Методические указания по предмету «Методика преподавания хорового дирижирования» предназначены для студентов очной и заочной формы обучения



Дата01.07.2016
өлшемі157.5 Kb.
#171180
түріМетодические указания
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет

им. С.Торайгырова


Факультет филологии, журналистики и искусства
Кафедра исполнительского искусства


МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ

Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности «Музыкальное образование»

(для внутривузовского пользования)

Павлодар


УДК 784.1(07)

ББК 85.314я7

М54
Рекомендовано методическим советом факультета филологии, журналистики и искусства
Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент Сметова А.А.


Составитель У.К. Негманова
М54 Методика преподавания хорового дирижирования: методические указания к практическим занятиям / сост. У.К.Негманова. – Павлодар, 2007 – 23 с.

Методические указания по предмету «Методика преподавания хорового дирижирования» предназначены для студентов очной и заочной формы обучения.

Тематика практических занятий охватывает весь курс изучаемой дисциплины. Дополнительно к практическим занятиям предлагаются упражнения для развития техники и упражнения для развития воли.

Методические указания разработаны в соответствии с ГОСО РК 3.08.006 – 2004 и типового учебного плана специальности.

УДК 784.1(07)

ББК 85.314я7


© Негманова У.К., 2007

© Павлодарский государственный университет

им. С.Торайгырова, 2007


Введение
Содержание дисциплины «Методика преподавания хорового дирижирования» обобщает знания полученные студентом на уроках хорового цикла: по дирижированию, хороведению и в хоровом классе.

Курс призван подготовить студента к профессиональной деятельности,как руководителя хорового коллектива, так и преподавателя по классу дирижирования.

Методические указания по предмету «Методика преподавания хорового дирижирования» включают материалы постепенного овладения техникой дирижирования в классе на практических занятиях и при самостоятельной работе студента.

Практические занятия курса рассчитаны на обучение и развитие навыкам техники дирижирования, которая составляет тот фундамент, на который опирается дирижер при решении художественных задач, так как именно техника является основным средством общения дирижера с коллективом. Овладение техникой дирижирования, в частности техникой рук,- процесс очень сложный и длительный, достигается путем большой самостоятельной работы.

Студент должен развить гибкость, пластичность, «свободу » рук, овладеть практически рядом приемов, выполняя их абсолютно непринужденно, внешне очень просто легко, без большой затраты физических сил, почти автоматически.

Однако студенты должны понимать, что техника, свободное владение дирижерским аппаратом должна сочетаться с его общим музыкальным развитием. Дирижер активно участвует в исполнении только через посредство жеста, без него он становится «немым». У дирижера, хорошо владеющего техникой, язык жестов полностью заменяет язык слов, и исполнители могут свободно «читать» по руке дирижера все его требования. Отсюда становится ясным, какое большое значение приобретает владение техникой дирижирования для каждого руководителя хора.

В работе предложены упражнения для развития техники, которые полезны тем, что позволяют сосредоточить все внимание студента исключительно на ритмической и динамической сторонах техники дирижирования.

Совершенствовать навыки и воспитывать личность дирижера можно бесконечно. Данные методические указания рассчитаны в помощь студенту, для формирования основных навыков и представлений молодых дирижеров.




  1. Технические средства дирижирования

Дирижер управляет хором при помощи дирижерского аппарата. В него включается: руки, голова (лицо, глаза) корпус, ноги.



Постановка корпуса. На первых уроках преподавателю приходится уделять большое внимание правильной постановке корпуса и предупреждать возможные недостатки. Они могут проявляться в согнутом положении корпуса, сутулости. Фигура дирижера должна быть свободной естественной, без напряжения. Если студент качается из стороны в сторону - это мешает восприятию его хором. Ноги обязательно опираются на всю ступню, равномерно распределяя тяжесть тела.

Наибольшей выразительности следует добиваться исключительно руками, не прибегая к помощи корпуса.



Свобода рук дирижера. Первое условие, предъявляемое к рукам дирижера - их полная свобода, то есть независимость их движений от корпуса, ненапряженность мышц.

Скованные руки не дают дирижеру возможности легко и полно передать хору свои намерения. Чувствуя неубедительность своих жестов, такой дирижер начинает «в помощь» рукам так же двигать и корпусом, головой, словом прибегать к ненужным и мешающим действиям.

Начать занятия по тактированию лучше всего с освобождения рук.


  1. Упражнения для устранения зажатости рук

Зажатость рук можно устранить с помощью специальных упражнений.



Упражнение 1 Студент стоит прямо, руки опущены свободно вдоль корпуса, мышцы их полностью освобождены. Одна рука поддерживает другую около запястья и медленно поднимает ее до уровня груди. Поднимаемая рука лежит свободно со свешенной вниз кистью. При этом у студента должно появиться ясное ощущение различия поведения обеих рук: поддерживающая рука включает только те мышцы, которые необходимы для поднятия ее самой и для поддержания другой руки. Вторая – свободно лежит на первой, полностью выключив свою собственную мускульную энергию. Секунд пять руки остаются в этом положении неподвижными. Далее поддерживающая рука моментально выключает свою (поддерживающую) энергию. Поддерживаемая рука тотчас же бессильно падает вниз под действием собственной тяжести. («как плеть»)

Падения не произойдет, если рука была не полностью освобождена, а сохранила часть своей энергии. В этом случае она опустится не совсем свободно. Упражнение следует проделывать до тех пор, пока в руке не появиться ощущение ее полной свободы. Далее функции рук следует поменять местами.



Упражнение 2 Исходное положение то же. Левая рука медленно и спокойно поднимается вперед-вверх до высоты плеча без поддержки правой. Кисть в процессе не участвует и бессильно свешивается вниз. Проверить степень ее свободы можно путем похлопывания ее правой (свободной) рукой.

По истечении 5 – 10 секунд, энергия, поддерживающая руку, выключается, и рука свободно падает вниз. Упражнение следует повторять обеими руками, сначала поочередно, затем вместе до полного их освобождения. И только тогда, когда это будет достигнуто, можно перейти к следующим упражнениям.



Упражнение 3 Поднять обе руки вверх. Напрячь мышцы рук, затем снимаем напряжение поочередно с пальцев, с кистей, от локтя и полностью со всей руки, одновременно опуская руки вдоль тела. Упражнение помогает студенту осознать, что такое напряжение в руках, и что означает полностью свободная рука. Выполнить 3 раза.


3 Ауфтакт
К извлечению звука исполнитель должен подготовиться.

Предупредительное начальное движение называемое ауфтактом предопределяет и готовит импульс к возникновению звучания.

Ауфтакт готовит: наступление данной счетной доли такта, момент возникновения звучания, темп, характер и динамику музыки. Так, медленный ауфтакт предшествует возникновению медленной музыки. Напротив, быстрый, активный жест предваряет звучание подобного же характера.

Готовясь к ауфтакту, рука ставится в исходное положение, которым является место предыдущей доли такта. Путь руки к первой доле такта выглядит так:

__________________

__________________


__________________
__________________
Ауфтакт (как и все тактирование) производится свободной рукой, однако жест насыщенный, так как вялый и безвольный жест не дает достаточного представления вызываемой им музыке. Количество ауфтактов равно количеству счетных долей.

Ауфтакт ко второй доле исходит из положения руки, соответствующего точке удара первой доли:


_________________ ____________ ________________
_________________ ____________ ________________
_________________ ____________ ________________
2/4 ________________ 3/4 ____________ 4/4_______________

в 4-х и 6

Ауфтакт к третьей доле начинается из точки, в которой находилась рука на второй доле.

рука на второй доле.


Междольный ауфтакт (ауфтакт к ударом, падающим между долями такта).

Например:

2/4____________ 3/4_____________ 4/4______________

Здесь на исходную долю приходится пауза, поэтому звучание возникает в результате более энергичного, активного рефлекса, рука как бы отталкивается, отлетает после упора на точке доли. Именно такая активность и приводит к возникновению звука после рефлекса


4 Схемы тактирования
Сильные и слабые доли такта. В каждом такте, какого бы размера он ни был (2-х дольный, 3-х дольный или 7-х дольный) всегда можно заметить разницу в силе значимости его долей. Так, например, в трехдольном (3/8; 3/4; 3/2) самый сильный удар приходится на его первую долю. В такте четырехдольного размера (4/8; 4/4) сильных долей будет уже две- первая и третья. Однако, наиболее сильная из них, опять- таки – первая.

В противоположность этому, самой слабой долей является последняя доля такта, как имеющая наибольшее тяготение к следующей после нее самой сильной доле.


Схема «на три»
Состоит из сильного и относительно слабого ударов (первой и последней доли), обязательных для всех схем (кроме схемы «на раз», ограничивающейся одним сильным ударом). Между ними на среднем уровне справа от вертикальной линии «раза» располагается вторая доля такта.

___________________


___________________
___________________

Трехдольная схема соответствует следующим тактовым размерам:

1)в быстром, среднем и медленных темпах:

3/2 3/4 3/8


______ ______ ______ ;

(быстрый) (умеренно быстрый) (медленный)


2)в быстром или умеренно быстрых темпах при тактировании сокращенными схемами в шестидольном, редко встречающемся на практике размеру: (три группы по две доли).

6/2 6/4
_____________ _____________ ;


3) как сокращенная схема в девятидольных размерах:
9/2 9/4 9/8

_________________ ________________ ________________


Схема «на четыре»
Рука движется после первой доли такта ко второй налево. Третья доля подчеркивается более длинным расстоянием ауфтакта к ней, которое рука должна пройти за то же время. Располагается она справа.
__________________
__________________

__________________


Четырехдольная схема соответствует размерам такта:

1) в умеренном и медленном темпах:


4/2 4/4 4/8

___________ ___________ ___________ ;


2) она же применяется при сокращенном тактировании в быстрых и умеренно быстрых темпах:
12/4
__________________________

Схема «на два»
Состоит из сильного (первой доли такта), приходящегося на нижний уровень и слабого на верхнем уровне, минуя средний .
_________________

_________________


_________________
Двудольной схемой тактируются следующие размеры:

1) в быстром и умеренно быстром темпах:


2/2 2/4
_________ ________ ;

2) в очень медленном темпе:

2/8
_________ ;
Амплитуда движения руки здесь всегда зависит от темпа (в быстром она меньше, нежели в медленном), а также и от динамики.

3) двудольная схема применима также при тактировании шестидольного размера в быстром и умеренно быстром движениях :


6/4 6/8 6/16
_____________ _____________ _____________

Схема «на раз»
Простейшая схема, состоящая всего из одного удара руки.

Рука дирижера падает сверху вниз по вертикали в равномерно ускоренном движении к «точке удара» на нижнем уровне. Подъем ее вверх по той же вертикальной линии одновременно является и ауфтактом к следующей (снова первой) доле такта./


_____________
_____________
_____________
Схемой «на раз» пользуются:

1) при тактировании однодольных размеров в быстрых и умеренных темпах:

1/1 1/2 1/4

_____ ______ ______ ;

2) при тактировании так называемой «сокращенной» схемой двудольной размеров в быстром и умеренно быстром темпах:
2/2 2/4 2/8 2/16
______ _______ _______ _______

(предельно-быстрый (быстрый) (быстрый) (умеренный

темп) ;
3) в «сокращенных» схемах трехдольного размера в быстром и умеренно быстром темпах:
3/4 3/8 3/16

___________ __________ __________


5 Сложные схемы
Под сложными схемами мы подразумеваем:

1)в среднем и медленном темпах - развитие, усложненные простые схемы с одним ударом на каждую счетную долю такта (схемы «на пять», «на шесть» и др.):

2)в очень медленном темпе – дробленые схемы (дробленые схемы «на два», «на три», «на четыре»);

3)в умеренно быстрых темпах- несимметрично-сокращенные схемы.( «на два», «на три», «на пять»- которыми тактируются пятидольные, семидольные, одиннадцатидольные размеры.) Выбор схемы зависит во многом от темпа музыки.



Схема «на шесть»

Наиболее распространенная шестидольная схема, применяется в шестидольных размерах с делением такта на две группы. Вторая, относительно сильная доля приходится на четвертый удар в схеме. Тактируется по четырехдольной схеме с дублированием 2-ой и 3-ей доли.

_________________________
_________________________

_________________________


Схема «на пять»
Несимметричная схема «на пять», в среднем и медленных темпах имеет своей основой четырехдольную схему с дублированием одной из боковых долей.

_____________________ ____________________


_____________________ ____________________

_____________________ ____________________

(3+2) (2+3)
Определить, где именно находится относительно сильная доля такта, можно исходя из логического смыслового акцента данной музыки.

В вокальных произведениях его нахождению помогает текст.

В быстрых темпах может отпасть необходимость тактирования каждой доли, тогда предлагается тактирование по двудольной схеме, однако одна из ее половин будет приходится за рукой в полтора раза больше по времени, чем другая. Подобные схемы называются несимметрично сокращенными.
_____________________ _____________________
_____________________ _____________________
_____________________ _____________________
(2+3) (3+2)
Дробленная схема «на два» с дроблением на четыре доли:

____________________ размеры: 2/2 2/4

____________________ _______ ______
____________________

Этой схемой пользуются в очень медленных темпах.



Дробленная схема «на три» соответствует в медленном темпе размерам:

3/2 3/4


_________________
_________________ ________ ________________
_________________


Схема «на девять»
В ее основе лежит трехдольная схема с дроблением каждой основной доли на три удара. Эту схему применяют в следующих размерах:

__________________


__________________ 111,222,333 или

123,456,789

__________________

9/2 9/4 9/8


__________________ _________________ _______________

(в среднем темпе )

(в быстром темпе) (в медленном темпе)



Схема «на двенадцать»
Она образуется из обычной четырехдольной схемы с дроблением на три удара каждой из основных долей (в очень медленном темпе)

12/4 12/8

________________
________________ ___________________ __________________
________________


6 Контрольное задание
Знания студента проверяются как в теоретических вопросах, так и в области практического применения полученных навыков.

Выбор произведений для дирижирования в классе должен решать две основные задачи:



  1. Способствовать развитию слабых сторон студента, пробуждая в нем необходимые качества, закладывая требуемые навыки и в то же время совершенствуя его индивидуальность.

  2. Постепенно формировать творческий багаж студента, репертуар, который он смог бы использовать в будущей своей профессиональной деятельности.


Рекомендуемый музыкальный материал
Для схемы «на два»
Халық әні – Ағаги Қалқаш

М.Мангитаев- Қыздар әні

Халық әні –Бипыл

Л.Хамиди- Жамбыл жырын жырлайды

М.Сағатов-Жастардың отан туралы әні

Е.Хасангалиев- Атамекен

Ө.Байдильдаев-Отаным күлпырды

Д.Ботбаев-Қыздар биі

А.Жубанов-Ақ көгершін

Н.Тлендиев-Бақвт барма сенен артық

Б.Жусубалиев-Орман

С.Мухамеджанов-Әйтеур сол қыз бір сұлу

Абай –Көзімнің қарасы
Для схемы «на три»
Ш.Қалдаяков-Арыс жағасында

Ш.Қалдаяков-Бәрінен де сен сұлу

Д.Ботбаев-Сәлем саған

Е Брусиловский-Коктем

Ғ.Жубанова-Жалғыз емен

Д.Ботбаев-Аяжан

М.Толебаев-Тамаша

Халық әні-Ақау бикем

Халық әні-Ақсаусақ

Для схемы «на четыре»
Ғ.Жубанова-Отан туралы жыр

Е. Хасангалиев-Алматынын алмасы

Л.Хамиди-Ана сыры

Е.Брусиловский –Қорлан

Халық әні-Балқадиша

Халық әні-Ғайни

Е.Хасангалиев –Ауылым әнім

Е.Хасангалиев- Гүл сезім

Абай –Айттым сәлем Қаламқас
Теоретическая часть
Изучение произведения, данные о композиторе и эпохе, в которую он жил. Стиль произведения. Наиболее значительные сочинения этого композитора и наиболее выдающиеся произведения иных видов искусств той же эпохи. Понятие об образах и литературной программе произведений.

Гармонический анализ и разбор формы произведения. Сольфеджирование всех голосов, как по горизонтали, так и по вертикали.

Воспроизведение на фортепиано основных тем и разделов произведения в настоящих темпах, динамике, характера и фразировке.

Практическая часть
Техника рук как средство для воспроизведения музыки хором. Постановка корпуса, свобода рук, упражнения по освобождению рук. Понятие о раздельных функциях рук, выработка техники удара. Дыхание. Кисть руки. Простые схемы «на раз», «на два», «на три», «на четыре». Практическое применение тактирования и схем на музыкальном материале произведения.
7 Упражнения для развития динамических

функций правой руки

Фортиссимо- показывается рукой, максимально удаленной от груди, с очень большой амплитудой и насыщенностью жеста.

Форте – амплитуда движений несколько меньше, чем в предыдущем случае.

Пиано- рука посередине между крайним, вытянутым положением

и грудью, амплитуда сужена, насыщенность жеста невелика.

Пианиссимо-рука почти у груди, амплитуда движений минимальная, насыщенность жеста очень небольшая.



Упражнения для постепенной смены динамики


ff p f pp f

В первом и третьем тактах рука постепенно уменьшает амплитуду размаха и ауфтакта к последующей доле, доводя ее до нужной величины и вызывая этим ослабление звучания. Во втором и четвертом тактах, напротив, происходит ее увеличение, соответствующее усилению звучания.

Упражнение повторяется в иных схемах (например «на два», «на три», «на шесть»). Точки кульминаций могут быть смещены.






Упражнения для развития самостоятельности обеих рук

Упражнение 1

пр.р.

4/4

л.р.mf и т.д.



.4/4

mf

Правая рука тактирует, как обычно, в нюансе mf, темп andante . Левая рука вместе с правой производит ауфтакт к первой доле, показав ее неподвижно



останавливается или спокойно отводится к корпусу и т.д.



Упражнение 2 р.mf

.4/4_______________________________________________________

mf

Правая рука тактирует, как и прежде. Левая рука во втором такте переходит

на показ второй доли, в третьем-третьей, в четвертом-четвертой. Далее повторяется все сначала, начиная с первой доли.
Упражнение 3

пр.р.___________________

4/4


л.р.mf и т.д.

.4/4


mf

Правая рука тактирует, как и прежде. Левая рука показывает уже две доли в такте - первую и третью. Но эти доли длинные, поэтому рука продолжает движение в горизонтальном направлении, «ведя» за собой звучание каждой из долей.


8 Правила показа ферматы
Фермата на звуке может быть взята в любой точке дирижерской схемы. Для ее показа обязательны три момента - постановка ферматы (точка), дальнейшее ведение звучания и снятие его. Наибольшие трудности может вызвать заключительный момент- снятие (прекращение звучания) или переход ферматы в последующее звучание.

При фермате, связанной с усилением или ослаблением звука, правая рука движется не по горизонтали, а в направлении подъема или спуска. Степень воздействия такой ферматы увеличивается соответствующим движением левой руки.




9 Показ штриховых особенностей произведения
Огромное количество штрихового разнообразия может быть объединено в две группы:

1)связные штрихи.

2)раздельные штрихи.

К связным штрихам мы относим legato ( ) и portato ( или ) представляющее собой утяжеленное legato.

В основе исполнения legato лежит, главным образом, постепенное, неторопливое, плавное движение руки из точки одной доли - в точку следующей. Эластичное и без рывков движение всей рукой завершается легким упором кисти в момент точки удара. Это движение- толчок - смягченно, сглажено, с плавной петлей после него:
________________ ________________ _________________
________________ _________________ _________________
________________ _________________ _________________
Левая рука при этом может двигаться в горизонтальном направлении от начала legato до его окончания.



Твердые штрихи короткого звучания
Эти штрихи относятся к группе staccato. Для показа этого штриха кисть правой руки всегда находится параллельно плоскости пола. Движение всей руки, соединяющие точки схемы, завершается более быстрым, четким «броском», толчком одной кисти.

Толчок этот значительнее и больше обычной «точки», напоминает как бы «укол», производящийся сверху вниз. После каждого толчка наступает короткая, почти мгновенная остановка. В руке должно присутствовать четкое ощущение точки удара.

Для показа marcato применяется прием протягивания точки «удара» или «вытягивания звука», то есть после твердого падения руки к точке удара она не заканчивает на этом свое движение, но, резко изменив направление (сверху в сторону), продолжает вести звук по горизонтали, протягивая точку удара и как бы «выжимая» звук.

Резкий рефлекс руки к последующему ауфтакту прекращает звучание (напоминая неснимаемую фермату.

Акценты, синкопы.

Акценты и подобные им динамические оттенки кратковременны по своей природе и относятся только к одной доле такта или к части ее. Они требуют точного и четкого жеста, заметно выделяющегося своей относительной силой. В свою очередь, сила акцента зависит от основного нюанса. Следовательно,storzаndо (sf) рiаnо-укол, легкий всплеск. Тоже stоrzаndо, но уже в fоrtе – удар большой силы. Акценты на счетную долю такта требуют сильный энергичный ауфтакт.

Акцент между долями не требует к себе ауфакта и его качество решает рефлекс.
Синкопа
Акцентированная нота, приходящаяся на слабую долю такта, требует применения специальных дирижерских приемов: очень четко, заметного ауфтакта или рефлекса.

Синкопа между счетными долями более сложна и подобна акценту между долями. Ясность и точность выполнения этого вида синкопы обусловливается как подчеркнутой точкой удара основной доли, так и столь же четким рефлексом предшествующим возникновению звука.


Постепенное ускорение темпа
Для ускорения темпа (ассеlеrаndо, stringеndо, и т. п.), дирижер уменьшает амплитуду движения руки между долями и одновременно учащает удары. Этим сокращается время прохождения руки между долями, наглядно отображая в жесте необходимость постепенного ускорения темпа.

Прием, ускоряющий темп, это ускоренный рефлекс руки после точки удара. Рука быстро отлетает от точки и с ускорением движется к последующей доле. Тем самым создается ощущение более быстрого ее наступления.


Постепенное замедление темпа
Расширение темпа ( rаllеntаndо, ritеnutо, ritаrdаndо и т. п.) достигается обратным приемом. Рука задерживается в точке удара, рефлекс увеличивается, одновременно с этим удлиняются и промежутки времени, в течение которых тактируются счетные доли такта.

В особо сложных случаях, дирижер может привлечь еще большее внимание хора применением специального предупреждающего жеста левой рукой («внимание» ).





  1. Контрольное задание

Дальнейшая отработка деталей дирижерской техники:

выполнение упражнений для развития динамических функций правой руки, фермат, синкоп и акцентов. Понятие об исполнительском процессе и вопросах интерпретации. Дирижер- аккомпаниатор- следование за солистом и собственное понимание произведения.

Исполнение аккомпанемента средней сложности. Репетиционная работа с хором под наблюдением педагога.


11.Упражнение для развития техники
Приведенные ниже схематические примеры необходимо продирижировать сначала одной правой рукой, потом жестами, свойственными одной левой руке (определяющими характер, динамику и т.д.). В совершенстве освоив примеры каждой рукой, можно перейти к дирижированию обеими рукам.
Largo
3/2______________4/4________________________3/2_______________

f p sff p f ff f pp


Allegretto
2/4__________________________________________________________

P f pp f p


Moderato

5/4_______________________________________2/4________________

P f pp mf p sf p ff p pp
Moderato accel a tempo
3/4

P f p f sf pp


Allegro

2/4 rit


P f pp ff

Allegro


3/4

mf f p f


Andante
4/4__________________________________________________________mf f sf sf sp

Sostenuto rit a tempo

5/8__________________________________________________________ ff pp f p mf

Allegro
6/8__________________________________________________________pp f p p f ff


Упражнения полезны тем, что позволяют сосредоточить все внимание исключительно на ритмической и динамической сторонах техники дирижирования, в то же время предоставляя простор для воображения какой-либо весьма условной музыки.


12 Упражнения для развития воли
Главная задача этих упражнений развить способность «вести» за собой исполнителей.

Для воспитания и развития необходимых качеств необходимо проявление инициативы со стороны студента в переменах схем, внезапных и постепенных изменениях динамики и темпа.

Студент должен приучать себя к мысли что он – дирижер! Именно он ведет за собой исполнителей. Разумеется, концертмейстеры обязаны безропотно повиноваться каждому его жесту и следовать за каждым его движением.
Andante accel. Moderato rit. Lento
4/4__________________________________________________________

f p p pp sf p sp


accel. Presto

____________________________________________________________

f sf
Andante

аccel.4/4_________________________________________________________

mf sf p f pp p
rit. molto Sostenuto

____________________________________________________________

f p pp f p f
Moderato
_3/4__________3/8_________________2/4___________5/8___________

P f p f
Заниматься упражнениями следует до тех пор, пока студент не приобретет требуемое от него качество- уменье вести за собой исполнителей, пока не разовьется в нем необходимая дирижерская воля.



13 Контрольное занятие

В классе должно больше внимания уделяться работе с «мнимым» хором, повторению пройденного материала, отработка и совершенствование дирижерского жеста. Упражнения, ежедневный тренаж, работа над партитурами произведений различных жанров, стилей и эпох, знакомство с более сложным репертуаром, которым студенту придется овладеть впоследствии в работе с профессиональными коллективами.



Литература
1 Птица К. «Работа в хоре»: учебное пособие для вузов. – М. : 1975 г., – 156 с.

2 Птица К. «Очерки»: – Москва «Музыка» 1991 г, – 230 с.

3 Данилин Н.«Искусство хорового пения»: учебное пособие для вузов, музыкальных училищ, художественной самодеятельности – Москва, Государственное музыкальное издательство. 1963 г, – 230 с.

4 Ольхов К.«О дирижировании»: учебное пособие для вузов. – М.: 1975 г., – 156 с.

5 Дмитревский Г.«Хрестоматия по дирижированию»: учебное пособие для вузов. – М. : 1967 г., – 175 с.

6 Мюнш Ш .«Я дирижер»: учебное пособие для вузов. М.: – «Советский композитор» 1975 г., – 158 с.

7 Багриновский М. «Дирижерская техника рук»: учебное пособие для вузов. М. : – «Музыка» 1974г., – 150 с.

8 Птица П. «О хоровом дирижировании»: учебное пособие для вузов. М.: 1963г, – 256 с.

9 Маталаев Л. «Основы дирижерской техники»: учебное пособие для вузов. М. : – «Музыка» 1991г., –156 с.

Содержание
Введение……………………………..……………………………...….3

1 Технические средства дирижирования………………………………4

2 Упражнения для устранения зажатости рук………………………....4

3 Ауфтакт………………………………………………………………...5

4 Схемы тактирования…………………………………………………..7

5 Сложные схемы……………………………………………………….10

6 Контрольное занятие…………………………………………………13

7 Упражнения для развития динамических функций правой руки….15

8 Правила показа ферматы……………………………………………..16

9 Показ штриховых особенностей произведения…………………….17

10 Контрольное занятие ……………………………………..………...19

11 Упражнение для развития техники…………………......................19

12 Упражнения для развития воли…………………………………… 20

13 Контрольное занятие………………………………………………. 21

Литература……….………………………………………………….22





УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР

ПГУ им. С.Торайгырова

__________Н.Э.Пфейфер

«__»____________ 2007г. 2007 г



Составитель: ст. преподаватель Негманова У.К.

Кафедра исполнительское искусство

Утверждено на заседании кафедры «__»______2007 г. Протокол №___

и.о. заведующего кафедрой__________________ Акаева А.Т.

Одобрено методическим советом факультета филологии,

журналистики и искусства.

«__»_______2007 г. Протокол №___


Председатель МС_____________________ Шаймарданова С.К.

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета______________ Сарбалаев Ж.Т. «__»_______ 2007г.

Нормоконтролёр ОМК__________ Баяхметова Г.С. «__»______ 2007г.

ОДОБРЕНО УМО

Начальник УМО ______________Головерина Л.Т. «__»_____ 2007г.








Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет