ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Конспект лекционного материала
по дисциплине
для направления подготовки 081100.62
«Государственное и муниципальное управление»
Мурманск
2013
История мировых цивилизаций: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» / сост. канд. ист. наук, доц. кафедры общественных и естественных наук А.Г.Голов. – Мурманск: МАЭУ, 2013. – 62 с.
Мурманская академия
экономики и управления, 2013
Лекции по «Истории мировых цивилизаций».
Специфика исторической науки и её методология.
От прошлых поколений мы получили духовное наследство, которое пополняем с учётом собственного опыта. Это знание законов развития природы и общества, наука, эмоциональное восприятие происходящего, культура, свод правил общения, нравственность, идеалы и мотивы деятельности, идеология и религия, способы и формы передачи духовного наследия от поколения к поколению, образование.
Существуют два подхода к определению Истории:
1. Это деятельность множества людей, преследующих свои эгоистические цели.
2. Это судьба каждого народа, которая заранее предопределена провидением или неумолимым роком.
Периодизация истории человеческого общества:
Марксизм выделяет пять социально-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.
Существует более масштабное деление:
-
первичная архаическая, доклассовая;
-
вторичная антагонистическая, классовая;
-
коммунистическая неклассовая.
До появления письменности – первобытнообщинный строй. Археология, этнография изучают культуру этого периода, историческая антропология биологические особенности человека, палеозоология – ископаемых животных, палеоботаника – ископаемые растения.
Либерализм выдвинул новые центральные понятия исторической науки: – цивилизация – представление о развитии человеческой личности и разума, смягчении нравов, возможности разрешения конфликтов путём диалога и компромисса, это гражданское общество, как форма общественного контроля за государственной властью, это прогресс науки, промышленности, благосостояния людей.
Мировая цивилизация – это система связей между странами мира, основана на либеральных ценностях, на общем рынке сырья, продуктов и знаний, создающих у людей в разных странах сходное представление о целях и задачах человечества и определяющее наличие у этих стран общих интересов, побуждающих к диалогу.
Локальная цивилизация – крупные регионы земли национального или преднационального уровня, существенно отличные от других по направлению социально-культурного развития идеала и мировоззрения, и которые взаимодействуют друг с другом как особые блоки региональной структуры мировой истории
Понятие локальная цивилизация схоже с понятием национальная культура. История цивилизации занята изучением основополагающих идеалов, которые придают культуре целостность. История цивилизаций изучает формы и степень универсализации национальной культуры – это способность стать организующей силой нового наднационального цивилизационного единства в государственной жизни, экономике, духовной жизни. История цивилизаций изучает борьбу локальных цивилизаций за доминирование в мире, формы их взаимодействия, культурное заимствование друг у друга.
«Осевое время» человеческой истории Карла Ясперса.
Ось мировой истории идёт от рождения Христа. Это не так, так как в мире существует множество религий. Ясперс в своей работе относит ось мировой истории к около пятисотому году до Р.Х. и считает, что духовный процесс развития человечества шёл между 800-м и 200-м годами до нашей эры. В этот период произошёл резкий поворот в истории. Это время называется осевым. К человечеству приходит одухотворение.
Формируются империи. История в её целостности мыслится как смена различных обществ. Создаются теории, которые определяют современную жизнь человечества. Завершение этого процесса носит политический характер. Насильственно создаются могущественные империи: Китайская, Индийская династии Маурья, Римская империя. Предполагалось, что сложившиеся империи будут вечно, но стабильность империй была иллюзорной – империи гибнут. И даже там, где они восстанавливаются, это связано с новыми культурными преобразованиями. Империи существуют, пока существует сильный лидер.
Последствия осевого времени. Осевое время служит ферментом, который связывает человечество в рамках единой мировой истории. Осевое время служит масштабом, позволяющим нам отчётливо видеть историческое значение отдельных народов для человечества в целом. Разделение народов определяется тем, как они относятся к прорыву осевого времени.
Осевые народы – те народы, которые продолжают историю, совершая скачёк, как бы вторично рождаются в нём, тем самым закладывают в основу духовную сущность человека и его подлинную историю: китайцы, индийцы, иудеи, греки. Есть народы, не знающие прорыва духовного скачка, прорыв был не повсеместным событием. Были народы, культура которых существовала до прорыва. К осевому времени относится расцвет египетской, вавилонской культуры.
Древнейшие цивилизации.
Civil (лат.) – гражданственный, государственный.
Цивилизация – культурная целостность и общность. Представляет собой самую широкую группировку людей по культурным признакам и культурной идентичности, шире которой лишь само человечество с его отличиями от других живых существ. Будущее человечества станет определяться 7-8 основными цивилизациями: западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, славяно-православной, латиноамериканской и, возможно, африканской. Основное противоречие между этими цивилизациями – различие культур. Различия основополагающие. Названные цивилизации не сходны по истории, языку, культуре, традициям, религии. Люди, которые принадлежат к разным цивилизациям имеют разные представления о взаимоотношении Бога и человека, индивида и группы, гражданина и государства и др. Длительные конфликты возникали в истории между цивилизациями. Мир становится всё более тесным, ширятся контакты. Процессы экономической модернизации и социальных изменений размывают во всем мире привычные локальные взаимодействия. Ослабевает роль национального государства, функции на себя берёт религия. Среди людей разных цивилизаций идёт разделение взглядов на роль Запада. С одной стороны Запад находится в зените своей мощи, с другой стороны – незападные цивилизации возвращаются к своим истокам. Цивилизационные признаки, относящиеся к сфере культуры, не так легко сочетаются и перенимаются, так социально и политически русские не могут превратиться в европейцев.
В классовых и идеологических конфликтах ключевым вопросом был: «На чьей ты стороне?». Необходимо учитывать рост экономики. Культурно-религиозная схожесть лежит в основе организации экономического сотрудничества, она, к примеру объединяет десять мусульманских стран – Иран, Пакистан, Турцию, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан. Организация экономического сотрудничества была создана в 1960-х годах первыми тремя странами. Люди, которые принадлежали к разным сообществам, обращались друг к другу. Различия в культуре и религии сказываются на разрешении многих проблем, прав человека, торговли, отношению к окружающей среде. Столкновения происходят на двух уровнях: микроуровень – соседние религиозные уровни борются за территорию и макроуровень – государства соперничают между собой и в военной и в социально-экономической сфере. Границы между цивилизациями приходят на смену политическим и экономическим границам времён холодной войны. Наиболее существенная разделительная линия в Европе совпадает с восточными границами западного христианства, которые сложились к 1500 году. Эту границу проводят между Финляндией и Россией, между государствами Балтии и России, между западными католическими и восточными православными регионами Белоруссии и Украины, между Трансильванией и остальной частью Румынии, между Хорватией и Боснией, а так же Сербией. Фундаментализм выступает против импорта ненужных ценностей. Попытки импортировать западную демократию в арабский мир заканчиваются осложнением отношений между Западом и мусульманским миром. Обе стороны рассматривают эти отношения как конфликт цивилизаций.
История античной цивилизации.
В истории античных цивилизаций выделяют несколько локальных цивилизаций:
1. Греческая – период расцвета древних Афин в V – IV веках до н.э.
2. Эллинистическая (Александрийская) – период между греческой и римской, когда центр культуры перемещается в Александрию.
3. Римская – II век до н.э. – II век н.э.
Достижения античной цивилизации:
Расцвет человеческой личности. Приоритет духовной сферы, подъём науки, искусства, свободы. Возникла в Афинах в V веке, по-гречески – элефтия – состояние отсутствия господства кого-то над кем-либо. Великое разделение труда, отделение умственного труда от физического, скачок в производительности труда, увеличение прибавочного продукта, эффективные орудия труда.
Часть свободных граждан занималась искусством, политикой, философией, путешествиями и т.д. Рождение первосистемы – крупные открытия, абстрактных наук: философия, астрономия, математика, история, право, медицина, механика. Появляются учёные и школы. Школы – философская академия Платона, лицей Аристотеля, Александрийский Мусейон, сложилась система образования, началось специализированное обучение.
Взлёт свободной мысли оторвался от практики. Развитие духовной сферы, религии. В VI – V веках до н.э. возникает буддизм, который разделяется на 17 сект, к началу XII частично растворяется в индуизме. В I веке восточных провинциях римской империи возникает христианство. После периода гонений в IV веке христианство было признано религией. В 1054 году христианство раскалывается на две веры – западную – католическую и восточную – православную.
Сложился строй общественно-политических отношений – демократия, которая отвечает требованиям сообщества свободных людей в период правления в Афинах стратега Перикла в VI – V веке до н.э.
Своеобразие политической и экономической жизни античной цивилизации состояло в формировании и господстве полисов.
Полис – независимый, самоуправляемый город, государство со многими признаками общины. Государственная власть могла принимать разнообразные формы: демократия, тирания, аристократия, олигархия, монархия. Но строго соблюдались равноправие и свобода граждан полиса. Они считались свободными и по природе, в основе свободы и равенства лежала частная собственность. Античная эпоха вышла за локальные рамки. Стали возникать мировые империи.
Колонизация – проходила в несколько волн. Великие географические открытия. Великая греческая цивилизация. Народы полисов основывали колонии по побережьям морей. Город-государство платил налоги Афинам. Римские колонии. Колонизационный способ – развитие мореплавания. Создавались насильственным путём мировые державы.
В IV веке Александр Македонский покорил Индию, Персию, Египет, Вавилонию, Среднюю Азию, был учеником Аристотеля. От Дуная до Инда, от Кавказа до Египта он создал империю. Смерть помешала ему захватить Аравию и Африку.
Римская империя в период своего расцвета в начале II века при Траяне охватывала почти всю западную и южную Европу, переднюю Азию, Черноморское побережье, северную Африку. В 395 году распадается на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византийскую). Политическое и экономическое верховенство метрополии - ей подчинялись колонии, провинции, торговые связи, транспортные сети, смешение культур. Вклад в развитие экономики.
Сельское хозяйство, торговля, обмен, финансово-кредитные и денежные отношения – всё это экономика. Многоотраслевое хозяйство, ориентирование на рынок. Появление банков.
Средневековая цивилизация Западной Европы в VI – XV веках.
Медиевистика – наука о средних веках. Термин появился в 1554 году. Отечественные медиевисты Грановский, Карсавин, Туревич внесли большой вклад в её развитие. Теория германизма – аббат Дюбо.
Imperio (лат.) – устраиваю, привожу в порядок. Это централизованное государство.
Римская империя дошла до предела и не вела завоеваний. Начало процесса варваризации, охрана границ империи. Римская империя пала. Вначале I века началось великое переселение народов с того, что гунны двинулись с востока на запад.
Варварское начало. Феодализм – аграрное общество характерно для Европы. Это первая стадия производственного хозяйства. С осёдлостью приходит цивилизация. Между цивилизациями и варварами идёт борьба. Огромное влияние оказывает христианизация. Начинают изучаться богословие, юриспруденция, медицина.
Римская империя приняла христианство в 313 году.
Признаки религиозной культуры:
-
религия связана с определённой территорией;
-
связь с определённым этносом;
-
связь определяется культурой;
-
культовые места поклонения;
-
общий порядок религии. Характерная истина – вечное постижение.
Хронологические рамки – тысячелетний период с IV до XV века. Объединить все регионы Европы и их принадлежность к феодальному способу производства. В Позднее Средневековье – зарождение капиталистического производства, общества, накопление капитала, набирает силу зарождающаяся буржуазия, взлёт науки, искусства, Реформация церкви. Промышленные революции. Стали появляться мануфактуры.
Землевладелец обладает судебно-исполнительной властью. Развитие позитивных наук, живописи. Искусство было сковано религиозными догмами.
Феодальная цивилизация:
1. Господство мировых религий.
2. В политической области идёт борьба средневековых монархий, формируется политика, соперничество городов.
3. Личная свобода крестьянских и городских ремесленников по сравнению с рабами.
4. Скачка в производстве не было. Использование бумаги и пороха, развитие частного производства, очки, линзы.
Степные империи Евразии. История Европы и Ближнего Востока была изложена в XIX веке Китая, Индии – в XX веке. В истории Евразии имелись белые пятна. Гунны оставили после себя слабый след. Территория степей Евразии непрерывной полосой простирались от Хингана и Байкала до долины Дуная, захватывая пустыни и полупустыни.
Центр Азии – Казахстан, Кыргызстан, Юг России и Украина. В I тысячелетии начались постепенные изменения этнической среды в Евразийских степях, преобладали восточно-иранские племена – потомки скифов, саков. Другие очаги этногенеза связаны с Восточной Евразией от Алтая на западе до Хингана на востоке, там шли миграционные процессы вплоть до начала I тысячелетия.
Ускорение процессов территориального и социального развития привело к середине I тысячелетия к консолидации. Образуется каганаты – государства в Средней Азии, Южной Сибири:
-
Восточно-тюркский;
-
Западно-тюркский;
-
Хазарский;
-
Великой Болгарии;
-
Уйгурский;
-
Господство енисейских киргизов.
Это время принято называть древнетюркской эпохой. Образуется особый тип цивилизаций. В течение первой тысячи лет нашей эры сложился симбиоз оседлого населения кочевых племён. Союз гуннов сложился в центральной Азии в конце III века до н.э. Правитель Шань-Юй обладал большим войском. Гунны захватили Центральную Азию, Забайкалье, Восточную Сибирь, государство динлинов.
Южная Сибирь являлась Северо-Западной провинцией северного гуннского государства. Возник динлино-ганьгунский союз, который поставил задачу свергнуть власть гуннов, которая была слабой. Население минусинской котловины назывались динлины. Основанное в 40-х годах до н.э., гуннское государство распалось в 55 году. Cо II-ой половины VI века тюрки и арабы создали могущественные империи.
Особенности российского исторического развития. Конфликты в русской истории.
Феномен России сложился из европейского капитала в стадии первоначального накопления, азиатского самодержавия.
Неустойчивость цивилизации, постоянное движение, новые влияния, скачкообразное развитие не разрушали российскую цивилизацию, а дополняли её. Постоянное обновление духовной основы жизни.
Своеобразие русской цивилизации отличает её от западноевропейских и восточных народов. Она оказывается подвижной, центробежной, она умеет использовать природное пространство. Христианизация – объединение нерусских народов на христианской основе. Религиозно-развитая совесть – вот основа Восточной цивилизации. Христианизация тесно связала Русь с Византией. Особая форма христианства. Очередной порядок княжения. Превращения Москвы в своеобразную цивилизацию. Разрушение в 1453 году Византии тюрками. 1480 год – прекращение даннической зависимости Москвы от Золотой Орды. Складывание сословий к XVI – XVII векам. Все сословия государства крепились либо к земле, либо к тяглу (ремесленники и торговцы), либо к приказной государственной службе (дьяки). 1613 год – начало династии Романовых. Михаил Фёдорович Романов.
Основы течения научной мысли по вопросу российского пути развития: западники и славянофилы. Чернышевский, Чичерин, Кавелин – западный тип цивилизации.
Славянофилы – славянский тип Чаадаев, Киреевский, Аксаков. Евразийство – группа учёных, Трубецкой. Западничество – главным фактором считали идеократию.
Точка зрения Л.Н. Гумилёва – Евразия – система исторических объектов географического, социального, политического, экономического, этнического харктера. Евразия не только этнос, но и суперэтнос. Пассионарность – признак, возникший в результате пассионарного толчка внутри самой популяции людей. Россия – единство характера этноса, развития государства в этническую индивидуальность.
С точки зрения Бердяева, проблема русского пути – противоречивость, Россия двоится. Сама безголосая, бесполитическая тайна русского духа.
В научных кругах три точки зрения на специфику русского пути: запоздалость, отсталость, особый путь развития.
Формирование ранней русской феодальной цивилизации в IX веке. Образование Киевской и Новгородской Руси. Разноплемённые отношения, в VI – IX веках возник союз племён древлян, полян и других. С IX века можно вести отсчёт ранней феодальной цивилизации России, она строится на земледелии и скотоводстве. Возникают города Киев, Новгород, Ладога, Полоцк, Смоленск. Возникло искусство, язык, религия. Первая волна ранней феодальной цивилизации в XI веке при Ярославе Мудром. От Днепра до Вислы, от Дона до Волги, от Северной Двины до Таманского полуострова. Вторая волна феодальной цивилизации в XV – XVII веках. Строительство в Москве Кремля, очень сильна роль государства. Границы государства расширились от Ближнего Зауралья до Чукотки и Дальнего Востока. Земский собор 1613 года избрал Михаила Романова. Третья волна охватывает почти весь XVII век.
В начале XVIII века Россия включается в русло индустриального производства. В1730 – 1740-х годах – переход к индустриальной цивилизации.
С 1800 – 1860 годы население увеличивается в два раза, а хлеба собирают значительно меньше, чем необходимо. Россия уступала Великобритании в 16 раз, Германии в 9 раз, Франции более чем в 7 раз. С1860-х годов до начала XXI века – период индустриальной России. Есть полувековые циклы, несколько крупных этапов: 1861 – 1913 годы – период ускоренного распространения индустриальной цивилизации, промышленный переворот, утверждение капитализма и вступление его в империалистическую стадию, подъём науки, культуры, образования, признаки общенационального кризиса – русско-японская война. 1914 – 1954 годы – период общенационального кризиса, попытка выйти из кризиса и решить проблему в рамках социального развития. 1965 – 2010 годы – завершается фаза индустриального развития цивилизации России, попытка трансформирования с помощью реформ.
1861 – 1871 годы – первый полувековой цикл, выход из общенационального кризиса, проведением серии реформ. 1872 – 1882 годы –подъём уровня жизни, науки, образования. 1883 – 1903 годы – продолжение подъёма промышленного производства. В конце 1880-х – начале 1890-х годов последовала волна контрреформ Александра III. Начался раскол между обществом и государством. 1904 – 1913 годы характеризуется с одной стороны промышленным подъёмом, увеличилась сеть железных дорог, быстро растут акционерные общества и банки, создаётся сеть монополий, делались попытки увеличить производство сельхозпродукции. Это позволило расширить площади посевов в 63 губерниях. Россия начала экспортировать хлеб. Признаки подъёма, которые сокращают отставание России от центров экономического прогресса США и Великобритании в 15 раз, Германии в 10, Франции – 64 раза. Обострение социально-политических противоречий – война с Японией и Первая русская революция.
Первый полувековой индустриальный цикл:
Россия за сравнительно небольшой период времени быстро продвинулась по пути экономического прогресса. Сокращается отставание от лидирующих стран.
Разрыв был сильно большим и реформы носят политический характер. Не хватает времени, решительности, чтобы провести радикальные изменения. Перепись 1897 года, в сельском хозяйстве – 75 % населения. Россия в группе стран среднего развития. Острота в противоречиях и национальных традициях обусловили лидерство России в мировом интеллектуальном процессе, хотя по уровню грамотности Россия отставала от развитых стран. Сформировавшийся в России интеллектуальная элита охватывает почти все сферы духовной жизни. Менделеев, Сеченов, Мечников, Павлов, Попов, Вернадский и др. Тургенев, Чехов и др. Чайковский, Рахманинов и др. Репин, Суриков и др.
Не менее острыми были противоречия социально-политические.
Реформы Александра III продвинули Россию по экономическому пути. Крупная буржуазия в союзе с иностранным капиталом захватили все отрасли экономики. В социально-политической области Россия отставала от лидеров мирового прогресса. В этом историческом цикле наблюдается открытость России внешнему миру. Расширяются связи со многими странами мира.
В Россию активно устремляется иностранный капитал и его доля в общем вложении капитала 47 %, в промышленности – 72 %.
Второй долгосрочный индустриальный цикл.
Начинается с глубочайшего кризиса и охватывает около полувека 1914 – 1954 годы. 1914 – 1922 годы – период острейшего кризиса. Участие в мировой войне, революция, Гражданская война и утверждение большевистского сценария. 1923 – 1934 годы – это время выбора различных вариантов социалистического пути – от либерально-нэповского до тоталитарно-бюрократического. Завершается ликвидация рыночного варианта, уничтожение значительной части интеллигенции. 1935 – 1952 годы: Великая Отечественная война уничтожает около 27 миллионов человек и огромное количество национальных богатств. После победы удалось восстановить довоенный уровень. Экономически страна была деформирована. Сформировался мировой социалистический лагерь.
1953 – 1964 годы – попытка осуществить реконструкцию и оздоровление избранной социальной модели. Хрущёвская оттепель. Хрущёвский кризис совпал с кризисом мирового социализма.
Общие достижения и неудачи этого цикла.
Разрушение экономики, гибель миллионов людей, распад Российской империи, в период Гражданской войны Россия избирает крайний сценарий проведения дерзкого эксперимента. Изменена экономика России. С 1914 года экономика претерпела несколько провалов.
К 1920 году продукция промышленности составила 22 % от довоенного уровня. Восстановление рыночных отношений.
Привилегированная государственная партийная элита. Интеллигенция преследовалась. Национальные различия были официально непризнаны. Идеология социализма провозглашала равенство, свободу личности, расцвет культуры. Уничтожение и изгнание интеллигенции в годы Гражданской войны, принудительная её депортация.
Иммиграция недовольных в 1960-е и последующие годы. Попытки реформ социализма – содержание третьего полувекового цикла индустриальной цивилизации. Она началась в 1964 году и ещё не закончилась. 1964 – 1984 годы – первые неудачные попытки реформировать социализм, придав ему некоторые черты рыночной экономики, но сохранялась основа государственно-партийной монополии. Застой.
История цивилизаций эпохи Средневековья.
Достарыңызбен бөлісу: |