Масанов Н. Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. Алматы «Социнвест»—Москва «Горизонт», 1995.—



Pdf көрінісі
бет1/295
Дата01.01.2023
өлшемі2.75 Mb.
#468078
түріАнализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   295
Masanov N E Kochevaya tsivilizatsia kazakhov



Масанов Н. Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности 
номадного общества. Алматы «Социнвест»—Москва «Горизонт», 1995.—
320 с. 
В монографии на основе изучения большого круга оригинальных источников 
исследуются основные особенности функционирования и жизнедеятельности 
кочевого общества казахов, в частности система природопользования, 
хозяйство, социальная организация и социально-экономические отношения. 
Анализируются процессы адаптации номадов к специфическим ресурсам 
аридных экосистем, социально-экономическая дисперсность и концентрация, 
община, разнообразные формы собственности. Вместо заключения дается 
оригинальная концепция этногенеза и этнической истории казахов. Все это 
создает целостное представление о специфике кочевой цивилизации казахов. 
Книга предназначена для всех интересующихся историей и культурой кочевых 
народов и прежде всего для специалистов по дореволюционной истории 
Казахстана. 
 
Посвящается светлой памяти моего отца 
МАСАНОВА ЭДИГЕ АЙДАРБЕКОВИЧА (1926—1965). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
Стр. 3: 
ВВЕДЕНИЕ 
Всесторонний 
анализ 
пространственно-временных 
закономерностей 
развертывания всемирно-исторического процесса, реально определяющих 
динамику историко-культурного развития различных обществ, является 
актуальной задачей научных поисков, связанных с изучением стадиальных и 
цивилизационных 
особенностей 
истории 
человечества. 
Характер 
и 
направленность процессов эволюции и трансформации различных обществ, 
уровень их цивилиза-ционного развития определяются прежде всего процессом 
взаимодействия экологических и социально-экономических факторов, когда 
географическая среда влияет на основные параметры жизнедеятельности 
общества, а система материального производства, в свою очередь, посредством 
совершенствования техники и технологии, аккумуляции информации и как 
следствие внутреннего преобразования самого способа производства, 
воздействует на среду обитания и изменяет ее. Поэтому перед исследователями 
стоит задача объективного изучения как тех природных факторов, которые 
детерминировали пространственные закономерности функционирования 
человеческого общества, так и тех процессов трансформации географической 
среды, которые определялись деятельностью человека (см.: Природа и 
общество, 1968; Взаимодействие природы и общества, 1973; Человек и среда 
обитания, 1974; Человек и природа, 1980; Общество и природа, 1981; Анучин, 
1982; Козлов, 1983; Роль географического фактора в истории..., 1984; Ретеюм, 
1988 и Др.). 
Многообразие естественно-природных условий, проявляющееся в особенностях 
орографии, климата, гидрографического режима, почвы, растительного 
покрова, ландшафтной зональности и т. п., в значительной степени определило 
многообразие типов и форм материального производства, хозяйственно-
культурных типов (Левин, Чебоксаров, 1955. С. 4—10; Андрианов, 1968; 
Чеснов, 1970; Чебок-саров, Чебоксарова, 1971 и др.), антропогеоценозов 
(Алексеев, 1975; Он же, 1984. С 354—383), а следовательно, и способов произ-
водства. Иначе говоря, географическая дифференция условий жиз-
недеятельности человека вполне закономерно определила возникновение и 
функционирование разнообразных способов адаптации человека к среде, 
существование различных форм трудовой деятельности и типов общественного 
производства, оптимально соответствующих ресурсному потенциалу каждой 
данной экологической ниши, а, следовательно, и уровень и основные 
параметры цивилиза-ционного развития. «Различные общины,— говорил К. 
Маркс,— находят различные средства производства и различные жизненные 
средства среди окружающей их природы. Они различаются поэтому между 
собой по способу производства, образу жизни и производимым продуктам» 
(Маркс, Энгельс. Т. 23. С. 364). В этой связи становится очевидной научная 
значимость исследования экологических 
Стр.4: 


детерминантов в развитии и жизнедеятельности различных способов 
производства и цивилизаций, выявления степени и характера зависимости 
общества от географической среды. 
Большой научный интерес представляет исследование проблемы кочевничества 
как одного из наиболее рациональных в доинду-стриальный период способов 
природопользования и утилизации скудных ресурсов засушливых регионов, 
занимающих почти четверть всей земной поверхности (Андрианов, 1985. С. 
242). И поскольку кочевничество было вплетено в живую ткань естественно-
природных процессов и имело место лишь в определенных пространственно-
временных границах с известной амплитудой условий жизнедеятельности, то 
его следует, на наш взгляд, понимать прежде всего как форму взаимодействия и 
динамического равновесия естественно-природных и социально-экономических 
процессов, как специфическую форму адаптации человека в особых условиях 
среды обитания, как способ социального функционирования в определенных 
экологических нишах посредством кочевого скотоводческого хозяйства и 
соответствующего способа производства. Вследствие этого несомненно 
огромное эвристическое значение всестороннего исследования данного 
культурно-исторического 
феномена. 
Научная значимость темы исследования во многом обусловливается тем, что и 
поныне более чем в 30 странах мира продолжает существовать кочевое 
скотоводческое хозяйство, охватывающее около 40 млн. чел. (Вайнштейн, 1989. 
С. 72. См. также: Андрианов, 1985. С. 241—242). Изучение процесса 
взаимодействия 
природно-географических 
и 
социально-экономических 
факторов в среде номадов приобретает в данном случае несомненный 
практический интерес в связи с необходимостью приспособления современных 
кочевников к реалиям высокоразвитого индустриально-урбанизированного 
общества и определения путей и способов интеграции номадов в структуру 
современной цивилизации. Совершенно очевидно, что выработка эффективной 
стратегии интеграционных процессов невозможна без детального исследования 
всех элементов системы материального производства, общественных 
отношений, психологии и духовной культуры кочевников-скотоводов. 
Особенный интерес вызывает изучение проблемы кочевничества в связи с 
важностью углубления и уточнения таких принципиальных вопросов теории 
всемирно-исторического процесса, как методология исследования сущности 
цивилизационного развития и онтологической природы различных способов 
производства, государственности и сословно-классовой дифференциации 
общества, отношений собственности и системы производственных отношений, 
общины и социальной организации и т. д. Изучение номадизма может 
значительно углубить существующие представления и дать важные дополни-
тельные аргументы для наиболее адекватного реальной действительности 
понимания 
социально-экономических 
и 
стадиально-циви-лизашюнных 
аспектов всемирно-исторического процесса (Андриа-I, Марков, 1990 и др.). 
Вследствие этого научная значимость 
Стр.5: 


исследования проблемы номадизма представляется совершенно очевидной как 
с точки зрения углубления наших знаний о всемирно-исторических 
закономерностях развития общества, так и в плане конкретизации и детальной 
проработки всего спектра явлений и событий истории народов Евразии и 
Северной Африки. 
Исследование цивилизационных и пространственно-временных законов 
исторического развития номадов представляется вполне возможным сквозь 
призму изучения истории и культуры, системы материального производства и 
общественных отношений казахов*, одного из крупнейших кочевых народов 
Евразии нового времени, в наибольшей степени сохранившего к началу XX в. 
кочевой образ жизни (Аристов, 1896. С. 350; Соколовский, 1926. С. 4 и др.). В 
силу ряда объективных причин именно анализ культурно-бытовых реалий 
кочевников-казахов, как нам представляется, является тем ключом, с помощью 
которого может быть обеспечено познание и всестороннее исследование 
механизма функционирования системы «общество — природа». 
Объектом исследования была избрана кочевая цивилизация казахов XVIII—
начала XX вв., изучение которой ярко иллюстрирует способы адаптации 
номадов к условиям аридной экосистемы, особенности кочевой стратегии 
природопользования, специфику системы материального производства, 
социальной организации и общественных отношений. На этой основе возможно 
исследование кочевого хозяйственно-культурного типа, получившего широкое 
распространение на всем ареале степной, полупустынной и пустынной зоны 
умеренного пояса Евразии и пустынной и саванно-сахельской зоны Северной 
Африки от Тихого до Атлантического океанов, особенностей его историко-
культурного функционирования. 
Предметом исследования стало изучение общих закономерностей процесса 
взаимодействия 
природно-географических 
и 
социально-экономических 
факторов в условиях номадного общества. Предпринята попытка комплексного 
анализа рассматриваемой проблемы в неразрывной целостности эколого-
природных и социокультурных факторов, предопределявших направленность и 
динамику эволю-ционнного развития кочевничества как во времени, так и в 
пространстве. Сквозь призму взаимодействия и взаимовлияния системы 
материального 
производства 
и 
географической 
среды 
исследуются 
закономерности и особенности стратегии природопользования и главным 
образом основные направления воздействия естественно-природных процессов 
на социально-экономические явления, в частности, на процессы генезиса и 
эволюции номадизма, структуру хо- 
* «Казак» как самоназвание народа впервые упоминается в источниках в XV—
XVI вв. (МИКХ. С. 226; Бартольд. Т. П. Ч. 1. С. 270; Т. V. С. 170, 184, 212, 535 и 
др.) и функционирует вплоть до настоящего времени. С середины XVIII в. 
Российская администрация и официозная истоиография с целью диф-
ференциации их от русского казачества стали именовать казахов «киргизами» 
(Левшин, 1827; Он же. 1832 и др.), поскольку вплоть до середины XIX в. пред-
полагалось, что киргизы составляют «Старший жуз» казахов (см. подробнее 


Масанов Э. А., 1966 и др.). В 1925 г. было восстановлено историческое само-
название «казак» (с 1935 г. в форме «казах»). 
Стр.6: 
зяйственных занятий и типологию кочевого скотоводства, анализируются 
экологические аспекты освоения засушливых регионов, система выпаса и 
кочевания, производственный цикл и процесс посезонного распределения 
пастбищных угодий в зависимости от условий среды обитания, особенности 
процесса производства и социальной организации, отношения собственности и 
процессы монополизации средств производства, социально-экономическая 
структура общества и уровень стадиального и цивилизационного развития ко-
чевничества. Номадный способ производства рассматривается как одна из 
наиболее оптимальных моделей экологической детерминированности способов 
жизнедеятельности, динамично сбалансированного с природными ресурсами 
среды обитания антропогенным характером растительного покрова 
местообитаний кочевников. 
Сочетание диахронного и синхронного методов исследования обусловило и 
хронологию нашего научного поиска. В историко-диа-хронном плане нами 
изучается процесс эволюции и трансформации номадизма. Такой подход, на 
наш взгляд, позволяет императивно определить особенности историко-
временного функционирования и хронологические циклы жизнедеятельности 
кочевого способа производства, процессы изменения его роли и места во 
всемирно-историческом развитии общества, а также в отдельные эпохи. В синх-
ронно-логическом плане, несомненно, ведущем срезе нашего исследования, 
который имеет детерминирующее значение для диахрон-ных аспектов 
проблемы, предпринимается попытка изучения алгоритма развития и общих 
закономерностей социально-экономического функционирования номадизма как 
специфического способа производства в пространстве на примере кочевого 
общества казахов XVIII—начала XX вв. 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   295




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет