Лекционный материал всеобщая история: история россии и украины



бет1/18
Дата21.07.2016
өлшемі1.04 Mb.
#213269
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Лекционный материал
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ: ИСТОРИЯ РОССИИ И УКРАИНЫ

(С ДРЕВН. ВРЕМЕН ДО 1917 Г.)



Оглавление





Оглавление 1

Образование Древнерусского государства и его социальный и политический строй. Отношения Киевской Руси с ее соседями 2

2

Русские земли в удельный период XII—XIII вв. 9



Нашествие Батыя. Борьба против ордынского ига. 14

Отражение агрессии крестоносцев в XIII в. 21

Объединение русских земель вокруг Москвы. Социально-экономический и политический строй единого Российского государства второй половины XV— первой трети XVI в. 25

Внутренняя и внешняя политика 30-х — начала 80-х годов XVI в. Опричнина. 31

Смутное время в Российском государстве. 37

Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. 42

Начало правления Петра I. Внешняя политика России. 47

Реформы Петра Великого. 56

Российская империя в 1725—1762 гг. 61

Внутренняя политика Екатерины II в первые годы царствования. 69

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева. Внутренняя политика Екатерины II после крестьянской войны. 74

Внешняя политика в годы правления Екатерины II. 84

Россия в первой половине XIX в. 100

Россия во второй половине XIX в. 119

Императорская Россия в начале ХХ в. 138

Февральская революции 1917 г. 146

Рекомендуемая литература: 151



Образование Древнерусского государства и его социальный и политический строй. Отношения Киевской Руси с ее соседями


Основными причинами перехода восточных славян от первобытнообщинного строя сразу к феодальному, минуя рабовладельческий строй, являлись следующие:

1) Рабовладельческий строй уже изживал себя, когда у славян складывались предпосылки распада первобытнообщинного строя и зарождения социальных отношений.

2) Сравнительно высокий уровень производительных сил у восточных славян (овладение техникой обработки железа, развитие сельского хозяйства, трехполье, выделение городского ремесла и его разграничение) требовал от восточных славян уже не рабовладельческих, а феодальных отношений.

3) Крестьянская (соседская, сельская, или территориальная) община была у славян достаточно крепкой, являлась оплотом крестьянства и не допускала массового превращения свободных общинников в рабов.

4) Географические и климатические условия жизни славян не требовали широкого применения рабского труда в земледелии, как это было в рабовладельческих государствах.

5) Восточные славяне не имели постоянных источников пополнения рабов, так как они жили в труднодоступных местах.

В VIII- IХ вв. у восточных славян происходило дельнейшее совершенствование орудий труда в земледелии (железный сошник, плуг с железным лемехом, серп более совершенной формы), что способствовало переходу к пашенному земледелию. Рост производительности труда в сельском хозяйстве привел к возникновению индивидуальной формы земледелия, то есть к соседской общине, и освободил лишние рабочие руки для занятий ремеслом и торговлей.



Образование государства у восточных славян было вызвано внутренними предпосылками. Это:

1) развитие производительных сил (подъем земледелия, ремесла и торговли),

2) возникновение имущественного и общественного неравенства,

3) образование частной собственности и появление крупных феодальных владений,

4) создание основных социальных групп: феодалов и крестьян.

Внешние предпосылки образования государства у восточных славян:



1) оборона от вторжений других племен и кочевников,

2) завоевание новых территорий и земель.

Арабские и среднеазиатские писатели, и географы IХ–Х вв. выделяли несколько племенных центров у восточных славян. Так, арабский писатель Х в. Аль-Истахри писал: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближайшее к Булгару. Царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее отдаленное из них, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте».

Большинство историков считают, что Куяба – объединение восточнославянских племен Среднего Приднепровья, столицей которого был Киев. Славия отождествляется ими с областью расселения ильменских славян – с Новгородам или его более древним предшественником. Артанию же разные исследователи отождествляют с Черниговым или Рязанью. Белорусские историки считают, что Артания – это древняя Орша.

Материалы различных источников свидетельствуют о том, что восточнославянская государственность создалась на юге, в богатой и урожайной лесостепной полосе Среднего Приднепровья. Здесь, за тысячу лет до Киевской Руси, было известно земледелие. Даже в XII в., когда Юг и Север во многом уже сравнялись, у южан их северные, лесные соседи вызывали иронические характеристики из-за «звериного» образа жизни. Однако объединение восточных славян в единое государство – Киевскую Русь произошло именно с Севера, и ведущую роль в создании государства играли варяги (норманны).

У восточных славян были опасные соседи на юге. В низовье реки волги находился могущественный Хазарский каганат, которому подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи, вятичи (союзы восточнославянских племен). На севере постоянные набеги совершали варяги – воинственные обитатели Скандинавского полуострова и Дании. «Повесть временных лет» сообщает, что северные славянские и финно-угорские племена – кривичи, словене новгородские, чудь, меря – были подчинены варягами и обложен данью. Но летописец отмечает, что в конце концов славяне изгнали варягов за море. Однако вскоре между ними начались усобицы: «И воевать начали сами с собой». Не в силах справиться со своими внутренними проблемами, словене, кривичи, чудь и меря решили отправить посольство к варягам, и найти князя, который бы «владел и правил... по праву». Послы обратились к варягам со словами:»Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три брата – Рюрик, Синеус, Трувор – «со своими родами» согласились на это предложение. Рюрик стал княжить в городе Ладоге, а затем в городе Новгороде, Синеус – в Белоозере, а Трувор – в Изборске. Начало княжения Рюрика в городе Новгороде относится к 862 г. по «Повести временных лет», который принято считать годом начала правления династии рюриковичей.

Два года спустя Синеус и Трувор умерли, а Рюрик стал единоличным правителем. По сведениям «Повести временных лет» двое из воинов Рюрика – Аскольд и Дир – отпросились у него пойти служить византийскому императору в город Царьград (Константинополь). На реке Днепре они осели и стали княжить в городе Киеве – древнем центре полян. Далее по «Повести временных лет» в 879 г. Рюрик умер, оставив своего маленького сына Игоря родственнику Олегу, ставшему опекуном Игоря и правителем (регентом).

Эти события, связанные с призванием варягов, получили в исторической литературе название норманской теории или «норманской проблемы». Эта теория была создана во второй четверти ХVIII в. немецкими учеными Байером, Миллером и др., работавшими в Петербургской Академии наук. Авторы этой теории считали варягов (норманов) основателями государства у восточных славян. Однако существует, например, предположение, что имена Синеус и Трувор – это не имена собственные, а переводятся с древнешведского языка – «sine hus, thru waring» как «свой род» и «верная дружина», но сам Рюрик, по мнению большинства историков, являлся фигурой вполне реальной. Раскопки, которые были проведены в районе города Новгорода, показали, что варяги жили здесь примерно с середины IХ в.

В середине IХ в., когда варяги появились на Руси. Они в VIII–IХ вв. разграбили побережье Англии, напали на Ирландию, разорили города Париж, Лиссабон, Севилью, Гамбург. Позже, в IХ–ХI вв., они появились по Франции, Англии, Германии, Испании, Италии, Сицилии, Византии, Северной Африке. Предприняли колонизацию Исландии, освоили Гренландию и за много веков до Колумба проникли в Америку.

В середине IХ в. по пути «из варяг в греки» они проникли в земли восточных славян и открыли для себя Русь, которая поразила их числом и богатством городов. Они назвали ее «Гардарик» – «страна городов».

Можно предположить, что варягов могли пригласить в качестве наемников для борьбы между различными славянскими и финно-угорскими племенами. Возможно, они были призваны не на княжение, а для защиты земель от набегов своих же северных племен. Но позже варяги могли силой захватить власть а городе Новгороде и покорить северные славянские племена.



Князь Олег (Вещий), родственник и опекун Игоря, правил с 879 по 912 гг. Он объединил Север и Юг и создал единое славянское государство, которое вначале представляло собой узкую полосу на пути «из варяг в греки». В 882 г.у Олег овладел Киевом. В годы своего правления князь Олег:

1) освободил от власти Хазарского кагана и подчинил Киеву ряд восточнославянских племен. Олегу подчинились поляне, древляне, радимичи, северяне, кривичи, словене ильменские и ряд финно-угорских племен севера. «Повесть временных лет» описывает эти события так: «Начал Олег воевать с древлянами, и победил их и стал брать дань по черной кунице с дыма (со двора). Идет Олег на северян, и победил северян, и возложил на них дань легкую...». «Послал к радимичам спросить: «Кому дань даете?» Они сказали: «Хазарам». И сказал Олег: «Не давайте хазарам, а давайте мне». Однако подчинение ряда племен было не окончательным, так как впоследствии, по летописным известиям, преемникам Олега приходилось вновь подчинять те же племена. Это можно объяснить тем, что подчинение было только на время княжения того или иного князя. И только в конце Х в. сопротивление ряда племен было окончательно подавлено.

2) организовал защиту рубежей государства от внешних врагов. Для обороны от кочевников Олег «начал города ставить» и раздавать земли «мужам» (приближенным) своим.

3) совершил поход в 907 году на Византийскую империю, на город Царьград (Константинополь) с целью обеспечения выгодных условий для торговли с Византией.

После смерти князя Олега стал править сын Рюрика, Игорь (912-945гг.).



1) Началом его правления стала война с древлянами, которые, воспользовавшись смертью Олега, хотели отложиться от Киева и «затворились» от Игоря в укрепленных городах. Игорь разгромил древлян и «возложил на них дань больше прежней».

2) Воевал он и с появившимися на границах кочевниками – печенегами. «Повесть временных лет» сообщает, что в 915 году печенеги были замечены впервые на границах, сражения с ними не было. В 920 году произошло первое вооруженное столкновение с ними. Печенеги были отброшены в степь.

3) Князь Игорь совершил два похода на Византию941 году и в 944 году).

4) В Киевской Руси князь с дружиной объезжал подвластные ему земли и осуществлял сбор дани (полюдье), размер которой не был определен. Это была плата князю и его дружине за защиту от внешних врагов и за выполнение ими полицейских функций. Полюдье иногда превращалось в грабительскую операцию, против чего выступали крестьяне и горожане, как это произошло в 945 году на древлянской земле, когда Игорь был убит.

Жена князя Игоря «Старого», княгиня Ольга (Хельга), христианское имя Елена, называлась еще Хитрою, Святой, Мудрой, правила (945-969 гг.).



1) После того, как она отомстила за смерть своего мужа, Ольга занялась вопросами административно-экономической реформы в своем государстве и укреплением княжеской власти. Древлянское восстание 945 г. послужило ей уроком, который она хорошо усвоила и сделала из него необходимые выводы. «И пошла Ольга с сыном своим и дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов». Вскоре тоже самое было сделано и по другим землям государства. «Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге – оброки и дани». Погосты – это бывшие села – становились административными центрами княжеского управления, местом сбора дани.

2) Укрепив великокняжескую власть, Ольга приступила к решению внешнеполитических задач. Она решает стать христианкой. Неизвестно, где именно – в Киеве или Константинополе – она приняла крещение. По «Повести временных лет» в 955 году она с большим посольством отправляется в город Константинополь и там принимает христианскую веру.

Принятие княгиней Ольгой христианства не привело к введению веры в государстве. Ее сын Святослав «не думал и не прислушивался к этому, ... продолжая жить по языческим законам».

Князь Святослав правил (964-972 гг.). Он постоянно находился в походах и жил далеко от Киева, управлением занималась Ольга, а затем Ярополк, его старший сын.

1) Первым походом князя Святослава был поход на славянское племя вятичей, проживавших на реке Оке, за присоединение их к Киевскому государству. Это племя в Х веке было зависимым от хазарского каганата, и платило ему дань. Святослав двинул войско в землю вятичей, присоединил их, а затем направился на реку Волгу на прикамских и волжских булгар. В ожесточенных сражениях он победил их.

2) Следующий удар Святослав нанес по могущественному Хазарскому каганату. Каганы Хазарии издавна брали дань с южных славянских племен и контролировали Волжский торговый путь. Славянские купцы были недовольны тем, что хазары брали с них огромные пошлины за проход торговых караванов по реке Волге в Хазарское (Каспийское) море. Нередко они просто не пропускали славянские караваны. Поэтому Святослав с дружиной и двинулся в поход против хазар. Войска князя разгромили хазар, взяли столицу каганата – город Итиль, а затем крепость Саркел (Белый город) на реке Дон (или Белая Венса).

После этого Святослав двинулся на Северный Кавказ, где нанес поражение племенам ясов (осетин) и касогов (черкесов), и закончил военные действия у Азовского моря. Здесь в Приазовье, видимо, им было создано Тмутараканское княжество.



3) Византийская империя не осталась равнодушной к разгрому Святославом Хазарского каганата. Она опасалась, что следующий удар князь нанесет по ее владениям в Крыму. В Киев, на переговоры со Святославом, был направлен из Крыма патриций Калокир. В исторической науке это посольство известно как миссия Калокира. Цель посольства – направить дружину Святослава, за деньги, против Болгарии. Однако Калокир ведет с князем и переговоры о том, чтобы Святослав помог ему после завоевания Болгарии стать Византийским императором. Взамен, в случае успеха, обещает отдать князю во владение Болгарию и богатства из казны империи. Святослав принял предложение Калокира, и в 966 году вторгся в Болгарию и захватил ее. Он со своей дружиной обосновался в городе Переяславце на реке Дунай.

После того как Святослав укрепился в Болгарии, он начинает нападения на земли византийской империи. Военные действия шли с переменным успехом. Значительно усилив свое войско печенегами, венграми, болгарами, Святослав начинает военные действия против Византии. Пользуясь сложной ситуацией в империи (мятеж в Малой Азии), он разбил войска Византии и был остановлен только у стен Царьграда. Было заключено перемирие и князь вернулся в Болгарию с большой добычей.

Весной 972 года Святослав с дружиной стал подниматься по реке Днепр, к Киеву. Но у днепровских порогов на них напали печенеги, и князь с дружинниками погибли в бою. Князь печенегов Куря приказал сделать из черепа князя и его воинов чаши для пиров.

972 – 980 гг. – это время первой междоусобной войны между сыновьями князя Святослава. Святослав оставил великим князем в Киеве своего старшего сына Ярополка, в древлянскую землю послал сына Олега, а в Новгород по просьбе послов города и Добрыни, дяди Владимира, послал сына рабыни Малуши – князя Владимира. (По одной из исторических версий Добрыня и Малуша – брат и сестра, могли быть детьми древлянского князя Мала. Добрыня был «придворником» в княжеском даме, а Малуша – «ключницей». По другой версии – Святослав, Добрыня и Малуша – варяги, выходцы из Скандинавии)

Ярополк, мстя за смерть Люта, сына Свенельда, убивает Олега и наступает на Новгород, Владимир бежит в Швецию и вскоре возвращается с наемной варяжской дружиной для борьбы с Ярополком за киевский престол. Вначале он подчинил себе Полоцкое княжество, где правил дружественный Ярополку князь Рогволод. Полоцк был взят приступом, Рогволод и два его сына убиты, а Рогнеда стала женой Владимира. После этого Владимир двинул свои войска на Киев. Воевода Ярополка именем Блуд изменил князю, и тот покорился Владимиру.

Владимир обещал Ярополку почетное положение при своем дворе и земельные пожалования. Но, видимо, по инициативе воеводы Блуда, вскоре Ярополк был убит двумя варягами, когда он прибыл на переговоры с Владимиром.

С 980 г. по 1015 г. Владимир был великим киевским князе. Как только он начал править в Киеве, то «поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Самаргла и Макоши. И приносили им жертвы, называя богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей...» Это была попытка князя Владимира сделать языческую веру государственной религией. Однако время было совсем другим, и Владимир, несмотря на все сложности эпохи и свои сомнения провел религиозную реформу.

Основным событием княжения Владимира I, безусловно, является принятие христианства в качестве государственной религии в 988 г.

Князь Владимир ходил в походы против радимичей, ятвягов, вятичей, на Волынь, где выбил поляков из Червенских городов – Перемышля и Червена. Здесь он основал город Владимир (современный Владимир-Волынский). Ходил походом на болгар (неизвестно каких, волжских или дунайских). Особенно много места «Повесть временных лет» и другие летописи уделяют борьбе князя Владимира с печенегами, которая шла с переменным успехом. Для защиты южных границ он приказал строить города-заставы по рекам Суле, Стугне, Трубежу, Десне.



После смерти князя Владимира с 1015 по 1019 год в государстве проходила вторая междоусобная война между его сыновьями. Князь Ярослав вошел в Киев и с 1019 года стал великим киевским князем. Правил он до 1054 года. Время правления князя Ярослава Мудрого, это время политического и культурного расцвета и могущества Киевской Руси.

Во время правления великого киевского князя Ярослава произошли следующие события:

1. Были разбиты печенеги и окончательно отброшены от границ Киевской Руси. В 1036 году князь Ярослав находился в Новгороде. Воспользовавшись отсутствием великого князя, печенеги большими силами стремительно ударили, прорвали южную оборонительную линию и взяли Киев в кольцо осады. Ярослав, собрав войска, спешно прибыл к Киеву. В ожесточенной битве у стен Киева, которая длилась целый день, печенегам был нанесен сокрушительный удар, и они были полностью разгромлены. «Была сеча зла и едва одолел Ярослав к вечеру, побежали печенеги розно, не ведая, куда бегут. И одни потонули в Ситолме, а другие в иных реках и так погибли, а остаток их убежал», – записано в «Повести временных лет». С этого, 1036, года печенеги перестали быть угрозой для Киевской Руси. Их остатки бежали к границам Византийской империи, где часть их стала наемниками у императоров, а другая часть занялась грабежом границ Византии. В честь решающей победы над печенегами на месте сражения был построен собор Святой Софии.

2. Он ходил в военные походы на племена чуди, где построил город Юрьев, названный христианским именем Ярослава, и на вятичей, в земле которых основал город Ярославль.

3. В 1043 году совершил поход на Византию, причиной которого явился конфликт между славянскими купцами и жителями Царьграда. Однако вскоре с Византией было заключено мирное соглашение, скрепленное династическим браком. Его сын Всеволод стал зятем императора Византии Константина IХ Мономаха.

4. В годы его правления был составлен свод гражданских и уголовных законов, получивший название «Русская Правда». Это были письменные законы, распространявшиеся на всю территорию государства. «Правда» узаконила раннефеодальную политическую систему и урегулировала отношения между различными слоями и категориями населения Киевской Руси.

5. Великий князь Ярослав, для того, чтобы подчеркнуть свое могущество и авторитет, сам, без согласия патриарха из Царьграда, назначил главу церкви – митрополита, славянина Иллариона, который является автором книги «Слово о законе и благодати». До этого митрополиты назначались патриаршим синодом в Царьграде и были греками или болгарами.

6. При Ярославе в Киеве, а потом и в других городах и монастырях начинается летописание. Центром летописания в городе Киеве явился Киево-Печерский монастырь, основанный князем Ярославом.

7. Авторитет и могущество великого киевского князя укрепляли и династические, родственные отношения, установленные с правящими династиями других стран. Так, старшая дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андрашем I, который в период «дворцовых переворотов» в Венгрии скрывался вместе с братом Левенте у киевского князя. Анастасия основала два монастыря: в Вышгороде и Пормове. Это были первые каменные здания в Венгрии.

Средняя дочь Анна была женой французского короля Генриха I. Этот брак был заключен вследствие издания римским папой буллы, по которой монархам запрещались браки с родственницами до седьмого колена.

Младшая дочь, Елизавета, стала супругой норвежского короля Гарольда Смелого, который основал город Осло (столицу современной Норвегии).

Сыновья Ярослава – Изяслав и Святослав – были женаты на дочерях немецких князей, а Всеволод – на византийской принцессе.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет