Диоген Лаэртский
О ЖИЗНИ, УЧЕНИЯХ И ИЗРЕЧЕНИЯХ
ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ
Перевод с древнегреческого М.Л.Гаспарова
М.: "Мысль", 1986
Аннотация
От переводчика
А.Ф.Лосев. Диоген Лаэрций и его метод
КНИГА I
Вступление (начало философии; преемственности и школы). – Фалес. – Солон. – Хилон. – Питтак. – Биант. – Клеобул. – Периандр.; Анахарсис. – Мисон. – Эпименид. – Ферекид.
КНИГА II
Анаксимандр. – Анаксимен. – Анаксагор. – Архелай. – Сократ. – Ксенофонт. – Эсхин. – Аристипп (ученики Аристиппа). – Федор. – Евклид. – Стильпон. – Критон. – Симон. – Главкон. – Симмий. – Кебет. – Менедем.
КНИГА III
Платон (жизнь; сочинения; учение; “разделения”).
КНИГА IV
Спевсипп. – Ксенократ. – Полемон. – Кратет. – Крантор. – Аркесилай. – Бион. – Лакид. – Карнеад. – Клитомах.
КНИГА V
Аристотель. – Феофраст. – Стратон. – Ликон. – Деметрий Фалерский. – Гераклид.
КНИГА VI
Антисфен. – Диоген. – Моним. – Онесикрит. – Кратет. – Метрокл. – Гиппархия. – Менипп. – Менедем.
КНИГА VII
Зенон (жизнь; стоическая логика; этика; физика). – Аристон. – Эрилл. – Дионисий. – Клеанф. – Сфер. – Хрисипп.
КНИГА VIII
Пифагор. – Эмпедокл. – Эпихарм. – Архит. – Алкмеон. – Гиппас. – Филолай. – Евдокс.
КНИГА IX
Гераклит. – Ксенофан. – Парменид. – Мелисс. – Зенон Элейский. – Левкипп. – Демокрит. – Протагор. – Диоген Аполлонийский. – Анаксарх. – Пиррон. – Тимон.
КНИГА Х
Эпикур (жизнь; письмо к Геродоту; письмо к Пифоклу; письмо к Менекею; “Главные мысли”).
Приложение
Олимпиодор. Жизнь Платона
Порфирий. Жизнь Пифагора
Порфирий. Жизнь Плотина
Марин. Прокл, или о счастье
Хронологическая таблица
Таблица преемственности философских школ
Карта Древней Греции
Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)
Примечания
КНИГА ПЕРВАЯ
-
Магами греки называли жрецов персидской зороастрийской религии, халдеями – жрецов более древней вавилонской религии, гимнософистами (голыми мудрецами) – индийских брахманов с принятым у них в старости аскетическим образом жизни, друидами и семнофеями (слово малоупотребительное) – жрецов национальной кельтской религии, о которой греки и римляне имели лишь смутное представление.
-
Трактат "О магии" приписывался Аристотелю ложно (в каталоге аристотелевских сочинений в V книге он не упомянут) и, по-видимому, принадлежал перипатетику Антисфену; не сохранился.
-
Восточных богов греки привычно отождествляли со своими. Гефестом Диоген называет египетского бога Пта, а Гермесом (II) – египетского бога Тота.
-
Даты отсчета в хронологии Диогена: "падение Трои" – 1184 г. до н.э., "переправа Ксеркса" – 480 г. до н.э., покорение Египта и Азии Александром Македонским 331 г. до н.э. Датировка Зороастра у Диогена фантастична; действительнее возникновение зороастризма – между Х и VI вв. до н.э.
-
По-видимому, по недоразумению Диоген приписывает Myсею взгляды милетских философов.
-
Палатинская антология, VII 615. Палатинская антология – большое собрание мелких стихотворений, преимущественно эпиграмм, греческих поэтов разных веков; древнейшая часть ее была составлена в I в. до н.э. и затем дополнялась вплоть до византийского времени (Большая часть этих эпиграмм переведена в сб. "Греческая эпиграмма". М., 1960.) Антология Плануда – дополнение к ней (далее ссылки на эти памятники даются в сокращении: ПА и АПл.).
-
Первосвященнический род в Элевсинских мистериях в честь Дсметры.
-
См. ниже, II 6.
-
ПА VII 616.
-
См., напр., Овидий. Метаморфозы XI 1 – 66.
-
ПА VII 617. Ср. VII 9 – о том, что Орфей погребен на Олимпе.
-
Видности (eidola) – неожиданный в этом месте эпикурейский термин.
-
Зороастр – ложная этимология (от греческого слова astron – "звезда") имени иранского пророка Заратуштры.
-
В поздней рукописи – поясняющая интерполяция: "потому что родоначальник их Авраам был халдей". Другая традиция, сохраненная у Страбона и Юстина, возводила иудейскую культуру к египетской.
-
По Геродоту, стрелу в небо пустил царь Дарий, узнав, что афиняне оказали помощь восставшим против него ионянам (V 105), а бичевал море Ксеркс за то, что буря разрушила его плавучий мост через Геллеспонт (Vll 35). О том, что Ксеркс низвергал статуи греческих богов, упоминается в VIII 109.
-
Об этом сочинении см. ниже, VIII 60-61; о словах Пифагора – VIII 8.
-
См. прилагаемую таблицу преемственности философских школ по Диогену Лаэртскому.
-
Искусственная связь: в книге IX Ксенофан представлен как самостоятельный философ.
-
Навкид – вероятно, лишь рукописный вариант имени Навсифана.
-
О роще Академа см. III 7, о "пестрой стое" в Афинах – VII 5.
-
Евдемоником Афиней называет Анаксарха, филалетом – Эпикура ("Пир софистов" XII 548b, XIII 588а), эленктиком назван у Плутарха Зенон Элейский ("Сравнительные жизнеописания", т. I, "Перикл", 4 – далее будет указываться только название главы), но все эти термины были малоупотребительны.
-
Об Анникеридовой и Феодоровой школах см. II 96- 97. В I в. до н.э. Варрон Реатинский попытался путем комбинаций различных философских тезисов теоретически рассчитать, сколько вообще возможно различных философских систем, и насчитал их 288 (Августин. О граде божием IX 1).
-
Потамон Александрийский жил в эпоху Августа, в конце I в. до н.э.; но слова не так давно не помогают определить время жизни Диогена Лаэртского, так как они могли быть им заимствованы прямо из промежуточного источника.
-
Геродот. История I 170.
-
Мифические лица: Кадм, сын Агенора и брат Европы, пришелец из Сидона, считался основателем Фив и изобретателем алфавита.
-
Платон. Протагор 343а; о Кадме и Агеноре Платон не упоминает, отсюда – дополнение в скобках, вслед за Дильсом принятое всеми издателями.
-
Греческие моряки ориентировались по Большой Медведице (у Гомера упоминается только она), финикийские – по Малой Медведице; намек на финикийское происхождение Фалеев.
-
Геродот. Ист. I 74, о затмении 22 мая 585 г. во время войны Лидии и Мидии.
-
Дополнение Дильса, принятое издателями.
-
Аристотель. О душе I 2, 405 а 19.
-
Т. е. такую же жертву, см. ниже, VIII 12.
-
Кир Персидский, победив Креза в 546 г. до н.э. и овладев Лидией, подчинил себе и греческие города Ионии за их союз с Крезом.
-
Т. е. как персонаж диалога Гераклида; ср. ниже, VIII 4.
-
Тот же рассказ впервые еще у Аристотеля ("Политика" III 1259а 6).
-
Дельфы – центр культа Аполлона в Греции; здесь находился храм с прорицалищем, в котором служительница – пифия, одурманиваясь испарениями из расщелины скалы, произносила вещания, перекладываемые потом жрецами в стихи.
-
Храм Аполлона Дельфинийского (не Дельфийского!) находился в Дидимах близ Милета; Нелеевы мужи (по имени легендарного основателя Милета) – милетяне.
-
Платон. Протагор 343 а.
-
"В богатстве – весь человек" пословица (см. Зиновий, 6, 43); с именем Аристодама ее упоминает еще Пиндар (Истм., 2 15)
-
См. ниже, 182.
-
Меропы – древнее население острова Коса.
-
I 28.
-
Популярный фольклорный сюжет (Эзоп, басня 40); в применении к Фалесу – уже у Платона ("Феэтет" 174 а).
-
ПА VII 83.
-
Здесь и далее приводятся поучительные песни (позднейшего сочинения) и нравственные сентенции, произвольно приписываемые то одному, то другому из семи мудрецов.
-
Т. е. время до сотворения мира следует считать ночью. Несколько иначе у Плутарха ("Александр", 64).
-
В рукописях Диогена Лаэртского указано: аполлодоровская дата рождения Фалеса. – 35-я олимпиада (пер. по чтению Дильса).
-
Геродот. Ист. I 75: Фалес отводным каналом разделил течение Галиса (пограничной реки между Лидией и Мидией) надвое и этим понизил в ней уровень воды.
-
ПА VII 84 и 85.
-
Всеионийский праздник (Панионии) справлялся двенадцатью ионийскими городами в честь Посидона близ Милета (Геродот. Ист. I 1148).
-
Платон. Протагор 343а.
-
Все письма мудрецов, приводимые Диогеном в книгах I – II, фиктивны и представляют собой позднейшие риторические упражнения.
-
Подробнее о снятии бремени (сисахфии) см.: Плутарх. Солон, 15; Аристотель. Афинская полития, 6.
-
Законы Солона были вырезаны на деревянных четырехгранных столбах, которые можно было поворачивать, и поставлены близ афинской площади (агоры) (Аристотель. Афинская полития, 7).
-
Древние греки надевали венки по случаю всякой праздничной радости. – Солон, притворяясь сумасшедшим, надел его по случаю поражения в войне.
-
Фолегандр и Сикинн – очень маленькие острова в Эгейском море.
-
Дем – "селение", административная единица в Аттике; "такой-то, сын такого-то, из дема такого-то" – назывались афинские граждане во всех документах.
-
Гомер. Илиада II 557-558.
-
О встрече Солона с Крезом и позднем вразумлении Креза подробнее всего рассказано у Геродота (Ист. I 29-33); ср. Плутарх. Солон, 37-38.
-
Были Солы в Киликии, колония дорян, и Солы на Кипре, построенные местным царем по совету Солона (Плутарх. Солон, 26); слово солецизм ("погрешность против языка") обычно возводится к первым Солам.
-
Геродот. Ист. I 32; ср., однако, стихи к Мимнерму ниже, I 60-61.
-
Отрывок из несохранившейся трагедии "Автолик" (пространнее цитируется у Афинея. – "Пир софистов" Х 413).
-
Ср. Платон. Законы, 913 с.
-
Писистрату приписывается организация первой записи полного и связного текста гомеровских поэм; то чтение по порядку, которое описывает Диоген Лаэртский, Элиан возводит к сыну Писистрата, Гиппарху ("Пестрые рассказы" VIII 2).
-
Гомер. Ил. II 546 и далее.
-
Лунный месяц состоял из 29,5 суток, так что 30-й день причислялся наполовину к старому месяцу, наполовину к новому.
-
"Диакрии", "педиеи" и "паралии" – три партии, спорившие за власть перед установлением тирании Писистрата. По Плутарху ("Солон", 20), Солон, наоборот, законом велел каждому примыкать к какой-нибудь партии, а не отсиживаться в стороне.
-
См. ниже, I 66.
-
Лигиастад (мастер пения?) обращение к Мимнерму. Пер. стихов В. Вересаева (с изменениями).
-
ПА VII 86.
-
ПА VII 87. Игра слов: axones означает и "оси колесницы", и "столбы с законами".
-
Эфорами называлась ежегодно сменяемая коллегия правителей в Спарте, архонтами – в Афинах; именами старшего эфора и старшего архонта обозначался счет годов.
-
Геродот. Ист. I 59; Гиппократ – отец Писистрата.
