживали 137 жителей мужского пола и 158 – ж. п.».

PS: по сведениям Удмуртстата на 1.01.2009 г. в Солдыре Адамского сельского МО проживают 144 человек



Турай, деревня удмуртская (на 1965 г.). На 01.01.1941 г. в Турае Адамского сельсовета колхоз «Красная звезда» (31).

Происхождение топонима неясно. М.Г.Атаманов пишет, что в названии нашли отражение воршудно-родовые имена удмуртов (1: 58.); он пишет о топониме «Турья», что не совсем то же, что топоним деревни Турай. Деревня Турай была в 1,5 – 2-х км севернее деревни Адам. Ее поля были довольно обширные, не изрезанные оврагами, такие поля ранней весной обычно заселялись жаворонками, по-удмуртски - «тюрагай», может быть, от названия «Тюрагай» произошло название деревни «Турай»?

По версии Л.Ф.Семенова название деревни могло быть от удмуртского тур – журавль (17). (О Турае см. выше очерк о деревне Кельдыково).

У Кузебая Герда (1920-е гг.) записаны удмуртские имена Тур, Тура, Турай, Тури: тогда название деревни от личного имени Турай ?

По указу Президиума Верховного Совета УАССР от 11.02. 1971 г. деревня Турай исключена с учета (6: 259).
Учхоз, учебное хозяйство, ойконим понятен.
Дом отдыха «Чепца», ойконим понятен.

Вот что пишет о присхождении гидронима Чепца глазовский краевед Геннадий Михайлович Ложкин: «Река Чепца. Северные удмурты зовут свою реку «Чупчи». «Чуп» с удмуртского «чмок, поцелуй» «Чи» - водный источник. Река до того извилиста и образует столько излучин – меандров, что, возможно древние жители в шутку прозвали её: «Река, состоящая из одних чмоков и поцелуев». «Чеп» - цепь (с удм., коми-перм.). Если посмотреть на географическую карту, река с обильными старицами и озёрами похожа на цепочку, разложенную с повторяющимся в определённой последовательности рисунком. Возможно, древний перевод звучал: «Река, растянувшаяся в долине, как цепь». В конце каждого цикла обнаруживается большое или малое торфоболото, на крупных из которых ведётся промышленная разработка торфа» (48: 7).

Авторская версия гидронима Чепца: уже в XIII веке в устье Чепцы проживали татары, так называемые «Царские князья» со своими вассалами бесермянами, тюрко(татаро)язычным племенем, принявшими в 922 году по настоянию булгарского царя ислам (см. «Путешествие Ахмада ибн Фадлана на Волгу в 922 году»), и ушедшими вверх по Вятке – реке Нукрату – реке Серебряной после разгрома Волжской Булгарии в 1237 году монголо-татарскими войсками. Древние булгары, поднявшись по реке Серебряной или по реке Нукрат, обосновались на свободных землях в 15 км выше от устья реки Чепцы и стали в письменных источниках называться нукратскими татарами.

Из-за путаницы в этнонимах, в очень редких письменных источниках, а возможно и в какой-либо единственной записи «Царские князья» превратились в «Арских князей», и по версии автора, переписчик может быть единственного сохранившегося письменного источника пропустил звук «Ц» и всё из-за того, что булгары соседние северные угро-финские племена называли «Ары» - совремённое название которых «Удмурты» - закрепилось за ними только в советское время с 1 января 1932 года (6: 4). Кроме того, если первоисточник был написан арабским шрифтом на арабском или тюрко-тататарском языке, то здесь это даже не ошибка переписчика и переводчика: в арабском и тюркском (татарском) языке нет звука «Ц».

Нукратские татары, начавшие осваивать реку Чепцу, назвали её «Чупче» - звук «у» здесь произносится мягко, как средний звук между русскими «у» и «ю». В татарском языке «чуп» сущ. 1. мусор, хлам 4. сор. «Че» - словообразовательный суффикс. Сравните: эш сущ. работа, эшче сущ. рабочий; юл сущ. дорога, юлчы сущ. путник и так далее. Чупче от чуп сущ. мусор, чупче сущ. мусорщик (9: 376, 394, 397). Действительно, река в осенний листопад несёт в своих быстрых волнах массу разных древесных листьев и мусора…

PS: по сведениям Удмуртстата на 1.01.2009 г. в посёлке Дом отдыха Чепца Адамского сельского МО проживают 724 человек.


Верхне-Богатырский сельсовет

(на 1965 г.)


Верхняя Богатырка, урд; Нижняя Богатырка, уд; Михайловка, уд; Симашур, уд; Верхняя Слудка, уд; Луговая, уд; Нижняя Слудка, уд; Печешур, уд; Пышкец, уд; Усть-Пышкец, уд; Горд-Яр, уд; Верхний Рюм, уп; ДРСУ, уп.
Верхняя и Нижняя Богатырки, деревни удмуртские (на 1965 г.), за счет приезжих специалистов в Верхней Богатырке проживают несколько русских семей. В д. Верхняя Богатырка Богатырского сельсовета в 1941 году колхоз «Трактор», в Нижней Богатырке колхоз «Красная речка» (31).

Верхняя Богатырка записана в списках населенных мест России за 1859 – 1873 гг.: «2233. Выше – Богатырская (Починок), д. каз., при безымянном ручье, в 6 верстах от уездного города. В 32 дворах проживают 187 жителей мужского пола и 171 – ж. п.». Нижняя Богатырка, местная форма Утэм.

В переписи 1615 года записана «Деревня Богатырская» в составе Каринского стана Хлыновского уезда, без деления на Верхнюю и Нижнюю, в котором в семи домохозяйствах проживают семь человек мужского пола. Женщины и дети переписчиками не записаны. (4: 188). Деревня относится к древнейшим поселениям на Чепце: возле деревни находится 94. Богатырское (Утемкар) городище, относящееся к Чепецкой культуре (8:149). В деревне живут потомки воршудно-родового объединения Чабья – одного из крупнейшего, повсеместно распространенного рода. По преданиям, на городище жили и воевали богатыри, от них появилось русское название деревни; Утэм; ’выигранный’; по преданиям, это городище при состязании выиграли богатыри, поэтому и городище и деревня носят такое название – Утэм (1: 223).

В переписи 1646 года записана «Деревня Богатырская на Чепце реке» уже с 19 домохозяевами, в деревне проживают около 70 душ мужского пола, всего жителей могло быть до 150 человек. (4: 235). В переписи 1662 года показаны «Приставные дворы в Каринской и Верхочепецкой волости у удмуртов…» «Деревня Богатырская подле Чепцу реки», где в четырех дворах проживают отяки: «в/отин Карка Сасегов сын Чюрин, поставился во 170-м году» (7170 – 5508 = 1662), то есть в 1662 году, другие – Чюпка Сасего[в] - в 168 году (1660), Максимко Удегов – в 162 году (1654), Асылка Аккузин – во 163 году (1655). В этой же переписи 1662 года записан «Починок на речке на верхней Богатырке: в/отин Лучка Баженов сын Кайсин поставился во 161-м году (1653), отошел от отца своего», еще двое переселенцев построились в 1652 и 1660 годах. (4: 252).

Читая Луппова появляется предположение, что «Деревня Богатырская» была на другом месте и значительно дальше от реки Чепцы, чем современные деревни Верхняя и Нижняя Богатырки, иначе зачем же в переписи 1662 года указаны приставные дворы в «Деревне Богатырской подле Чепцу реки» и в « Починке на речке на Верхней Богатырке». По этим записям «Деревне Богатырской подле Чепцу реки» соответствует современная деревня Нижняя Богатырка» на высоком правом берегу реки Чепцы, а «Починку на речке на Верхней Богатырке» соответствует деревня Верхняя Богатырка находящаяся от Чепцы довольно далеко на пригорке. Луппов пишет: «Примечание: под приставными дворами в этом документе разумеются новые крестьянские дворы,. выделившиеся из старых дворов и поставленные или в той же деревне, или на вновь расчистном починке». (4: 262-263).

В переписи н.м. Российской империи в середине Х1Х века записана деревня: «2305. Богатырская (Утемысь), д. каз., при р. Чепце. В 8 верстах от уездного города. В 31 дворе проживали 178 жителей мужского пола и 194 – ж. п.».

Для будущих археологов и этнографов можно поставить задачу: где была деревня Богатырская? Пока живы старожилы, надо узнать, где была эта деревня? Зная, что уже через несколько поколений жители забывают названия деревень, будущим исследователям нужно, пока не поздно, поискать местоположение деревни Богатырки, название которой в виде «Вужгурт», «Вужкар» еще может сохраниться в памяти старожилов. Хотя я не совсем прав.

PS: по сведениям Удмуртстата на 1.01.2009 г. в д. В-Богатырка Верхнебогатырского сельского МО проживают 162 , в д. Н-Богатырка – 64 человек..



Отступление: На севере Удмуртии многие артезианские скважины имеют солоноватую воду. Например, в д. Н-Богатырка из артскважины, пробуренной наверху около фермы КРС с глубины 90 метров поступала довольно сильно соленая вода; местные жители говорили, что эту воду можно было давать скотине, а пить её нельзя. Начальник глазовской ПМК-7 «Удмуртмелиорации», ныне пенсионер с 1989 года, Бузанаков Рафаил Самигуллович рассказал мне, что на севере Удмуртии во многих местах подземные воды из артезианских скважин солоноватые или даже очень солёные. В деревне Нижняя Богатырка ниже первой скважины (той, что была у фермы КРС), они пробурили вторую скважину почти на берегу Чепцы, но и в ней вода оказалась солоноватой, не питьевой.

В 1980-х годах доверенный врач Завкома-17 ЧМЗ А. М. Джумадылов рассказывал нам (с нами были гл. санитарный врач Глазовской санэпидемстанции Е.Ю Краков, гл. врач Профилактория ЧМЗ Никитин и директор «Дома отдыха Чепца» Гущин), что эту воду они ставили на стол в сатураторах на всякого рода союзных совещаниях и конференциях проводимых по линии Мидсредмаша, т. е. по-современноому Минатома, угощали гостей и просили узнать, что это за вода. Говорили: «Нарзан», «Боржоми», замечали, что эта газированная вода чуть солоновата, но пить можно. К сожалению, в конце 80-х годов ХХ столетия по настоянию Глазовской санэпидемстанции скважину затампонировали (устье залили цементным раствором), дескать, в скважину могут попасть навозные стоки от фермы КРС. В деревне Кожило Балезинского района Удмуртии в водопроводе (наверное, этот водопровод до сих пор функционирует), почти такая же солоноватя вода. В обеих деревнях я пил воду, она очень хорошо помогала мне при болях в желудке, (а у кого из нас нет гастрита?). Когда строили Глазовский комбикормовый завод, все разведочные артскважины на площадке строительства давали соленую воду. В начале 80-х годов прошлого столетия начали строить комплекс КРС на 800 голов в деревне Адам: комплекс построили, а вода в скважинах оказалась соленой и для пуска комплекса срочно построили водовод от Глазовского городского водозабора на Чепце (от Дома отдыха «Чепца»).

В середине 1950-х годов под Штанигуртом была пробурена опорная геологическая скважина (я её видел на карте СССР в конторе Геофизической конторы в г. Ухта Коми АССР в начале 1960-х годов, тогда эта карта была под грифом «секретно» (или под грифом «ДСП»): вся карта страны была покрыта условными значками таких скважин. До середины 80-х годов прошлого столетия из устья Штанигуртской скважины самоизливом текла очень соленая вода. Этой водой население лечилось от болезней суставов: набирали в бидоны, и, разбавив ее напополам с горячей водой, принимали лечебные ванны; говорят, что эти ванны очень хорошо помогали им. Цель нашей поездки с гл. врачами именно в этом и состояла: ознакомиться с источниками соленой воды на севере Удмуртии. Тогда мы заезжали и в деревню Кожило. Е.Ю Краков набрал в бутылки воду на анализ в СЭС (кстати, Н-Богатырскую скважину закрыли уже после смерти Емельяна Юрьевича…). Глазовский райисполком послал в лабораторию Ижевской конторы «Курортгеология» запрос с просьбой о проведении анализа Штанигуртского источника. Тогда я для себя оставил копию переписки с «Курортгеологией» и ответ с результатами анализа воды. По памяти: Штанигуртский источник был очень концентрированной морской иодо-бромо-натрийхлорной <…> водой с содержанием солей 46 граммов на 1 литр; вода поступала из глубины 560 метров. Резюме: эту воду можно было пить при определенных болезнях ЖКТ по назначению врача после пятикратного разбавления по полстакана (по схеме лечения); при двухкратном разбавлении её можно было применять по назначению врача при некоторых болезнях опорно-двигательного аппарата человека в виде горячих ванн.

В начале 90-х годов некий предприниматель решил выпускать лечебную воду на основе Азамаевской родниковой воды с добавлением Штанигуртской высокосоленой воды, но скважина перестала давать воду: то ли при строительстве каптажных устройств в устье скважины произошла закупорка, то ли за полвека жизни скважины металлические трубы коррозировали полностью и сток воды прекратился совсем. Кстати, деревня Штанигурт до сих пор получает самую вкусную и качественную воду в Глазовском районе из каптированных (каптажированных?) Азамаевских родников.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет