Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Удомельская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Удомли Тверской области
Конспект урока по литературе
в 7 классе
«О любви, мудрости и верности»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Плотникова Светлана Николаевна
г. Удомля
2011
О любви, мудрости и верности.
("Повесть о Петре и Февронии Муромских" в 7 классе)
Цель: Знакомство с памятником древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Задачи:
-
Познакомить учащихся с особенностями произведения, относящегося к агиографической (житийной) литературе;
-
дать начальное представление об идеале и идеальном образе человека и человеческих отношений в литературе Древней Руси;
-
показать жанровое своеобразие произведения;
-
показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека;
-
расширять словарный запас обучающихся;
-
совершенствовать умения обучающихся анализировать прочитанное, выражать собственное суждение, раскрывать авторское отношение к героям и событиям, совершенствовать монологическую речь.
Века в своей развернутой поэме
Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме
Вс.Рождественский
На доску вынесено:
Великие Четьи-Минеи, mineos (греч.) - месяц
Ермолай Еразм (Прегрешный)
Агиография (агиос – святой, графо – пишу)
I. Слово учителя:
Стареют книги... Нет, не переплет,
Не тронутые плесенью страницы,
А то, что там, за буквами, живет
И никому уж больше не приснится.
Остановило время свой полет,
Иссохла старых сказок медуница,
И до конца никто уж не поймет,
Что озаряло предков наших лица.
Но мы должны спускаться в этот мир,
Как водолазы в сумрак Атлантиды, -
Былых веков надежды и обиды
Не только стертый начисто пунктир:
Века в своей развернутой поэме
Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме.
(Вс. Рождественский)
Нам предстоит забыть, кто мы такие, что делали за минуту до звонка. Мы погрузимся в мир древнерусской литературы - спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий ХVI век - время образования единого Русского государств. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное - 12 огромных томов - собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось "Великие Четьи-Минеи".
-
Что обозначает это слово? (минеи от mineos (греч.) – месяц)
-
А четьи? (ежемесячные чтения)
В "Великих Четьи-Минеях" по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: "Не стоит город без святого, селение - без праведника". И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священник Ермолай получил поручение написать житие муромских святых Петра и Февронии.
-
С чем у вас ассоциируется город Муром? (Ученики вспомнят и Илью Муромца, и песню "У Муромской дорожки...")
Муром славился легендами. Самым поэтичным явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. А автор её - Ермолай-Еразм (Прегрешный). Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы. Ею зачитывались в Московском государстве, до наших дней дошло полторы сотни рукописей этого произведения. Я думаю, что вчера появилось не мене 20 новых читателей, покоренных живым словом Ермалая-Еразма.
-
Понравилась ли вам повесть?
-
О чем она?
-
Какие чувства вызвала?
II. Словарная работа
Текст древний, написан в XVI веке, события происходят в XII. Какие слова требуют толкования? На доске:
-
Агриков меч
-
искони
-
церковь Воздвижения
-
отрок
-
скважня
-
алтарная стена
-
керамиды
-
сноха
-
язвы
-
струпья
-
без обиняков
-
пядь
-
отчина
-
блаженный
-
иноческие
-
воздух
-
риза
(Ученики при домашнем чтении работают со сносками, словарями. Словарная работа может быть фронтальной, можно вызвать одного ученика к доске для монологического ответа)
I
Не даем готового ответа, пусть ребята сами найдут в языке произведения образность народной сказки, героику былинного эпоса, удивительное для церковного повествования внимание к бытовым деталям. Вспомнив особенности житийной литературы, пусть сами обнаружат отсутствие многих неотъемлемых элементов агиографии.
II. Разберемся в прочитанном
1.Определим жанр
-
повесть?
-
житие (агиография)?
-
сказка?
-
легенда?
-
былина?
В завершении спора сообщим ребятам, что в "Великие Четьи-Минеи произведение не вошло: вместо жития получилась увлекательная повесть с занимательным сюжетом, яркими характерами и образным языком.
2.Обратимся к композиции
-
Как построена повесть?
-
Сколько частей можно выделить?
-
Составляем коллективно план, записываем на доске и в тетрадях.
ПЛАН
-
Подвиг князя Петра.
-
Мудрая дева Феврония.
-
Поединок Петра и Февронии с боярами.
-
Кончина святых и посмертные чудеса.
Обратимся к I части
-
Художественный пересказ.
-
Беседа:
-
Какие мифы о героях-змееборцах вы знаете?
-
В образе змея прилетает сам могущественный дьявол, воплощение всего дурного. Чувствуем ли мы через слово отношение автора к змею? Найдите и прочитайте эти слова.
-
А как автор относится к Петру?
-
Какие человеческие качества Петра привлекательны? (Самоотвержен, храбр, доверительные отношения с братом)
-
Обратите внимание на фразу "любил молиться вне города". О чем она говорит? (Глубокая вера, молитвенность князя; уединившись в тихом храме, легче сосредоточиться, вознести свою горячую молитву, попросить о помощи в праведном деле)
-
Петр совершает воинский подвиг, требующий мужества, воли, напряжения сил. Заканчиваются на этом испытания героя? (Нет, только начинаются. Петра ожидают испытания на терпение, на мудрость)
-
Что такое подвиг? (подбираем однокоренные слова, выделяем корень, задумываемся над значением слова)
подвижник? (не тот, кто совершает героический поступок и потом почивает на лаврах, но тот, кто постоянно, всей своей жизнью идет (движется) по пути к Богу)
Обратимся к II части
Сюжет о змееборце дополнился сюжетом о мудрой деве.
-
Почему называют Февронию мудрой? (говорит загадками)
Чтение по ролям.
-
Зачем князь испытывает Февронию?
-
Не видя Петра, не зная его, Феврония хочет стать его женой. Почему она выбрала Петра?
-
Достойна ли Феврония Петра?
-
Есть ли в тексте портреты героев? Почему?
-
Петр и Феврония жили благочестиво и праведно. То есть как?
Обратимся к III части
-
Выборочное чтение в лицах.
-
Беседа
-
За что невзлюбили новую княгиню бояре?
-
Как отвечают супруги на козни бояр?
-
Как автор через слово выражает свое отношение к боярам?
-
Докажите, что Петр и Феврония - идеальные правители.
Обратимся к IV части
-
Выразительное чтение.
-
Слово учителя: На соборе 1547 года Петр и Феврония были канонизированы, т.е. объявлены святыми. Ежегодно 8 июля (по старому стилю - 25) во всех храмах Православной Церковью отмечается память святых Петра и Февронии. Это русский день всех любящих. Есть две чудотворные иконы Петра и Февронии - в Спасо-Пеображенском мужском монастыре в Муроме и в храме Малого Воздвижения в Москве.
-
Как вы думаете, о чем просят святых верующие?
(Спасо-Преображенского мужского монастыря, раки с мощами святых Петра и Февронии,)
Сделаем выводы
-
Обратимся к эпиграфу. О каких вечных темах идет речь?
-
Борются ли Добро и Зло в повести?
Результат обсуждения этого вопроса - схема (на доске, в тетрадях)
Добро ПОБЕЖДАЕТ Зло САМО губит себя
-
Как приходит в мир зло? (от корысти, глупости, властолюбия людей)
-
Можно ли с ним бороться и одолеть его?
IV Литература и живопись
Иконы русской золотая осень,
как яростна небес твоих лазурь.
Уж на цветы не залетают осы,
и тишина - как после гроз и бурь.
Прожить под золотом, что под позором.
Под солнцем жить. Осенние леса
невидимо проходят перед взором
прощального иконного лица.
У пашни с полем четкая граница.
Она сбежит от зим и , став длинней,
в полсвета силуэтом повторится
двух - белого и черного - коней.
Что красота? О ней молчат - ни слова!
Есть жест руки и теплый воск перстов.
И око. И овал лица. И снова -
взгляд оцарапал патину холстов
(Л.Олзоева "Мастер")
Рассмотрите миниатюры.
-
Какие события из жизни святых
на них изображены?
-
Сравните иллюстрацию учебника
с изображением на миниатюрах.
законы изображения?
-
Какое из этих изображений
ближе к законам создания образа
в житийной литературе?
V. Подведем итоги
-
Чем запомнится вам сегодняшний урок
-
Чем обогатила вас история Петра и Февронии?
-
О каких вечных темах мы говорили сегодня?
Поклоняемся вечным святыням.
И любовь наша к миру чиста
Сердце русское верит и ныне -
Мир жестокий спасет красота...
-
Какая красота? (духовная)
VI. Домашнее задание
"Читаем, думаем, спорим", с.36-37
Библиография
-
Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс// Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82
-
Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс // Литература в школе.-2008.- №9.
-
Энциклопедия для детей. Аванта . Русская литература. Часть первая. От былин и летописей до классики 19 века, М., 1999
-
Источник иллюстраций - Энциклопедия для детей. Аванта . Русская литература. Часть первая. От былин и летописей до классики 19 века, М.,1999
.
Достарыңызбен бөлісу: |