-
Лакуна, восполняемая по поздним рукописям; имеется в виду ложная этимология слова "брахилогия" (краткая речь).
-
ПА VII 88 и IX 596.
-
Пословица (ср. Гесиод. Труды и дни, 40).
-
Лесбосское вино считалось одним из лучших в Греции.
-
Платон. Протагор 34 4bd: здесь пересказывается поэтическая полемика Симонида с Питтаком о том, как вернее сказать – "трудно быть" или "трудно стать" добрым, а сентенция о неизбежности приписывается Симониду.
-
Разночтения в рукописях; может быть, следует читать: "51 олимпиады".
-
АПл. II 3.
-
Каллимах. Эпиграммы I.
-
Ср. ниже, I 92, конец.
-
Поэт Алкей принадлежал к числу политических противников Питтака, отсюда его бранные слова; см. выше, I 76.
-
Тоже намек политических противников на низкое происхождение Питтака. Песенка с упоминанием тирана Питтака, моловшего хлеб, сохранена Плутархом ("Пир семи мудрецов", 14).
-
Речь идет о мессенских девушках, взятых в плен спартанцами при завоевании Мессснии в середине VII в. до н.э. ("II мессенская война").
-
См. выше, I 31.
-
Пояснительная интерполяция в тексте Диогена Лаэртского.
-
ПА VII 90 и 81.
-
Т. е. "а каковы они – этого людям знать не дано".
-
См. выше, 184.
-
По-видимому, как пример к Гераклитову тезису "многие дурны, немногие хороши", перекликающемуся с нижеприводимой сентенцией Бианта.
-
ПА VII 158; очень популярное стихотворение, приписывавшееся даже Гомеру. Последующее замечание Диогена, что Гомер жил задолго до Мидаса, – домысел на основании того, что этот мифический царь у Гомера не упоминается.
-
ПА XIV 104. Эту загадку упоминает еще Аристотель ("Риторика" III 2), но без имени Клеобулины.
-
ПА VII 618.
-
Подробный рассказ о Периандре и его сыновьях – у Геродота. Ист. III 48-53 и V 94-84.
-
Геродот. Ист. I 20. Друг-гостеприимец (ксен) – нечто вроде кавказского "кунака", человек, связанный договором о дружбе, передающимся от отца к сыну.
-
ПА VII 619 и 620.
-
Опять намек на Платона ("Протагор" 343 а).
-
О том, как Периандр сжег одежды всех коринфянок, чтобы жена его могла одеться ими за гробом, см.: Геродот. Ист. V 92; о войне Периандра против Прокла – III 51.
-
Фольклорная метафора (см. Геродот. Ист. V 92).
-
Об Анахарсисе ср.: Геродот. Ист. IV 46, 76.
-
ПА VII 92.
-
Т. е., чтобы играть на флейте, нужно прежде напиться допьяна.
-
По-видимому, загадка об углежогах, жгущих уголь в лесу и продающих его в городе.
-
Ср. выше, 130.
-
"Протагор" 343 а.
-
Это те самые алтари, посвященные "неведомому богу", о которых в "Деяниях апостолов" (17, 23) напоминал афинянам апостол Павел.
-
Куреты – божественные хранители Зевса-младенца, впоследствии – жрецы критского культа Зевса; корибанты – жрецы малоазийского культа Матери богов.
-
Благие богини – евмениды, евфемистическое имя Эриний, богинь мщения.
-
Мунихий – крепость в афинском порту Пирее; здесь располагался македонский гарнизон, занимавший Афины в III в. до н.э.
-
Поражение спартанцев в войне с Тегеей в 560-х гг. до н.э., о котором см.: Геродот. Ист. I 66 сл.
-
Пала Мессения за сто лет до Ферекида, во II Мессенскую войну (VII в. до н.э.), и через сто лет после Ферекида, в III Мессенскую войну (V в. до н. э.).
-
В Спарте были в ходу не серебряные, а железные деньги.
-
См. прим. 6 к книге IV.
-
Игра слов: ge – "земля" и geras – "дар".
-
ПА VII 93.
-
АПл. III 128.
КНИГА ВТОРАЯ
-
Диоген Лаэртский ошибочно приписывает Анаксимандру учение Анаксагора о луне и солнце.
-
Солнечные часы (гномон в широком смысле слова) определяли время дня по направлению тени от стоячей "стрелки"; гномон (в узком смысле слова) вдобавок к этому определял время года (солнцестояния и равноденствия) по длине тени.
-
Хронологическая неувязка: по-видимому, на Анаксимандра перенесены хронологические данные об Анаксимене или Пифагоре. Якоби предполагает лакуну: (Учеником его был Пифагор, расцвет которого приходится...).
-
См. выше, I 34 и прим. 38.
-
Т. е. персидский царь. Греки рассматривали (не без оснований) азиатскую державу как Мидийское царство, в котором царствовала персидская династия.
-
Ошибка: следует читать "при архонте Каллиаде". Каллий был архонтом не в 430, а только в 456 г. до н.э.
-
Термин, по-видимому, не принадлежит самому Анаксагору.
-
Устойчивое мнение античных ученых, (ср., напр., Гиппократ. Афоризмы V 48), основанное на представлении, что правая сторона всегда сильнее.
-
Этот метеор показывали и почитали еще в I в. н.э. при Плинии ("Естественная история" II 149).
-
Несохранившаяся трагедия. Еврипид, "философ на сцене", считался учеником Анаксагора уже в александрийскую эпоху.
-
Ср. то же о Диогене – ниже, VI 49.
-
Анахронизм: галикарнасский тиран Мавсол правил много позже, в 377-353 гг. до н.э. Название его великолепной гробницы (Мавсолей) стало нарицательным.
-
Т. е. Анаксагор первый начал искать у Гомера этические аллегории, а Метродор – физические аллегории. Текст сомнителен; перевод по чтению Коте.
-
Ошибка: следует читать "при Демотионе", архонте 470 г. (Плиний называет 467 г.).
-
Обвинение в персидской измене было обычным при политическом преследовании даже много лет спустя после греко-персидских войн.
-
Ср. ниже, II 35 (о Сократе) и II 55 (о Ксенофонте).
-
Ср. ниже, 1Х 34-35.
-
ПА VII 94-95.
-
Платон. Феэтет 149 а.
-
В сохранившемся тексте "Облаков" Аристофана таких строк нет. Имеется в виду или другая, более ранняя редакция комедии Аристофана, или одноименная комедия Телеклида.
-
"Воспоминания о Сократе" 1, 2, 31.
-
На этом построен весь сюжет комедии "Облака".
-
Гомер. Одиссея IV 392.
-
Ср. Платон. Критон 52 b; "Апология" 28 е.
-
"Чтобы не захлебнуться в ней", – поясняет византийский словарь Суды. Ср. ниже, IX 11. Об искусных водолазах с острова Делос упоминают и другие античные писатели.
-
Ср. Платон. Пир 219 е – 221 b
-
Платон. Апология 32 be.
-
После морской битвы при Аргинусах афинские стратеги не могли похоронить тела убитых и поэтому, несмотря на победу, были осуждены афинским судом.
-
Речи Сократа в темнице – содержание диалогов Платона "Критон" и "Федон".
-
Анахронизм: это стихи Филемона, поэта III в.
-
Версия фантастическая.
-
Аристофан. Облака 411-416 (пер. А. Пиотровского с небольшими изменениями).
-
Там же, 363-364.
-
Платон. Пир 174 а.
-
Платон. Феэтет. 142 cd, 180 с.
-
Платон. Евтифрон 4 а.
-
Ксетфонт. Воспоминания о Сократе II 2; III 6-7; III 7.
-
Искаженное место, перевод по смыслу.
-
Платон. Евфидем 303 d.
-
См. речь Алкивиада у Платона ("Пир" 217-220).
-
Ксетфонт. Пир 4, 44.
-
Ср. ниже, VI 1.
-
Ср. ниже, II 105.
-
Ксетфонт. Пир 2, 16-20.
-
Внутренний божественный голос, запрещающий человеку те или иные поступки: на него часто ссылается Сократ у Платона и Ксенофонта (напр., Платон. Апология 31 d).
-
Ср. ниже, VII 26, о Зеноне.
-
Еврипид. Электра, 379.
-
Ср. ниже, II 72.
-
Ср. выше, II 13. Подробнее: Ксетфонт. Апология, 27-28.
-
Гомер. Ил. IX 363. Название области Фтия созвучно с глаголом phthiein (губить). Ср. Платон. Критон 44 ab.
-
Ср. Ксетфонт. Пир 2, 10.
-
Платон. Апология 21 а; Суда приводит два стиха:
Хоть мудр Софокл, а Еврипид еще мудрей,
Но выше всех Сократ своею мудростью.
-
Платон. Менон 89 с – 95 а.
-
"Облака" и комедии других авторов с насмешками над Сократом.
-
Платон. Апология 23 е и далее.
-
Храм Матери богов на городской площади, служивший в Афинах государственным архивом.
-
Ср. Платон. Апология 24 b; Ксетфонт. Воспоминания о Сократе 1. 1.
-
Апокрифическое предание, как и предыдущий рассказ о Сократе и Лисий.
-
Бесплатный обед в Пританее (здание государственного совета) полагался в Афинах должностным лицам и в виде награды тем, кто отличился особыми заслугами перед государством. Таким образом, Сократ вместо наказания предлагает для себя ничтожно малый штраф или даже награду. См. Платон. Апология 36 d, 38 b.
-
АПл. IV 16. Оба стихотворения, конечно, позднейшие сочинения.
-
Несохранившаяся трагедия; к Сократу, конечно, не имеет отношения.
-
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе 1, 4; ср. утверждение в 1. 1, 15.
-
Платон. Апология 26 de; рассуждает об их (физиков) предметах, по-видимому, в "Федоне" 97 b-99 с.
-
ПА VII 96.
-
Имя восстановлено предположительно; может быть, прозвище Гесиода, который считался соперником Гомера (?).
-
Ср. выше, 181.
-
Указание фантастическое.
-
Ксенофонту здесь приписаны речи Критобула из его "Пира" 4, 2.
-
Изложено по "Анабасису" III I, 4-7; дальнейший рассказ – тоже по "Анабасису" II 6, 21-28 и III 1, 31 (нападки на Менона и Аполлонида), VII 3 (предательство Севфа), V 3, 5-7 (дела с Мегабизом) и 18-23 (поселение в Скиллунте).
-
Агесилай с 396 г. до н.э. вел в Азии войну против персов, но в 394 г. восстания Афин, Фив, Коринфа и других городов Спарты (Коринфская война) заставили его возвратиться.
-
Ср. выше, II 13, об Анаксагоре.
-
См. ниже, 1162.
-
Сомнительное умозаключение, исходящее из того, что "Эллинская история" Ксенофонта представляет собой непосредственное (почти с полуфразы) продолжение "Истории" Фукидида.
-
Ср. ниже. III 34.
-
ПА VII 97 (восхожденье – буквальное значение слова "анабасис", т. е. "поход в глубь материка") и VII 98; мужи Краная и Кекропа, потомки древних аттических царей, – афиняне.
-
Т. е. без заглавий и оглавлений. Их перечисление дает словарь Суды; высказывалось предположение, что псевдоплатоновские диалоги "Аксиох", "Эриксий" и "О добродетели" принадлежат Эсхину.
-
См. выше, 1155.
-
В Мегарах Сицилийских, во время поездки к Дионисию.
-
В позднеантичном сборнике риторических стилизаций "Письма сократиков" имеется пять писем от лица Эсхина.
-
Речь не сохранилась.
-
За это Аристотель ("Метафизика" III, 2, 996 а 32) причисляет Аристиппа к софистам.
-
Ксетфонт. Воспоминания о Сократе II 1; III 8.
-
Платон. Федон, 59 be; см. ниже, III 36, – очевидно, III книга Диогена была написана раньше, чем II.
-
Старший или Младший Дионисий имеется в виду в анекдотах об Аристиппе – не вполне ясно.
-
Намек на учение Аристиппа об ощущении ("внутреннем осязании").
-
Обол – мелкая медная монета, одна шестая часть драхмы.
-
Ср. ниже, II 102 (о Феодоре), VI 58 (о Диогене).
-
Т. е. по неписаным законам естества.
-
В части рукописей этот анекдот помещен в II 76.
-
Сиденья в греческих театрах были каменные.
-
Ср. ниже, VI 32.
-
Ср. ниже, VI 30.
-
Еврипид. Вакханки, 836 (реплика Пенфея, пер. И. Анненского) и 317 (реплика Тиресия, пер. Ф. Зелинского).
-
Игра слов: paideia – "ученые", paidia "забава".
-
Софокл, отрывок из неизвестной трагедии. Плутарх ("Как читать поэтов", 12) приписывает эту перефразировку Зенону.
-
Ошибка: Птолемаида – город, основанный много позднее.
-
Диоген путает двух философов по имени Анникерид; продажа Платона в рабство (см. ниже, III 20) происходила гораздо раньше.
-
Погребальный плач – френос, составная часть многих классических трагедий.
-
Имя Theodores – производное от слова theos – бог.
-
Ср. ниже, VI 42.
-
Ср. выше, II 68.
-
По-видимому, в междоусобной войне между Элидой и Спартой в 400 г. до н.э.
-
Или Кебету (Геллий. Аттические ночи II 18). Афиней ("Пир софистов" XI 131, 505 е) передает сплетню, будто Платон вновь пытался обратить Федона в рабство.
-
Эти знаменитые софизмы (которыми отчасти занимались еще элеаты) таковы. "Лжец": если лжец говорит "я лгу", то он лжет; стало быть, он не лжет, а говорит правду; но если он говорит правду, значит, он действительно лжет, и т. д. "Спрятанный", "Человек под покрывалом", "Электра" – варианты одной и той же ситуации: перед Электрой стоит ее брат Орест под покрывалом; она знает своего брата, но не знает, кто под покрывалом; стало быть, она его и знает и не знает. "Куча", "Лысый": если к зерну добавлять по одному зерну, то с которого зерна начнется куча? если человек теряет волос за волосом, то с которого волоса он становится лысым? "Рогатый": чего ты не потерял, то ты имеешь; ты не потерял рогов, стало быть, ты имеешь рога.
-
По-гречески elenxinos – "опровергатель".
-
АПл. III 129.
-
АПл. VII 19. Игра слов: Kronos - Кронос (имя бога), onos – "осел".
-
См. ниже, VI 80.
-
Источник знаменитой сентенции "omnia mea mecum porto" ("все свое ношу с собой"), чаще приписываемой Бианту Приенскому (Цицерон. Парадоксы I 8).
-
Игра слов: kainou – "новый (плащ)" и kai nou "(плащ) и ум". Шутка повторена в VI 3.
-
АПл. V42.
-
Анахронизм: Менедем мог слушать только преемников Платона.
-
См. выше, II 105.
-
Способ наказания развратников, часто упоминаемый в комедии.
-
Смысл шутки не совсем ясен: возможно, она значит: "Ты мужик среди тонких людей и тонкий человек среди мужиков".
-
Начало известного софизма: "Ты перестал бить своего отца?" – Нет. – "Значит, ты бьешь своего отца".
-
Пословица (буквально: "убиваешь убитых").
-
Ороп – пограничный город между Аттикой и Беотией, частый объект их раздоров.
-
Имеется в виду переход Эретрии от олигархического режима, поддерживаемого Кассандром, к демократическому, поддерживаемому Деметрием, по-видимому, после смерти Кассандра в 298 г. до н.э.
-
Седьмой день считался в античной медицине самым опасным для голодающих.
-
Ошибка: в 267 г. до н.э. Антигон (несомненно, по просьбе Менедема) восстановил в Эретрии демократию (конечно, под своим контролем), и Менедем умер на родине.
-
АПл. V 40.
Достарыңызбен бөлісу: |