Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Б2.Б.5 «Теория и история культуры»
1. Цели и задачи дисциплины
Цель курса – сформировать систему знаний о теории и истории культуры и дать представление о содержании фундаментальных культурологических понятий.
Задачи курса:
-
сформировать профессиональную компетентность будущего специалиста в области теории и истории культуры;
-
рассмотреть эволюцию представлений о культуре с Древнейших времен до настоящего времени;
-
изучить структуру и типы культуры;
-
дать многоуровневую структуру научного обобщения феноменов культуры;
-
показать закономерности исторического развития культурных форм;
-
ознакомить студентов с основными современными концепциями культуры и искусства;
-
развить у студентов стремление к самосовершенствованию и постоянному повышению уровня знаний в области теории и истории культуры.
2. Структура курса (содержание разделов дисциплины)
Тема 1. Донаучные представления о культуре
Мифологические представления о закономерностях культурно-исторического процесса. Сущность мифа. Мифологические представления Древнего Египта. «Веды» и «Упанишады» как основа представлений Индии о миропорядке и культуре. Культурологический аспект эпоса о Гильгамеше. Представление о культуре в архаической Греции. Культурно-исторический антропоцентризм в учении Конфуция.
Тема 2. История становления предмета и методов теории культуры
Многообразие определений культуры. Термин культура, его происхождение и употребление. Понятие культуры в различные эпохи. Зависимость предмета и метода исследований от типа культуры. Научная методология как система подходов и способов изучения культуры. Различие наук по методу исследования. Генерализующий, этнографический, текстологический, герменевтический методы. Значение логики в познании культуры. Важность исторического метода в исследовании культуры. Интуиция как непосредственное знание и ее использование в культурологии.
Тема 3. Предмет и задачи культурологической мысли
Структура культурологического знания. Культурология как общая теория культуры. Культурологическая мысль как углубленное исследование культуры. Связь культурологии с другими науками. Функции культурологической мысли как дисциплины.
Виды культуры как различные области применения понятия культуры. Предметный и личностный виды культуры. Единство и многообразие форм культуры. Причины существования культур. Материальная, духовная и другие виды культуры. Специфические особенности этнических, религиозных и национальных культур. Содержание культуры. Культурная независимость и культурный изоляционизм.
Тема 4. Представление о культуре в античности
Культура во взглядах раннегреческих авторов: Гесиода, Геродота. «История» Геродота – первое крупное историческое сочинение. Взгляд на культуру и историю у софистов. Философские и культурные воззрения Сократа. Главные идеи в учении Платона и их значение. Общество у Платона и «Миф об Атлантиде». Антиномии культуры и природы у киников, стоиков и эпикурейцев. «Эннеады» Плотина как итог философской, культурной и мистической мысли античности и пролог христианства. Культура в трудах ораторов Греции.
Представления римлян о культуре. Роль государства и права в Риме. Воспитание в Риме. Марк Цицерон и его взгляды на культуру. Культура в представлениях раннего христианства.
Представление об античности во взглядах мыслителей XVIII – XX вв. Римская история в концепции Гиббона и Шарля Монтескье. Отличие античности от новоевропейской культуры. Принцип объективизма. Древняя Греция в концепции Андре Боннара. Античность и эллинизм в учении А.Ф. Лосева. Абсолют и чувственный космос как основа античной культуры. Судьба в античности. Пластичность античной идеи.
Тема 5. Понимание культуры в средневековье
Средние века как историческая эпоха. Складывание средневековой культуры и ее выражение в сочинениях христианских мыслителей.
Учение Августина Блаженного (III – IV вв.) «О Граде Божьем». Опровержение Августином античного скептицизма. Диалектика «града земного» и «града небесного» в историософии Августина Блаженного. Спор об универсалиях как средневековый культурный интеллектуализм. Пьер Абеляр и его теологические трактаты. Этика Абеляра. Фома Аквинский как наиболее выдающийся средневековый мыслитель. Учение Фомы о бытии, человеке, познании и этике. Введение новой терминологии. Учение Фомы как основа католицизма. Университетская интеллектуальная традиция. Диспуты как система выявления истины. Виппер Р.Ю и Карсавин Л.П. и их взгляды на средневековую историю и культуру. Карсавин Л.П. как теолог и исследователь религиозности средневековья.
Тема 6. Творческое осмысление культуры в эпоху Ренессанса (XV- XVI вв.)
Общая концепция Ренессанса во взглядах мыслителей XIX – XX вв. Данте Алигьери и его взгляды на общество и историю. Великие географические открытия. Ренессанс и Реформация. Хронология Ренессанса. Рассуждения о «Достоинстве человека» Пико делла Мирандолы. «900 тезисов обо всем, что познаваемо». Возврат к древнегреческим авторам и первые публикации на древнегреческом языке. Творчество великих художников Ренессанса: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Боттичелли. Политические взгляды Макиавелли в трактате «Государь». Пьетро Помпонацци и трактат «О бессмертии души». Взгляды Франческо Петрарки на мир, веру и человека. Рационализм и идеи гуманности Петрарки. Гуманистические идеи Джордано Бруно. Развитие культурологических идей во Франции в творчестве Франсуа Рабле и Этьена Ла Боэси. Правовые взгляды Жана Бодэна. «Опыты» Мишеля де Монтеня как образец культурологической мысли и их значение для дальнейшего развития идей культуры. Фрэнсис Бэкон и его «Новый Органон».
Тема 7. Культура и искусство во взглядах мыслителей и ученых эпохи классицизма
Трактовка классицизма в европейской культурологической мысли. Хронологические рамки классицизма. Искусство и культура древних Греции и Рима как основа идеальной модели художественного творчества. Франция – родина классицизма. Прогрессивное значение французского абсолютизма. Французский абсолютизм «как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества». Блез Паскаль как предтеча экзистенциализма. Зарождение новой науки, «Рассуждение о методе» и «Правила для ума» Ренэ Декарта (1637). Никола Буало как теоретик классицизма (1636 – 1711). Поэтическое искусство Н. Буало. Ориентация преимущественно на римское искусство. Идея эстетического у Никола Пуссена.
Тема 8. Формирование предмета культурологии в рамках философии Просвещения
Истоки и сущность философии Просвещения. Зарождение первых просветительских идей в Англии. Абсолютизм и Просвещение. Просвещение и религия. Вольтер о религии. Борьба просветителей с церковью.
Исторические взгляды французских эрудитов второй половины XVII – XVIII вв. Роль монастыря Сен-Жермен де Пре. Мабильон и его «Анналы Ордена святого Бенедикта» (1703 – 1739) и «Литературная история Франции». «Собрание историков Галлии и Франции» Мартина Буке. Деятельность Папеброша, Ардуэна и Жермона. Концепция хронологии Дени Пето. Жан Батист Сен-Палэ – первый историк, поставивший историческую науку на путь специальных исследований: «Рассуждение о древнем рыцарстве» (1759 – 1781).
Франсуа де ла Мот Фенелон и его критика придворных нравов. Фенелон как поборник идеи просвещенного абсолютизма. Вольтер и его социальные, философские идеи, религиозные и эстетические взгляды. Влияние Вольтера на европейскую культурную мысль. Исторические взгляды Вольтера. Философия истории. «История России при Петре Великом», «Жизнь Карла XII», «Жизнь Луи XIV» - главные исторические сочинения Вольтера. Отказ от европоцентризма и история Востока в сочинениях Вольтера. Богатство сюжетов вольтеровой истории. Трактаты Шарля Луи Монтескье «О причинах величия и упадка римлян» и «О духе законов». Жан Жак Руссо и его идеи эгалитаризма. Революционность идей Руссо. Исторические взгляды Габриэля Бонно де Мабли. «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» Жана Антуана Кондорсэ. Энциклопедисты. Деятельность Дени Дидро. Влияние и связи французского Просвещения в Европе. Национальные особенности Просвещения в Англии, Германии, России.
Италия в XVII веке. Политическое развитие Италии в XVII – XVIII вв. Жизнь Дж. Вико (1668 – 1744). Вико - профессор риторики в университете Неаполя. Идея объективного характера исторического процесса. Познание как следствие опыта. История как осознание человечеством собственной деятельности. Идея исторического круговорота Вико. Развитие истории по циклам. Деление циклов на эпохи. Эпохи: божественная, героическая и человеческая. Конец цикла как кризис и распад. Признание роли борьбы между различными группами. Появление государства и войн. Признание роли законов в истории. Место провиденциализма в концепции Вико. Влияние Вико на развитие исторической мысли в Европе.
Тема 10. Исследование культуры в классической немецкой философии
Особенности немецкой философской мысли XVII – XVIII вв. Философские взгляды Готфрида Лейбница (1646 – 1716). Культурологические искания в трудах Иоганна Готфрида Гердера (1744 – 1803). «Идеи к философии истории человечества» – главный труд Гердера. Человек – высшее звено природы. Культура как важнейший фактор выделения человека из мира природы. Культура как совокупность человеческих умений. Человек и общество у Гердера. Роль языка в истории культуры. История как арена непрекращающихся изменений, метаморфоз и переворотов.
Иммануил Кант (1724 – 1804). Учение Канта о свободе. Невозможность теоретической философии истории и культуры. Рациональные априорные принципы философии Канта. Факты – основа исторического знания. Культура у Канта как цель природы. Различение Кантом «культуры воспитания и культуры умения». Негативное в культуре воспитания. Культура у Канта как искусственное образование. Философия истории и культуры как часть телеологии природы. Взгляды Канта на Просвещение.
Взгляды и творчество Иоганна Вольфганга Гете (1749 – 1832). Гете как последователь Канта. Понятие «продуктивность» (Кант – Гете) как критерий любой деятельности. Культура в творчестве Гете. Роль религии. Исторические и научные искания Гете. «Фауст» как фундаментальное обоснование культуры. Наука и искусство – два родственных способа символизации объективного мира.
Фридрих Шиллер (1759 – 1805) и его исторические труды: «История Тридцатилетней войны», «Гражданские войны во Франции» и др. Этические и эстетические взгляды Шиллера. «Письма об эстетическом воспитании человека». Риск утраты действительного «физического» человека ради воображаемой моральной сущности. Путь к свободе и новой личности как путь освоения эстетической реальности.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831). Закономерность исторического процесса у Гегеля. Восстановление единства всемирной истории. Дух каждого народа как ступень в развитии «мирового духа». Действие исторических личностей в соответствии с пожеланиями масс. Героизация как результат отождествления личных интересов с целями мирового духа. Трагедия героев. Логика истории – путь народов к прогрессу через страдание. Диалектический метод в применении к историко-культурным явлениям у Гегеля.
Фридрих Шеллинг (1775 – 1854). Искусство как высшая форма постижения мира. Интеллектуальная интуиция как особая способность художественного гения. Учение о свободе личности.
Тема 11. Развитие представлений о культуре в XIX веке
Преобладание в XVIII в. логики и дискурса. Человеческая свобода как разрушающая сила. Социально-политические и экономические условия развития культуры в XIX в. Идея прогресса - одна из популярнейших в общественной мысли конца XVIII – XIX вв. Складывание романтического направления в культурологии. Человек как сочетание разума, чувства, фантазии, страстей и интуиции. Вызревание внутри систем Гегеля, Канта (Дух), Шопенгауэра (Воля), Гартмана (Бессознательное) философии культуры. Переход к символизации культуры, мир ценностей и смыслов. Превращение большинства философских школ в культурфилософские. Попытки доказательства существования единых законов истории.
Философские и культурологические идеи французских социалистов и позитивистов. Учение Клода де Сен-Симона (1760 – 1825). Прогресс есть движение от низших к высшим формам общества. Индустриализация и ее роль в развитии прогресса. Ступени движения человечества. Историзм – важный вклад Сен-Симона в культуру. Общественные акты как результат побуждающего воздействия искусства на человека. Социалистические идеи Сен-Симона.
Огюст Конт (1798 – 1857), ученый позитивист. Этапы развития общества, личности и разума как детство, юность и зрелость. Наличие у каждого этапа своей специфической культуры. Детство или «теологическая» ступень, юность – «метафизическая» или философская ступень, зрелость или «позитивная» ступень. Ведущая роль науки на данном этапе. Место этики в концепции Конта.
Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Марксизм и его учение. Закономерности исторического процесса у Маркса. Определяющая роль материального производства. Зависимость общественного сознания от общественного бытия. Общественно-экономические формации. Их продолжительность и взаимодействие. Личность, партии и классы. Классовая борьба как двигатель истории. Социальная революция. Культурное развитие народов. Различие уровней культуры.
Европоцентризм и «цивилизаторская» миссия Запада. Угасание прогрессивного энтузиазма.
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) и его труд «Мир как воля и представление». Концепция культуры Шопенгауэра.
Тема 12. Романтизм как направление в культурологической мысли XIX века
Истоки романтизма. Романтизм как ответ на Великую французскую революцию. Направления романтизма.
Складывание немецкой романтической школы. Генрих Гейне (1797 – 1856), поэт, писатель, мыслитель. Влияние Гете на творчество Гейне. Обращение поэта к теории социализма. «Романсеро», «Германия. Зимняя сказка (1844)», сборник эссеистских сочинений «К истории религии и философии в Германии». Культурологические идеи в сочинении «Романтическая школа» (1835).
Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822) - классический тип писателя-романтика. Сочетание дара писателя с даром живописца и музыканта. Личностное неприятие интересов обывателя, филистера. Главная тема в творчестве Гофмана - противопоставление художника-идеалиста и обывателя-прагматика. Основные сочинения: «Рассказы в духе Калло», «Ночные сказки», «Житейские воззрения кота Мурра», «Мадемуазель Скюдери», «Эликсиры сатаны». Два мира – реальный и ирреальный в сочинениях Гофмана. Детские произведения: «Щелкунчик», «Песочный человек», «Золотой горшок», «Приключения в ночь под новый год». Оценка творчества Гофмана В.Г. Белинским.
Роль в развитии учения о культуре немецких романтиков. Фридрих-Христоф Шлоссер (1776 – 1861) - немецкий историк. Интерес к истории и влияние Вольтера на историческую манеру Шлоссера.
Джордж Гордон Байрон (1788 – 1824) – выдающийся английский поэт. Первая встреча Стендаля с Байроном в Ла Скала в Милане в 1816 г. Отзыв Гете о Байроне как талантливом поэте. Поэмы «Чайльд Гарольд», «Корсар», «Гяур», «Лара». Путешествие Чайльд Гарольда – символ байронизма и мировой скорби. Автобиографичная поэма «Чайльд Гарольд». Особенности восприятия Байрона в России.
Вальтер Скотт (1771 – 1832) - основоположник исторического романа. Место средневековья в его сочинениях. Вальтер Скотт как поэт. Вальтер Скотт – консерватор в литературе. Негативные стороны правления в «Истории Наполеона». Критика В. Скотта Г. Гегелем.
Перси Биши Шелли (1792 – 1822) – поэт-романтик. Критика современного ему общества и идеализированная картина будущего свободного общества в поэме «Королева Маб». Оправдание насильственного свержения деспотии. Соотношение тирании и свободы в драме «Ченчи». Поэмы «Прометей» и «Эллада» (1822), Дневник с тонкими наблюдениями о жизни и обществе.
Оскар Фингал О'Флаэрти Уайльд (1854 - 1900), поэт, писатель, драматург, критик. Дендизм Уайльда. Наиболее известные произведения: «Портрет Дориана Грея» (1891), драмы «Идеальный муж», «Веер леди Уиндермир», повесть «Кентервильское привидение», сборник сказок «Гранатовый домик». Лучшее последнее произведение «Баллада Редингской тюрьмы». «Портрет Дориана Грея» как теория красоты в художественном произведении. «Раскрыть творение и скрыть творца» - главная идея романа. Интерес к социализму в творчество Уайльда.
Рене де Шатобриан (1768 – 1848). Его служба Бонапарту, вражда с Наполеоном, способствование восстановлению Бурбонов и проклятие их неблагодарности. Подражатели: Поль Валери, Пруст, Флобер. Влияние Шатобриана на литературу, политику, религию. История своего времени в «Замогильных записках. Стиль Шатобриана. «Гений христианства» - одно из главных сочинений. Чувствительность – один из главных критериев оценки творчества писателя и художника. Сближение религии и искусства в творчестве Шатобриана.
Готье Теофил (1811 – 1872), французский писатель и критик, организатор группы поэтов «Парнас», декларирующий принципы бесстрастной поэзии прекрасных форм. Разработка Готье теории «искусства для искусства» и теории «утешения искусством». Наиболее известные произведения - «Капитан Фракасс», сборник новелл «Два актера на одну роль». Поэтические произведения в сборнике «Эмали и камеи» (1852).
Виктор Гюго (1802 – 1885). Гюго как поэт в духе классицизма. Место героического в творчестве Гюго. История как объект размышлений. Наиболее известные его романы: «Отверженные», «Нотр-Дам», «Человек, который смеется», «93 год», «Труженики моря». Особенности стиля: образность и точность, риторические обороты. Роман «93 год». Гюго как художественный критик. Гюго как противник социальной несправедливости, ущемления прав и свобод человека, тирании.
Фредерик Стендаль (Анри Мари Бейль) (1783 – 1842). Учеба в Центральной Гренобльской школе и Высшей Политехнической школе. Служба в армии Наполеона и участие в Итальянской кампании. Произведение о «Расине и Шекспире» - литературный трактат и манифест искусства. Главные произведения Стендаля: «Красное и черное», «Красное и белое», «Арманс», «Пармская обитель» (1839). Жюльен Сорель – сын героической и романтической эпохи. «Жизнеописания Гайдна, Моцарта, Метастазио», Трактат по истории живописи в Италии, «Прогулки по Риму», «Итальянские хроники», «Жизнь Наполеона» и «Воспоминания о Наполеоне». Стендаль - художник-политик. Трактат «О любви». Богатство и разнообразие мысли и чувства в творчестве Стендаля.
Место сказок в литературе Европы в XVIII – XIX вв. Французская сказка XVIII в. Мари Катрин Д'Онуа, Шарля Перро (1628 – 1703), Антуана Гамильтона и Вольтера. Сказки Вольтера - философские повести. Вильгельм Гауф (1802 – 1827) и его сказки на основе германского фольклора. Влияние сказок братьев Гримм Якоба и Вильгельма на пробуждение интереса к народной культуре. Безграничная любовь к человеку и ребенку в сказках Ханса Кристиана Андерсена (1805 – 1875, осуждение несправедливости и пороков.
Русские авторы сказок: А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, В.Ф. Одоевский, Н.В. Гоголь.
Романтизм в живописи и музыке. Элементы революционного романтизма у Жака Луи Давида. Романтизм в творчестве К. Коро, Т. Жерико, Э. Делакруа, Ж.О. Энгра.
Тема 13. Кризис классической философии культуры и рождение новых направлений культурологических исследований
Социально-политические изменения в Европе после падения Империи Наполеона I. Превращение большинства философских школ в культурфилософские. Рост интереса к культуре в европейских странах. Постепенный переход к символизации культуры. Интерес к экзистенциальной идее человека. Появление новых представителей и направлений.
Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). Ведущая идея Шопенгауеэра основана на близкой индийской философской мысли концепции воли к жизни. Вся философия Шопенгауэра носит пессимистический характер.
Философские и культурологические идеи Фридриха Ницше (1844 – 1900). Трагедия культуры у Ницше. Неудержимое стремление к истине и воля к власти. Идея сверхчеловека. Филологизм Ницше. Высший смысл человеческого бытия – тяжкое бремя познания.
Ипполит Тэн (1828 – 1893), французский теоретик культуры и историк искусства. «Философия искусства» – главная работа И. Тэна. Стремление Тэна исследовать искусство и культуру в главных тенденциях. Главным для Тэна является изучение надындивидуальных форм культуры, что только и давало возможность выйти на понимание региональных и национальных особенностей, проявления исторического «духа» эпохи. Творчество Тэна как классическая, культурофилософская и искусствоведческая мысль. Произведения Тэна не имеют аналогов по универсальности и богатству материала, исследовательскому кругозору и фактологии.
Тема 14. Становление антропологического направления
Становление философской антропологии. Человек как центр философской антропологии. Клод А. Гельвеций и его учение о человеке и уме. Достижения биологии, медицины, анатомии, психологии и повышение интереса к человеку. Подходы к сущности человека. Рассмотрение человека как единого принципа способности, культура и социальность. Наличие двух миров: окружающего или среды и постигающего мира. Отделение в человеке рассудочно-интеллектуального от психически-витального или разрыв между побуждение и действием (хиатус). Дух и жизнь – разное (Шелер). Богатство человеческой фантазии (Шелер и Гелен). Энергия (порыв) и дух ее перенаправляющий: человек как аскет жизни; дух тормозит энергию порыва. Возникновение религиозной антропологии. Педагогическая антропология. Антропология и экзистенциализм.
Тема 15. Аксиологическое и филологическое направления исследований
Аксиология как философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира. Возникновение проблемы ценностей в эпохи обесценивания культурной традиции. «Что есть благо?» (Сократ) – главный вопрос аксиологии. Выявление возможности ценности в структуре бытия - основная задача аксиологии. Теория аксиологии: натуралистический психологизм (Перри, Дьюи), трансцендентализм (Виндельбанд, Риккерт), персоналистический онтологизм (Шелер), культурно-исторический релятивизм (Тойнби, Вебер). Анализ ценностей марксистами. Деление ценностей на эстетические, социальные, интуитивные и прочие. Ю. Борев об эстетических ценностях.
Филология как область исследования языков, этапов их развития, лексики, фонологии и синтаксиса. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Язык как наблюдаемое явление. Язык как абстрактный объект истории. Уровни языка и единицы теории. Лексикология. Система значений слова, многозначность или полисемия. Семантическое развитие слова. Язык, народ, раса как проблема. Происхождение языка.
Тема 16. Методология эволюционизма. Диффузионизм
Эволюция как синоним развития. Теория эволюции как изменение различных видов живой и неживой природы. Ж.Б. Ламарк и Ч. Дарвин как родоначальники теории эволюционизма. Наличие пробелов в учении Ч. Дарвина. Замена всеобщего эволюционизма параллелизмом видов, эволюционирующих независимо друг от друга. Эволюция одних видов из других. Прерывистость эволюции. Скачкообразность. Социальная и культурная эволюция. Эволюция как аспект истории, связанный с выделением социальных комплексов, институтов, идеологии. Эволюция культуры. Этапы культуры. Изменение языка. Лексика. Культурный диффузионизм как взаимопроникновение национальных культур друг в друга. Ограниченность культурного диффузионизма. Отрицательная позиция Л.П. Карсавина в отношении культурного диффузионизма: русская культура не может стать индийской. Возможность культурной диффузии в виде отдельных элементов. Взаимодействие и взаимовлияние культур.
Понятие структуры и ее функций. Структурализм как совокупность методов ряда наук, позволяющих воспринять человека как практику, но не объект. Структурализм как аналитический объективный метод, описывающий элементы, их связь и порядок их функционирования. Структурный и исторический подходы к явлению как противоречащие друг другу. Структурализм как направление в гуманитарной области. Начало структурализма в лингвистике (работы Фердинанда де Соссюра). Проникновение структурализма в психологию, антропологию и культурологию. Структурализм Мишеля Фуко в философии. Структурализм Леви-Стросса в антропологии. Строгость структурализма в концепции Леви-Стросса. Изучение системы родства, обрядов, мифов. Критика экзистенциализмом структурализма как антигуманистического течения.
Структурализм в культуре. Тенденция современной культуры к усложнению собственной структуры.
Тема 18. Стадиальный и цивилизационный подходы к понимаю культуры
Теория «стадий роста» Уолта Ростоу как альтернатива марксизму. Стадии роста: «традиционные» общества, период «переходного общества», период «сдвига», период «зрелости», «эра высокого уровня массового потребления». Развитие промышленности, техники и хозяйства, науки и накопление капитала как основание выделения стадий роста. Отрыв предложенных показателей от форм собственности. Концепция стадий роста как «обоснование» вечности капитализма. Попытки пропаганды стадий роста в странах Африки, Азии, Латинской Америки как иновариант колониализма. Претензии Ростоу У. на новое толкование философии истории.
Наличие двух подходов к истории культуры: монистического или цивилизационного (плюралистического).
Марксистская концепция о признании способа производства в качестве основной детерминанты общественного развития. Цивилизационный подход как отрицание единства. Детализированная схема основных подходов: религиозный, естественнонаучный, социально-экономический, культурно-исторический, техницистский.
Цивилизация как совокупность характерных черт, присущих развитым обществам. Прогресс цивилизации в сфере культуры как обмен. Взгляды А. Тойнби, П. Сорокина, Марка Блока, Фернана Броделя на исторический процесс. Сложность толкования понятия цивилизации. Соотношение формационного и цивилизационного подходов в истории.
Марксизм и его историческое учение. Закономерности исторического процесса у Маркса. Определяющая роль материального производства. Зависимость общественного сознания от общественного бытия. Общественно-экономические формации. Их продолжительность и взаимодействие. Личность партии и классы. Классовая борьба как двигатель истории. Социальная революция. Культурное развитие народов. Различие уровней культуры.
Тема 19. Антропологический и культурный поворот науки XX века
Особенности и проблемы современной науки. Антропологическая проблематика в культурологии и философии. Традиционная антропология и ее критики. Ф.М. Достоевский как антрополог. Гуманизм Достоевского и сложность духовного мира человека. Бытие человека как трансценденция. Развитие современной антропологии. М. Шелер и поиски специфичности человеческого бытия. Сущностное различие животного и человека. Культура как сублимация энергии порыва с той или иной степенью интенсивности.
Задачи современной философской антропологии и культурологии. Законы человеческого существования. Закон естественной искусственности. Закон опосредованной непосредственности. Закон утопического места. Неспециализированность человека у А. Гелена.
Метафизическая антропология русских мыслителей XX века. Русская культурология и антропология. Основополагающие феномены человеческого бытия. Богатство русской культурологической мысли. Особенности развития современной культурологической мысли.
-
Тема 20. История и культурология. Школа «Анналов»
Воздействие социальных катаклизмов XIX века на историческую и философскую мысль Франции. Потребность нахождения равновесных начал в исторической науке. Основание Анри Берром «Центра исторического синтеза». Попытка найти новую форму истории, способную оказать помощь историческому познанию. Появление исторического журнала «Анналы экономической и социальной истории» (1929 г.). Взаимосвязь новой школы с социологической школой Эмиля Дюркгейма. Люсьен Февр и Марк Блок основатели школы Анналов. Попытка преодоления отставания истории от точных наук и расширение исторической проблематики. Особое место «истории чувств и образа мышления эпохи» в исторических исследованиях (Марк Блок). История ментальностей как суть истории, позволяющая осуществить всеобщий исторический синтез. Возникновение исторической антропологии. 1946 год и смена направления исследований. Следование традициям позитивизма и наследию Ипполита Тэна. Перенесение центра исследований на эпохи равновесия, биологические ритмы, историю телесности, детства, костюма, хозяйства, питания. Обращение к проблемам повседневности. Сочетание культурологии и истории в исследованиях. Поиск мельчайших деталей подтверждал «глобальность» истории.
-
Тема 21. Культурологическая и историко-философская мысль на Востоке
Восток как культурное и историческое понятие. Географические рамки Востока. Главные религиозные направления в странах Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, ислам. Философская мысль в странах Востока: главные тенденции и представители. Историческая и политическая мысль. Идея всемирной истории в творчестве Джавахарлала Неру. История мира ислама в трудах В.В. Бартольда. Труды средневековых историков ат-Табари и Ибн Фадлана. Фархад Дафтари и его «Краткая история исмаилизма». Исламский мыслитель современности Идрис Шах и его труды: «Суфизм», «Магия Востока». Творчество китайского ученого, историка, философа, археолога Го Мо-жо.
Развитие литературы в Иране, Индии, Китае, Японии в XIII – XX вв. Мудрость Востока в пословицах, поговорках и притчах. Своеобразие, духовность, религиозность, поиск истины как отличительные черты культурфилософской мысли Востока.
Тема 22. Важнейшие направления современного культурологического знания: неоэволюционизм, функционализм и структурализм
Плюрализм современной культурологической мысли. Неоэволюционизм как обозначение различных вариантов пересмотра в современной социологии и культурной и социальной антропологии идей эволюционизма XIX в. (Герберта Спенсера и Э. Тайлора). Эволюционный «культурный материализм» в современной американской культурантропологии и археологии середины XX в., уделяющий внимание технико-экономической базе культуры (Л. Уайт и Э. Сервис).
Универсальную модель структурной дифференциации Спенсера и Дюркгейма в эволюционном функционализме Толкота Парсонса. Перемещение акцента на системность и локальную индивидуальность социальных форм. Разработка специфической и общей эволюции в человеческой культуре. Привлечение данных специальных наук для объяснения происхождения человеческой культуры.
Тема 23. Культурологическая и философско-историческая мысль России в XIX – XX веках
Отличительные черты русской культурологической мысли. Ее связь с философией и художественной культурой. Религиозная направленность русской философии и культурологии. Патриотизм русской мысли. Историческая обстановка в первой половине XIX в. Складывание славянофильства и западничества как главных направлений русской культурологии и историософии. П.Я. Чаадаев и его взгляды на историю, культуру и место России. Философические письма П.Я. Чаадаева. Первые идеи евразийства. Русская мифологическая школа (Ф.И. Буслаев). Учение о языке, мифе, культуре. Историко-культурологические взгляды К.Д. Кавелина. А.С. Хомяков и его историософия. Исторические взгляды С.М. Соловьева и его «История России». Человек и судьбы культуры в трудах Ф.М. Достоевского. Социокультурные идеи русского западничества. Религиозная культурологическая мысль в России (В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.Ф. Флоренский, Н.Ф. Федоров, В.В. Розанов). «Вехи» и их значение в процессе самопознания русской культуры. Герменевтические идеи Г.Г. Шпета. Н.А. Бердяев и Г.П. Федотов и их роль в развитии русской культурологии.
Культурология в России советского периода. Культурно-историческая психология (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Литературоведческое направление (Ю.Н. Тынянов, М.М. Бахтин). Культурологические исследования мифа и литературы и философии и эстетики античности в трудах А.Ф. Лосева. Креативно-деятельностные концепции культуры (Э.В. Ильенков, А.И. Арнольдов, Н.С. Злобин). Историко-культурологическое направление (Д.С. Лихачев, П.П. Гайденко). Социокультурная теория А.С. Ахиезера и проблема специфики российской культуры. Теория пассионарности Л.Н. Гумилева. Русская культура во взглядах Ю.М. Лотмана.
Тема 24. Современная философия культуры. Постструктурализм и постмодернизм
Философия культуры как область углубленного изучения тенденций и взаимосвязей культурных явлений, их причин и следствий. Структурализм как научное направление в гуманитарном знании XX в. Структурализм как комплекс научных и философских идей в культурологических и философских исследованиях. Главные представители: К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррида, Р. Барт, Умберто Эко. Методология структурного метода. Выделение первичного множества объектов. Расчленение объектов (текстов) на сегменты. Раскрытие отношений между сегментами. Выведение из структуры всех теоретически возможных следствий и проверка на практике. Тесная связь неоструктурализма с семиотикой. Культура как объект исследования постструктурализма. Культура как совокупность знаковых систем. Язык как важнейшая знаковая система, включающая в себя науку, искусство, религию, мифологию, моду, обычаи, рекламу и т.д. Выявление закономерностей, которым бессознательно подчиняется человек. Соответствие закономерностям глубинных пластов культуры. «Дискурсивная формация» Фуко, «письмо» у Барта и Деррида, «ментальные структуры» Леви-Стросса. Абсолютизация структурализмом некоторых конкретно-исторических положений и перенос их в плоскость глобального осмысления проблем современности. Поиск общечеловеческих универсалий, всеобщих схем и законов деятельности интеллекта.
-
Тема 25. Теория культуры в экзистенциализме
Экзистенциализм одно из важнейших философских и культурологических направлений XX в. Человеческое существование как предмет исследования в конкретной реальности. Два направления экзистенциализма: религиозное (Ясперс, Марсель, Бердяев) и атеистическое (Сартр, Камю, Мерло-Понти). Педшественники экзистенциалистов: Паскаль, Кьеркегор, Унамуно. Бытие как непосредственное в экзистенциализме. Противоположность экзистенциализма большинству рационалистических систем. Экзистенциализм это реакция на философию разума и идей. Человек существует до того как быть. «Существование предшествует сущности» (Ж.П. Сартр). Проблема свободы во французском и русском экзистенциализме. Бытие человека как свобода выбора. Учение Сартра о свободе как выражение крайнего индивидуализма. Свобода как тяжелое бремя человеческой личности. Преодоление абсурдности мира возможно в сферах философии, религиозного и художественного творчества. Экзистенциализм и литература. Экзистенциализм – отражение духовной ситуации западного общества.
3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
Сложность изучения учебной дисциплины связана с дискуссионностью рассматриваемых проблем, множеством профессионально значимых источников информации, с тем, что задания для самостоятельной работы, ориентированы на умение анализировать факты и эрудированность студента.
В процессе изучения дисциплины студенты должны знать основные подходы к изучению теории и истории культуры, историю становления культурологической мысли, методы изучения культуры, особенности развития культурологического знания об искусстве и основы анализа культуры. Следует отметить, что студенту при изучении материалов курса необходимо иметь представление о субкультурах и контркультурах в современном обществе, роли культуролога-исследователя в анализе концептов культуры.
Студенту следует внимательно ознакомиться с обязательной литературой и использовать в изучении каждой темы учебные пособия (учебники), посещать экскурсии в музеи и выставочные залы города.
Студентам рекомендуется акцентировать внимание на анализе культурно-исторических эпох с целью выявления специфических особенностей понимания культуры, различных сторон этого сложного динамично развивающегося явления, обработке и осмыслении фактов и процессов культурной истории общества. При освоении курса студент должен знать основные ключевые понятия и термины (приведены в Глоссарии учебно-методического комплекса).
При возникновении затруднений при выполнении практических заданий необходимо обращаться к помощи ведущего преподавателя. Важным условием самопроверки изученного материала является активная работа студента на практических занятиях и выполнение всех заданий, данных преподавателем.
Студенту необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень путем самообразования, чтения профессиональной литературы и журналов по культуре и искусству.
4. Список рекомендованной литературы
Основная литература:
-
Грядущее информационное общество / А. А. Лазаревич [и др.]. – Минск: Белорус. наука, 2006. С. 12-75.
-
Ильин, А. Н. Массовая культура и субкультура: общее и особенное / А. Н. Ильин //Социологические исследования. - 2010. - № 2. - С. 69-75.
-
Культурология. ХХ век. Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/encycl/cultXXall1&2volumes.htm.
-
Культурология: учебник для бакалавров: Учебник для студ. вузов/ В. М. Дианова, С.Н.Иконникова, М. С. Каган и др. – М.: Юрайт, 2012. - 566 с.
-
Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека/ Г. М. Маклюэн. – М., 2003.
-
Мосолова, Л. М. История культуры Кольского Заполярья: учебно-методическое пособие / Мосолова Л. М., Вагинова Л. С. ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2005. - 102 с.
-
Никитич, Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник для студ. вузов / Л. А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 559 с.
-
Флиер, А. Я. История культуры как смена доминантных типов идентичности / А. Я. Флиер // Личность. Культура. Общество. - 2012. - Т.XIV, Вып.1 (69-70). - С.108-122.
-
Флиер, А. Я. История культуры как смена доминантныхтипов идентичности / А. Я. Флиер // Личность. Культура. Общество. - 2012. - Т.XIV, Вып.2 (71-72). - С.99-108.
-
Флиер, А.Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. – М., 2000.
Дополнительная литература:
-
Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры.– СПб., 1997.
-
Арутюнов, С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие/ С.А.Арутюнов. – М., 1989.
-
Бахтин, М. М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса/ М.М.Бахтин.– М., 1990.
-
Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество/ Д. Белл. – М., 1993, 1999.
-
Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практика: [сборник] / П. Бурдье. -
-
Введение в теорию художественной культуры: Учебное пособие./ Под ред. Л.М.Мосоловой.– СПб, 1993.
-
Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли/ Л.Н.Гумилев. – М., 1993.
-
Ерасов, Б. С. Социальная культурология/ Б. С. Ерасов. – М., 1996.
-
Зиммель, Г. О сущности культуры/ Г. Зиммель // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юристъ, 1996.
-
Иванов, Д. В. Виртуализация общества / Д.В. Иванов. - СПб.: Петербургское
-
Иконникова, С. Н. Очерки по истории культурологии/ С.Н.Иконникова. – СПб., 1998.
-
Каган, М. С. Философия культуры/ М.С.Каган. – СПб., 1996.
-
Кастельс, М. Информационная эпоха. Экономика. Общество. Культура / М.
Кастельс. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 607 с.
-
Лотман, Ю. М. Избранные статьи: В 3-х тт. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры/ Ю. М.Лотман. –Таллинн, 1992.
М., СПб.: Ин-т эксперим. социологии: Алетейя, 2005. - 576 с.
-
Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. - М., 1994.
-
Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2–х тт./ Гл.ред. С.А.Токарев (любое издание).
-
Мыльников, А.С. Основы исторической типологии культуры/ А.С.Мыльников. – М. 1997
-
Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия искусства/ Х. Ортега-и-Гассет; Пер. с исп. – М.: Искусство, 1991. - 586 с.
-
Очерки по истории мировой культуры / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой.– М., 1997.
-
Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество/ П. Сорокин. – М., 1992.
-
Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2002. - 781 с.
Интернет-ресурсы:
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер.
http://www.univer.omsk.ru/omsk/socstuds/makssoc/biblioteka.htm
2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учебное пособие /
Л.Г. Ионин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. - 426 с.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ionin/_Index.php
3. Пропп В.Я. Морфорлогия сказки / В.Я. Пропп // Пропп В.Я. Собрание трудов.
Морфология "волшебной" сказки. Исторические сказки. - М.: Лабиринт, 1998.
http://lib/culture/propp/morfologia.txt/
4. Бек У. Что такое глобализация? / У. Бек. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
http://www.auditorium.ru/books/4001
Достарыңызбен бөлісу: |