Национальный Университета Узбекистана



бет1/3
Дата19.07.2016
өлшемі0.89 Mb.
#210717
  1   2   3
Министерство Высшего и Среднего Специального Образования

Национальный Университета Узбекистана


имени Мирзо Улугбека.

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ

ОТНОШЕНИЙ И ДИПЛОМАТИИ

(Учебно-методическое пособие)

ТАШКЕНТ – 2002


Авторы составители : к.и.н., и. о.доц. А.Г.Холлиев.

к.и.н. доц. А.С.Татыбаев.

Рецензенты: к.и.н. доц.У.В.Рахмонов.

к.и.н. У.Мавлонов.

Ответственный редактор: к.и.н. доц. З.Р.Ишонходжаева

Рекомендовано к изданию на заседании Учебно-методического Совета Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека 29 января 2002 года (пртокол №5)


Оглавление.



Т Е М А

1.

Международные связи и дипломатия в Древнем Востоке.

2.

Международные отношения и дипломатия в Древней Греции.

3.

Международные отношения и дипломатия в Древнем Риме.

4.

Византия и государства «Варваров».

5.

Международные отношения и дипломатия в раннем средневековье.

6.

Международные отношения и дипломатия периодаа феодальной раздробленности.

7.

Международные отношения и дипломатия в XI – XV вв.

8.

Международные отношения и дипломатия в XVI – первой половине XVII в.

9.

Международные отношения и дипломатия во второй половине XVII-XVIII в.

10.

Наполеоновские войны.

11.

Международные отношения в 20-60-е годы XIX в.

12.

Франко-прусская войнаа (1870-1871 гг.).

13.

Международные отношения (1871-1914 гг.).

14.

Первая Мировая война (1914-1918 гг.)

15.

Международные отношения и дипломатия после Первой Мировой войны.

16.

Международные отношения и дипломатия накануне Второй Мировой войны.

17.

Вторая Мировая война (1939-1945 гг.).

18.

Международные отношения после Второй Мировой войны (1945-90-е гг.).


Тема 1: Международные связи и дипломатия в Древнем Востоке.

ПЛАН:

  1. Документы по международным отношениям и дипломатии в Древнем Востоке.

  2. Международные отношения и дипломатия в Древней Индии.

  3. Международные отношения и дипломатия в Древнем Китае.

История Древнего Востока сохранила для нас некоторое количество документов - дипломатических писем, договоров и других международных актов, свидетельствующих об оживлённых отношениях между древневосточными царствами.

Уже в III тысячелетии до н.э. египетские цари делали попытки завязать отношения с соседними странами. В эпоху царей VI династии (XXV в. до н.э.) египтяне сняражали посольские экспедиции в страну Пунт (южное побережье Красного моря).

К началу II тыс. до н.э. сношения Египта с соседними государствами сделались более частыми. При царском дворе появилась особая категория служителей, которых посылали гонцами к другим народам.

Египет при XVIII династии (середина II тыс. до н.э.) играл первенствующую роль в международной жизни Древнего Востока. Египтяне поддерживали оживлённые связи с Митанией, Вавилоном, Ассирией, государством Хеттов, Критским царством и островами Эгейского моря, с сирийскими и палистинскими князьями. Дипломатической перепиской в Египте заведовала особая государственная канцелярия по иностранным делам.

Из многочисленных памятников древневосточной дипломатии наибольший интерес представляют эль-амарнская переписка и договор египетского фараона Рамсеса II с царём хеттов Хаттусилем III, заключонный в 1296 г. до н.э. В 1887-1888 гг. в местности Амарна (правый берег Нила в Среднем Египте) был открыт архив, содержащий дипломатическую переписку фараонов XVIII династии - Аменхотепа III и его сына Аменхотепа IV (середина II тыс. , XV-XIV вв. до н.э.).

Большую часть эль-амарнского архива составляют письма сирийских и палестинских князей к фараону, от которого они зависели. Главное содержание писем составляют: обмен взаимными любезностями и приветствиями, переговоры о заключении браков, просьбы о присылки военной помощи, золота и подарков, жалобы, доносы и т д. В письмах имеются также сведения об отправке караванов.

В эль-амарнском архиве сохранились дипломатические письма вавилонских и миттанийских царей к Аменхотепу III и Аменхотепу IV. Сближение Египта с Вавилоном и Миттани стимулировалось общей угрозой со стороны царства хеттов, которое уже в XIV в. до. н. э. достигло большого могущества.

XIV-XIII вв. до. н.э. были заполнены ожесточёнными войнами между хеттами и Египтом. Войны эти истощили обоих противников. Общее ослабление и возможность нападения ассирийцев заставили борющиеся стороны пойти на обоюдные уступки и заключить дружественное соглашение в 1296 г. до. н.э. Мирный договор был подписан фарооном ХIХ династии Рамсесом II и хеттским царём Хаттусилем III. Договор сохранился в трёх редакциях (надписях) - двух египетских, в Карнаке и Рамсее, и одной хеттской, открытой в Богаз-Кёе. Сохранился не только текст договора, но и упоминание о переговорах, предшествовавших его заключению.

Обмен дипломатическими письмами и посольствами продолжался и после заключения «прекрасного договора». Обменивались письмами не только цари, но и царицы.

Интереснейшим памятником древневосточной дипломатии и международного права являются законы Ману (I в. н.э.)

Согласно индийскому преданию, законы Ману - божественного происхождения: относятся они к эпохе легендарного Ману, почитавшегося родоначальником арийцев. По своему характеру законы Ману представляют собой свод различных древнеиндийских постановлений, касающихся политики, международного права, торговли и военного дела. Эти правила складывались на протяжении всего I тыс. до. н.э.

Индийские правители вели активную внешнюю политику, заключавшуюся в сношениях и переговорах не только между царями различных древнеиндийских государств, а также и с соседними государствами, расположенными за пределами индийского полуострова. Так, основатель мощной древнеиндийской державы Маурья - Чандрагупта имел взаимовыгодные отношения с одним из приемников Александра Македонского - Селевком.

Международные отношения между правителями державы Маурья и царями эллинистических государств продолжались и в III в. до н.э. При внуке Чандрагупты - царе Ашоке - индийские послы посещали не только государство Селевкидов, но доезжали даже до Македонии.

В I-II вв. посольства от индийских правителей Кушанского царства прибывали в Римскую империю. О приездах индийских послов к императору Августу упоминает географ Страбон. Известно также посещение индийским послом Римской империи при императоре Трояне около 100 г. н.э.

Первые государственные образования, возникшие на среднем течении реки Хуанхэ ещё в начале II тыс. до н.э., с течением времени (XII в. до. э.) слились в единое большое царство. В I тыс. единое древнекитайское государство распалось на ряд крупных и мелких царств, которые с VIII в. до н.э. стали совершенно самостоятельными. Эти государства, то враждуя между собою, то вступая в дружественные переговоры и заключая союзы, находились в тесных взаимоотношениях.

Древнекитайские государства неоднократно подвергались набегам кочевых племён - гуннов. Для защиты от этих набегов правители древнекитайских государств вынуждены были объединяться в союзы, а в середине VI в. до н.э. заключили соглашение, предусматривавшее отказ от разрешения спорных вопросов с помощью военной силы и обязательное обращение обеих конфликтовавших сторон к третейскому суду.

В середине III в. до н.э. Чжэн, повелитель царства Цинь, объединил под своей властью всю центральную часть современной территории Китая по течению рек Хуанхэ и Янцзы. Чжэн, принявший титул Цинь-Ши-Хуанди, организовал ряд экспедиций для покорения соседних племён и народностей.

При царях династии Хань (206 г. до. н.э. - 220 г. н.э.) сложилось мощное централизованное государство. В эту эпоху в китайских канцеляриях тщательно записывались все важнейшие события внутренней и внешнеполитической жизни. Руководители китайских посольств обязаны были давать подробные письменные отчёты о выполнении поручавшихся им миссий, сведения о которых сохранились до нашего времени в передаче историков.

Энергичную внешнюю политику проводил император У-ди (140-87 гг. до н.э.). В 138 г. до. н.э. он отправил посольство во главе с военачальником Чжань Цанем в далёкие «западные» земли.

В ходе своего путешествия посол собрал сведения об общественном и государственном строе народов Средней Азии и Ирана, об их военных силах, городах и торговых путях. После многолетних приключений Чжань Цань вернулся на родину в 126 г. до н. э.

Китайские послы ездили и в южные государства и способствовали их подчинению правителям Китая. Во многом благодаря деятельности китайских послов в 111 г. до. н.э. почти без сопротивления было подчинено государство Нан-Нюэ

В I в. до н.э. Китай неоднократно посещали посольства парфянских царей и происходил обмен с Парфией караванами, передвигавшимися по «великому шёлковому пути».

Энергичную деятельность в области международных отношений развил китайский военачальник и дипломат Бан Чао, который в конце I в. н.э. сумел нанести жесточайшее поражение гуннам, раз и навсегда отбросив их от границ Китая. В 90-х гг. н.э. Бан Чао подчинил власти китайского императора значительную часть областей Средней Азии и дошёл до города Мерва. Бан Чао пытался также установить дипломатические отношения с Западной Римской империей (Та-Цинь - Западная Цинь). Однако из-за препятствования парфян, не желавших заключения союза между римлянами и китайцами, сделать это не удалось.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1948, 1953, 1970.

  2. Всемирная история. М., 1955, 1956. Т.-I-II

  3. История дипломатии. М., 1959 Т. I

  4. Источниковедение истории Древнего Востока. М., 1984.

  5. Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке. М., 1984.

  6. Струве В.В. История Древнего Востока. М., Л., 1940.

  7. Котрелл Л. Во времена фараонов. М., 1982.

  8. Герни О.Р. Хетты М., 1982.

  9. Законы Ману. М., 1960.

  10. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985

  11. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982

  12. Крюков М.В., Переломов Л.С., Сафронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.

Тема 2: Международные отношения и дипломатия в Древней Греции.

ПЛАН:

  1. Проксения и амфиктиония.

  2. Симмахия.

  3. Послы и посольства.

  4. Греко-персидские войны.

  5. Возвышение Македонии.

Древнейшей формой мирных международных связей и международного права в Древней Греции была «проксения», т.е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Через проксенов велись дипломатические переговоры; приходившие в город посольства обращались прежде всего к своему проксену.

Институт проксении лёг в основу всех последующих международных связей древнегреческого мира.

Столь же древним международным институтом были «амфиктионии». Так назывались религиозные союзы, возникавшие возле святилища какого-либо особо чтимого божества. В эти союзы входили племена, которые жили вокруг святилища (амфиктионы - вокруг живущие), вне зависимости от их родственных отношений.

Во время празднеств, на которые собирались племена, запрещалось вести войны и провозглашался «божий мир» (иеромения). Таким образом амфектионии превращались в религиозно-политический институт международного характера.

Амфиктионий в Древней Греции существовало несколько. Самый древней и наиболее влиятельной из них была Дельфийско-Фермопильская амфиктиония. Она образовалась из двух амфиктионий: Дельфийской при храме Апполона в Дельфах и Фермопильской при храме Диметры. В Дельфийскл-Фермопильскую амфиктионию входило 12 племён.

Основной целью Дельфийско-Фермопильской амфиктионии была охрана Дельфийского храма Апполона, его сокровищ и земельных владений. Вместе с тем амфиктиония пыталась установить известные межгреческие, т.е. своего рода международные правила, которые должны были соблюдаться всеми участниками амфиктионии.

Иным видом международных связей в Греции служили договоры о военно-политическом союзе «симмахии». Из них самыми значительными были Лакедемонская и Афинская (Делосская) симмахии.

Лакедемонская симмахия возникла в VI столетии до. н.э. как союз городов и в общем Пелопоннеса. Во главе неё стояла Спарта.

Другим крупным союзом эллинских городов была Афинская, или Делосская, возглавлявшаяся Афинами. Она была образована во время греко-персидских войн для борьбы с персалам. С течением времени Делосская симмахия превратилась в Афинскую державу (архэ).

Отношения между обоими симмахиями были враждебными. В конце концов во второй пол. V в. до н.э. это привело к Пелопоннеской войне (431-404 гг. до н.э.), в которую оказалась втянута почти вся Греция.

Афинская симмахия была уничтожена после поражения Афин в Пелопоннеской войне 404 г. до н.э. Однако несколько позднее, в 378 г. до н.э. афиняне вновь объединили вокруг себя островные полисы, создав второй Афинский морской союз, распавшийся в 355 г. до н.э.

В IV в до н.э. сложились союз биотийских городов во главе с Фивами и союз сельских общин Эталии, а в начале III в. до н.э. возник союз ахейских городов. В отличии от предыдущих симмахий Эталийский и Ахейский союзы возглавлялись не какой либо одной общиной: входившие в них селения и полисы выбирали общесоюзное правительство.

Возникавшие между общинами и полисами конфликты разрешались при посредстве специальных уполномоченных, или послов в ХVII - VIII вв. до нашей эры они назывались вестниками ( керюкс, ангелос ), в VIII - IV вв. до н.э. - старейшинами (пресбейс).

Число членов посольства бывало различным : оно определялось от условий данного момента. Цель посольства определялась инструкциями, которые вручались послам. Инструкции оформлялись установленным образом: они представляли собой грамоту состоявшую из двух сложенных вместе навощенных дощечек ( дипломата). Отсюда и происходит сам термин «дипломатия».

Одной из важных страниц древнегреческой истории явились греко-персидские войны.

К концу VI в. до н. э. завершилось формирование греческих полисов, сопровождавшееся бурными социально-политическими потрясениями.

Однако в конце VI в. до н. э. для греческих полисов возникла смертельная угроза со стороны соседней могущественной державы Ахеменидов.

Захватив греческие города Малой Азии и острова восточной части Эгейского моря, персидские правители намеривались покорить полисы Балканской Греции.

Греческие полисы были развитыми торгово-ремесленными городами, довольно населенными, с высокой культурой и потому могли принести персидской казне большие выгоды. К тому же захват Балканской Греции был важен со стратегической точки зрения, поскольку отдавал в руки великого царя все Восточное Средиземноморье.

Для балканских полисов персидская угроза рассматривалась как смертельная опасность для самого их существования. В ходе греко-персидских войн решалась судьба греческих полисов. По сути эта война явилась борьбой двух различных общественно-политических систем, двух миров.

Греко-персидские войны, датируемые 500-449 гг. до н. э., явились одним из самых продолжительных военных столкновений в мировой истории.

Военные действия в греко-персидских войнах велись не непрерывно, а распадались на ряд военных компаний, более или менее продолжительных.

Победа греков над сильнейшим врагом оказала огромное воздействие на развитие всех направлений общественно-экономической, политической и культурной жизни древних греков, способствовала высочайшему расцвету древнегреческой цивилизации в V-IV вв. до н. э.

IV век до н. э. ознаменовался возвышением Македонии. Особенно большую роль в усилении Македонии, превращении ее в самое сильное государство в греческом мире сыграл македонский царь Филипп II (359-336 гг. до н. э.), выдающийся политик, дипломат.

Филипп II, проведя целую серию различных реформ, превратил Македонию не только в одно из сильнейших государств греческого мира, но и в соперницу мировой персидской державы.

В результате дипломатических и военных действий Филиппа II в Греции утвердилась македонская гегемония, юридическое закрепление которой произошло в 337 г. до н. э. на общегреческом конгрессе в Коринфе.

Одним из важнейших решений Коринфского конгресса было объявление священной войны Персидской монархии. В 336г. Филипп II переправил в Малую Азию десятитысячную армию, но вскоре после этого он был убит одним из придворных. Македонским царём был провозглашён его сын Александр, который одновременно стал и гегемоном Эллинского союза. С именем и деятельностью Александра Македонского связано и сокрушение Персидской монархии и создание огромной державы. Именно с походов Александра Македонского начинается новая эпоха греческой истории, получившая название эллинизма.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Античная Греция. / Под ред. Е.С. Голубцовой. М., 1983. Т. I-II.

  2. Античная цивилизация /Под ред. В.Д. Блаватского. М., 1973.

  3. История Древней Греции. /Под ред. В.И. Кузищина. М., 1986.

  4. История дипломатии. М., 1959. Т.I

  5. Бокщанин А.Г. История международных отношений и дипломатии в древнем мире. М., 1948.

  6. Хрестоматия по истории Древней Греции. /Под ред. Д.П. Каллистова.

  7. Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Александр Македонский и Восток. М., 1980.

  8. Яйленко В.П. Греческая колонизация VII-III вв. до н.э. М., 1982.



Тема 3: Международные отношения и дипломатия в Древнем Риме.

ПЛАН:

  1. Формы международных связей в Риме.

  2. Дипломатические органы.

  3. Внутренняя дипломатия.

  4. Дипломатия в эпоху империи (I-V вв. н.э.)

  5. Соперничество Рима с Карфагеном.

C древнейших времён в Риме существовало право гостеприимства (jus hospitii), напоминавшая греческую проксению. Имелась жреческая коллегия фециалов, которая регулировала возникавшие между племенами и племенными союзами споры и недоразумения. Ни одно важное внешнеполитическое предприятие не могло быть начато, ни кончено без санкции фециалов. В круг их полномочий входили: охрана международных соглашений, обряд формального объявления войны и заключения перемирия.

К должностным лицам, представлявших римскую общину и отдельных её граждан в сношениях с иноплеменниками, относились и так называемые рекуператоры ( reсuperatores). Это были особые выборные судьи числом от 3 до 5, разбиравшие споры о взаимных материальных претензиях, возникавшие между римлянами и представителями соседних городов и племён. В последствии, во II-I вв. д. н.э., суд рекуператоров рассматривал также заявления и жалобы населения римских провинций на действия наместников.

В связи с развитием международных связей появляются в Риме и зачатки международного права. Они содержатся уже в фециальном праве ( jus Fetiale). По мере усложнения экономической жизни и развития мирных взаимоотношений с соседями наряду со старинным «гражданским правом» ( jus civile), которое распространялось только на римских граждан, появляется «право народов» ( jus gentium), регулировавшем отношения между римлянином и иностранцем.

Организация и структура дипломатических органов античного Рима отражает особенности его политического строя.

В Риме классического периода народное собрание решало лишь вопросы об объявлении войны и заключении мира, политическим же руководителем внешней политики являлся Сенат.

В древнейший (царский) период римской истории право посылать посольства принадлежало царю, а послами были фециалы. При республике это право перешло Сенату. Послы назывались легатами и ораторами. Личность посла была защищена обычаем и законом.

Цели посольства могли быть самыми разными: объявление войны и заключение мира, подписание договоров, организация покорённых провинций, третейское улаживание конфликтов и разрешение религиозных споров.

Сенату принадлежало право не только отправлять, но и принимать посольства. Прибывшие в Рим посольства иностранных держав делились на две категории: 1) посольства враждебных государств, 2) посольства дружеских государств.

Своеобразную черту поздней античной системы международных отношений представляет внутренняя дипломатия. Своего высшего развития внутренняя дипломатия достигла в период Римской империи. При неопределённости отношений между отдельными частями и центром в Римской империи невозможно установить точную грань между её внутренней и внешней политикой, ни между внутренней и внешней дипломатией.

С точки зрения государственного права Рима каждый город (муниципий) и даже более мелкие единицы рассматривались как самостоятельные политические тела, как бы государства в государстве. Одним из выражений этой самостоятельности являлось право посольства ( jus legationis).

Каждая из названных организаций (провинций, муниципиев, союзов, корпораций) могла посылать посольства в центр, заключать договоры с соседями и пр., одним словом, действовать как юридически самостоятельная единица или сторона. На этой почве, собственно, и развивалось единственное в своём роде право народов, о котором упоминалось выше.

В период империи всё управление государством перешло в руки императора. Сенат продолжал существовать, но из руководящего органа государства, каковым он был при республике, превратился в совет при императоре.

Соответствующим образом изменилось и управление делали внешней политики и дипломатии. В императорский период все внешнеполитические вопросы подлежали ведению императора (принцепса).

Дипломатия превращалась в функцию императорских чиновников. Послы в эпоху империи не выбирались, а назначались, как и все чиновники принцепсом. Со времени Клавдия (середина I в. н. э.) посольскими делами ведала личная канцелярия императора, возглавляемая императорским секретарем. Вместе с тем эта канцелярия являлась высшим административным органом всей империи.

Законодательство в отношении послов иностранных государств при империи оставалось тем же, каким оно было и при республике.

В истории международных отношений Древнего Рима пожалуй самым драматичным моментом явилось соперничество с Карфагеном.

До 264 года до н. э. Рим и Карфаген находились в мирных отношениях. Торговля и мореплавание регулировались особыми договорами. Договор от 280 г. до н. э. касался не только торговых отношений Рима и Карфагена, но и политических. Пока Рим был занят покорением Аппеннинского полуострова, Карфаген - завоеванием Северной Африке, их интересы не сталкивались. Однако после проникновения римлян в Южную Италию положение изменилось. Римская республика превратилась в сильное государство, претендовавшее на господство не только на Аппенинском п-ове, но также и на соседних территориях, в первую очередь, на больших островах Средиземноморья, в частности на богатой Сицилии. Эти притязания вели к столкновению с Карфагеном, обеспокоенным усиление и экспансией Рима.

Неизбежная схватка двух держав за раздел сфер влияния выразилась в продолжительных и кровопролитных войнах, получивших название Пунических. В результате трёх Пунических войн-1-я Пуническая война состоялась в 264-241 гг. до н.э., 2-я Пуническая в 218-201 гг. до н.э., 3-я Пуническая 149-146 гг. до н.э. - Карфаген был сокрушён и полностью уничтожен.

Победа в Пунических войнах имела большое международное значение. Став господином Западного Средиземноморья, Рим превратился в сильнейшее государство Средиземного мира той эпохи. Рим приобрёл много новых территорий за пределами Аппенинского п-ова: Сицилия, Сардиния и Корсика, Карфагенские владения Иберии, переименованные римлянами в Испанию, Северная Италия и др.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бокщанин А.Г. История международных отношений и дипломатии в Древнем мире. М., 1948.

  2. История Древнего Рима. / Под. Ред. А.Г. Бокщанина и В.И. Кузищина М., 1971, изд. 2. М., 1981

  3. История дипломатии. М., 1959 Т. I

  4. Ковалёв С.И. История Рима. Л., 1986

  5. Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики ( II в. до н.э.) М., 1986

  6. Всеобщая история государства и права. Часть 1 «Древний мир» вып. 1-2 М., 1944-45

  7. Бокщанин А.Г. Лекции по истории Древней Греции и Риму. М, 1952.

  8. Всемирная история. ТТ. I-II. М., 1955-56гг.

  9. Утченко С.Л. Древний Рим. События, люди, идеи. М., 1969

ТЕМА 4: Византия и государства «варваров».


ПЛАН:

  1. Римская империя и варвары.

  2. Византийская дипломатия

  3. Посольское дело в Византии ( VI-X вв.)

С конца IV в. н.э. волны нашествий германских племён давно прорывавшиеся через границы Римской империи затопляют одну провинцию за другой. Империя к этому времени находилась в состоянии внутреннего разложения и кризиса.

Западная империя, в которой внутренний кризис зашёл особенно далеко, теряла область за областью. Но и оказавшаяся более прочной Восточная империя здерживала натиск варваров лишь с крайним напряжением сил. Вестготы опустошили в начале V в. Балканские провинции Восточной Римской империи, разгромили Италию и разграбили Рим. В Испании и юго-западной Галлии вестготы основали своё королевство. Вандалы, свевы, бургунды, франки отнимали у империи провинцию за провинцией. Кочевники-гунны, прошедшие длинный путь от северных границ Китая, в IV-V вв. захватили огромные пространства от Волги до Рейна, создали свою могучую державу.

Как восточной, так и Западной империи приходилось не только воевать с варварами, но и вступать с ними сложные политические сношения. На этой почве возникали дипломатические отношения между варварами и Римской империей, или, вернее, двумя Римскими империями.

Варвары, размещаясь в областях Западной империи, быстро переходили к новым общественным порядкам. Между возникшими варварскими королевствами границы были не ясны и не установлены. Споры разрешались не только оружием, но и путём переговоров. По мере образования варварских королевств неизбежно возникает у них и своя дипломатия.

Образцом для варварских королевств была дипломатическая служба Восточной Римской (Византийской) империи. Сохранив старые римские традиции, византийская дипломатия оказала огромное влияние на всю дипломатию средневековья. Как принципы, так и внешние приёмы византийской дипломатии ярче всего выразились в деятельности императора Юстиниана I (527-565 гг.), в период царствования которого Восточная Римская империя достигла наивысшего могущества.

Юстиниан комбинировал искусную дипломатическую игру с военными ударами, которые расширили пределы его империи далеко на запад.

Главной задачей византийской дипломатии была заставить варваров служить империи, вместо того, чтобы угрожать ей. В Константинополе зорко следили за раздорами в княжеских родах варваров. Важно было не давать им усилиться, умело натравливать друг на друга, ослаблять их взаимными усобицами. Умение обращаться с соседями, как с шахматными фигурами, отличала дипломатию Юстиниана. Он возвёл взаимное натравливание в целую систему.

Кроме того, военное вмешательство во внутренние дела других государств было одним из средств политики Юстиниана. Всего ярче эта политика выразилась в войнах с вандалами и остготами.

Дипломатия служила развитию торговли, расширение торговых связей в свою очередь использовалось Византией как одно из сильнейших орудий дипломатии.

Распространение христианства также было одним из важнейших дипломатических орудий византийских императоров. Так, большой дипломатической победой Византии было распространение христианства на Руси. В обращённых в христианство странах утверждалось византийское влияние. Духовенство, зависимое от Византии, играло огромную роль в варварских государствах как единственный носитель грамотности.

Ведомство иностранных дел, которое находилось под управлением первого министра ( Magister officiorum, впоследствии «логофет дрома») располагало огромным штатом, держало переводчиков со всех языков, выработало сложный порядок приёма послов.

При константинопольском дворе выработались определённые правила посольского дела. Посол являлся представителем государя и мог вести переговоры лишь в пределах предоставленных ему полномочий. За нарушение этого правила послу грозило тяжёлое наказание. Лишь в очень редких случаях представителям императора давалось разрешение вести переговоры на свой страх и риск.

Обычно послами бывали люди высокого ранга. В Византии нередко специально давались высокие титулы, если они их не имели раньше.

Византийским послам предписывались определённые правила поведения в чужих странах. Посол должен был проявлять приветливость, щедрость, хвалить всё, что увидит при чужом дворе, но так, чтобы это не было в укор византийским порядкам; он должен был сообразоваться с обстоятельствами, не навязывать силой того, чего можно добиться иными средствами.

Формально ему предписывалось не вмешиваться во внутренние дела государств. Но на деле это не всегда соблюдалось. Заключённый послами договор считался действительным лишь после его ратификации императором.

Принцип неприкосновенности послов рано был усвоен всеми варварами. Однако следует отметить, что в посольствах варварских королей выступают кое-какие черты, чуждые византийским обычаям. Среди варварской знати было мало образованных людей, способных вести самостоятельно письменную часть переговоров. Поэтому в королевских посольствах обычно участвовали духовные лица, что у византийцев бывало редко.

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Медведев И.П. Очерки византийской дипломатики. Л., 1988.

  2. Курбатов Г.Л. История Византии (историография). М., 1975.

  3. Буданова В.П. Готы в эпоху великого переселения народов. М., 1990.

  4. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение Германских королевств (до сер. VI в.) М., 1984.

  5. Удальцова З.В. Италия и Византия в VI в. М., 1959

  6. Курбатов Г.Л. История Византии. (От античности к феодализму) М., 1984.

  7. Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X-XI вв. М., 1977.

  8. Левченко М.В. История Византии. М., 1940

  9. Сказкин С.Д. История международных отношений и дипломатии в средние века. М., 1948

  10. История дипломатии М., 1959 Т. I

ТЕМА 5: Международные отношения и дипломатия в раннем средневековье.


ПЛАН:

  1. Дипломатия римских пап.

  2. Карл Великий.

  3. Дипломатия арабов.

  4. Древняя Русь.

Приемы римской дипломатии распространялись среди варварских королевств не только Византией, но и папской курией, которая сохранила многое из обычаев и приёмов старой императорской канцелярии.

Влияние папской дипломатии сильнейшим образом сказывалось на всём ходе политической истории средневековья.

Международное положение папства крайне осложнилось с падением Западной Римской империи и установлением в Италии власти варваров. Поэтому папы возлагали большие надежды на византийского императора. В Константинополе папы держали постоянных резидентов, так называемых апокрисиариев. Помимо чисто церковных дел, апокрисиариям поручалось наблюдение за политическими настроениями при византийском дворе.

После захвата Юстинианом Италии и последовавшего вскоре завоевания большей части Апеннинского п-ова лангобардами папы превратились в государей Рима, номинально подчинённых византийскому императору, но фактически почти независимых. Однако влияние Византии постепенно слабело. Зато на Западе усиливалась Франкское государство, в котором папы видели опору как против Византии, так и против лангобардов.

Ослабленное после арабских завоеваний VII в. Византия не могла оказать противодействие римским папам, которые постепенно добились независимости от византийских императоров и превратились в самостоятельных государей.

Для защиты же от лангобардов папы обратились к франкам, которые в середине VIII в. вторглись в Италию и разбили лангобардов. В договоре 754 г. лангобардский король обязался не только оставить в покое Рим, но и отдать папе города Равенну, Римини, Урбино и др. Понадобилась, однако ещё одна военная экспедиция, чтобы заставить лангобардского короля выполнять свои обязательства. Так была создана Папская область- светское государство пап.

Между франкским королём и папой установилась тесная связь, выражавшаяся в постоянных посольствах, которыми они обменивались, а также в их совместных посольствах к византийскому и другим дворам. Во всех этих посольствах папские послы играли подчинённую роль. Папы были не совсем свободны в своих внешних сношениях и были принуждены спрашивать «советов» у франкских государей. Особенно усилилась зависимость папы при Карле Великом (768-814).

Империя Карла Великого стала крупнейшей силой в Европе. Отношения с Византией занимали важнейшее место в дипломатии Карла.. В то время как Византии приходилось с трудом отбиваться от арабов, болгар, аваров и влияние её слабело, авторитет Западной империи сильно возрос. Карл получил ряд привилегий на Востоке. «Святые места» в Палестине, бывшие раньше под покровительством византийского императора перешли теперь под опеку Карла. В год его коронации иерусалимский патриарх передал ему ключи от «гроба Господня» вместе с ключами и знамёнами Иерусалима.

К Карлу в его столицу Ахен стекались послы из Дании, Англии и других стран. К нему направляли посольства Альфонс II, король Астурии, шотландские короли. Все они искали союза и дружбы с императором Запада. Карл Великий также обменивался посольствами и с багдадским халифом Харун-ар-Рашидом.

В течении столетия, начиная с 30-х годов VII в., создавалась огромная держава арабов. Внешние связи Арабского халифата простирались от Китая до крайнего запада.. Дамаск, резиденция Омейядов, был одним из величайших столиц мира. Культура, методы правления,. а также приёмы внешних сношений государства Омейядов складывались под сильнейшим влиянием традиций Византии и отчасти сасанидской Персии.

Огромный халифат Омеядов начиная с середины VIII в. стал распадаться. Первое место среди арабских держав занял Багдадский халифат Аббасидов, при дворе которых преобладали иранские традиции. В сложной системе государственного управления аббасидского халифата внешними сношениями ведал «диван-ар-расаиль» - министерство корреспонденции. В нём выработались определённые формы делопроизводства и церемониала.

Несколько более поздние источники - политические трактаты и мемуары XI в. - могут быть использованы для характеристики приёмов аббасидской дипломатии и международных отношений. Особенно интересны мемуары Абу-л-Фазла Бейхаки (995-1086гг), в течении 19 лет служившего в «диван ар-рисаиль» у султанов - Газневидов, правителей сильного мусульманского государства, образовавшегося в Х в. на территории нынешнего Афганистана и Северо-западной Индии. Другим источником ХI в. является трактат «Сиёсат-наме» Низам-аль-Мулька, знаменитого визира Сельджукидского государства. В этом трактате есть главы, специально посвящённые посольскому делу.

В целом можно сказать, что традиции византийской дипломатии и очень близкой к ней по приёмам дипломатии сасанидской Персии расцвели на Востоке пышным цветом.

В 1Х в. в Приднестровье и в примыкающих к нему областях сложилось могущественное древнерусское государство. В результате войн и завоеваний уже к концу IX в. древнерусское государство достигло такой силы и могущества, что соседние народы не могли не считаться с ним.

Древнерусское государство очень рано вступило в сложные международные отношения.

Русь имела связи на юге с Византией и Болгарским государством придунайских славян, на востоке с Хазарским каганатом и Волжской Болгарией, на севере со Скандинавией. С последней киевских князей связывали давнейшие династические отношения. Оттуда черпали князья наёмные военные силы, оттуда шёл непрерывный приток варяжских искателей приключений. Через Хазарию проходила торговая дорога в страны Центральной Азии, куда руссы сплавляли пушнину и рабов. Одно время хазарские каганы пытались оспаривать у князей древней Руси сбор дани с населения Приднепровья.

Большое влияние на историю восточного славянства оказало соседство с Византией.

Для древней Руси Византия служила рынком, куда князья и дружинники сбывали меха, рабов и откуда они получали тканные золотом материи, а также другие предметы роскоши. В Царьграде «языческая Русь» знакомилась с великолепием культуры Византии. Богатства и роскошь Царьграда служили постоянной приманкой для завоевателей: Ряд опустошительных походов Руси на черноморские владения Византии и самый Константинополь тянется с IX до XI века.

Византия очень рано стала стремиться втянуть могущественную Русь в свою политическую систему и тем самым, во-первых, ослабить опасность, грозившую империи с её стороны, а во-вторых, - использовать Русь в собственных интересах.

Крещение рассматривалось византийскими императорами и политиками как косвенное признание вассальной зависимости Руси от империи. Однако эта политика Византии в отношении Руси не увенчалась успехом. Киевские князья всякий раз сохраняли свободу действий.

После крещения международные связи Руси значительно расширились и окрепли. Древнерусское государство вступило в сношения не только с Византией, но и с католическими странами Европы как их равный и полноправный партнёр. Внешнеполитические связи Руси не ограничивались лишь с соседними странами (Венгрией, Чехией, Болгарией, Скандинавскими странами и др.), но и развивались и с такими странами как Германия, Франция и т д.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бартольд В.В. Мусульманский мир. П., 1922

  2. Васильев А.А. Византия и арабы. 1925

  3. Сказкин С.Д. История международных отношений и дипломатии в средние века. М., 1948

  4. Шейнман М.М. Краткие очерки истории папства. М., 1952

  5. История дипломатии. М., 1959 Т.I

  6. История средних веков. М., 1990 Т.I

  7. Турский Г. История франков. М., 1987

  8. Международные связи стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы и славяно-германские отношения. М., 1956.

  9. Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956

  10. История стран Азии и Африки в средние века. Часть 1 М., 1987.

ТЕМА 6: Международные отношения и дипломатия периода феодальной раздробленности.


ПЛАН:

  1. Распад империи Карла Великого.

  2. Феодальная раздробленность Европы.

  3. Право частной войны.

Варварские государства, возникшие на основе завоеваний, оказались непрочными. Держава Карла Великого не надолго пережила своего первого императора. Приближение распада чувствовалось и в последние годы жизни Карла. Разложение империи быстро прогрессировало в царствовании его сына Людовика Благочестивого(814-840). Людовик разделил империю между своими сыновьями, сохранив за собой верховную власть. Сыновья начали войну против отца. После его смерти (840) они воевали между собой. Карл Лысый и Людовик Немецкий заключили в Страсбурге договор против старшего брата Лотаря, к которому перешла императорская корона и который хотел на деле осуществить свои императорские права. Страсбургская присяга - это первый дипломатический документ, составленный не по латыни и не по гречески, а на немецком и французском языках. Потерпевший поражение Лотарь пошёл на уступки, и в 843 г. в Вердене был заключён знаменитый договор о разделе империи между тремя братьями. Формально признавалось существование империи, или, вернее, сохранялся императорский титул, который достался старейшему - Лотарю. Но земли империи были разделены на три части. Западные земли империи - «королевство западных франков», которое потом стало называться Францией, - получил Карл; восточную часть - «королевство восточных франков», которое позже стало называться Германией, - получил Людовик; Лотарю досталась территория между владениями Карла и Людовика - обширная полоса от устья Рейна до устья Роны и Италия.

Империя Карла Великого окончательно распалась на ряд самостоятельных государств - Францию, Германию, Италию и Бургундию, или Арелат. Но это были государства лишь по названию. В IX-XI вв. на всей территории Западной Европы господствовала политическая раздробленность. Сила является в конце концов решающим моментом в установлении отношений между отдельными феодальными владениями, и нередко сюзерен трепетал перед сильным вассалом.

При таком положении в сущности терялась граница между государством и частным владением, между публичным и частным правом, между внутренними отношениями и международными.

Обладая правом суда и управления, сбора налогов и чеканки монеты, располагая военной силой, каждый достаточно сильный сеньор мог чувствовать себя самостоятельным государем, мог воевать с кем хотел, мог заключить с кем хотел мирные договоры и союзы. Понятие о международных отношениях запутывалось ещё тем, что при крайней феодальной раздробленности, при множестве мелких границ, разделявших Европу, стирались рубежи между крупными государствами. Понятие сеньории вытесняет понятие государства.

Крупный земледелец является государем, государство является вотчиной.

Право частной войны устанавливается повсеместно. В связи с этим можно говорить и о частной дипломатии. Два феодальных сеньора ведут переговоры как главы самостоятельных государств. Крупные сеньоры чувствуют себя независимыми и в качестве таковых поддерживают отношения как с иностранными, так и со своими королями. Это одинаково относится и к светским и к духовным сеньорам. Выработались формальные приёмы объявления войны и заключения мира через особых вестников, передававших поручения устно или при помощи известных символических действий. Эти вестники потом стали называться герольдами. Они носили гербы своих сеньоров, и их личность считалась неприкосновенной как личность посла.

Церковь, интересы которой часто страдали от феодальной анархии, тщетно стремилась установить известный порядок в этом хаосе. Делались попытки ввести некоторые правила, ограничивающие или хотя бы смягчающие право частной войны.

Несмотря на все стремления королевской власти в разных странах покончить с частными войнами, они упорно продолжались на протяжении всего средневековья. Выступление на историческую арену городов в феодальной Европе в ряде случаев лишь осложняло раздробленность власти. Добавившиеся политической самостоятельности города делаются своего рода коллективными сеньорами со всеми их атрибутами вплоть до права частной войны.

Процессу феодального распада подвергалась и церковь, делавшая бесплодные попытки задержать стремительное распадение франкской монархии.

Начавшийся в середине IX в. решительный разрыв между Западной и Восточной церковью, между католичеством и православием закончился «разделением церквей» в 1054 г.

ЛИТЕРАТУРА:.


  1. История дипломатии. М., 1959, Т. 1.

  2. История средних веков. М., 1990, Т. 1.

  3. Сказкин С.Д. История международных отношений и дипломатии в средние века. М., 1948.

  4. Григорий Турский. История франков / Изд. Подгот. В.Д. Савукова. М., 1987.

Тема 7: Международные отношения и дипломатия в XI-XV вв.
ПЛАН:

  1. Характерные черты международных отношений.

  2. Западная Европа и страны Востока.

  3. Баланс сил на международной арене (XIV-XV вв.).

  4. Крестовые походы.

  5. Вселенские сборы.

  6. Зачатки науки международного права.

В течении XI-XV столетий в Европе складывается определённая система международных отношений; постепенно вырабатываются некоторые дипломатические нормы и традиции.

Однако международные отношения этого периода не приняли ещё достаточно регулярного характера: не было постоянных послов и дипломатических представительств, не сложилось ещё и международное право.

На развитие международных отношений этого периода повлияло несколько факторов: экономический подъём Европы, связанный с появлением городов, расширением внутренней и внешней торговли, стремление правителей крупных государств подчинить себе другие страны, выступая с претензиями на мировое владычество и пытаясь создать универсалистское (всеобъемлющее) государство под своей гегемонией; процессы формирования народностей и складывания государств и др.

В XI-XIII вв. расширялись и укреплялись многоканальные связи между странами Европы и Востока. Этому способствовали и крестовые походы, и торговая деятельность итальянских морских республик, Генуи, Пизы, Венеции, а также посредническая роль Византии.

В 40-е годы XIII века Центральная Европа оказалась перед опасностью монгольского завоевания. Передовые монголо-татарские отряды дошли до Адриатики. Ослабленная крестовыми походами и внутренними раздорами Западная Европа казалась беззащитной перед надвигающейся грозной опасностью. Однако монголы, основательно истощённые к этому времени сопротивлением Руси, повернули в степи Причерноморья и Заволжья.

К концу XIII-началу XIV вв. Священная Римская империя перестала играть ведущую роль в международной политике. Ослабело и политическое могущество папства. Главное место в международной политике занимали такие страны, как Англия, Франция, Кастилия, Арагон.

Самым крупным из международных конфликтов этого времени явилась Столетняя война между Францией и Англией (1337-1453). Столетняя война, закончившаяся в конце концов победой Франции имела важные международные последствия. В результате неё завершилась политическая консолидация Франции ;4 она, как XII-XV вв. и Англия, стала оказывать всё большее влияние на европейскую международную политику.

Большое влияние на международную обстановку XI-XIII вв. оказали крестовые походы. Крестовые походы представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья, продолжавшиеся почти два столетия - с 1096 по 1270 гг. Их организатором являлась Католическая церковь, которая предала им характер религиозных войн - борьбы христианства (символизируемого знаком креста) против мусульманства. Крестовые походы были порождены, в первую очередь, ростом агрессивности западноевропейских феодалов, их стремлением к захвату богатых земель на Востоке, к увеличению собственных доходов и богатств. В крестовых походах была заинтересована также католическая церковь, добивавшаяся расширения сферы своего влияния посредством подчинения восточных земель.

Крестовые походы составили один из важнейших этапов в истории международных отношений и дипломатии. В ходе их западные народы приходили в столкновение со странами мусульманского Востока и с Византией. Вместе с тем крестовые походы оказывали сильное влияние на взаимоотношения между западноевропейскими державами. Разыгрывается длительная борьба за преобладание на Средиземном море между Византией, Венецией, южно-итальянским государством норманнов (Сицилийское королевство), Францией, Англией, Священной Римской империей. Государства Запада и Востока втягиваются в различные союзы и коалиции. При этом феодальный Запад усваивал дипломатические приёмы и восточной, и византийской дипломатии. Кроме того, образование государств крестоносцев на Востоке, вызвало к жизни новые формы дипломатических отношений, например консульскую службу, поскольку появилась необходимость защищать в новых государствах торговые интересы представителей отдельных стран.

В XII-XIV вв. в международной политике большое влияние приобрели и Вселенские сборы.

На созывавшиеся папой «вселенские сборы» Западной церкви съезжались представители высшего духовенства, а часто и послы светских государств из всех стран Европы. Поскольку дела церкви постоянно носили политический и международный характер, вселенские сборы можно рассматривать как своего рода предшественников международных конгрессов.

Наука о праве стала развиваться в средневековой Европе со второй половины XI века в учениях так называемых «глоссаторов», которые комментировали положения римского права, сохранившиеся в Юстиниановом своде - Corpus juris civilis. Юстиниановы сборники были посвящены частному, гражданскому праву и лишь мимоходом касались международных отношений. Глоссаторы старались применить формы гражданского права и к международным отношениям, и поэтому у них международное право ещё не могло выделиться в особую, самостоятельную область науки о праве.

Вопросов международного права не могло не касаться и церковное, «каноническое» право, важнейшим памятником которого является сборник, составленный около середины XII в., так называемый «Декрет Грациана». При этом юристы, разрабатывавшие учение канонического права, так называемые «декретисты», гораздо шире, чем глоссаторы, пользовались «естественным правом», иии «правом народов»,. которые у них отождествлялись с божественным правом, заключённом в «Священном писании».

Развитию науки международного права содействовало и то, что юристы-теоретики были в то же время и практическими деятелями. Роль легистов в политической жизни Европы всё расширялась с конца XIII в.

Практическая работа юристов в области международных отношений создавала почву для теоретических обобщений. Международное право как особая отрасль юриспруденции впервые отчётливо выступает в учениях так называемых « постглоссаторов», или «комментаторов», которые стоя в основном на почве римского права, развивали его теории гораздо свободнее, чем глассаторы.

Таким образом, уже с конца XIII в. в учениях постглоссаторов стали складываться зачатки науки о международном праве, систематическое развитие получившем в XVII в.


ЛИТЕРАТУРА:


  1. Басовская Н.И. Столетняя война 1337-1453 гг. М., 1985

  2. Германская экспансия в Центральной и Восточной Европе. М., 1965

  3. История дипломатии. 2-е изд. М., 1959, Т.1.

  4. История средних веков. М., 1990 Т.1

  5. Сказкин С.Д. История международных отношений и дипломатии в средние века. М., 1948

  6. Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах М., 1977

  7. Робер де Клари. Завоевание Константинополя М., 1986

  8. Гробарь В.Э. Вселенские соборы XII-XV веков как орган международного общения «Вопросы истории» №3-4 1945 стр. 86-88

  9. Гробарь В.Э. Вселенские соборы западно-христианской церкви и светские конгрессы XV века. В книге: «Средние века». Вып. 2, 1946, Стр. 253-277.

  10. Герье В.И. Западное монашество и папство. М., 1913

  11. Лозинский С.Г. История папства. 3-е изд. М., 1986

  12. Шейнман М.М. Краткие очерки истории папства.





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет