Мосина Вал. Р. Формообразующие стратегии авангардного искусства в русской культуре ХХ века Мосина Вер. Р. Цвет в средневековой живописи Андреева Е. А. Михайловский собор. К истории «Русского стиля»



Дата12.06.2016
өлшемі82.5 Kb.
#128951
Вестник «Общий». 2009. № 4.
СОДЕРЖАНИЕ
История искусств

  • Мосина Вал.Р. Формообразующие стратегии авангардного искусства в русской культуре ХХ века

  • Мосина Вер.Р. Цвет в средневековой живописи

  • Андреева Е.А. Михайловский собор. К истории «Русского стиля»


Теория изобразительного искусства и дизайна

  • Пожарский Г.А. Модульная сетка в композиции

  • Унковский С.А. Развитие идей структурного формообразования как одно из приоритетных направлений современного развития дизайна

  • Поплавный А.Н. О композиционном центре картины


Методика обучения изобразительному

искусству в школе

  • Долгоаршинных Н.В. Школьное художественное образование в России: вчера, сегодня, завтра

  • Горматюк А.В. Развитие пространственных представлений у учащихся ДШИ в процессе изображения объектов и явлений природы. Традиции и современность


Изобразительное и декоративно-прикладное искусство в школе

  • Колчина Д.З. Русская художественная школа и вопросы преподавания живописи портрета на ХГФ педагогических вузов

  • Сыров Л.К. Роль тона в учебном рисунке (исторический обзор)

  • Брызгалова С.Г. Междисциплинарный спецкурс для магистратуры «История, теория и технология масляной живописи»

  • Унковский А.А. О значении материала и техники живописи в решении творческих задач


Наши авторы
Мосина Вал.Р.
Формообразующие стратегии авангардного искусства

в русской культуре ХХ века

В статье рассматривается авангард как стилевое течение ХХ в., как система напряженного авторского взаимоотношения с языком искусства. В новых условиях сложилось понимание авангарда как динамического процесса, т.е. определенной стилевой формации, находящейся в движении. Особое внимание уделяется исследованию роли автора в авангардном формостроительстве, в углубленной переработке вербального, визуального и звукового как в реальном, так и в виртуальном пространстве.



Ключевые слова: искусство, авангард, стиль, формообразование.
Мосина Вер.Р.
Цвет в средневековой живописи

В статье охарактеризованы функции цвета в средневековой христианской живописи. Христианская символика цвета рассматривается как сложный и многогранный комплекс понятий, порой противоречивых.

Раскрыты основные принципы цветового строя древнерусской иконописи. Сделан вывод о том, что именно цвету принадлежит едва ли не главная роль в организации композиционной структуры живописи средневековья.

Ключевые слова: христианская символика цвета, принципы цветового строя, иконография, средневековая композиционная структура, иконопись, локальная хроматическая характеристика, принципы гармонизации.
Андреева Е.А.
Михайловский собор. К истории «Русского стиля»

В статье рассматривается история создания Свято-Михайловского собора в г. Ижевсе. Особое внимание уделяется становлению и развитию «русского стиля». Анализируется проект Свято-Михайловского собора архитектора И.А. Чарушина как попытка выражения самобытной национальной идеи в архитектуре.



Ключевые слова: храм, «русский стиль», декор, архитектура, самобытность, национальность, стилизация, зодчество.
Пожарский Г.А.
Модульная сетка в композиции

Данная публикация посвящена важнейшим вопросам композиционного построения художественных произведений. В первую очередь это касается ритмической структуры композиции, одним из средств которой является математическое (числовое) упорядочивание элементов и частей композиции.

В этой статье разобраны основные принципы образования числовых гармоний, варианты построения модульных сеток и рассмотрено применение на примере известных художественных произведений.

Ключевые слова: модульная сетка, динамический ритм, синтез гармонического единства различных видов искусств, ритмически организованные группы предметов, взаимодействие размерных величин отдельных цветотональных, тональных пятен и силуэтов, составляющих единое изобразительное поле картины,
Унковский С.А.
Развитие идей структурного формообразования как одно

из приоритетных направлений современного развития дизайна

Посвящая свою статью развитию идей структурного формообразования, автор рассматривает приемы гармонизации, отмечая, в каких областях искусства они могут быть использованы. В статье внимание уделяется симметрии как одному из основных приемов гармонизации. Разнообразие композиционных решений в архитектуре, дизайне и прикладном искусстве определяется закономерностями симметрии. Применение этих закономерностей имеет непосредственное отношение к искусству в области классификации плоскостно-пространственных композиций, способствует обогащению формотворческого арсенала дизайнера.



Ключевые слова: симметрия, дизайн, формообразование, композиция, искусство, пропорции, модуль.
Поплавный А.Н.
О композиционном центре картины

Материал данной статьи раскрывает закономерную связь места композиционного центра картины с ее композиционной конструкцией. В статье предложена типизация композиционных центров. Эта статья является логическим продолжением предыдущей «движение и ритм в композиции картины». Использован геометрический аппарат.



Ключевые слова: композиционный центр, структура, конструкция, композиция, ритм.
Долгоаршинных Н.В.
Школьное художественное образование в России: вчера, сегодня, завтра

Статья знакомит с историей развития школьного художественного образования в России, с проблемами и противоречиями, возникшими в преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в современной общеобразовательной школе. В основе статьи – анализ фактов, документов и специальной литературы.

Сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы художественного образования и эстетического воспитания рассматривается автором как актуальная задача, которая должна стоять перед современным образованием.

Статья адресуется студентам художественно-графических факультетов педагогических вузов, учителям изобразительного искусства, историкам педагогики.



Ключевые слова: художественное образование, эстетическое воспитание, копировальная система обучения рисованию, геометрическая система обучения рисованию, натуральная система обучения рисованию (рисование с натуры), учебный предмет «Изобразительное искусство» в современной общеобразовательной школе.
Горматюк А.В.
Развитие пространственных представлений у учащихся ДШИ в процессе изображения объектов и явлений природы. Традиции и современность

В статье предложена методика изучения способов изображения глубокого трехмерного реального пространства на двумерной картинной плоскости с учетом исторического опыта пространственных построений в изобразительном искусстве.



Ключевые слова: пространственные построения, условно-рефлекторный характер, картинная плоскость, фигура, фон, ракурс, перспективные сокращения.

Колчина Д.З.
Русская художественная школа и вопросы преподавания живописи портрета на ХГФ педагогических вузов

В статье раскрываются основные подходы в методике живописи, применявшиеся в русской академической школе и отдельными художниками-педагогами VIII–XX вв. Приведены конкретные примеры заданий, методических приемов, внесенных такими мастерами, как Д.Г. Левицкий, А.Г. Венецианов, А.В. Ступин, А.П. Сапожников, К.П. Брюллов, И.Е. Репин. Подчеркивается ценность приведенного педагогического опыта в подготовке специалистов художественного направления в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.



Ключевые слова: методический прием, портрет, характерные особенности, академизм.
Сыров Л.К.
Роль тона в учебном рисунке (исторический обзор)

В статье затрагивается исторический аспект проблемы обучения молодых художников основам реалистического рисунка.

Опираясь на фактический материал, автор рассматривает методы применения тона в искусстве.

Прослеживается также влияние научных открытий на поиски методов обучения рисунку и с применением тона. В частности, создание в XVIII в. теории о цвете и свете послужило объективной основой для появления научно-теоретических трудов о построении изображения на плоскости и создания специального раздела – теории теней. Роль тона в обучении рисунку подкрепляется ссылками на практическое и теоретическое наследие выдающихся художников и педагогов.



Ключевые слова: тон, светотень, тональный рисунок, светотеневая лепка формы.
Брызгалова С.Г.
Междисциплинарный спецкурс для магистратуры

«История, теория и технология масляной живописи»

В статье представлены результаты проектирования модульного спецкурса «История, теория и технология масляной живописи», реализующего междисциплинарные подходы в высшем художественном образовании и позволяющего студентам магистратуры изучать и исследовать тематические разделы общие для истории живописи, ее теоретических аспектов и живописной практики.



Ключевые слова: художественное образование; магистратура; междисциплинарный подход; история, теория, технология масляной живописи.
Унковский А.А.
О значении материала и техники живописи в решении творческих задач

Статья посвящена вопросам изучения студентами профессиональных методов и технических приемов в живописи с целью использования их в творческой работе в различных видах и жанрах живописи. В статье рассматривается значение практического овладения навыками в передаче натуры при решении студентами колористических задач.

Автор обращает внимание на необходимость развивать способность целостного художественного восприятия во взаимосвязи с овладением профессиональным использованием средств живописи.

Ключевые слова: техника живописи, мастерство, колорит, этюд, художник, целостность восприятия, красочный материал, изобразительные средства.

Наши авторы
Андреева Елена Александровна – кандидат искусствоведческих наук, доцент кафедры истории искусств факультета изящных и визуальных искусств (ФИВИ) МГГУ им. М.А.Шолохова.
Брызгалова Светлана Геннадьевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка и живописи ФИВИ МГГУ им. М.А.Шолохова.
Горматюк Алла Владиславовна – старший преподаватель кафедры рисунка и живописи ФИВИ МГГУ им. М.А.Шолохова.
Долгоаршинных Нелли Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории искусств ФИВИ МГГУ им. М.А. Шолохова.
Колчина Джамиля Замиловна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры рисунка и живописи ФИВИ МГГУ им. М.А. Шолохова.
Мосина Валентина Романовна – кандидат педагогических наук, доцент, профессор ФИВИ МГГУ им. М.А. Шолохова.
Мосина Вера Романовна – кандидат педагогических наук, доцент, декан ФИВИ МГГУ им. М.А. Шолохова.
Пожарский Григорий Анатольевич – старший преподаватель кафедры дизайна ФИВИ МГГУ им. М.А. Шолохова.
Поплавный Александр Никифорович – доцент кафедры рисунка и живописи ФИВИ МГГУ им. М.А.Шолохова
Сыров Леонид Ксенофонтович – кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры рисунка и живописи ФИВИ МГГУ им. М.А. Шолохова.
Унковский Андрей Алексеевич – кандидат педагогических наук, профессор кафедры рисунка и живописи ФИВИ МГГУ им. М.А. Шолохова.

CONTENTS
History of arts


Val.Mosina

Form-building strategies of avant-garde art in Russian culture of XX century

The article describes avant-garde as stylistic movement of xx century, as system intensive author’s relation with language art. In modern condition, the understanding of avant-garde interprets as dynamic process, that means that definite stylistic formation, which is in dynamic. Special attention pays to the search of author’s role in avant-garde form-building, in profound remaking verbal, visual and sound as in the real and virtual space.



Keywords: art, avant-garde, style, form-building.
V. Mosina

The color of medieval painting

The function of color in medieval Christian painting are described in the article. Christian symbolism of colors considered as complex and multifaceted complex concepts, sometimes contradictory.

The basic principles of color order of ancient Russian icon painting are exposed. Concluded that color is one of the primary role in organizing the composite structure of the paintings of the middle ages.

Keywords: Christian symbolism of colors, the principles of color, iconography, medieval composite structure, icon painters, local chromatic characteristic principles of harmonization.
E. Andreeva

St. Michael’s Cathedral. To the history of “Russian style”

The history of St. Michael’s Cathedral creation in Ijevsk is considered in the article. The special attention pays to the establishment and development of “Russian style”. The project of St. Michael’s Cathedral by architect I.Charushin as an attempt of expression of distinct national idea in architecture is analysed in the article.



Keywords: Temple, "Russian style, décos, identity, nationality, stylize, architecture, architectonic.

The Theory of Fine art and design
G. Pojharskiy

Modular grid in composition

This article is devoted to the important problems of belles-letters composing formation. Firstly, it concerns rhythmic structure of composition by means of numeral order of elements and parts of composition.

The main principles of numeral harmonies, examples of grid formation are analysed in the article. The usage is described on the example of famous belles-letters works.

Keywords: modular grid, dynamic rhythm, synthesis of harmonic unity of the various arts, rhythmically organized groups of items, the interaction of the dimensional values individual color-toned stains and shades that make up a visual field paintings, "... Gippodamova grid recalls … only ditch".
S.Unkovskiy

Development of structural form-building as one of the most important branches of contemporary design

Devoting the article to the idea development of structural form-building, the author analyses methods of harmonization, matching in what parts of art they can be used. The author pays attention to symmetry as a main method of harmonization. Diversity of composing solutions in architecture, design, applied art determined by conformity of symmetry. The usage of these conformity has attitude to art in sphere of space compositions’ classification, promotes enrichment of designer’s form-creative store.



Keywords: symmetry, design, forming, composition, art, proportion, module.
A.Poplavniy

About composing centre of a picture

Composing centre of a picture is an integral part of a composing structure, and it’s important constructive element. The material of the article bases it and exposes conforming connection the place of composing centre of a picture with it’s composing construction. The article offers the typification of composing centres. The article is a logical sequel of previous one: “movement and rhythm in the composition of the picture” The geometrical apparatus was used.



Key words: the compositional Centre, structure, design, composition, rhythm.

Methodology of teaching art at school
N. Dolgoarshinnikh

School art education in Russia: yesterday, today, tomorrow

The article describes the history of art school development in Russia, problems and contradictions existed in teaching subject “Art” in modern school.

The base of the article: the analyses of facts, documentaries, and special literature. The actual problem, that should be the most important for modern education which considered by the author is : reservation and development of Russian unique system of fine art and esthetic education. The article addressed to the students of art-graphical faculties of training universities, to teachers of fine art, to historians of pedagogy.

Key words: art education, aesthetic, coping system of draw teaching, geometric system drawing, natural system of training in drawing and painting with nudity), curriculum subject "fine arts" in modern comprehensive school
A.Gormatyuk

Space imagination’s development of junior school of art students, in the process of image object and phenomenon of nature. Tradition and modernity.

Article offers the technique of exploring images better 3D real space on two-dimensional picture plane in the historical experience of spatial constructions in art.

This methodology ensures the success of the school of fine art in the process of image objects and phenomena of nature, activates the development of spatial view students, encourages the development of mental processes associated with creative fine art activities.

Keywords: spatial building, conditionally-reflective method, art plane, shape, background, perspective, perspective reduction.
Fine and applied art in University
D.Kolchina

Russian art school and teaching painting portraits problems of the fine art and graphical faculties at training university

The article describes the main approaches in methods of paintings, applied in Russian academic school and separate artists-teachers of VII-XX cent.

The author brings concrete examples of teaching techniques, made by such masters as D. Levytskyi, A. Venetsianov, A. Stupin, A. Sapojnikov, K. Bryullov, I.Repin. The value of the pedagogical experience in training artistic directions in accordance with the requirements of today emphasizes by the author.

Keywords: teaching technique, characteristics, academic art, portrait.
L. Syirov

The role of tone in learning painting/historical review
This article touches the historical dimension of the problem of training young artists to basic realistic picture. Based on the actual material, the author analyses the methods of tone usage in art.

There is also the influence of scientific discoveries in search of training methods and using tone. In particular, the establishment in the XVIII century theory of color and light was an objective basis for the existence of theoretical works on creating the image on the plane and a special section is the theory of shadows. The role of tone in training picture is supported by references to practical and theoretical heritage of outstanding artists and teachers.



Keywords: tone, light-shadow, tonal figure, the plastic arts form.

S.Brizgalova

INTERDISCIPLINARY SPECIAL COURSE FOR MAGISTRACY

The history, theory and technique of oil painting”

The article presents the results of modular design special course "history, theory and technology of oil painting, implements the multidisciplinary approaches in higher arts education and allowing students to study and explore the Magistracy topics common to the history of the painting, its theoretical aspects and painting practices.

Keywords: art education; the Magistracy; interdisciplinary approach; history, theory, technology of oil painting.
A.Unkovskiy

ABOUT THE IMPORTANCE OF MATERIAL AND TECHNOLOGY OF PAINTING IN SOLUTION OF CREATIVE PROBLEMS

The article is devoted to the study of students professional methods and techniques in painting in order to use them in creative work in different types and genres of painting. Describes the value of practical mastery of skills transfer nudity during the solving of color problems by students. The author draws attention to the need to promote the ability of holistic artistic perception in relationship to mastering professional use of painting.



Keywords: technology of painting, skill, coloring, etude, artist, integrity of perception, colorful material, visual tools.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет