Материалы предоставлены интернет проектом



Дата24.06.2016
өлшемі33.91 Kb.

Материалы предоставлены интернет - проектом www.diplomrus.ru®



ВВЕДЕНИЕ

Выбранная тема не является столь же актуальной со стороны широкого круга заинтересованных развитием религиозной ситуации в современном мире, как, скажем, изучение новых религиозных движений, отношений государства и религиозных организаций, проблемы религиозного экстремизма, однако и не заслуживающей внимания ее назвать нельзя. Для определенного круга специалистов и интересующихся, изучающих историю и современное состояние религии, человеческого сознания и общества в целом феномен анимизма предстает этакой «вечной» проблемой в плане многогранности и многоаспектности континуума своего развития, а также неразрешенных споров по вопросам условий возникновения, механизмов действия в сознании людей и успешного «выживания» в условиях постоянно изменяющегося со всех сторон человеческого общества. Как бы то ни было, самым важным доводом в пользу значимости изучаемой темы является тот факт, что анимизм является необходимо присутствующим элементом в сознании членов современного общества и хотя бы по одной этой причине без его разностороннего анализа нельзя обойтись, если человек хочет обладать знаниями об основах и принципах действия некоторых присущих современному миру явлений, в т.ч. самому человеческому сознанию. На сегодняшний день не слишком много людей точно ответят на вопрос, что такое анимизм, несмотря на наличие его элементов внутри их самих. Слово «анимизм» теперь часто употребляется не в своем классическом значении, раскрывающем суть «претендента» на роль перворелигии, мировоззрения, представления об одушевленности объектов и явлений окружающего мира, человека, а в качестве, например, альтернативного определения спиритизма (что является верным лишь отчасти), совокупности определенных действий, употребляющихся в черной магии и т.п. Многие из этих определений появились в результате простой неосведомленности в области изначального значения термина, что в последнее время стало действительно актуальной проблемой современного общества. Зато многие поторопятся рассказать вам о своих взглядах на существование духов и душу, абсолютно не задумываясь о том, что проявляют в этот момент те самые элементы анимистического мировоззрения. В совокупности с другими «живыми» частицами прачеловеческого мышления (фетишизмом, тотемизмом, магией и т.п.), анимизм предстает действительно феноменом, требующем изучения с разных позиций, и в получении результатов от такого анализа и состоит значимость работ ученых, посвятившим свои труды данной проблеме.

Объектом исследования является анимизм в качестве феномена, явления, пронизывающего всю историю человеческого развития и обладающего уникальными особенностями механизмов своего существования на разных этапах развития общества, суть и проявления которых станут предметом настоящей работы. Их анализ поможет нам достичь главной цели исследования, заключающейся в доказательстве обладания анимизмом роли неотъемлемого элемента человеческого сознания всех времен. В частности, нас интересует исследование явления анимизма в его историко-религиозном значении как одной из первобытных форм проявления человеческой религиозности, а также его дальнейшее развитие, получившее отражение в вероучениях национальных и мировых религий, в человеческой культуре сегодня. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

- выявить общие и частные черты анимизма древности, условия его существования и особенности на этапе родоплеменного общества;

- показать роль и особенности анимизма в пракультуре на примерах современных языческих религий и культов, «близких» по своим проявлениям первобытным;

- выявить элементы анимизма в «мертвых» (исчезнувших) и «живых» (существующих сегодня) национально-государственных религиях, показав тем самым «популярность» анимистических воззрений у различных народов после отхода от родоплеменного к более развитым типам общества в разные исторические эпохи;

- выявить элементы анимизма в мировых религиях, чтобы показать их распространенность в наиболее высоких формах религиозного развития человечества и продиктованных ими культурах;

- на примере новых религиозных движений показать основные тенденции и особенности существования анимистических элементов на этапе современного религиозного плюрализма;

- выявить элементы анимизма в современной массовой культуре в целом, наличие которых обусловливается прочной позицией рассматриваемого явления в сознании наших современников.

Изучение ранних форм религии и человеческого мировосприятия вообще, в том числе анимизма, не является новым. Еще основатель идеи об анимизме как перворелигии Э.Б. Тайлор в своей книге «Первобытная культура» не только анализирует первобытные верования, но и усматривает в современном ему положении дел в сфере религии и общественного быта элементы прачеловеческого мировосприятия. В дальнейшем об анимизме говорилось в свете двух тенденций:



- исследования, реформировавшие анимизм как перворелигию. Здесь при анализе древних верований ученые находили недостатки теории Тайлора и выдвигали свою гипотезу прарелигии. Сюда можно отнести Р. Маретта, Л.Я. Штернберга (теория динамизма, или аниматизма), Б.
Каталог: upload
upload -> 5 1 Құқықтық норманың түсінігі, мазмұны, құндылығы мен негізгі сипаттары
upload -> Дәрістердің тірек конспектісі
upload -> Әдістемелік нұсқаудың титулдық парағы
upload -> Әдістемелік нұсқау Нысан пму ұс н 18. 2/05
upload -> Жұмыс бағдарламасы 050703 «Ақпараттық жүйелер»
upload -> «Спорт құрылыстарына санаттар беру» мемлекеттік қызмет стандарты
upload -> Әдебиет пен сынның биік белесі
upload -> «Қазақ» газетіндегі көтерілген оқу –тәрбие мәселелері
upload -> Қазақстан Республикасы Ауыл шаруашылығы министрлігі Кәсіпкерлік мәселелері жөніндегі сараптамалық кеңесінің


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет