Москва
ЮЗОУО
Гимназия №1507
Мозжухина Л.Н., учитель высшей категории
Почётный работник народного образования
Мировая художественная культура
Абстракционизм – гармония беспредметности
Задачи изучения темы:
-
Проявить интерес к основам художественного языка живописи.
-
Дать основные понятия создания художественного образа, представленного беспредметной живописью.
-
Заинтересовать личностью и творчеством В.В.Кандинского
Направить размышление учащихся о назначении искусства.
-
Формировать умение анализировать абстрактные произведения искусства.
Форма занятия – Лекция элементами диалога и сравнительного анализа.
Основные вопросы темы
-
В.В. Кандинский. Жизнь и творчество.
-
Знакомство с произведениями Кандинского, обсуждение.
-
«Озеро» - сравнительный анализ.
-
Истоки беспредметной живописи – В.В.Кандинский «О духовном в искусстве»
-
Композиция №6 – сравнительный анализ
Основные термины и понятия
Абстракционизм, форма, цвет, эмпиризм, катарсис.
В.В.Кандинский - «О духовном в искусстве»
В.В.Кандинский – «Композиция №6», «Композиция №7», «Композиция №8», «Композиция №9», «Чёрное и фиолетовое», «Контрастные звуки», «Озеро», «Жёлто-красно-голубое», «На белом».
Вопросы
-
Что такое абстракционизм?
-
Почему Кандинский стремился к беспредметной живописи?
-
Что выражает абстрактное искусство?
-
Почему считается, что при восприятии абстрактного искусства
художник и зритель – соавторы?
-
Дать описание одного из произведений искусства Кандинского.
-
Дай образное изображение твоего настроения, проблемы или волнующей тебя темы методом абстрактной живописи.
Запись на доске:
Абстракционизм – гармония беспредметности
«Живопись нынче ещё почти исключительно ограничена натуральными формами, взятыми напрокат из натуры.
И нынешняя её задача – испытать, взвесить свои силы и средства, познать их, как музыка поступила с незапамятных времён…»
В. В. Кандинский
Оснащение урока –
презентация «Абстракционизм – гармония беспредметности»,
раздаточный материал – основные положения лекции, вопросы, определения,
материал для подготовки к уроку – «Жизнь и творчество В.В.Кандинского»
Ход урока
Конец 19-начало20века – время художественных поисков и экспериментов.
Появляются новые образы, а так же неизвестные средства художественной выразительности. Всё чаще встречаются синтез искусств, смешение стилей, жанров, видов искусств, эксперименты с формой, цветом, композицией.
Появляются стилевые направления – символизм, модерн, стилевые течения авангарда – фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм и так далее.
Самым необычным из всех этих течений считается абстракционизм, который вызывает множество вопросов – как понять это произведение? что хотел сказать нам художник?
Попробуем в этом разобраться.
Абстракционизм (от лат. – отвлечение)
– широкое направление в искусстве 20 века, в котором произведение основано исключительно на формальных элементах (линия, цветовое пятно, отвлечённая конфигурация)
Учитель предлагает видеоряд произведений В.В.Кандинского – на экране один за другим проецируются слайды с картинами Кандинского.
Учитель обращается к классу: «Что хотел сказать нам художник, как понять эти произведения?»
Учащиеся высказывают свои мнения – трудно однозначно определить смысл, сказать, что здесь происходит или какая идея заложена.
Обратимся к истокам.
Основоположником абстракционизма считается русский художник
Кандинский В.В.
Чтобы лучше понять творчество художника, необходимо познакомиться с его биографией.
(Один из учащихся рассказывает краткую биографию В.В.Кандинского)
Василий Васильевич Кандинский
родился в Москве в 1866 году. (Портрет Кандинского на экране) В Московском университете изучал право и специализировался в области политической экономии. Занимался научной деятельностью. В тридцать лет он резко переменил свои намерения и уехал в Мюнхен для обучения живописи. В мюнхенской академии художник преодолевает трудные для него барьеры ученичества. Здесь начинается трудный путь обретения собственного лица.
В 1901 году Кандинский возглавил созданное им и его друзьями объединение «Фаланга», позднее – «Новое художественное объединение», и потом - «Синий всадник». При этом надо иметь ввиду, что не столько Кандинский создавал, сколько они сами возникали вокруг него. Тому причиной – притягательность его личности.
В Мюнхене в начале 20 века сосредоточились значительные силы немецкого югендстиля (национальный вариант общеевропейского стиля, который в России получил наименование модерн). Кандинский проявлял постоянный интерес и к русскому варианту этого стиля – к Билибину, Рериху, Борисову-Мусатову; он поддерживал связь с журналом «Мир искусства», являясь его мюнхенским корреспондентом. Современники научили Кандинского ценить выразительные возможности линий, цветового пятна, орнаментальную организации картинной поверхности, её декоративную целостность. Его пейзажи этого периода написаны широким сочным мазком, постепенно переходящим в преобладающую цветовую плоскость и придающим небольшим холстам романтическую приподнятость («Красная церковь», «Пейзаж в Мурнау» и др.)
Модерн Кандинского перерастал в экспрессионизм. Но экспрессионизм Кандинского всегда тяготел к беспредметности и, как известно, в начале 1910-х годов привёл окончательно к ней художника.
Творческая зрелость совпала с наступлением зрелости теоретической.
Основные положения своей теории Кандинский формулирует в книге
«О духовном в искусстве». (Обложка книги на экране)
Кандинский придавал своим изысканиям традиционно научную форму.
Октябрьская революция, внёсшая небывалое оживление в художественную жизнь России, вновь вернула Кандинского к активной организаторской, педагогической и научной деятельности.
Он участвует в организации музеев в провинции, руководит Институтом художественной культуры (хотя и кратковременно). Участвует в организации Государственной академии художественных наук, где Кандинский выступает в качестве вице-президента, почётное профессорство в московском университете, преподавание во Вхутемасе – знаменитом московском высшем учебном заведении – вот неполный список тех званий и должностей, обязанностей, которые получает художник от новой власти.
След, оставленный Кандинским в художественной жизни России первых послереволюционных лет, поистине велик.
В конце 1921 года художник покинул Россию и отправился в Берлин. После прихода Гитлера он покинул Германию и до 1944 года жил во Франции.
В эпоху сложных кризисных ситуаций, безысходных тупиков, подстерегавших искусство, Кандинский сумел возвысить свой голос проповедника духовного и тем самым приобщиться к великой художественной традиции.
Записать в тетрадь:
Кандинский Василий Васильевич, 1866-1944 г.г. – российский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красивых пятен и ломаных линий.
Основные теоретические труды: «О духовном в искусстве» (1910г.), «Точка и линия на плоскости» (1926г.)
Василий Кандинский искал способы выразить самые тонкие, нежные переживания души. Он прислушивался к тем ощущениям, которые рождает в человеке огонёк свечи, звуки музыки, плеск волны, запах мимозы и т. д.
Важной задачей Кандинский считал поиск новых способов выражения духовного начала, освобождённого от материальных оков, а они в представлении художника отождествлялись с предметностью.
Надо было на место прежних взаимоотношений реальных предметов друг с другом поставить новые взаимоотношения, но не реальностей, а чистых эмоций и духовных представлений «абстрагированных» форм и линий.
Мастеру предстояло сделать решающий шаг в новое измерение.
Поначалу Кандинский искал равновесие между реальностью и абстракцией, это как бы полуабстрактные картины, где предметные и беспредметные принципы ещё существуют.
Например, картина «Озеро». (Репродукция картины на экране)
Здесь мы довольно чётко различаем лодку, гребцов, вёсла, силуэт замка. Что касается остальных частей композиции, то здесь разгадка предоставлена зрителю.
(Ученикам предлагается коротко записать в тетради своё понимание этой картины)
Несколько учеников читают свои записи.
Что пишут искусствоведы по поводу этого произведения?
(Предлагается сравнить своё восприятие этого произведения с описанием картины специалиста)
Учитель читает:
«В центре картины художник имитирует некое подобие взрыва, который сообщает всему холсту энергетический заряд. Будто озарённые светом этого взрыва, белые лодки плывут над чёрной бездной. Вода оказывается бездонным пространством, а небеса, сияющие светлым пятном, скорее напоминают воду.
Художник и зритель – соавторы. Каждый зритель по-своему воспринимает.
Лодка, гребцы, замок, мы различаем. Что касается остальных частей композиции, то здесь разгадка предоставлена зрителю. Можно синие полосы принять за обозначение космичности, множественности миров, словно столкнувшихся друг с другом, слившихся в некое вселенское бытиё.
Кандинский приобщает зрителя к мистическим тайнам рождения вселенной и её гибели. Знание законов живописи обеспечивает Кандинскому «разумность» действий на пути постижения непостижимого».
(Обсуждается проблема умения анализировать и понимать абстрактные произведения искусства)
Отдельные мотивы этого произведения взаимодействуют друг с другом на основании известных Кандинскому, а, подчас, и открытых им самим законов воздействия и восприятия цвета, линии, пятна, сочетания цвета и формы.
Основные положения своей теории Кандинский формулирует в книге
«О духовном в искусстве».
Познакомимся с некоторыми положениями из этой книги, чтобы понять, чем руководствуется художник, когда пишет абстрактные картины:
(Учитель читает)
«Глядя на палитру красок, человек очарован их красотой или – наоборот…
Создаётся приятное впечатление, например, от созерцания светлых, ярких, тёплых красок, на душе становится светлей, радостней…- налицо психологическое воздействие цвета…
…Глядя на цвет, возникают ассоциации, например, красный цвет – цвет огня, светлый красный – цвет крови.… Но не только путём ассоциаций можно было бы объяснить действие цвета, это было бы слишком просто.
Например, жёлтый цвет, светлый может ассоциироваться с кислым лимоном, но это не всегда так. Зрение должно быть связано со всеми органами чувств, не только со вкусом….
Одни цвета могут восприниматься неровными, колючими, другие – гладкими или бархатистыми. Одни цвета могут быть тёплыми, другие – холодными – это понятно.
Общеизвестно, что краски «благоухают
Есть понятие «слышания красок»
Учитель обращается к ученикам: «На каких клавишах фортепиано вы бы передали впечатление от ярко-жёлтого цвета, на басовых или высоких?» Ответ, как правило, однозначный – конечно же, на клавишах, соответствующим высоким нотам.
Вот и Кандинский пишет в своей книге: «Наконец, понятие «слышания красок» настолько точно, что не найдётся, пожалуй, человека, который пытался бы передать впечатление от ярко-жёлтого цвета на басовых клавишах фортепиано или сравнивал бы краплак со звуком сопрано».
Далее он пишет: «А.Н.Скрябин эмпирическим путём составил параллельную таблицу музыкальных и цветовых тонов и использовал это в симфонической поэме «Прометей». (Эмпиризм (греч.- «опыт») – философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверных знаний)
«Цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу, вызывать душевные вибрации…Живопись с помощью своих сил вырастает до искусства в абстрактном смысле, достигает чисто художественной композиции» - пишет Кандинский.
«Для этой композиции в её распоряжении имеются два средства:
-
Краски
-
Цвет
Форма может существовать самостоятельно, как изображение предмета, или как чисто абстрактная…Она имеет свой образ,… может передавать движение, быть мягкой, колючей…
Но цвет не может существовать самостоятельно, он заключён в форму. При этом легко заметить, что одна форма подчёркивает значение какого-либо цвета (например, жёлтая в треугольнике усиливается, как и все яркие, в острых формах), другая притупляется (например, синяя в круге).
«Так как количество красок и форм бесконечно, то бесконечно число комбинаций. Ясно, что гармония форм должна основываться только на принципе целесообразного прикосновения к человеческой душе» - пишет Кандинский.
Исходной точкой является исследование цвета.
Исследуются тёплые, холодные тона красок, светлые, тёмные…
Кандинский пишет: Тепло и холод – склонность к жёлтому и синему…
Если нарисовать два круга одинаковой величины, один жёлтый, другой синий, то уже при непродолжительном сосредоточении на этих кругах можно заметить, что жёлтый круг излучает, приобретает движение от центра, и, почти видимо, приближается к человеку, тогда как синий цвет приобретает концентрическое движение внутрь (подобно улитке, заползающей в свою раковину) и удаляется от человека… - свойства движения цвета.
Синий цвет тормозит движение жёлтого, а при дальнейшем прибавлении синего к жёлтому оба эти противоположные движения, в конце концов, взаимно уравновешиваются, возникает полная неподвижность, возникает зелёный цвет. При усилении интенсивности жёлтого, его движение к человеку становится беспокойным, назойливо действует на душу человека.
При сравнении с душевным состоянием человека его можно рассматривать как красочное изображение сумасшествия, не меланхолии, а припадка бешенства, слепого безумия…
Так же можно сказать о синем цвете – при углублении, чем темнее синий цвет, тем больше он зовёт человека к бесконечности, пробуждает в нём тоску.
Синий цвет торжественный, сверхземной углублённости. Все противоречия земного должны быть пережиты. Познание этой необходимости есть источник «покоя»…
Зелёный цвет даёт состояние покоя, никуда не движется, не имеет ни радости, ни печали… Это свойство особенно благотворно влияет на души усталых людей, но, после некоторого периода отдыха, легко может стать скучным»…
Так же можно сказать и о картинах, написанных в жёлтых, синих, зелёных тонах.
«Красный цвет безгранично тёплый, живая, подвижная, беспокойная краска.
Светлый тёплый красный (сатурн) – вызывает ощущение силы, энергии, радости, триумфа.
Красный в среднем состоянии (киноварь) – уверенная в себе сила, но её можно погасить синим…
Фиолетовый цвет является охлаждённым красным, как в фигуральном, так и в психологическом смысле. Он имеет характер чего-то болезненного, погасшего, имеет в себе что-то печальное. Не напрасно этот цвет китайцы применяют для траурных одеяний»
В своей книге Кандинский рассматривает пары контрастов – жёлтый-синий, красный-зелёный, оранжевый-фиолетовый, белый-чёрный – как большой круг, символ бесконечности и вечности. Направо налево от них находятся две возможности: безмолвие смерти и безмолвие рождения.
«Белый цвет, часто считается не-цветом, представляется как бы символом вселенной, из которой все краски исчезли…великое безмолвие. Это безмолвие не мертво – оно полно возможностей.
Чёрный цвет внутренне звучит, как мёртвое Ничто, без возможностей, как мёртвое Ничто после угасания солнца, как вечное безмолвие, без будущности и надежды. Не напрасно, величайшая скорбь облачается в чёрные одежды.
Равновесие белого и чёрного даёт серый цвет – чем темнее серый цвет, тем больше удушающей безнадёжности, при усветлении в краску входит нечто вроде воздуха, возможность дыхания».
На представленной таблице (на экране таблица контрастов) Кандинский показал две пары контрастов – тёплое-холодное, светлое-тёмное.
Это яркие примеры того, что цвет может воздействовать на душу человека, «вызывать вибрацию души», как выражается Кандинский.
Итак, познакомившись с некоторыми положениями из книги Кандинского «О духовном в искусстве» можно сделать вывод, что
цвет имеет движение:
тёплые цвета – к холодному – к зрителю,
холодные к синему цвету – от зрителя,
синий цвет может тормозить движение жёлтого цвета – это горизонтальное движение.
Центрическое движение – тёплые цвета излучают, приобретают движение от центра, холодные приобретают концентрическое движение во внутрь, в себя.
Цвет имеет свойство эмоционально воздействовать на душу человека:
-
жёлтый цвет беспокоит, будоражит человека,
-
чем ближе к синему цвету, тем спокойнее.
-
Зелёный цвет вообще спокойный цвет, при углублении (изумрудный) появляется движение, и чем глубже, тем больше зовёт человека в бесконечное, пробуждая в нём тоску, печаль
-
красный цвет – живая, подвижная, беспокойная краска. Вызывает ощущение силы, энергии, радости.
-
Фиолетовый цвет вызывает ощущение чего-то болезненного, погасшего…
Так же и другие цвета могут эмоционально воздействовать, каждый по-своему.
Кандинский пишет, что «художник кроме глаза должен воспитывать и свою душу, чтобы она приобрела способность тончайшим образом взвешивать цвет, действуя в качестве определяющей силы не только при восприятии внешних впечатлений (иногда, правда и внутренних), но и при создании произведений искусства»
После краткого ознакомления с некоторыми мыслями, изложенными в книге Кандинского, возможно абстрактное искусство будет более понятным.
Заключительная часть урока
Учитель предлагает внимательно рассмотреть картину Кандинского «Композиция №6» и дать краткое описание этой картины в тетради.
Несколько учеников прочитают своё видение этого произведения.
«А теперь сравним - что пишет по поводу этого произведения искусствовед:
«Эта картина представляет собой форму, которая была желанной целью. Наконец-то художник одержал полную победу, развернув в пространстве живописно-пластическую ситуацию и достигнув цельности и завершённости художественного образа.
Мотив достигает крайнего напряжения, уподоблен некой катастрофе, взрыву, потопу. Пятна и линии действуют в этих сценах, как живые существа. Но то, что это не конкретные люди, животные, или предметы, а абстрактные формулы, лишь усиливает выразительность пластического события. Трагедия разворачивается в условном времени, содержит в себе катарсис (термин античной эстетики, означающий очищение души от вредных страстей искусством), гармоническое очищение, казалось бы, неразрешимых противоречий.
Строя свои композиции, Кандинский не измышляет, а лишь направляет и контролирует то, что является его воображению. Его метод характеризуется этим единством сознательного и стихийного, интуитивного и рационального»
Итак, в заключение можно сказать, что абстрактное искусство – это не есть что-то чуждое, непонятное, оно несёт в себе смысловое значение, это искусство касается высокой сферы духовности человека.
Задание - учащимся предлагается дома подготовить ответы на вопросы, написать картину – дать образное изображение своего настроения, или волнующей ученика проблемы, темы методом абстрактной живописи.
По возможности прослушать произведения классической музыки:
И.С.Бах «Токката и фуга ре минор»
Л.В. Бетховен «Соната №14 (Лунная)»
Раздаточный материал
Абстракционизм – гармония беспредметности
«Живопись нынче ещё почти исключительно ограничена натуральными формами, взятыми напрокат из натуры. И нынешняя её задача – испытать, взвесить свои силы и средства, познать их, как музыка поступила с незапамятных времён…»
В.В.Кандинский
Абстракционизм (от лат. – «отвлечение») – широкое направление в искусстве 20 века, в котором произведение основано исключительно на формальных элементах (линия, цветовое пятно, отвлечённая конфигурация)
Кандинский Василий Васильевич, 1866 –1944г.г. – российский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий.
Произведения В.В.Кандинского:
«Композиция №6», «Композиция №7», «Композиция №8», «Композиция №9», «Импровизация №7», «Озеро», «Контрастные звуки», «Чёрное и фиолетовое», «Жёлто-красно-голубое», «На белом»
Тезисы из лекции «Абстракционизм – гармония беспредметности»
Важной задачей Кандинский считал поиск новых способов выражения духовного начала, освобождённых от материальных оков – решающий шаг в новое измерение.
«Озеро» - в этой картине не только разворачивается какое-то действие, но и заложен глубокий философский смысл – синие полосы можно принять за обозначение космичности, множественности миров, столкнувшихся друг с другом, слившихся в некое вселенское бытиё.
Кандинский приобщает зрителя к мистическим тайнам рождения Вселенной и её гибели.
Кандинский - «О духовном в искусстве»:
Воздействие цвета.
Краски «благоухают»
Понятие «слышание красок»
«Живопись с помощью своих сил вырастает до искусства в абстрактном смысле, достигает чисто художественной композиции»
«Форма может существовать самостоятельно, как изображение предмета, или как чисто абстрактная…Она имеет свой образ.
Но цвет не может существовать самостоятельно, он заключён в форму… Количество красок и форм бесконечно – бесконечно число комбинаций…
Исходной точкой является исследование цвета:
1.Движение цвета:
от зрителя (духовно) – холодное (синее),
к зрителю (телесно) – тёплое (жёлтое)
-
эксцентрическое – жёлтое,
-
концентрическое – синее
-
тёплые цвета – к жёлтому цвету – к зрителю,
-
холодные – к синему цвету – от зрителя,
-
синий цвет может тормозить движение жёлтого цвета.
-
Эмоциональное воздействие цвета:
-
жёлтый цвет беспокоит, будоражит человека,
-
чем ближе к синему цвету, тем спокойнее,
-
синий цвет есть цвет торжественный, сверхземной, углублённый.
-
зелёный – спокойный цвет,
-
белый цвет НЕ-цвет, символ вселенной, у которой все краски исчезли,
-
чёрный цвет – внутренне звучит как мёртвое Ничто, как вечное безмолвие,
-
красный цвет – безгранично тёплая, подвижная, беспокойная краска,
-
светлый красный – энергия, радость, триумф,
-
фиолетовый цвет – охлаждённый красный. Имеет характер чего-то болезненного, печального.
Художник тончайшим образом взвешивает цвет при создании произведения искусства
Вопросы
-
Что такое абстракционизм?
-
Почему Кандинский стремился к беспредметной живописи?
-
Что выражает абстрактное искусство?
-
Почему считается, что при восприятии абстрактного искусства
художник и зритель – соавторы?
-
Дать описание одного из произведений искусства Кандинского.
-
Дай образное изображение твоего настроения, проблемы или волнующей тебя темы методом абстрактной живописи.
Достарыңызбен бөлісу: |