250
В.М. Мендешева
Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова,
г. Горно-Алтайск, Россия
КОНЬ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ АЛТАЙЦЕВ
Основной отраслью сельского хозяйства Горного Алтая всегда
было скотоводство. А поскольку алтайцы разводили больше лошадей и
коров, чем овец и коз, то коневодство для них всегда имело большое
значение. Этот момент отмечают многие дореволюционные исследова-
тели, такие как В.В. Радлов, В.И. Вербицкий, С.П. Швецов, Н.М. Яд-
ринцев, Г.Н. Потанин. Конь долгое время был средством передвиже-
ния, мерилом достатка алтайцев. Можно сказать, что алтайцы не пред-
ставляли своей жизни без лошади.
Целью данной статьи является рассмотрение роли лошади в тра-
диционной культуре алтайцев. Для написания статьи большое значение
имели труды В.И. Вербицкого, Л.П. Потапова, А.В. Анохина, В.В. Рад-
лова, С.С. Суразакова. В.И. Вербицкий в своей работе дал описание
трехдневного камлания небесному божеству Бай-Ульгеню и жертво-
приношения Аба-Эрлику. Г.Н. Потанин оставил нам интересное опи-
сание устройства жертвенника. А.В. Анохину принадлежит первая по-
пытка дать обобщенную характеристику верований алтайцев, класси-
фикации духов и божеств. В настоящее время работа А.В. Анохина
«Материалы по шаманству у алтайцев» активно используется при изу-
чении алтайского шаманизма. Большую ценность представляет работа
В.В. Радлова «Из Сибири», в которой мы видим Алтай второй полови-
ны XIX в. глазами светского человека, не ограниченного религиозными
догмами. Особенное значение имеют труды Л.П. Потапова, в которых
он показывает значение многих материалов по религии алтайцев в ка-
честве исторического источника. Его статьи показывают этногенетиче-
скую связь алтайцев с древними тюрками. В данной работе использу-
ется сказание «Маадай-Кара» записанное С.С. Суразаковым от извест-
ного алтайского сказителя А.Г. Калкина в 1963 г. Ссылки на это сказа-
ние в статье даются на источник и его перевод.
В традиционных верованиях и эпосе тюркоязычных народов
Саяно-Алтая хорошо прослеживается культ коня, который был широко
распространен у многих народов мира. Но особенно ярко выступает
этот культ у скотоводов-кочевников Центральной Азии и в прилегаю-
щих к ней районах, что связано с огромным значением лошади в их
хозяйстве, культуре и быте. Использование верхового седла с твердой
251
основой и стремян произвело в древности настоящую хозяйственно-
техническую революцию в жизни кочевников, стимулировало развитие
культуры на ранних этапах их истории. Скотоводы смогли проникнуть
во многие пустынные и труднодоступные территории, сделав их оби-
таемым, а также использовать естественные ресурсы этих районов для
скотоводства, охоты и т.д. Благодаря верховой лошади стали расши-
ряться практические географические познания кочевников. Это спо-
собствовало обмену хозяйственными и культурными ценностями, их
широкому распространению на больших территориях. Мобильность
кочевников, их различные контакты между собой и оседлым населени-
ем, не могли не повлиять на развитие этнических и лингвистических
связей и процессов дробления и смешения этнических групп, их консо-
лидации и расселения. Таким образом, конь занял видное место в ду-
ховной культуре кочевников, в народных верованиях и обрядах, в
фольклоре и изобразительном искусстве (Потапов Л.П., 1977, с. 164).
В Горном Алтае основным центром коневодства традиционно
являлась горно-степная зона (Усть-Канский, Онгудайский, Шебалин-
ский, Уймонский и отчасти Кош-Агачский районы). Традиционное ко-
неводство алтайцев отличалось тем, что лошади круглый год паслись в
горах без присмотра. Хозяева лишь изредка наезжали в горы взглянуть
на свой скот, подгоняя его зимой ближе к жилью: к селению, аилам,
зимней кочевки. Богатые алтайцы начали нанимать пастухов для по-
стоянного присмотра за табунами лишь к концу XIX в., в связи с ухуд-
шением отношений между русскими переселенцами и местным насе-
лением (Швецов С.П., 1903, с. 152).
Алтайцы разводили особую породу лошадей, которая хорошо
была приспособлена к местным природным условиям. Эту породу ло-
шадей подробно описал В.В. Радлов. Он отметил что, алтайская порода
лошадей к этому времени лишь изредка встречалась в чистом виде, так
как в большинстве своем она смешалась с породами лошадей живущих
по соседству русских, киргизов и монголов. У алтайской лошади кра-
сивая, правильно поставленная сухая голова, большие глаза, широкие
ганаши, глубокая межчелюстная ямка и красиво поставленные под-
вижные уши. Сухая мускулистая шея с глубокой бороздкой для степ-
ной жилы относительно коротка по сравнению с общей длиной лоша-
ди; образуя четкую границу, она переходит в широкую грудь. Холка не
особенно высока и постепенно переходит в спину. Плечи несколько
скошены. Голень сильная и мускулистая, колено широкое, а путовый
сустав крутой и короткий. Копыта маленькие и тоже круто срезанные,
очень прочные, обычной формы, но с большой стрелкой. Длинная
кровлеобразная спина переходит в прямой круп. Грудная клетка широ-
252
кая и впалая. Брюхо сужается к заду и имеет оленью форму. Хвост,
убранный по-арабски, высоко посажен, и на ходу животное высоко
несет его. Волос хвоста сравнительно тонок. Бедра широки и мускули-
сты, столь же широки и сильны скакательные суставы. Бабки при этом
обычно обращены внутрь и расположены близко друг к другу. Шкура
мягкая и эластичная, с короткими блестящими волосами. Повсюду яс-
но проступают под тонкой кожей жилки. Высота лошади в среднем 1
аршин и 13,5 вершка (1,3 м), длина 2 аршина и 0,5 вершка (1,45 м). В
большинстве своем эти лошади светлой масти, очень много среди них
белых. Вороные там большая редкость. Ход этих лошадей плавный,
иноходцы встречаются редко. Помимо красоты ее отличали ум, быст-
рота и выносливость.
Конские косяки ( бир уюр jылкы; бир айгыр мал) состояли из 20-
50 лошадей. В них обычно от 8 до 20 кобыл ( бее), 5-10 меринов ( ат), 5-
15 годовалых жеребят ( кулун), от 2 до 8 двухлеток ( ябага), от 2 до 6
трехлеток ( кунан) и 1 жеребец–производитель ( айгыр). Такие табуны
держатся на пастбищах вместе, не смешиваясь с другими табунами.
Жеребец-производитель в табуне хозяин и защитник. Когда на стадо
нападают хищники, он берет на себя его защиту. Кобылы становятся в
круг головой к центру, крупами наружу, в центре стоят жеребята. Же-
ребец, находясь вне кольца, вступает в борьбу с нападающим. Волка он
отгоняет всегда, а отменный жеребец может прогнать и медведя (Рад-
лов В.В., 1989, с. 145–146). Жеребца – производителя и племенных ко-
был алтайцы в хозяйстве не использовали, они всегда были при табуне
и являлись богатством и гордостью хозяина. Скотоводство у алтайцев
всегда считалось более престижным занятием, чем земледелие. Поэто-
му человек без лошади или занимающийся земледелием считался бед-
няком.
По верованиям алтайцев Бай-Ульгень и Аба-Эрлик создали раз-
ных животных. Созданные Аба-Эрликом животные назывались « соок
Достарыңызбен бөлісу: |