Управление образования города Астаны
Учреждение « Высший Колледж Евразийского гуманитарного института»
МУЗЫКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Курсовая работа по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания»
Выполнил (а): студентка группы 3двр3
Ф.И.О. Байзулова.А.Б
Руководитель:
преподаватель спецдисциплин
Астана 2023 г.
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...3
|
|
|
|
3
|
1.
|
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
|
|
|
|
7
|
1.1
|
Музыкальное обучение в детском саду…………………………………4
|
|
|
|
7
|
1.2
|
Виды музыкальной деятельности………………………………………….5
|
|
|
|
9
|
2.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
|
|
|
|
18
|
2.1
|
Формы музыкального обучения в детском саду……………8
|
|
|
|
18
|
2.2
|
Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка в раннем детстве…………………………………………………………………………………13
|
|
|
|
19
|
3.
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИИ СЕМЬИ
|
|
|
|
|
3.1
|
Условия для развития восприятия музыки у детей в семье…16
|
|
|
|
|
3.2
|
Значение сотрудничества детского сада и семьи в музыкальном воспитании дошкольника………………………………19
|
|
|
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………22
|
|
|
|
32
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………23
|
|
|
|
33
|
ВВЕДЕНИЕ
Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.
В.А. Сухомлинский.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.
1.1. Музыкальное обучение в детском саду
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
3. Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.
В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
1.2 Виды музыкальной деятельности
Деятельность — это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека.
Психолог А.Н. Леонтьев отмечал, что в ходе развития субъекта отдельные виды его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. Эти иерархии видов деятельности порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности.
Развитие, умножение видов деятельности индивида приводит не просто к расширению их «каталога». Одновременно происходит центрирование их вокруг немногих, главнейших, подчиняющих себе другие. Этот сложный и длительный процесс развития личности имеет свои этапы, свои стадии1.
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции—сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребенка образного «словаря эмоций», позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие. Слушание складывается из следующих действий:
-слушания произведений;
-слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев.
-слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Опыт показывает, что в группах санаторного типа иногда целесообразно заканчивать музыкальное занятие не маршем, а слушанием спокойной музыки. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.
Все музыкально – ритмические движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки:
1. Музыкально-ритмическая деятельность, объединяющая в единый комплекс музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец, является одним из наиболее эффективных видов эстетической деятельности для формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Этот вид деятельности основан на моторно-плас-тической проработке музыкального материала, что соответствует двигательной природе воображения дошкольников. Сила и преимущество музыкально-ритмической деятельности состоит в том, что она возникает и опирается на привычную, . увлекательную игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображение детей и активизируется их творческие проявления.
2. В процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок и небольших спектаклей в сотворчестве с педагогом, происходит активное формирование как спецйальнык компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуре художественно-творчеких способностей, таких как: эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижении намеченной цели, способность к изменению заученных стереотипов и поиску" нестандартных способов передачи замысла и тд.
3. Активизации процесса формирования художественно-творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности способствует комплекс педагогических условий, который включает: -специальное обучение детей на занятиях с целью накопления у них необходимого музыкального и двигательного опыта, овладения исполни тельскими и творческими навыками.
Музыкальные игры – ведущая форма организации ритмических движений. В основе игры чаще всего музыка, которая подсказывает ход действий сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. В музыкальных играх содержание и характер движений определяются музыкой. Одним из видов музыкальных игр являются игры под пение воспитателя и детей. С помощью этих игр педагог развивает у детей интерес к пению, музыке, воспитывает музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Дети учатся в этих играх передавать в движении художественный образ, общий характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), форму (запев и припев) и отдельные средства музыкальной выразительности — скорость звучания (темп), громкость звучания (динамику), соотношение звуков по времени (ритм).
Дети в дошкольном возрасте наиболее приспособлены для приобщения их к миру прекрасного - миру искусства. Каждый вид искусства, будь то живопись или скульптура, несет в себе ценность художественно-эстетического воспитания. Художественно-эстетическое воспитание направленно на более тонкие способности ребенка. Дети учатся чувствовать и понимать, замечать хорошее и плохое, творчески думать и действовать, и тем самым приобщаться к различным видам художественной деятельности.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Формы музыкального обучения в детском саду
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ.
Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.
Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения.
Центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:
- специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
- использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
- использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.
Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.
При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.
Примерный репертуар для слушания музыки в подготовительной к школе группе:
1 .Глинка «Детская полька»
2. Чайковский «Зимнее утро».
3.Чайковский «Болезнь куклы».
4. Калинников «Грустная песенка».
5. Моцарт «Романс».
6. Свиридов «Весна и осень».
7. Чайковский «Новая кукла».
8. Чайковский «Камаринская»
9.Чайковский «Песня жаворонка».
10. Римский Корсаков «Белка».
Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец и др.).
Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить широкие массы детей, должно быть выделено хоровое пение.
Пение. «Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах.
С одной стороны, в песнях передано определенное содержание к нему; с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях). Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.
Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.
Искусство пения требует овладения вокально-хоровыми навыками. Но работа над вокально-хоровыми навыками не является чисто технической и должна быть связана с работой над художественным образом произведения.
Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом.
Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Этот факт усиливает воздействие на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Сам процесс освоения хорового произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Эти задачи решаются только в крепко организованном хоре, благодаря целенаправленной работе по усвоению разнообразного репертуара.
Именно хоровое пение как искусство массовое воспитывает в детях чувство искренне любви к своей Родине, народу, способствует всестороннему творческих способностей.
Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной форме. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они имеют различное устройство, их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения.
Существует два способа игры на музыкальных инструментах: по нотам и по слуху. Обучение игре на инструменте должно проходить параллельно с освоением музыкальной грамоты. Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Этот способ требует серьезной слуховой подготовки. На начальном этапе для подбора по слуху используются лишь хорошо знакомые мелодии. Помогает лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления пропевания мелодии.
Ритмика как один из учебных предметов музыкально-теоретических дисциплин занимает несколько особое место. Освоение музыкально- теоретических знаний происходит здесь в процессе восприятия произведения, а его эмоционально-образное содержание непосредственно отражается в движении детей. Иными словами, движение используется как способ активизации музыкального восприятия, развития эмоциональной отзывчивости на музыку.
Другой важной чертой ритмики являются движения, отображающие характер музыки.
Общим для всех движений должна быть эмоциональная выразительность и ритмичность.
Все перечисленные формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культурой детей. В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.
2.2. Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка в раннем детстве.
Доказано, что музыка играет свою особую роль в развитии мозга ребёнка до рождения. Слушание музыки во время беременности оказывает не только успокаивающее и бодрящее действие на беременную женщину, но и положительно влияет на ребёнка в утробе матери.
Учёные также доказали, что слушание музыки и музицирование -поощряет деятельность обеих полушарий мозга. Поэтому неудивительно, что ещё до рождения воспитываемые младенцы становятся способными как в гуманитарных (способности, обусловленные действием правого полушария), так и в точных науках (действие левого полушария).
Примерно с 16-ой до 18-ой недели беременности, малыш слышит первый звук в своей жизни. К 24-ой недели, маленькие ушки начинают стремительно развиваться, и было выявлено, что ребёнок поворачивает свою головку в ответ на голоса и шум, а в последние месяцы беременности, он может распознавать голос своей матери, её родной язык, отдельные слова и рифмы.
В третьем триместре ребёнок определенно будет способен слышать музыку, которую вы слушаете. Классическая музыка, нежные звуки колыбельных песен, приятные мелодии, которые настраивают на радостный лад - все они действуют успокаивающе.
Установлено, что очень важно начинать развивать музыкальные способности ребенка ещё в раннем детстве, до семи лет. Поэтому регулярное нахождение ребенка в мире звуков – наилучшая среда на пути развития музыкальных способностей. Все мы рождаемся, имея музыкальный слух, только с течением времени без развития он пропадает. Звук и ритм особенно важен на пути развития ребёнка – способности говорить, ходить, ориентироваться в пространстве, координировать движения. Звук действует на ритм сердца, тонус мышц, даже на температуру нашего тела.
Ранние уроки музыкального образования полезны и родителям. Распевать песни и играть с ним, нянчить маленького человечка, творить с ним. Занятие и музыкотерапия положительно влияют на здоровье младенца и ускоряют его всестороннее развитие.
Современные исследования подтверждают, что музыка развивает слуховую память младенца, интуицию, логику, коммуникабельность, высвобождает творчество малыша. Исследования связи музыки и медицины ошеломляющи — количество заболеваний у детей, болеющих бронхитом до года и испытавшим музыкальное чувство, сократилось в 3,5 раза.
Музыка способствует всестороннему развитию ребёнка и помогает формированию навыков для будущего обучения в школе, в особенности навыков для освоения языка и чтения.
Обучение игре на музыкальном инструменте может содействовать развитию математического мышления, и даже повысить школьную успеваемость.
Музыка пробуждает эмоции, поэтому использование музыки — это широко известный способ для успокоения малыша. Музыка – хорошее дополнение к режиму сна ребёнка. Она должна быть расслабляющей, чтобы способствовать спокойной атмосфере и здоровому режиму сна. Звучание знакомой мелодии или песни становится сеансом музыкальной терапии. Медленная, спокойная и повторяющаяся мелодия способна замедлить сердцебиение ребёнка, что ведет к более спокойному и глубокому дыханию. Не стоит недооценивать силу голоса матери, отца или любого другого человека, ухаживающего за ребёнком, когда они напевают ему песни. Этот голос знаком, а музыкальный ритм успокаивает.
Дети хотят играть тогда, когда играя испытывают большое удовлетворение. Это удовлетворение чаще всего приносят занятия музыкой через игру, развлечение. Игра на инструменте детям сама по себе привлекательна, потому что связана с движением (ударами, дуновением, цеплянием за струны, дёрганием смычка, нажатием клавиш, закрыванием отверстий дудочки и т.п.). Игра на музыкальных инструментах - одна из активнейших форм музыкального образования. Этой деятельностью поощряется самовыражение личности и стимулируется самовыражение. Игра на музыкальных инструментах создаёт условия для развития активности ребёнка, его инициативы, творчества, опыта. Е. Бальчитис подчёркивает, что «игра на музыкальных инструментах более всего развивает тембровый, гармоничный, полифонический, а также ритмический слух, воспитывает многоплановое, оркестровое мышление, а это особенно важно при учении слушать сложную оркестровую музыку.» Музицируя, импровизируя, ученики усваивают структуру музыкального языка (метр, ритм, высоту звука, основу и др.)
Лучшие музыкальные инструменты, которые вы можете приобрести для своего ребёнка включают: игрушечный барабан, погремушки, колокольчики, ксилофоны и маракасы.
Совместное прослушивание музыки или игра на музыкальных инструментах сближает и располагает к общению, содействуя ощущению «причастности» к тому, что происходит вокруг.
Прослушивание музыки в раннем возрасте помогает детям выражать свои эмоции и делиться чувствами. Даже в раннем возрасте они могут раскачиваться, подпрыгивать, и двигать ручками в такт мелодии. Они даже могут сочинять свои собственные песни. Они учатся смеяться, повторять слова, и это помогает им запоминать и использовать новые слова в своей речи.
Существует несколько механизмов влияния музыки на нашу способность к сближению друг с другом. Музыка воздействует на те части мозга, где зарождаются способности человека к сопереживанию, доверию и сотрудничеству, и этим, возможно, объясняется, почему она не была предана забвению ни в одной из мировых культур. Музыка присутствует, во многих сферах нашей жизни. Дома музыка может стать частью нашей повседневной действительности.
С самого рождения, родители используют музыку чтобы успокоить детей, выразить свою любовь и радость, вызвать интерес и взаимодействовать. Родители могут опираться на эти природные инстинкты, наблюдая за тем, как музыка влияет на развитие детей, помогает в формировании у них социальных навыков, принося пользу, при этом, детям всех возрастов.
3.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИИ СЕМЬИ
3.1. Условия для развития восприятия музыки у детей в семье
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, её традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребёнком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.
Музыкально-образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой-либо системы.
Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребёнок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.
Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Чтобы музыка воспринималась глубже, стала чем-то ярким и близким, надо попытаться перенести ее в среду, которая наиболее понятна и привычна для ребенка. Такая среда – мультфильмы. Мультфильмы, дети в рассматриваемом нами возрасте, любят больше всего. Умные и нацеленные в будущее руководители телевидения понимают этот феномен и используют его. Эффект исключительный. Один из авторов, долгое время работавший преподавателем музыки в Германии, был буквально потрясен, что его ученики шести-, семилетнего возраста знают огромное количество известных классических мелодии и с удовольствием напевают их. Как самые любимые. Мелодии Моцарта, Бетховена, Штрауса, Грига, многих других композиторов. Секрет прост. Все эти мелодии они услышали в мультфильмах серии «Маленькие Эйнштейны», которые часто показывают по немецкому телевидению. Каждый из этих чрезвычайно популярных среди детей мультфильмов построен на обыгрывании какой-то одно мелодии из классики. Эта мелодия встраивается в сюжет, исполняется на разных инструментах, звучит снова и снова. В результате она становится близко и понятной ребенку. Легко узнается, когда он слышит эту мелодию в том или ином музыкальном произведении вне мультика. В исполнении оркестра или солиста. Поэтому ребенок, воспитанный на таких мультиках, чувствует себя более уютно в концертном зале: он слышит музыку, которая ему знакома с раннего детства.
Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей,
Если ребёнок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование её как фона для другой деятельности).
Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.
Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребёнку настроиться на её восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребёнка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поёт скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).
Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребёнок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.
Музыка в семье может использоваться, как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности.
В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, игры с музыкой).
Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмические мелодии.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться, наиболее полно использовать его возможности.
3.2. Значение сотрудничества детского сада и семьи в музыкальном воспитании дошкольника.
Сколько бы мы ни прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье.
И первые шаги в мире музыки мы тоже делаем в семье. С раннего детства ребёнок впитывает в себя мелодии и ритмы колыбельных, детских, народных песен. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависит от врождённых задатков, образа жизни семьи, её традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, ведь привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам любит музыку, чувствует и воспринимает её. Поэтому возникает вопрос о музыкальной культуре самих родителей и проблема совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – становится особенно актуальной.
Как организовать работу с родителями по обучению в области музыки, как привлечь родителей к совместной работе с дошкольными учреждениями, какую помощь оказать, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты? Поиск новых, актуальных форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей, является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников, ведь повышение качества дошкольного образования, находится в прямой зависимости от степени вовлеченности родителей к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Учитывая новые требования к взаимодействию ДОУ с семьей, в практику рекомендуется внедрять новые формы работы с родителями. В частности, активно использоваться информационно-познавательное направление, главной целью которого должно быть обогащение родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Для повышения педагогической компетентности родителей и распространения информации по музыкальному воспитанию, должны использоваться следующие современные формы: буклеты, фильмы, публичные доклады, презентации, плакаты, уголок специалиста в каждой возрастной группе, стенд музыкального руководителя, где может содержаться информация о значимости музыкального воспитания детей, сообщаться о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду, предлагаться музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях.
Информационные уголки и стенды для родителей должны соответствовать следующим параметрам: полнота, своевременность, достоверность, доступность, защищенность, адресность, оперативность, комфортность, эстетичность, современный дизайн, фирменный стиль.
Многие музыкальные руководители хотят видеть в родителях своих союзников, помощников. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха. Педагог и родители, как партнеры должны дополнять друг друга, чему в немалой степени способствует проектный метод. И в работе музыкального руководителя проектная деятельность получает все более широкое применение. Родители могут принимать участие в таких проектах, как «Традиции русского чаепития» и «Радуга эмоций». Следует сказать, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогом - музыкантом и детьми, но затем, выполняя несложные поручения, задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Такая совместная проектная деятельность укрепляет детско-родительские отношения и способствует сплочению и коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться.
Разрабатывая и внедряя нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, всё - таки неизменный интерес по-прежнему вызывает у родителей досуговое направление - самое привлекательное, востребованное, но и самое трудное в организации со стороны музыкального руководителя: во-первых, не все родители имеют даже элементарное музыкальное образование; во-вторых, имеет место психологический фактор – не каждый может сразу «раскрыться» в присутствии посторонних людей и поделиться своими творческими находками.
Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Для родителей такие праздники – это возможность всем вместе весело и интересно провести время, стать ближе, вырасти в глазах своего ребенка. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
Существует ещё множество нетрадиционных форм сотрудничества с родителями по музыкальному воспитанию. Это и семинары-практикумы для родителей (например, «Музыка для гиперактивных детей»), индивидуальные встречи и консультации, музыкальные гостиные и т.д.
Если работать по данной проблеме постоянно, планомерно, то с годами выработается определенная система работы, отличающая «стиль» специалиста и показывающая высокий положительный результат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Для полноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.
Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.
Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.
Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.
Пусть ребенок растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования, Н.А. Арапова-Пискарева. – Москва: Мозайка-синтез, 2017.
2. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей [Текст]/ В. П. Анисимов. – Москва: Вялдос, 2004.
3.Давыдова Н. Базы музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994 год, №6, стр. 89.6.Лифиц И. Уроки ритмики. - Дошкольное воспитание.
4.Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. Ред. Н. А. Ветлугина и др. Издательство "Просвещение" 1976 год.
5.Михайлова М. А. Развитие музыкальных возможностей деток. - Ярославль "Академия развития", 1997 год.
6.Музыка в детском саду / под. Ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Музыка, 1980 год.
7.Музыкальное воспитание в первых публичных детских садах Рф. - Дошкольное воспитание, 1996 год, № 11, стр. 91.
8.Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. Н. Зимина. – Москва: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
9.Радынова О. Функции музыкального управляющего и воспитателя. - Дошкольное воспитание, 1994 год, № 11, стр. 52.
10.Столярова В. Чтоб детки росли хорошими. - Дошкольное воспитание, 1996 год, № 9, стр. 119.
11.Фурмина Л. Музыка в жизни младенца. - Дошкольное воспитание, 1990 год, № 12, стр. 57 - 62.
12.Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. - Дошкольное воспитание, 1992 год, стр. 39.
13. С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина. Музыка и движение // из опыта работы муз.руководителей детских садов – М.: Просвещение, 1983;
14.М.А.Ветлугина, А.В.Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду // учебное пособие для студентов пед.институтов по спец.
15. Н.Дьяченко, И.Котляревский, Ю.Полянский. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. – Киев.: Музична Украина,1987;
16.И.А.Котляревский, Ю.А.Полянский. Актуальные проблемы музыкального образования // сб.ст. - :Музична Украина, 1986;
17.Фурмина Л. Музыка в жизни младенца. - Дошкольное воспитание, 2020 год.
18. Ред. О.П.Радынова. Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, Владос, 1994
19. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей./ Б.М. Теплов – М.: Просвещение,2015.
20.Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду/ Н.А. Ветлугина – М.: Просвещение, 2017.
Достарыңызбен бөлісу: |