120
Идеи и идеалы № 3(25), т. 2 • 2015
ИДЕИ И
ИДЕАЛЫ
ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ИСКУССТВОЗНАНИЯ
УДК 7.01
КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
Ю. КРИСТЕВОЙ КАК ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕОРИИ
ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ
К.А. Фомин
Литературный институт
имени А.М. Горького,
Москва
blackline@nightmail.ru
В представленной статье концепции генезиса литературных произведений и интертекстуаль-
ности Ю. Кристевой рассматривается в качестве прямой эволюции теории традиции, разрабаты-
вавшейся в первой половине XX века. В рамках данной работы традиция понимается как особое
пространство единовременного сосуществования и постоянного взаимодействия между собой раз-
личных произведений литературы. В ходе исследования автор разбирает принципы формирова-
ния и взаимодействия литературных произведений, изложенные в концепции французской иссле-
довательницы. В результате предпринятого исследования автор приходит к выводу, что в концеп-
ции Кристевой традиция представлена в качестве хаотического и динамического пространства,
служащего фундаментальным конструктом для формирования любого нового литературного про-
изведения. Как следствие, каждый художественный текст неизбежно вовлекает в свою структуру
многообразие цитаций из различных источников и таким образом устанавливает имманентную
связь с общей культурно-текстуальной традицией. Проведенное исследование позволяет сделать
вывод об особом аморфном существовании и внетемпоральном онтологическом статусе элемен-
тов, составляющих общую литературную традицию, их прямом участии в формировании новых
произведений, а также обосновать широкие возможности интерпретации памятников литературы.
Ключевые слова: теория традиции, интертекстуальность, межтекстовые связи, постструктура-
лизм, текст.
DOI: 10.17212/2075-0862-2015-3.2-120-130
В различных направлениях западной
эстетики и художественной практики пер-
вой половины ХХ века был актуализирован
комплекс проблем, связанных с историче-
скими
формами существования, изменчи-
вости и автономного взаимодействия раз-
личных произведений искусства. Подобная
ориентация теоретико-эстетического инте-
реса была призвана выявить особый онто-
логический и темпоральный статус худо-
жественных памятников, принципы их ге-
незиса, сосуществования и продуктивного
взаимовлияния, а также очертить их гносе-
ологический потенциал. Есть веские осно-
вания полагать,
что данный процесс был
инициирован переосмыслением субъект-
объектных отношений, проблематизацией
интерсубъективной коммуникации и реви-
зией сущности языка в философии таких
ученых, как А. фон Майнонг и Э. Гуссерль.
Значительное влияние на развитие данной
проблематики также оказало общее тече-
ние лингвистического поворота, изначаль-
но подготовленное становлением анали-
тической философии, неопозитивизма и
фундаментальной онтологии М. Хайдегге-
ра и впоследствии реактуализированное в
1950–1960-х годах.
Идеи и идеалы № 3(25), т. 2 • 2015
121
К.А. Фомин. Концепция интертекстуальности Ю. Кристевой
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
Проблема сосуществования и взаимов-
лияния произведений искусства подверга-
лось разностороннему анализу в большин-
стве
эстетических, искусствоведческих и
художественных направлений ХХ века.
Среди них теоретическая и художествен-
ная практика высокого модернизма, аван-
гарда и постмодернизма, течение Новой
критики, герменевтика, венский кружок
искусствознания,
структурализм, пост-
структурализм, эстетизм и рецептивная
эстетика. Несмотря на то что каждая шко-
ла по-разному позиционировала предмет
своего исследования, фенотипическое и
концептуальное тождество поставленной
ими проблематики дает основание рассма-
тривать их в единой парадигме и изучать
ее эволюцию.
Мы находим целесообразным объеди-
нить совокупность данных проблем еди-
ным, «зонтичным» понятием традиции, по-
нятой как «живая целостность всего поэти-
ческого, что было создано во все времена»
[11, c. 162]. В
рамках теории художествен-
ной традиции все существующие памятни-
ки искусства рассматриваются в качестве
динамического единства, составные эле-
менты которого находятся в постоянном
взаимодействии, трансформации и ста-
новлении друг относительно друга. При-
менение данного понятия для унификации
предмета исследования в различных на-
правлениях гуманитарного знания предо-
ставляет возможность проследить развитие
и перемены в
репрезентации проблемати-
ки, а также выявить то значение, которым
феномен традиции наделяется в разных те-
оретических системах.
Предметом настоящего исследования
стала та форма представления, которую те-
ория традиции получила в философии и
эстетике постструктурализма и, в частно-
сти, в известной концепции интертексту-
альности французской исследовательницы
Ю. Кристевой. Формирование и становле-
ние ее философской
системы сложилось
под значительным влиянием идей диало-
гизма и полифонии М.М. Бахтина, теории
«децентрирования» культурного сознания,
переоценки референциальной функции
знака и переосмысления понятия текста
Ж. Деррида, а также концепции денотатив-
ного и коннотативного уровней знака и ди-
хотомии произведения и «Текста» ее учите-
ля Р. Барта. В свою очередь, сформирован-
ная Кристевой теория способствовала ста-
новлению теоретической базы постструк-
турализма, а также оказала значительное
воздействие на дальнейшее развитие эсте-
тики, философии, семиотики, филологии
и литературоведения.
Комплексное
теоретическое наследие
Ю. Кристевой неоднократно подверга-
лось разностороннему анализу как запад-
ными, так и отечественными учеными. Не-
обходимо отметить особый вклад, который
сделали в его изучение такие исследовате-
ли, как И.П. Ильин, Г.К. Косиков, М.Б. Ям-
польский, А.Г. Егоров и некоторые другие.
Однако, в силу сложности теоретических
взглядов ученой, по причине которой ее
неоднократно подвергали критике и упре-
кали в непоследовательности (см., напри-
мер, [10, 12]), дальнейший анализ ее кон-
цепций текстуального генезиса и интертек-
стуальности сохраняет свою научную акту-
альность.
Новизна и значение представленно-
го исследования
заключается в попытке
представить новую систематизацию ча-
сто эклектичных взглядов Ю. Кристевой,
проанализировать ее теории с точки зре-
ния эстетических категорий онтологии и
гносеологии искусства, а также рассмо-