Л. А. Сибирские монахи Зосима и Василиск / Человек и общество: на рубеже тысячелетий Л. А. Тресвятский // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: международный сборник



Дата19.07.2016
өлшемі75.19 Kb.
#210605
Тресвятский, Л.А. Сибирские монахи Зосима и Василиск / Человек и общество: на рубеже тысячелетий Л.А.Тресвятский // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: международный сборник научных трудов. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – Вып. 35. – С.282-287.
сибирские монахи зосима и василиск

©Тресвятский Л.А., 2006 (г.Новокузнецк, Россия)



THE Siberian monks Zosima and Vasilisk

© Tresvjatskij L.A., 2006 (Novokuznetsk, Russia)


Zosima and Vasilisk promoted increase of a moral and spiritual level of Siberian monks. The role of these monks in spiritual life of Siberia was very high.
Особая роль в духовной культуре православия принадлежит кузнецким старцам Зосиме и Василиску. Между 1797 и 1800 гг. в пятидесяти верстах от Кузнецка поселяются два монаха, которые пришли из Европейской России. Один из монахов в миру был экономическим крестьянином деревни Иванишь Калязинского уезда Тверской губернии. Будучи женатым, он с согласия жены ушел в монашество под именем Василиск (В.Гаврилов). Василиск монашеский подвиг проходил под руководством опытных монахов, но постепенно он стал предпочитать пустынножительство. По решению своего духовного руководителя иеромонаха Адрияна он совместно с монахом Зосимой (В.Д.Верховский) около десяти лет прожили отшельниками в трех верстах от Коневецкого монастыря Петербургской епархии.

Отец Зосимы был богатым и знатным шляхтичем Василием Даниловичем Верховским, который даже был воеводой в Смоленске. Его мать Анна Ивановна Маневская своим образом жизни в значительной степени повлияла на формирование религиозных взглядов своих шести дочерей и трёх сыновей. Захарий Васильевич Верховский родился 24 марта 1768 г. и


С.282
был в семье самым младшим. В детстве ему было видение, что он станет монахом.[1]

Он получил домашнее образование, т.к. родители не пожелали определить его в учебное заведение. Хотя он и старался учиться, но «наука» давалась ему с большим трудом. Единственный предмет, который он любил, - «Закон Божий». В возрасте 15 лет он вместе с братьями был определен в один из гвардейских полков в Петербурге, через два года он вынужден был оставить службу по причине необходимости присматривать за имением и помогать престарелой матери после смерти отца. Ещё через два года умерла его мама. Одно из крупных духовных «борений» Захарий пережил в это трудное время. Дело в том, что его брат отказался в его пользу от части своего наследства. Получив значительные средства, его преследовало очень сильное желание безбедно прожить обеспеченным помещиком. Преодолев столь сильный соблазн, Захарий в возрасте двадцати одного года принимает решение отказаться от мирской жизни.

Захарий отправляется в Коневскую обитель к отцу Адриану и в 1790 г. становится полноправным членом монашеского братства. Он исполняет разные послушания, но основными становятся: печь просфоры и выполнять обязанности пономаря. Серьезное искушение Захарий испытал, когда старец – его учитель в пономарском деле – публично и нарочито его поправлял, когда тот ошибался. За это Захарий возненавидел своего учителя, понимая что это грех. Вот как Зосима об этом моменте своей жизни вспоминал: «Вижу я, что дело худо: погибаю! И потому уже не утешительные, но горькие слёзы начал проливать я перед Господом, и когда в алтаре исправлял я должность мою, то уже казалось мне, что я не достоин подходить к жертвеннику и престолу, и тосковал о сем и много проливал слёз, зная, что ненависть и злоба более всего противны Господу, и что никакой молитвы, никакой жертвы не приемлет Он от враждебного сердца… Если Господь повелел любить и врагов, то сколь виновен и мерзок я перед Ним… И с Божьей помощью начал я стараться действовать вопреки тому, что внушало мне сердце. …Но Господь, видя скорбь мою и старание, не замедлил Своею мне помощью, и не только отогнал от сердца беса ненависти, но и совершенно переменил чувства мои».[2] После этого молодой послушник был пострижен с именем Зосимы. Под руководством старца Адриана он усиленно боролся со страстью самолюбия и тщеславия. Учение о непрестанной Иисусовой молитве Зосима получил в ходе бесед с отцом Сильвестром, который объяснил ему, что именем Христовым и умною и непрестанною молитвою можно победить вражьи помыслы и стяжать плоды духовной жизни.

Его духовным наставником становится монах Василиск. Василиск был выходцем из государственных крестьян Калязинского уезда Тверской


С.283
губернии. В 1790 г. у него заканчивался срок увольнения и надо было продлить срок паспорта. Захарий оказал Василиску помощь. Василиск, пройдя определенный опыт пустынножительства, не испытывал радости от обращения к мирским делам. Захарий, будучи молодым и ещё слишком связанным с мирской жизнью, мог исхлопотать новый паспорт для бывшего «государственного крестьянина». Захарий действительно помог старцу, но вернулся в обитель в ослабленном состоянии и довольно сильно болел.

Василиск согласился помочь Захарию в духовной жизни и отослал его от себя. Дело в том, что Василиск творил непрестанно Иисусову молитву, жил уединенно, т.е. был исихастом. Не всякий монах был способен пройти столь строгий путь, который мог привести не только к духовному росту, но и стремительному падению. Вот почему Захарий должен был некоторое время прожить в монастыре с братьями, в более «мягких» условиях подготовиться к глубокому подвижническому подвигу. Василиск сам много лет провел по монастырям, исполняя различные послушания. Затем он получил возможность жить уединенно, но находился в послушании у отца Адриана. И только после многих лет получил возможность творить подвиг безмолвия самостоятельно.

Столь длительный путь становления он объяснял тем, что бесовские искушения и мечтания возрастают по мере укрепления духовных сил подвижника. Старец прошел личный опыт борьбы со страстями и бесовскими кознями. Поэтому он мог опытно объяснить такое духовное явление, как усиление искусительной деятельности злобных сил. Дело в том, что падшие духи на «простых христиан» внимания не обращают – Богу они молятся мало, в церковь святую ходят редко, падки на греховные деяния. Подвижнический путь им неприятен, желание христианина угодить Богу, жить для Бога, жить с именем Бога сатанинским силам неприятно и невыносимо. Вот почему бесы стремятся всю свою злобу направить на праведника, тем самым испугать его и отторгнуть от Христа.

Иеромонах Андреян, перебравшись в московский Симонов монастырь, был пострижен в схимну, и дал благословение Василиску и Зосиме удалиться из монастыря, и рекомендовал им Сибирь. Они три раза пытались уйти на Афон, но «Господь не допустил». [3] По прибытии в Тобольск монахи обратились к владыке Варлааму, от которого получили разрешение поселиться где-либо по их усмотрению. Из Тобольска Василиск и Зосима отправились далее на восток и, побывав в округах Ишимском, Каинском, Томском, Енисейском, Красноярском, остановились под Кузнецком. Первая пережитая зима и ранняя весна для монахов оказалась самой трудной.

Василиск носил на теле вериги, был молчалив и в руках всегда держал четки, «сидит, повеся голову, мало что говорит». Это свидетельствует
С.284
о том, что Василиск был сосредоточен на делании внутренней Иисусовой молитвы. Зосима был гораздо моложе Василиска, разница в их возрасте составляла пятнадцать-двадцать лет. Зосима был человеком сильным, здоровым и достаточно общительным. В этом он несколько отличался от Василиска. У каждого монаха была своя отдельная келья, которые стояли друг от друга в ста саженях. Кроме того, у Зосимы была ещё одна келья, которая находилась от двух других в трёх верстах в глухом лесу, в которой он жил во время постов и усиленной молитвы. Во время Успенского поста монахи приходили в Кузнецк, где исповедовались и приобщались святых тайн. Через некоторое время по приказу протоиерея Арамильского к монахам со святыми дарами ездил священник села Подгороднего Фёдор Баженов. [4]

В своих «Келейных записках» преподобный оптинский старец Варсонофий (П.И.Плиханков (1845-1913 гг.)) духовную жизнь Зосимы и Василиска ставил себе в пример, особенно борьбу с помыслами. В его «записках» встречаем: «Богоборный дух, не восхотевший на Небеси поклониться Сыну Божию … воздвиг лютую бурю хульных помыслов на подвижника Христова схимонаха Зосиму в то время, когда он вместе со старцем Василиском проводил безмолвную жизнь в одной из сибирских пустынь в начале нынешнего столетия (т.е. ХIХ в.). Тяжко сердцу, исполненному горячей любви к Господу Иисусу Христу и носящему внутри сладчайшее Его имя; тяжко уму, питающемуся богомыслием; тяжко душе и духу, стремящимся к вечности, слышать беспрестанно сии диавольские шепоты: «Иисус не Сын Божий, но тварь», сопровождаемые бесчисленным множеством коварных, мрачных, нелепых и ужасных доказательств.

Воин Христов Зосима крепко сопротивлялся, ни на минуту не слагаясь с помыслами, не приемля их душою, ненавидя их сердцем. Однако все радости и утешения духовные скрылись, как скрывается солнце за облака. Но искусный уже в браянях, он не отчаивался, не смущался; призвав на помощь отца и друга Василиска, они оба усердно молились противу сего искушения, а отец Зосима присовокупил к сему прилежное чтение святых учителей церковных: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златойстого. Около года гремела над ним эта чёрная туча. …так после искушения сего воссияла ему Солнце Правды. Опять Милосерднейший и Сладчайший Иисус возвратился в душу и сердце, ему преданное». [5]

Монахи стали пользоваться уважением среди местного населения. Некоторые кузнецкие обыватели стали жить под их духовным окорлением: мещане Алексей Алексеевич Полосухин, Семён Дмитриевич Конюхов, крестьяне Федор Иванович и Иван Иванович Бычков, Александ Иванович Паренов, отставной унтер-офицер Петр Алексеевич Мичурин. У Зосимы были планы образовать в районе Кузнецка настоящий монастырь.


С.285
Следует особо отметить пребывание у монахов П.А.Мичурина. Дослужив в кузнецкой гарнизонной роте до чина унтер-офицера, он ушел в отставку и оказался у монахов в ноябре 1818 г. П.А.Мичурин постигал азы монашества под духовным руководством Василиска, который учил его непрестанной молитве. Он часто «во время молитвы приходил в восторг, а иногда слёзно плакал и громко вопиял: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». [6] Летом П.А.Мичуриным при заготовке дров случайно поранил себе ногу и потерял много крови. Необходимо было срочно по болезни прервать Петров пост, но П.А.Мичурин сделать этого не захотел, «и после этого поста на другой день помер, преклоняя голову к столу, как равно заснул». [7]

Зосима выступил инициатором создания женской обители. В 1818 г. в деревне Сидоровой при доме крестьянина Александра Паренова были обустроены кельи, в которых проживало шесть женщин. Из подвизающихся отметим Анисью Ивановну Конюхову, Настасью Николаевну и Наталью Матвеевну Максимовых. В 1821 г. Зосима и Василиск с монашествующими сестрами перебрались в Туринский монастырь, в котором Василиск скончался в 1823 г., а Зосима с 20 сёстрами уехали из Сибири.



Николавский монастырь в 1822 г. становится женским благодаря великому праведнику сибирскому Зосиме. Из окрестностей Кузнецка он перевёл сестёр, пожелавших принять постриг. Под Кузнецком в монашестве подвизались: жена коллежского советника Н.Н.Васильева, дочь Н.Н.Васильевой Наталья, дочь купца Романова Евдокия, мещанка Анисья Ивановна. [8] Зосима оставался попечителем женского Николаевского монастыря до 1825 г., когда его миссия по становлению обители была завершена. Состав монастыря на 1829 г.: 1 игуменья, 1 монахиня, 4 рясофорных, 15 белиц, 9 неутвержденных. Настасье Васильевой с дочерьми Наташей и Зинаидой было разрешено принять постриг в 1830 г. по указу Синода, что и было сделано в 1834 г. От пострига отказалась Наталья по болезни. Это решение далось ей нелегко, но она увидела, что по причине физически слабого здоровья не сможет как следует нести монашеский крест.

Примечания

  1. Конюхов И.С. Кузнецкая летопись. Новокузнецк, Кузнецкая крепость, 1995. С.46.

  2. Житие преподобного Зосимы (Верховского). Наро-Фоминск, Издание Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, 2000. С.13-14.

  3. Кузнецкая летопись. Новокузнецк. Кузнецкая крепость. 1995. С.46.

  4. Там же.

  5. Варсонофий Оптинский Духовное наследие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1998. С.32-33.

  6. Там же.

  7. Там же. С. 49.

  8. Абрамов Н.А. Город Тюмень. Из истории Тобольской епархии. Тюмень, СофДизайн, 1998. С.441.








Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет