Научные публикации своеобразие оганчинского золоторудного месторождения



Дата27.06.2016
өлшемі121.79 Kb.
#160278

НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ



СВОЕОБРАЗИЕ ОГАНЧИНСКОГО ЗОЛОТОРУДНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ
Л. А. БЕЗРУКОВА, А. У. КИМ

ООО "Золото Камчатки Эксплорейшн"

 

Открытие Оганчинского золоторудного месторождения (Власов Г.М. 1959) и его промышленная оценка (Большаков Н.М., 2012) разделены временным интервалом в 54 года. За полвека, в связи с последующим изучением многочисленных месторождений территории, изменились взгляды на металлогеническую специализацию молодых вулканических поясов. Была установлена пространственная связь вулкано-тектонических структур и оруденения, выделены типы формаций и продуктивных ассоциаций, парагенетически связанных с ними. Некоторые положения в строении Оганчинского рудного поля и месторождения на основании всех проведённых работ отличаются от ранее принятых в отчётах и печатных работах, поэтому описаны здесь более подробно.



Площадь Оганчинского рудного поля занимает на водоразделе рек Озерновская, Правый Кирганик и Правая Богдановича крайнюю южную позицию в Центрально-Камчатском вулканогенном поясе на стыке со Срединно-Камчатским антиклинорием (Рис. 1). Рудное поле площадью в 16 кв. км объединяет всё пространство развития жильных зон в миоценовых вулканитах кимитинского комплекса и его фундаменте. Фундамент сложен ороговикованными вулкано-кремнистыми образованиями ирунейской серии (К2ir), вмещающими Озерновский гранитоидный массив.

По данным аэромагнитной съемки масштаба 1:50 000 (Семенов Е.М. 1972) определена геолого-тектоническая позиция Озерновского массива, подтверждающая принадлежность его к структурам фундамента и приуроченность к складчатости верхнего мела - нижнего палеогена. Интрузив вытянут согласно складчатости отложений ирунейской серии (К2ir) в субмеридиональном простирании на 15 км, вмещается региональным разломом того же направления. Геофизические данные характеризуют его как интрузив средней глубинности. Среднеглубинные интрузии являются наиболее изученными геологическими объектами, их связь со складкообразованием, по утверждению В. М. Крейтора (1965 г), не вызывает сомнений. В геофизических полях южный контакт с ороговикованными верхнемеловыми вулка-ногенно-кремнистыми отложениями ирунейской серии имеет четкую границу, тогда как аномальное поле северного фланга срезается резко дифференцированным полем кайнозойских вулканитов, что подтверждает более позднее их внедрение. В пределах рудного поля палеоповерхность интрузивного массива воздымается до абсолютных отметок более 1500 м, с перепадами высот до 700 м, поэтому утверждение авторов (Геворкян Я.Ш., 1958, 1960) о слабой его эрозии не убедительны. Отсутствие каких-либо ксенолитов, достаточно однообразный состав, отвечающий гранодиоритам, выдержанность структурно-текстурных особенностей по латерали только подтверждают значительную эродированность интрузива. Эпитермальные жилы вмещаются глубокими частями интрузии и не могут быть связаны с ним парагенетически. Гидротермально-пневматолитовые изменения, более характерные для верхних частей интрузий, отмечаются лишь на отметках более 1500 м (вершина г. Скалистой). Отсутствие апофиз гранодиоритов в кайнозойских вулканитах и напротив множество дайкообразных его тел в верхнемеловых породах ирунейской серии является дополнительным подтверждением взаимоотношений. Гранитоидный массив и кайнозойские вулканиты были объедены предшественниками в единую рудно-магматическую систему как доказательство надёжности прогнозируемых ресурсов золота, превышающих, по мнению авторов, 150 т (Геворкян Я.Ш., 1959). Предполагаемая связь рудообразования с гранитоидами вынуждала переместить верхнюю возрастную границу массива до миоцена, а горизонт конгломератов, совместно с перекрывающими их вулканитами перевести в ранг кровли интрузивного массива, тем самым омолодив возраст его формирования.

В строении Озерновского массива предшественниками выделяются многочисленные разности пород от габбро-диоритов до гранодиоритов и гранитов с неявными, постепенными переходами между ними, что послужило основанием выделить формацию габбро-гранодиоритовую, дифференцированную в интрузивной камере (Волынец, 1967). На площади рудного поля формация объединяла при этом калишпатизированные габбро мелового возраста, гранодиориты массива, кайнозойские вулканиты, в том числе и пострудные плиоценовые дациты. Проявления постинтрузивного метасоматоза отнесены предшественниками к первичным свойствам пород массива, охарактеризовав состав "пестрым". Широкие вариации кислотности-щелочности в составе объяснялись процессами гибридизации, вследствие ассилимиляции вмещающих вулкано-кремнистых образований.

В пределах площади процессы калишпатизации, биотитизации, дианортитизации, объясняются постинтрузивной стадией метасоматизма, который по Ю. В. Казицину (1976 г) «может проявляться очень широко и концентрировано» и сопровождается привносом щелочей и кремнезема. Наиболее измененные разности вблизи субвулканических тел и жильных зон включают агрегаты кварц-калишпатового состава, а также бластопорфиры и прожилки калишпата. В менее замещенных разностях гранодиоритов наблюдается дианортитизация плагиоклаза и частичное замещение пироксенов роговой обманкой. Интенсивность процессов возрастает при последующем замещении темноцветов на биотит и далее на хлорит в ассоциации с эпидотом, гематитом, титаномагнититом, магнетитом и доломитом.




Рис.1. Структурно-формационная схема района (по Щипотьеву Ю.М. 1987г.)

1 - нижний структурный ярус; 2 - второй структурный ярус; 3 - массивы гранитоидов; 4 - третий структурный ярус; 5 - четвертый структурный ярус; 6 - экструзии, субвулканические штоки дацитов и андезито-дацитов; 7 - четвертичные вулканогенные и водно-ледниковые отложения; 8 - разломы: по аэромагнитным данным (а), по геологическим данным (б); 9 - участки гидротермального измененных: кварциты (а), аргиллизиты (б); 10 - месторождения золота (а) проявление золота (б); рудопроявления меди; 12 - площадь Оганчинского рудного поля.
Дианортитизация развивается через альбитизацию в ассоциации с серицитом, цеолитом и карбонатом. Метасоматизм массива напрямую связан с тектонической активизацией и процессами кайнозойского вулканизма. Зоны вторичных замещений контролируются элементами вулканоструктуры и долгоживущими разломами, которые до настоящего времени питают минерализованные источники площади. Процессы метасоматического замещения интрузива с временным интервалом нижний миоцен-плиоцен совпадают с периодами вулканической деятельности кайнозоя. Даже в эндоконтактах пострудных субвулканических дацитов отмечаются автометасоматические замещения роговой обманки биотитом, а интенсивность замещений при формировании палеовулкана и рудоносных жил должны были проявляться гораздо значительней. 

В отчете "О результатах поисково-оценочных работах на площади Оганчинского рудного поля в 2009-2011гг" (Большаков Н.М., 2012) утверждается, что абсолютный возраст гранодиоритов Озерновского интрузивного массива определялся в 2011 г. К-Ar методом в лаборатории ИГЕМ РАН и составляет 9,4 ± 0,2 млн. лет. Если учесть, что для анализа отбирались калишпатитизированные и биотитизированные разности гранодиоритов на контакте с субвулканическими андезитами миоценового возраста и вблизи жильных зон, становится понятно, что определён возраст последних, а точнее метасоматических процессов, связанных с рудоотложением.

Кимитинский вулканический комплекс (N1km) в пределах рудного поля характеризуется средним составом и представлен покровами андезитов и андезибазальтов, экструзивно-жерловой магматической брекчией, диоритовыми порфиритами и андезитами субвулканической фации.

Покровы комплекса с угловым несогласием залегают на вулканогенно-кремнистых образованиях ирунейской свиты и гранодиоритах Озерновского массива. Северный фланг интрузии на площади Оганчинского рудного поля перекрывается горизонтом конгломератов и конгло-брекчий, залегающих в подошве вулканитов кимитинского комплекса на абсолютных отметках 900-1150 м. Горизонт фиксирует как блоковость строения площади, так и неровности эродированной палеоповерхности массива. Степень окатанности обломочного материала в подошве покровов уменьшается с возрастанием абсолютных отметок. Литологический состав обломков разнородный, представлен андезитовыми порфиритами, туффитами, кремнями и гранодиоритами размером от 0,5 см до 30-40 см. На месторождении проведена работа по сравнительному анализу петрохимических особенностей и определению возраста из образцов гранодиоритов конгломератов и массива (Карбивничий И.Н., Геворкян Я.Ш., 1964). Гранодиориты всех образцов обнаруживают полную сходимость состава и текстурно-структурных особенностей. Данные абсолютного возраста, определенные лабораторией ДВГУ, соответствуют временному интервалу: 60-61 млн. лет (3 определения), 35-36 млн. лет (2 определения).

На водоразделе рек Озерновская – Правый Кирганик, между вершинами 1440,1м и 1329,0 м на поверхности выравнивания гранитоидного массива подошву покровов андезитов слагают лавобрекчии. Здесь обломочный материал практически полностью представлен угловатыми, разноразмерными обломками гранодиоритов и зернами полевого шпата, составляющих до 50-60 % объема породы. На резко расчлененной древней поверхности интрузивного массива андезиты нижней пачки вулканитов залегают с элементами облекания и прилегания, отмечается цементация лавой элювия гранодиоритов. Размер обломков гранодиоритов варьирует в широких пределах, достигая порой 3-4 метров. Поверхность их часто покрыта красно-бурой окалиной температурного обжига, зерна полевого шпата приобретают красноватые оттенки. Очевидно, что горизонт конгломератов в подошве миоценовых вулканитов Оганчинского рудного поля соответствует горизонту межформационных базальных конгломератов сопредельной площади в верховье ручья Трезубец, которые также подстилают покровы миоценовых вулканитов и включают гальку гранодиоритов. Время формирования межформационных конгломератов определено поздним палеоценом-нижним миоценом (Лукьянов В.Н. 1961).

Покровы кимитинского комплекса представлены андезитами нижней пачки и андезибазальтами верхней, характеризующихся низким эксплозивным индексом. Общая мощность их в пределах рудного поля не превышает 500 м.

Покровы кахтунского комплекса слагающие левобережье р. Озерновской на площади рудного поля отсутствуют.

Субвулканические штокообразные и дайкообразные тела среднего состава в пределах рудного поля имеют широкое распространение. Тела сложены диоритовыми порфиритами и андезитовыми порфиритами. На южном фланге в наиболее приподнятых блоках рудного поля с ними связаны точки минерализации меднопорфирового типа, сопровождающиеся процессами щелочного метасоматоза.

Дайки дацитов кахтунского комплекса (N2kh) представлены двумя пространственно сближенными телами, имеющими по отношению к структурам рудного поля секущий характер. Одна из них прослеживается на северном фланге месторождения. Вторая дайка прослеживается с северо-востока на юго-запад через все месторождение более чем на 700 м, непосредственно контактируя с жильной зоной Апофиза. Пострудное время формирования дацитов установлено по взаимоотношению с жильными зонами 3 и Апофиза. Рвущий характер дайки по отношению к жилам отмечался еще предшественниками. Дациты образуют положительные формы в рельефе, часто сохраняя коренное залегание и кайнотипный облик. Метасоматические замещения, биотита по роговой обманке, титаномагнетита по магнетиту отмечаются в лежачем боку тел на контактах с кварцевыми жилами. С пострудными дацитами связано формирование метаморфогенного золота в жильной зоне Апофиза.

Площадь рудного поля располагается в приподнятом тектоническом блоке, с севера ограниченным субширотным разломом по р. Озерновской с амплитудой перемещения около 500 м. Тектонический каркас рудного поля формируют преимущественно разломы фундамента северо-западного, субширотного и субмеридионального направлений. Они контролируют размещение интрузивных тел и гидротермальные зоны. В системы северо-западных и субмеридиальных разломов вписываются контакты гранитоидного массива, а также субвулканические интрузии кимитинского комплекса. Субширотные разломы сбросового характера с крутым падением на север разбивают рудное поле на блоки, приподнятые в сумме на 800 м от р. Озерновской до южной его границы.

Жильные зоны самой ранней допродуктивной стадии отличаются большими мощностями до 10 метров и более, вмещаются, преимущественно, подновленными субмеридиональными и субширотными нарушениями фундамента, развиты широко на всем пространстве рудного поля и месторождения (ж. з. Агата, Толстуха, №4). Жильные зоны, залегающие в вулканогенно-кремнистых образованиях сложены кварцем метасоматического замещения и полисульфидно-кварцевым минеральным комплексом. Жилы в гранитоидах сложены, преимущественно, кварцем метасоматического замещения, содержащим убогую вкрапленность пирита. Продуктивные комплексы месторождения соответствуют более поздней стадии и характеризуются разнообразными минеральными комплексами.

Само золоторудное месторождение расположено на водоразделе с отметками 1150-1200 м, локализовано в пределах вскрытой эрозией питающей системы палеовулкана с остатками постройки мощностью, не превышающей 100 метров. Брекчия жерловой фации, (туфы и туфолавы, по данным предшественников) также включают обломки гранитоидов, но они имеют белесый пропаренный облик и распознаются только за счёт реликтов полнокристаллической гранитовой структуры. Крупные ксенолиты гранодиоритов инъецированы лавой среднего состава, являющейся цементом брекчий.

Оганчинское месторождение располагается в пределах палеовулкана 3 порядка в восточной части рудного поля. В северо-западном тектоническом блоке на склонах ручьев Обрывистый и Озерновский дневной поверхностью вскрывается жерло палеовулкана, по классификации Ф. И. Вольфсона (1985 г.) соответствующее коническому подтипу. Тектонический каркас палеовулкана сочетает северо-западные, субмеридиональные и субширотные нарушения фундамента с коническими и радиальными разломами вулкано-структуры. По всем геологическим признакам месторождение относится к сильно эродированным объектам. Основные промышленные запасы в жилах размещаются в остатках покровов, сохранившихся на юго-западном секторе палеовулкана на площади около 1 км2. Структурно-морфологические особенности месторождения отчётливо починяются элементам этой миоценовой вулканоструктуры. Основная роль магматической и гидротермальной деятельности принадлежит радиально-концентрическим нарушениям, которые вмещают магматические брекчии, зоны метасоматической проработки и основные рудоносные зоны.

Оруденение по ряду общих признаков, а именно золото-серебряному отношению, убогой сульфидности продуктивных минеральных комплексов, в классификации ГКЗ более всего отвечает золото-адуляр-кварцевой формации.



Жильные зоны Главная и 3, выполняющие концентрические разломы вулканоструктуры, имеют близкое сходство морфологии и вещественного состава, вмещаются магматической брекчией жерловой фации. Характер оперяющих трещин определяет их как сбросо-сдвиги. Зоны сложены, преимущественно, двумя минеральными комплексами ранней стадии (кварцевым) и более поздней продуктивной стадии (золото-доломит-сидерит-кварцевым). В подрудных горизонтах отмечается присутствие полисульфидного комплекса. Нижнерудный уровень эрозионного среза определяет крайне неравномерное распределение золота и незначительный размах оруденения этих жильных зон.

Жильная зона 2 выполняет разлом радиального плана сдвигового характера «по часовой стрелке». Зона в единственном числе представлена золото-пирит-кварцевым комплексом, наложенным на кварцевый комплекс ранней стадии. Комплекс отличается темно-серой окраской основной массы за счет тонкой дисперсной вкрапленности пирита размером 0,005-0,05 мм в метаколлоидном кварце. По внешнему облику, составу и продуктивности он аналогичен позднему продуктивному комплексу месторождения Золотого Балхачского рудного узла.

Жильная зона Апофиза относительно других зон имеет наиболее простое строение. Продуктивность зоны резко повышается при непосредственном контакте дайки дацитов кахтунского комплекса с жильным кварцем. При условии непосредственного внедрения дацитов в пространство жилы обеспечивается «эффект термогенного стягивания рудных компонентов на горячие контакты» с образованием метаморфогенного золота. Самые высокие концентрации золота сосредоточены в пластинчатом перекристаллизованном кварце, на контакте с зоной закалки дацитов. Метаморфогенное золото отличает высокая пробность и крупность зерен размерами до 1-3 мм.

Жильная зона Удачная из всех жил месторождения наиболее эродирована. Сложена полисульфидным и более поздним доломит-анкерит-кварцевым комплексами, залегает в коническом нарушении юго-восточного обрамления структуры. Зона вмещается вулканогенно-кремнистыми породами фундамента, с количеством сульфидов, достигающим иногда до 2-3 % жильной массы. По составу аналогом зоны Удачной являются рудоносные золото-сульфидно-доломит-кварцевые жилы проявления Лазурного в верховье р. Среднего Кирганика.

Оганчинское месторождение принадлежит к близповерхностным месторождениям золото-адуляр-кварцевой формации, отличается от типичных представителей своеобразием минеральных комплексов, что обусловлено геолого-тектонической позицией на границе разновозрастных структур, разнообразием вмещающих пород, а также влиянием пострудного магматизма на контакте с рудоносными жилами и наличием в них метаморфогенного золота.



Список использованной литературы

1. Большаков Н. М. Отчет о результатах поисково-оценочных работ на площади Оганчинского рудного поля за 2009-2011гг.

2. Власов Г. М. Проблемы эпитермальной металлогении Срединного хребта. ВСЕГЕИ, 1959.

3. Волынец О. Н. Позднемеловой-третичный гранитоидный магматизм Центральной Камчатки. Диссертация на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук, Инв.№ 2375 (Камчатский филиал ФБУ «ТФГИ по ДВФО»).

4. Казицын Ю. В. Метаморфизм в земной коре. М. Недра, 1978.

5. Крейтер М. М. Лукин Л. И. Структуры рудных полей и месторождений. Госгеолтехиздат.

6. Прохоров К. В. Фаворская М. А. Третичные гранитоиды Камчатки. М., Наука, 1964.

7. Геворкян Я. Ш. Отчёт о поисково-съемочных работах масштаба 1:25 000, проведённых Озерновской партией. 1958. Инв. № 465 (Камчатский филиал ФБУ «ТФГИ по ДВФО»).

8. Геворкян Я. Ш. Отчёт о поисково-разведочных работах масштаба 1:10 000, проведенных Оганчинской партией летом 1959. 1960 Инв. № 537 (Камчатский филиал ФБУ «ТФГИ по ДВФО»).

9. Геворкян Я. Ш. Отчёт о поисково-разведочных работах масштаба 1:10 000, проведенных Оганчинской партией летом 1965. 1966. Инв. № 1878 (Камчатский филиал ФБУ «ТФГИ по ДВФО»).

10. Лукьянов В. Ш., Геворкян Я. Ш., Отчёт Лево-Кирганикской партии о результатах геолого-съёмочных работ масштаба 1:25 000, проведенных в устьях рек Доброй и Богдановича. 1961. Инв. № 631 (Камчатский филиал ФБУ «ТФГИ по ДВФО»).



11. Семенов Е. М. Отчёт о результатах аэрогеофизической съемки, проведённой на территории Камчатской области в 1971г.




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет