Белый дом
Морозное солнце. С парада
Идут и идут войска.
Я полдню январскому рада,
И тревога моя легка.
Здесь помню каждую ветку
И каждый силуэт.
Сквозь инея белую сетку
Малиновый каплет свет.
Здесь дом был почти что белый,
Стеклянное крыльцо.
Столько раз рукой помертвелой
Я держала звонок-кольцо.
Столько раз… Играйте, солдаты,
А я мой дом отыщу,
Узнаю по крыше покатой,
По вечному плющу.
Но кто его отодвинул,
В чужие унёс города
Или из памяти вынул
Навсегда дорогу туда…
Волынки вдали замирают,
Снег летит, как вишнёвый цвет…
И, видно, никто не знает,
Что белого дома нет.
1914
История:
«Белый дом» был написан в 1914 году в Слепнево – имении семьи Гумилевых. В Слепнево Ахматова не была счастлива: она провела там предвоенные и военные годы. Время Первой мировой войны было действительно сложным для семьи Ахматовой. Николай Гумилев был на фронте, денег не хватало.
Предчувствие беды не покидало Ахматову. Разрыв со «старым» миром ощущался и ею.
Все же Слепнево для Ахматовой стало любимым краем. Здесь, как писала Анна Андреевна, все было похоже на «девятнадцатый век, чуть не в пушкинское время», особенно зимой – «сани, валенки, медвежьи полости, огромные полушубки, звенящая тишина, сугробы, алмазные снега». Все это привлекало поэта, давало силы пережить страшные события. Именно так укрепилась духовная связь поэта с родной землей, «в деревне голос музы был лучше слышен» (не случайно в Слепнево были написаны одни из лучших её стихотворений о родине: «Июль 1914», «Памяти 19 июля 1914», «Бессмертник сух и розов. Облака…», «Приду туда, и отлетит томленье»). [Ахматова 2014]
В Слепнево Ахматова прожила семь лет, в её записных книжках сохранилась фраза: «Слепнево в 1911-1917. Его огромное значение в моей жизни» [цит. по Куприянову]: действительно имение Гумилевых в биографии Ахматовой занимает большое место (как Париж или Петербург), ставшее для автора выходом «из тесных домов Петербурга на просторы России» [Куприянов 1989].
Рассмотрим, как особенности метода Ахматовой реализуются в стихотворении «Белый дом»
Форма:
В стихотворении шесть четверостиший. Способ рифмования строк – перекрёстный (abab).
Стихотворение написано дольником. Основой дольника у Ахматовой в данном стихотворении становятся два размера – амфибрахий и хорей.
Достарыңызбен бөлісу: |