Гусейханов М.К., Магомедова У.Г.-Г.
68
ИСЛАМ В ДАГЕСТАНЕ
УДК 001.5
М.К. Гусейханов, У.Г.-Г. Магомедова
Религия и наука в Дагестане
Дагестанский государственный университет, Uma_73@mail.ru
___________________________________________________
В статье рассмотрены вопросы распространения различных религий в Дагестане. Показана связь это-
го процесса с формированием научных знаний в республике.
Ключевые слова:
наука, религия, мировоззрение, естествознание, теология.
The questions distribution of various religions in Daghestan are considered. The communication of this pro-
cess with formation of scientific knowledge in republic is shown.
Keywords:
a science, religion, outlook, natural sciences, theologe.
___________________________________________________
Кто хочет блаженствовать в этом мире,
тот пусть занимается торговлей,
а кто хочет блаженствовать в том мире,
пусть ищет воздержания и благочестия.
Кто хочет блаженствовать в обоих мирах –
пусть ищет его в учении и знании
Мухаммад (Пророк
)
Зарождение и распространение естественнонаучных знаний у дагестанских народов
имеет давнюю историю, и это зачастую связано с распространением
здесь различных
религии и завоевательными войнами.
Дагестан является одним из древних очагов культуры. Он, находясь на путях, соеди-
няющих страны Передней Азии со странами Северо-Востока и Поволжья, на протяже-
нии тысяч лет был ареной борьбы между могущественными державами-завоевателями.
Здесь в разные времена пытались хозяйничать сасаниды, гунны, хазары, арабы, монго-
ло-татары, тимуриды, иранские и турецкие захватчики. Войны сопровождались разбой-
ничьими грабежами, разрушениями, наносили огромный ущерб самобытной культуре,
экономике и традициям народов Дагестана.
С другой стороны, это способствовало обмену знаниями и культурными ценностями
между дагестанскими народностями и представителями других развитых стран.
Анализ исторических данных показывает, что накопление научных знаний в Даге-
стане началось с древнейших времен. Прежде всего в быту возникает необходимость
ориентации во временах года, это необходимое условие для регулирования хозяйствен-
ной жизни сообщества людей. По этой причине появились хозяйственные календари.
Первоначально, как показывают исследования, в Дагестане установился солнечный ка-
лендарь.
Дагестан сосредоточил и сохранил для потомков сравнительно большое количество
древних солнечных
астрономических обсерваторий, притом различных по конструк-
тивному исполнению. По их числу Дагестан резко выделяется не только среди северо-
кавказских и закавказских республик, но и многих центров ранней цивилизации в мире.
Астрономическая интерпретация наскальных рисунков и символов, имеющихся в этих
древних солнечных обсерваториях, позволяет рассеять сомнения относительно того,
Гусейханов М.К., Магомедова У.Г.-Г.
69
что земледельцы Дагестана еще в очень глубокой древности
обладали определенной
суммой астрономических знаний [1, с. 300].
Дагестанцы на раннем этапе истории были идолопоклонниками. Языческие религии
переплетались с зороастризмом, внесенным сюда из Передней Азии. Культ огня, по-
клонение ему до сих пор сохраняются в обрядах некоторых народностей Дагестана и
сегодня.
Примерно девять веков потребовалось на то, чтобы в Дагестане местные религиоз-
ные верования заменить новой религией – исламом. Утверждение ислама происходило
в борьбе с местными религиозными культами. Уничтожались
домусульманские куль-
товые здания и предметы культа. Насаждение ислама сопровождалось уничтожением
храмов огня в больших городах, а некоторые из них, как в ряде случаев и христианские
церкви, превращались в мечети. Однако по дошедшим до нас письменным данным, от-
ношение арабов к христианским культовым зданиям и христианскому населению, а
также к иудеям было гораздо более благосклонным, чем к носителям первобытных ве-
рований. По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам – «неверные»,
среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль-китаб, т. е. «люди Писа-
ния». Согласно Корану, они верят в того же Бога, что и мусульмане. Этот Бог и им по-
сылал своих посланников – Моисея (араб. Мусу), Иисуса (араб. Ису),
которые несли
людям слово Божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах
и направил людям Мухаммада, своего последнего пророка, с Божьим словом – Кора-
ном. Эта была как бы последняя попытка наставить людей на праведный путь, послед-
нее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд. Сделав в се-
редине VII в. первые шаги на территории Дагестана, в
частности в районе Дербента,
новая религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, пока не
проникла в XV в. в самые отдаленные районы Дагестана. Процесс этот шел в два этапа,
которые отличались не только темпами распространения ислама, но и социальными
условиями, а также носителями новых религиозных идей. От VIII века до первой поло-
вины X века первый этап связан с арабскими завоеваниями и с самими арабами, сыг-
равшими значительную роль в исламизации народов Дагестана.
Следующий этап – вторая половина X–XV вв. – время сравнительно быстрой исла-
мизации районов Дагестана, когда ислам стал расширяться не вширь, а вглубь. Второй
этап исламизации Дагестана связан с политикой внешних завоевателей – тюрков-
сельджуков, монголов, Тимура. Кроме того, в самом Дагестане такие крупные населен-
ные пункты, как Дербент, Цахур, Кумух, Хунзах, общество Гидатль также активно спо-
собствовали дальнейшему распространению мусульманской религии в Дагестане.
Если «языческие» верования были вытеснены, как правило, с помощью той или иной
формы насилия (военной, экономической и т. д.), то отношение к христианским эле-
ментам
оставалось традиционным, но только на первом этапе. Затем, в частности
в XIII–XIV вв., христиане также подверглись гонениям, и часто в основе этих акций
лежали политические мотивы – столкновение различных
религий отражало попытки
мусульманских и христианских правителей установить в той или иной части Дагестана
свое политическое господство.
Ислам не мог окончательно вытеснить первобытные религиозные представления да-
гестанцев. Это находит свое подтверждение в многочисленных проявлениях язычества,
частично зафиксированных в XIX в. и наблюдаемых даже в настоящее время: поклоне-
ние небесным светилам, горам, рощам, камням, культ железа и огня, культ предков, об-
ряды первой пахоты, вызова и прекращения дождя и т. д.
Второй по распространенности религией в Дагестане является христианство. На Се-
верном Кавказе, в т. ч. и в Дагестане, христианство было распространено задолго до
того, как сюда стал проникать ислам. Причем многие коренные жители исповедовали