Не­боль­шой сбор­ник ра­бот по те­ме «Ка­то­ли­ки в охра­не при­ро­ды». Под­го­тов­лен польс­ким Дви­же­ни­ем эко­ло­ги­чес­ким им. Свя­то­го Фран­цис­ка Ассиз­с­ко­го



Дата30.06.2016
өлшемі47 Kb.
#167034
Кри­ти­ка и биб­ли­ог­ра­фи­я

Об­зор за­ру­беж­ной и оте­чес­т­вен­ной

ли­те­ра­ту­ры по гу­ма­ни­тар­ной эко­ло­гии

Цер­к­ва та нав­ко­лиш­не се­ре­до­ви­ще : євро­пей­сь­кий дос­вiд та ук­ра­їн­сь­кi пер­с­пек­ти­ви, 2007. — Ужго­род: Гра­фi­ка. — 100 с.
Ма­те­ри­а­лы меж­ду­на­род­ной эку­ме­ни­чес­кой кон­фе­рен­ции, про­хо­див­шей в Ужго­ро­де в ию­не 2007г., ко­то­рая соб­ра­ла пред­с­та­ви­те­лей раз­лич­ных цер­к­вей, общес­т­вен­ных эко­ло­ги­чес­ких орга­ни­за­ций, уче­ных — эко­ло­гов, сот­руд­ни­ков при­ро­до­ох­ран­ных служб. Та­кая кон­фе­рен­ция про­хо­ди­ла в Укра­и­не впер­вые, и ее орга­ни­за­то­ров мож­но толь­ко поб­ла­го­да­рить за ее про­ве­де­ние. Вмес­те с тем не­об­хо­ди­мо отме­тить край­нюю раз­но­род­ность ма­те­ри­а­лов сбор­ни­ка, часть из ко­то­рых нав­ряд ли име­ет отно­ше­ние к те­ма­ти­ке дан­ной кон­фе­рен­ции.
±±±
Chrzescijanin a ekologia, 2005. — Lublin, REFA. — 104 p.
Не­боль­шой сбор­ник ра­бот по те­ме «Ка­то­ли­ки в охра­не при­ро­ды». Под­го­тов­лен польс­ким Дви­же­ни­ем эко­ло­ги­чес­ким им. Свя­то­го Фран­цис­ка Ассиз­с­ко­го. В сбор­ни­ке пред­с­тав­ле­ны ма­те­ри­а­лы о жиз­ни и де­я­тель­нос­ти св. Фран­цис­ка, опыт сов­ре­мен­ных польс­ких ка­то­ли­чес­ких объе­ди­не­ний в при­ро­до­ох­ра­не.
В.Е. Бо­рей­ко

Ре­цен­зии на кни­ги,


издан­ные Ки­ев­с­ким эко­ло­го-куль­тур­ным цен­т­ро­м*

*Пе­ре­вод КЭКЦ. Опуб­ли­ко­ва­но: Oikos, 2008. — №1. — Lublin. — Р. 25–26.



К­шиш­тоф Вой­це­хов­с­ки, Люб­лин, Поль­ша

±±±

Свя­щен­ные го­ры.

Бо­рей­ко В.Е.
Тол­ч­ком к на­пи­са­нию этой не­боль­шой книж­ки пос­лу­жи­ла пуб­ли­ка­ция аме­ри­кан­с­ко­го куль­ту­ро­ло­га и альпи­нис­та Эдви­на Бер­н­ба­у­ма «Свя­щен­ные го­ры ми­ра». Одна­ко аме­ри­кан­с­кий автор не наз­вал в ней ни одной из гор на тер­ри­то­рии быв­ше­го Со­вет­с­ко­го Со­ю­за. Что­бы вос­пол­нить этот про­бел, а так­же для то­го, что­бы под­чер­к­нуть важ­ную роль гор в охра­не при­ро­ды (один из раз­де­лов кни­ги на­зы­ва­ет­ся «Свя­щен­ные го­ры и при­ро­до­ох­ран­ное дви­же­ние»), В.Бо­рей­ко и на­пи­сал дан­ную кни­гу. В одном из ее пер­вых раз­де­лов автор на осно­ве раз­лич­ных отче­тов и вос­по­ми­на­ний опи­сал ту осо­бую ду­хов­ную си­лу, ко­то­рая сто­ле­ти­я­ми при­пи­сы­ва­лась и по-преж­не­му свой­с­т­вен­на мно­гим го­рам. Основ­ная часть кни­ги пред­с­тав­ля­ет со­бою опи­са­ние отдель­ных гор, для осу­щес­т­в­ле­ния ко­то­ро­го автор раз­де­лил зем­лю на 15 ре­ги­о­нов. Это не толь­ко кон­ти­нен­ты, но и отдель­ные их час­ти или стра­ны (Цен­т­раль­ная Азия, За­пад­ная Евро­па, Япо­ния, Индия, Ки­тай, Мон­го­лия. В опи­са­ние каж­дой из гор вклю­че­ны мо­ти­вы, на осно­ве ко­то­рых она приз­на­на свя­щен­ной (ре­ли­ги­оз­ные, ду­хов­ные, иные). Пуб­ли­ка­цию до­пол­ня­ет спи­сок исполь­зо­ван­ной ли­те­ра­ту­ры. Кни­га на­пи­са­на рус­с­ком язы­ке.

±±±

Фи­ло­со­фы ди­кой при­ро­ды и при­ро­до­ох­ра­ны.

Бо­рей­ко В.Е
Кни­га со­дер­жит би­ог­ра­фии 50 фи­ло­со­фов ди­кой при­ро­ды из раз­ных стран ми­ра: Рос­сии, Укра­и­ны, США, Ка­на­ды, Нор­ве­гии, Поль­ши, Гре­ции, Гер­ма­нии, Ве­ли­коб­ри­та­нии, Фин­лян­дии, Индии и Австра­лии. При этом под тер­ми­ном «фи­ло­соф» по­ни­ма­ет­ся не толь­ко уче­ный, за­ни­ма­ю­щий­ся фи­ло­соф­с­кой проб­ле­ма­ти­кой, но и че­ло­век, соз­да­вав­ший иде­о­ло­ги­чес­кие и фи­ло­соф­с­кие осно­вы охра­ны при­ро­ды в ми­ре. В их чис­ле не толь­ко та­кие приз­нан­ные уче­ные как про­фес­сор Арне Нейс, но и по­э­ты и про­за­и­ки: Раль­ф Олдо Эмер­сон, Га­ри Снай­дер, Ген­ри Дэ­вид То­ро, аме­ри­кан­с­кие инди­ви­ду­а­лис­ты и акти­вис­ты охра­ны при­ро­ды: Эдвард Эбби, Дэйв Фор­мэн и да­же осно­ва­те­ли ве­ли­ких ре­ли­гий Ма­го­мет и Буд­да. Це­лью на­пи­са­ния этой кни­ги, по мыс­ли авто­ра, бы­ло озна­ко­мить с их лич­нос­тя­ми, осо­бен­но чи­та­те­лей из СНГ. Это зна­ние дол­ж­но при­вес­ти к сме­не тех­ни­ко-эко­но­ми­чес­ко­го отно­ше­ния к охра­не при­ро­ды на ду­хов­но-фи­ло­соф­с­кое. Жизнь и де­я­тель­ность каж­дой лич­нос­ти опи­са­ны на нес­коль­ких стра­ни­цах изда­ния. Кро­ме то­го, что осо­бен­но цен­но, к каж­дой би­ог­ра­фии при­ла­га­ет­ся нес­коль­ко или нес­коль­ко де­сят­ков важ­ней­ших ра­бот дан­но­го фи­ло­со­фа. Сто­ит отме­тить, что в этот пе­ре­чень по­па­ли и два польс­ких про­фес­со­ра — Яцек Кол­бу­шев­с­ки и Ян Гвал­берт Пав­ли­ков­с­ки. В этот круг из 50 фи­ло­со­фов по­пал так­же свя­той Фран­циск Ассиз­с­кий, Язык пуб­ли­ка­ции — рус­с­кий.
±±±

И­дея абсо­лют­ной за­по­вед­нос­ти.

Штиль­марк Ф.Р.

Э­то — сбор­ник эссе одно­го из зас­лу­жен­ных со­вет­с­ких и рос­сий­с­ких те­о­ре­ти­ков и прак­ти­ков абсо­лют­ной охра­ны (по-рус­с­ки — «аб­со­лют­ной за­по­вед­нос­ти») при­ро­ды -Фе­лик­са Штиль­мар­ка. Умер­ший в 2005 го­ду, Штиль­марк был док­то­ром би­о­ло­гии, авто­ром 10 книг и бо­лее 200 ста­тей на те­мы охра­ны при­ро­ды, ее те­о­ре­ти­чес­ких основ и прак­ти­чес­ко­го внед­ре­ния. Учас­т­во­вал в соз­да­нии око­ло 20 за­по­вед­ни­ков (на­и­выс­шая фор­ма охра­ны при­ро­ды на пос­т­со­вет­с­ком прос­т­ран­с­т­ве) в быв­ших со­вет­с­ких рес­пуб­ли­ках. Пред­с­тав­ля­е­мая кни­га бы­ла изда­на в сот­руд­ни­чес­т­ве с мос­ков­с­ким Цен­т­ром охра­ны ди­кой при­ро­ды, сох­ра­ня­ю­щим па­мять и про­па­ган­ди­ру­ю­щим идеи, про­воз­г­ла­шен­ные Штиль­мар­ком. В час­т­нос­ти, Центр соз­дал Фонд его име­ни, наз­на­ча­ю­щий сти­пен­дии за на­уч­ные дос­ти­же­ния в облас­ти охра­ны при­ро­ды, а так­же за со­от­вет­с­т­ву­ю­щие пуб­ли­ка­ции. Кро­ме то­го, орга­ни­зо­ва­но чте­ние лек­ций, пос­вя­щен­ных па­мя­ти Штиль­мар­ка, и изда­ние его ра­бот. По­э­то­му пер­вым раз­де­лом дан­ной кни­ги явля­ет­ся пре­дис­ло­вие, на­пи­сан­ное Алек­се­ем Зи­мен­ко — ди­рек­то­ром Цен­т­ра охра­ны ди­кой при­ро­ды и наз­ван­ное им «Оче­вид­ность абсо­лют­ной заповед­но­с­ти». Два пос­ле­ду­ю­щих раз­де­ла при­над­ле­жат пе­ру Вла­ди­ми­ра Бо­рей­ко: «О Шти­лъ­мар­ке в этой кни­ге» и «Идея абсо­лют­ной за­по­вед­нос­ти». Осталь­ная часть кни­ги со­дер­жит 16 избран­ных эссе из бо­га­тей­ше­го твор­чес­т­ва Штиль­мар­ка. Это пре­и­му­щес­т­вен­но ра­бо­ты те­о­ре­ти­чес­ко­го пла­на, свя­зан­ные с этим ме­то­дом охра­ны при­ро­ды. Наз­ва­ние каж­до­го эссе го­во­рит са­мо за се­бя: «Аб­со­лют­ная за­по­вед­ность как выс­шая фор­ма эко­ло­ги­чес­кой эти­ки», «Свя­зь на­уч­ных и мо­раль­но-эти­чес­ких аспек­тов в абсо­лют­ной за­по­вед­нос­ти» и т.д. Одна­ко в сбор­ни­ке дос­та­точ­но и чис­то прак­ти­чес­ких эссе, в ко­то­рых Штиль­марк со свой­с­т­вен­ной ему не­пос­ред­с­т­вен­нос­тью, избе­гая по­ли­ти­чес­кой нап­рав­лен­нос­ти, пи­сал о сос­то­я­нии охра­ны при­ро­ды в Рос­сии или не­ко­то­рых дру­гих стра­нах быв­ше­го СССР. Опять-та­ки, дос­та­точ­но бро­сить бег­лый взгляд на за­го­лов­ки, что­бы убе­дить­ся в этом: «Где пра­во, там и неп­рав­да», «Как Фе­никс из пеп­ла», «Не прес­ту­пай гра­ниц!». Кни­га пред­с­тав­ля­ет инте­рес для каж­до­го, кто инте­ре­су­ет­ся охра­ной при­ро­ды. Идея абсо­лют­ной за­по­вед­нос­ти, прак­ти­чес­ки не име­ю­щая сво­е­го отра­же­ние ни в одной дру­гой стра­не, если не счи­тать быв­ших со­вет­с­ких рес­пуб­лик (или да­же кра­ев, вхо­див­ших ра­нее в сос­тав цар­с­кой импе­рии), ма­ло извес­т­на в ми­ре, ли­бо пе­ре­да­на в иска­жен­ном ви­де. Меж­ду тем она ста­но­вит­ся все бо­лее акту­аль­ной и мо­жет стать важ­ным инстру­мен­том. Кро­ме то­го, она явля­ет­ся те­о­ре­ти­чес­кой осно­вой охра­ны пос­лед­них учас­т­ков ди­кой при­ро­ды. Проб­ле­мой для польс­ких чи­та­те­лей мо­жет стать язык пуб­ли­ка­ции — рус­с­кий. С уве­рен­нос­тью мо­жем ска­зать, что инте­рес­ным до­пол­не­ни­ем к ра­бо­те явля­ют­ся реп­ро­дук­ции кар­тин Ива­на Шиш­ки­на, пос­вя­щен­ных обра­зам ди­кой при­ро­ды.
±±±

Пос­ти­же­ние эко­ло­ги­чес­кой те­о­ло­гии.

В. Бо­рей­ко
Пуб­ли­ка­ция пред­с­тав­ля­ет со­бой ана­лиз раз­лич­ных ми­ро­вых ре­ли­гий и ве­ро­ва­ний в отно­ше­нии ди­кой при­ро­ды, ее охра­ны и исполь­зо­ва­ния. Автор про­а­на­ли­зи­ро­вал сем­над­цать важ­ней­ших и на­и­бо­лее мас­со­вых ре­ли­гий с точ­ки зре­ния их при­вер­жен­цев на Зем­ле, в том чис­ле хрис­ти­ан­с­т­во, иу­да­изм, ислам, буд­дизм, а так­же язы­чес­т­во, по­ни­ма­е­мое как на­бор раз­ных ло­каль­ных куль­тов на всех кон­ти­нен­тах ми­ра, в ко­то­рых весь­ма час­то при­ро­де в це­лом или отдель­ным ее ком­по­нен­там ока­зы­ва­ют­ся бо­жес­т­вен­ные по­чес­ти. Автор ко­рот­ко ха­рак­те­ри­зу­ет каж­дую ре­ли­гию (ис­то­рия, ко­ли­чес­т­во пос­ле­до­ва­те­лей на Зем­ле, рас­п­рос­т­ра­не­ние), а так­же опи­сы­ва­ет ее отно­ше­ние к при­ро­де, образ при­ро­ды в ве­ро­у­че­ни­ях, вы­би­ра­ет под­хо­дя­щие ци­та­ты из свя­тых пи­са­ний или рас­с­ка­зов ду­хов­ных пас­ты­рей каж­дой из этих ре­ли­гий.

Пос­ле упо­мя­ну­то­го ана­ли­за автор опи­сы­ва­ет «ре­ли­гию охра­ны при­ро­ды». Это опи­са­ние со­дер­жит кри­ти­чес­кий обзор отно­ше­ния раз­но­го ро­да лич­нос­тей или со­об­ществ (не свя­зан­ных с язы­чес­т­вом) к при­ро­де и ее трак­тов­ку как свя­ты­ни, свя­щен­ной сре­ды, или по­ис­ков в ней обли­чья Бо­га. Ра­бо­та опи­ра­ет­ся на тру­ды мно­гих авто­ров из раз­ных стран ми­ра. Автор ста­ра­ет­ся по­нять при­во­ди­мые им мо­ти­вы не с точ­ки зре­ния сак­ра­ли­за­ции при­ро­ды в тра­ди­ци­он­ных ре­ли­ги­оз­ных куль­тах, а на осно­ве ра­ци­о­наль­ных на­уч­ных иссле­до­ва­ний и фи­ло­соф­с­ких раз­мыш­ле­ний.

В пуб­ли­ка­цию вклю­чен обшир­ный спи­сок ли­те­ра­ту­ры, в том чис­ле инос­т­ран­ной (око­ло 100 на­и­ме­но­ва­ний) и сло­варь тер­ми­нов — при­мер­но 90. Кро­ме то­го, к ра­бо­те при­ло­же­ны нес­коль­ко важ­ных до­ку­мен­тов, по­ло­же­ний и раз­ра­бо­ток, ха­рак­те­ри­зу­ю­щих отно­ше­ние каж­дой ре­ли­гии к так на­зы­ва­е­мой эко­ло­ги­чес­кой те­о­ло­гии, а так­же их учас­тие в охра­не при­ро­ды: «Ис­то­ри­чес­кие кор­ни на­ше­го эко­ло­ги­чес­ко­го кри­зи­са» (Линн Уайт), «При­ме­ры учас­тия раз­лич­ных эко­ло­ги­чес­ких орга­ни­за­ций в охра­не при­ро­ды, «За­яв­ле­ния ми­ро­вых ре­ли­гий, осно­ван­ные на Дек­ла­ра­ции Фран­цис­ка Ассиз­с­ко­го», «Эко­ло­ги­чес­кий кри­зис: все­об­щая ответ­с­т­вен­ность» (Ян Па­вел II).

Кни­га на­пи­са­на на рус­с­ком язы­ке.


±±±

Лик Бо­га в ди­кой при­ро­де.

Бо­рей­ко В.Е.
Дан­ная пуб­ли­ка­ция пред­с­тав­ля­ет со­бою сбор­ник сти­хов и эссе двад­ца­ти че­ты­рех рус­с­ких по­э­тов и про­за­и­ков. Их те­ма­ти­ка ка­са­ет­ся сак­раль­нос­ти при­ро­ды как тво­ре­ния Бо­жия, а так­же свя­за­на с по­ис­ка­ми в ди­кой при­ро­де сле­дов, остав­лен­ных ее Твор­цом, или черт Его Ли­ка. Сде­лан­ный В.Бо­рей­ко вы­бор вклю­ча­ет авто­ров раз­ных ли­те­ра­тур­ных эпох, жив­ших в раз­ное вре­мя. Сре­ди них чи­та­тель най­дет та­кие име­на и наз­ва­ния «В глу­хой тай­ге как в свя­ты­не» Алек­сан­д­ра Льво­ва; «Мо­нас­тырь на Каз­бе­ке» Алек­сан­д­ра Пуш­ки­на; «По ла­зу­ри не­ба плы­вет над по­ля­ми» Ива­на Ни­ки­ти­на, или «Ког­да раз­гу­ля­ет­ся» ла­у­ре­а­та Но­бе­лев­с­кой пре­мии Бо­ри­са Пас­тер­на­ка. Сле­ду­ет упо­мя­нуть, что сре­ди всех авто­ров есть един­с­т­вен­ный пред­с­та­ви­тель свя­той пра­вос­лав­ной цер­к­ви свя­той Ио­анн Крон­ш­тад­т­с­кий, автор вдох­но­вен­но­го сти­хот­во­ре­ния «Сот­ни верст идет пе­хо­та», не­о­быч­но­го так­же тем, что свя­той поч­ти всю свою жизнь про­вел на остро­ве Крон­ш­тадт в Фин­с­ком за­ли­ве, слу­жа свя­щен­ни­ком та­мош­не­го при­хо­да.

Дан­ный сбор­ник пред­с­тав­ля­ет со­бой цен­ный ма­те­ри­ал, осо­бен­но для тех, кто в сво­ей де­я­тель­нос­ти по охра­не при­ро­ды обра­ща­ет­ся не толь­ко к на­уч­ным и ра­ци­о­наль­ным, но и к иным по­буж­де­ни­ям. Со­дер­жа­щи­е­ся в нем сти­хи и эссе мо­гут вдох­нов­лять так­же и ра­ци­о­на­лис­тов. Ра­бо­та, не­сом­нен­но, мо­жет быть исполь­зо­ва­на для обу­че­ния эко­ло­гии и ка­те­хи­зи­су. Все при­ве­ден­ные в ней ма­те­ри­а­лы на­пи­са­ны исклю­чи­тель­но рус­с­ким язы­ком.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет