Крупные средневековые городские центры и столицы Северный и Западный Казахстан городище Сарайшык



бет1/20
Дата02.10.2023
өлшемі4.59 Mb.
#479419
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
ГОРОДА


Крупные средневековые городские центры и столицы
Северный и Западный Казахстан 
городище Сарайшык
Развалины загадочного древнего города Сарайчика стоят на берегу Урала уже пятьсот лет, скрывая от нас тайны истории. Но сейчас мы можем навсегда потерять этот уникальный город.
Богатая история этого города, пережившего периоды упадка и подъема, началась в эпоху монгольских завоеваний. Внук Чингисхана Батый (Бату) готовился к походам на Русь. Перед этим он завоевывавал половецкие племена на границе своих земель. На этом рубеже возвели новую столицу империи — Сарай Бату. После завершения походов, в середине XIII века, Батый, недалеко от своей столицы, решает построить малый дворец (в дословном переводе Сарай-Джук) в стратегически важном месте, на берегу Урала. Город быстро рос благодаря своему выгодному географическому расположению. Сарайчик стал воротами в Европу. Китайский фарфор и шелка, иранская керамика, индийские специи — все это провозилось через этот город в монгольскую столицу и дальше в Европу.
Такое процветание не могло не вызывать зависти. Богатства Сарайчика манили многих полководцев, но добыча досталась самому великому из них — грозе Средней Азии Тамерлану. Его войска разрушили и разграбили город. Новую жизнь Сарайчик обрел во второй половине XV века, став столицей одного из последних осколков монгольской империи — Ногайского ханства. 
Город имел огромное значение в противостоянии казахов и ногайцев в более поздний период истории. Касым хану удалось захватить Сарайчик, и он фактически сделал его неофициальной столицей, перенеся сюда свою ставку. К окончательному упадку населенный пункт пришел в 1580 году — после разграбления разбойничьими отрядами казаков. Вслед за своей столицей пала и Ногайская орда.
Многие путешественники, бывавшие в этом городе, отмечали высокий уровень материальной культуры, архитектуры и обеспеченность его жителей. Известный арабский путешественник Ибн Баттут, посетивший эти места еще в 1334 году, в своей книге упоминал о блеске ханских дворцов, наличии большого числа мечетей и гостиниц. Больше всего арабского гостя поразило повсеместное использование передовых технологий того времени — водопровода и канализации из керамических труб. По свидетельству другого иностранца — английского купца Джекинсона, останавливавшегося тут уже в Ногайский период истории, через город проходили до сотни караванов в день.
В 1982 году указом Правительства КазССР развалины города Сарайчик были объявлены памятником истории и культуры и взяты под охрану. В середине 90-х началось активное исследование и раскопки города. В этот период были выкопаны фундаменты более 14 уникальных по архитектуре сооружений, включая большой гостиный двор, ремесленные усадьбы, мечеть, баню и многое другое. Найдено множество артефактов. Большинство находок переданы в торжественно открывшийся в 1999 году музей. Сейчас он является хранилищем для более чем 3500 экспонатов.
Множество образцов глазурной иранской керамики, хорезмской посуды и даже китайского фарфора свидетельствуют об активной торговле и обмене товаров, имевшем место в период, когда здесь проходили караванные пути с Востока на Запад
О важной роли, которую играла торговля в экономике и жизни города, говорит и большое количество найденных в ходе раскопок монет из Хорезма, Сыгнака, Сузака, Самарканда и других древних городов. В свою очередь монеты, чеканившиеся в Сарайчике, имели хождение по всей территории Дешт-и-Кыпчака
Найденные во время раскопок огромные черепа домашних животных, (к примеру, череп верблюда длиной более метра) подтверждают развитие животноводства и сельского хозяйства в регионе. Жители города, помимо торговли, активно занимались ремеслами, бахчеводством, верблюдоводством и другими видами хозяйства

Долгое время — почти двадцать лет — с 1989 по 2008 год, раскопками и исследованиями Сарайчика, проводимыми Институтом археологии им А. Х. Маргулана, руководил Зейнолла Самашев:


— Первые раскопки в Сарайчике проводились еще в 1937 году археологом из саратовского музея Азрютовым. Тогда они продолжались всего один сезон и особых результатов не дали. Исследования городища продолжились в 1950 году, ими руководил Алькей Маргулан и закончились они в том же году. Мы попытались возобновить исследования в 1989-1990 годах, но регулярные стационарные археологические раскопки удалось начать лишь в 1996 году при государственной поддержке. Тогда нашей целью было определение культурных слоев города, получение экспонатов для экспозиции в новом музее “Хан ордалы Сарайшык”, сбор археологических материалов и сохранение их.
Благодаря раскопкам стало известно, что типичный дом в Сарайчике не менял свой облик на протяжении веков. В домах Сарайчика сплетались архитектурные традиции Поволжья, Хорезма и Сырдарьи. Дома возводились из сырцового кирпича, имели по 2-3 комнаты и площадь 4х5 м. Значительную часть жилья занимала лежанка-суфа, вдоль трех стен жилища обогреваемая проходящим внутри дымоходом. В таких домах, как правило, имелась печь-тандыр или печи для гончарного дела. Стены штукатурили глиной и украшали коврами. Пол делали из обожженного кирпича. Наряду с подобными домами существовали и многокомнатные сооружения под одной крышей с хозяйственными пристройками. Они представляли из себя длинные прямоугольные блоки с тремя или четырьмя комнатами.Такие дома обычно имели общественное назначение.
Зейнолла Самашев рассказал о многих примечательных строениях Сарайчика, обнаруженных в ходе раскопок:
— Мы раскопали дворцовое сооружение типа “ханы”. Подобные комплексы возводились для почетных гостей: купцов, паломников и путешественников, это были аналоги современных гостиниц. Найденное строение имело вид прямоугольного сооружения размером 20 х 25 метров, возведенное на двухметровой платформе с мощными сырцовыми стенами. Оно было возведено прямо поверх обычного многоквартирного дома, стены которого легли в основу каркаса строения и укрепили его. Такая перестройка связана с расцветом города в период правления Урус хана. За счет пристроек общая площадь ханы составляла 40 х 40 метров. В нем имелось двадцать жилых помещений. Вскоре к зданию пристроили симметричные боковые крылья, и количество жилых помещений достигло сорока. Фасад здания был богато украшен алебастровым декором в виде рельефных панелей. Перед входом в хану располагалась площадь, от которой отходили две улицы.
— В 2006 году мы исследовали ряд загадочных строений, связанных между собой и являвшихся, по нашему мнению, неким культово-мемориальным комплексом. Еще раньше на этом месте была обнаружена стена шириной 23 см, сложенная из обожженного кирпича. Чуть позже мы раскопали округлые колонны из трапециевидного подтесанного кирпича 85-90 см в диаметре. Стало понятно, что это было монументальное сооружение. При раскопках нашли фрагменты кирпичей и плиток, покрытые голубой глазурью, фрагменты специальных кирпичей – сухарей, используемых в возведении купольных перекрытий. Вокруг строения были обнаружены склепы-корханы с надгробиями из обожженного кирпича. Это захоронения знатных людей, длиной примерно более трех метров, причем расположенные в одну ровную линию. Все это позволило нам предположить, что мы нашли соборную или дворцовую мечеть и единый мемориальный комплекс времен Ногайского ханства.
Раскапывая Сарайчик, археологи столкнулись с тем, что в одном месте, на разной глубине, а чаще даже перемешано, располагаются предметы и строения из разных культурных слоев и эпох. Ученые выделили пять строительных периодов города, которые совпадали со значительными историческими процессами в этом регионе. Хорошим примером такого “слоеного пирога” является участок, где располагалось дворцовое сооружение “ханы”. Первый строительный период — самый поздний, и его остатки лежат почти у поверхности. Это погребальные сооружения второй половины XV века-начала XVII века.
Третий строительный период относится ко времени до возведения “ханы”. Были найдены комнаты, в которых располагались платформы с многочисленными топками с широкими дымоходами. Найдены тигли (емкости для обжига или плавления) для изготовления изделий из стекла, бронзы и железные изделия. Был сделан вывод, что эти постройки предназначались для выполнения крупных заказов по обслуживанию быта горожан и ремонту оборудования караванов. Такой производственный комплекс — рабат был найден впервые в Прикаспии.
Четвертый строительный период относится к XIII веку. Тут были найдены стандартные дома размером 3,5 м х 4 м.
Пятый, и самый ранний период, составляют грушевидные ямы, заполненные остатками от поселений кыпчаков, проживавших тут до строительства города.
При раскопках большую часть находок составили предметы повседневного быта горожан. Они позволяют судить о развитии общества и культурного уровня. Так ранняя красноглиняная керамика изготовлялась только необходимых для жизни форм: кумганы для воды, хумчи для сыпучих продуктов, а также различные горшки и кувшины. Более изящная посуда попадалась крайне редко.
Но в более поздних слоях, наконец, появляются чаши, сделанные именно гончарами Сарайчика с полихромной росписью и блестящей поливой (глазурью). Среди них встречаются подлинные шедевры гончарного искусства, украшенные богатейшим растительным и зооморфным орнаментом. Попадались изображения водоплавающих птиц, соловьев, рыб и даже стремительно бегущих зайцев. Началось местное производство кувшинов и фляг, штампованных из глины. Их поверхность была покрыта затейливыми рельефами с изображениями растений, звезд, рыбок, птиц и различными текстами, написанными арабским шрифтом. Большинство керамических сосудов по форме становятся однообразными, что указывает на их массовое производство мастерами Сарайчика.
Кроме керамики в городе было найдено 702 монеты. Удалось обнаружить не менее четырех крупных кладов. В кладе №1 хранилась 151 серебряная монета и 5 медных. Кроме того, найдено несколько микрокладов по 5-9 серебряных монет. Самая ранняя из раскопанных в городе монет была отчеканена при Менги-Тимуре, внуке Батыя. При смешении культурных слоев деньги играют важную роль в определении датировки объектов. Также монеты, их количество и вид отражают политические изменения в истории города. Так при правлении Узбек хана, в период расцвета государства, было отчеканено огромное количество монет, использовавшихся через десятки лет после смерти хана. В этот же период начинается принятие ислама, и на монетах присутствуют сунитские символы и имена первых халифов.
Кроме производства керамики и чеканки монет, жители города занимались и изготовлением ювелирных украшений. В кладе № 1 помимо монет был обнаружен набор из 19 золотых нашивных бляшек с изящной и очень искусной композицией. Тонкость и изящность бляшек указывает на их принадлежность к парадному женскому костюму 1360-х годов.
В 1999 году в селе Сарайшык Махамбетского района Атырауской области был открыт музей и мемориальный комплекс — «Ханская ставка — Сарайшык». Он состоит из здания музея, небольшой мечети и пантеона в честь ханов, захороненных на территории древнего города. В центре пантеона растет священное дерево — Аулиеагаш. Множество паломников и просто посетителей комплекса останавливаются у этого дерева, загадывают желания или просто повязывают на ветки кусочки ткани на удачу.

Пантеон состоит из семи столбов высотой в 17 метров с черными гранитными табличками, на которых нанесены имена ханов и годы их правления. Под каждым из столбов лежит горсть земли, взятая с мест их предположительного захоронения. По легенде в городе Сарайчик покоятся семь ханов: пять Золотой орды, два Ногайской орды и легендарный правитель Казахского ханства — Касым хан.

Все дома в городе были построены из сырцового глиняного кирпича. Материал, наиболее подходивший для строительства в этой местности пятьсот лет назад, сейчас стал одной из причин исчезновения города. Ветра, дожди и снега медленно, но верно “съедают” город, разрушая хрупкую глину. Из-за резких перемен погоды в последнее время стены сооружений стали осыпаться еще быстрее.
В Атырауском историко-краеведческом музее и музее культурного комплекса «Хан Ордалы Сарайшык» хранятся водопроводные и канализационные трубы из качественной керамики, как яркое и бесспорное подтверждение того, что в городище была высокая для XIII-ХIV веков цивилизация и культура. Красивая посуда из качественного материала, расписные пуговицы, похожие на талисман, священные книги и еще многое другое было обнаружено во время раскопок городища. Посетителям музеев экскурсоводы охотно расскажут историю Сарайшыка, ставшим одним из крупных городов Золотой Орды. Недаром его название состоит из слова «сарай», что означает «дворец». Со временем люди, в основном это знатное сословие, приезжали сюда уже не только с торговой миссией, но и просто отдохнуть, порыбачить, поохотиться. Здесь покоится прах семи ханов, которым потомки возвели один общий мемориальный комплекс. Пик расцвета города пришелся на XIII-ХIV века, пока он в одночасье не был разрушен войсками Тамерлана. Но спустя сто лет город вновь стал центром Ногайской орды и Казахского ханства. Окончательно Сарайшык был разрушен в период правления царя Всея Руси Ивана Грозного. Но притягательность Сарайшыка для потомков не убывает, это место считается священным. Возможно, это связано с ореолом тайн и легенд, связанных с городищем Сарайшык. Золотая лодка Одна из самых загадочных легенд городища Сарайшык связана с золотой лодкой. Как рассказывает директор центра «Хан Ордалы Сарайшык», заведующий музеем Молдаш Бердимуратов, во времена правления хана Аз-Жанибека в Сарайшыке было создано искусственное озеро, в котором круглый год плавали лебеди. По водоему, прозванному Секерколь (Сладкое озеро), каждый вечер любила прогуливаться на своей лодке дочь хана, белоликая красавица Суюмбике. Она собственноручно кормила лебедей. Внезапно принцесса скончалась от неизвестной болезни. Убитый горем отец велел сказать жителям города, что похороны дочери состоятся через месяц. Тем временем хан тайно похоронил Суюмбике вместе с золотой лодкой и приданым. Место захоронения дочери хана никто не знал, так как дружинников, хоронивших принцессу, казнили. И с тех пор люди, слышавшие о золотой лодке, ищут тайное захоронение принцессы Суюмбике. Вместе с тем, до сих пор точно неизвестно, где именно находилось озеро Секерколь. Атырауский художник Рафаэль Слекенов нарисовал озеро, по которому плывет на лодке Суюмбике. Картина является главным украшением музея культурного центра «Хан Ордалы Сарайшык». Священное дерево Местность Сарайшык не просто полна легенд и святых духов предков. Здесь складываются уже современные мифы. По рассказам Молдаша Бердимуратова, в 90-х годах прошлого века в селе Сарайшык участились случаи суицида среди подростков. Многие связывали это с тем, что местная власть потревожила духи покоившихся там людей — как раз в то время началось строительство мемориального комплекса. Число жертв суицида маленького села за короткий срок перевалило за десяток. И даже искупительная жертва для изгнания духа болезни, смерти или сглаза (в казахском народе это называется «садақа»), которую стало давать старшее поколение жителей села, никак не действовала. Примерно в это же время, в 1999 году, по служебным делам М. Бердимуратов побывал в Мангистауской области и встретился в поезде со старцем, которому поведал о страшных фактах. Старец, в свою очередь, предположил, что загадочные смерти связаны с безжалостным уничтожением яблоневого сада в Сарайшыке. Тогда в селе еще не было газа, и деревья из сада пошли на дрова, что и стало причиной невзгод. По словам старца, чтобы остановить суицид в селе, нужно одну из самых первых яблонь сада пересадить на видное место. Приехав домой, М. Бердимуратов узнал о том, что за время его отсутствия произошло еще одно самоубийство. Молдаш ага рассказал старикам о разговоре в поезде. Как раз в это время возводили мемориал на месте захоронения семи ханов. Посоветовавшись, сельчане решили, что это и будет самым посещаемым и видным местом. Там и была посажена первая появившаяся в селе яблоня, которая уже не плодоносит, давно высохла, но все еще крепкая. Посетители городища стали повязывать на нее платки по примеру Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, который открыл комплекс и самолично завязал платок на священное дерево. Говорят, с тех пор в селе прекратились случаи суицида. Волшебная пиала Летом 1999 года во время раскопок городища был обнаружен колодец, из которого на глубине семи метров извлекли пиалу XIV века. Посуда оказалась чистой и хорошо сохранилась. Пиала эта была не простой, а поистине волшебной. Если в нее наливали яд или отравленную жидкость, она меняла цвет. Если же содержимое в ней было безопасным для человека, пиала оставалась в первозданном виде. Так она подавала знак хозяину, что можно пить, а что нельзя. В годы существования Сарайшыка отравление было самым надежным способом избавиться от недруга или конкурента. Волшебная пиала недолго хранилась в нашем областном музее. Ее, как ценный экспонат, забрали в самое главное хранилище старины — музей Первого Президента Республики Казахстан. В том же колодце был найден кувшин, который тоже можно назвать волшебным. Он менял цвет по времени суток. На внутренних и внешних его стенах имелись надписи. Есть будущее В советское время Сарайшык активно изучался казахским археологом Алькеем Маргуланом. Но тогда было изучено менее пяти процентов всего городища — настолько большим он был. С приходом независимости для нас открылись многие вещи, которые доселе были засекреченными и недоступными, открылся широкий доступ к первоисточникам. В 1999 году по инициативе Имангали Тасмагамбетова в бытность его акимом Атырауской области был построен культурно-исторический комплекс. Тогда, в начале 2000-х годов, археологи сумели раскопать много исторических предметов, давших подтверждение тому, что Сарайшык был центром высокой культуры и цивилизации. Но работа археологов зависит от государственного заказа, а работавшие в Сарайшыке ученые местного вуза вместе со студентами не имели больших возможностей, чтобы спасти бесценное наследие Сарайшыка. Несколько лет упорно и настойчиво общественность, среди которых были местные краеведы, работники музеев, ученые Атырауского государственного университета, специалисты управления культуры и многие другие, говорили о том, что для начала надо укрепить берег, иначе вести раскопки на обрыве в самой близости к реке небезопасно. В итоге было решено провести берегоукрепительные работы пока на полтора километра.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет