Некоторые вопросы истрии понятия «квартал» тезисы



Дата19.06.2016
өлшемі74.98 Kb.
#148427
УДК 735.29

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСТРИИ ПОНЯТИЯ «КВАРТАЛ» ТЕЗИСЫ

Рихау Мария Владиславовна

научный руководитель профессор, канд. архитектурных наук Кукина И. Н.

Сибирский Федеральный Университет

Институт Архитектуры и Дизайна



1.Историческая часть

РЕВОЛЮЦИЯ.

1990-Е ГГ. МЫ ПРОСПАЛИ

Вполне правомерно будет начать обзор архитектурной практики с Голландии. Тому есть сразу несколько причин. Во-первых, в девяностых годах XX в. голландцы среди прочих европейцев выделялись чрезвычайной интенсивностью, как в разработке программ новых городов, так и в их реализации. Во-вторых нелишним будет вспомнить, что именно голландская архитектурная мысль со своей наиболее разработанной к первой четверти прошлого столетия программой социального города по сути «запустила» отечественное градостроительство в первые послереволюционные годы. До середины минувшего века российское градостроительство развивалось в параллельном с голландским русле, оттачивая в деталях микрорайонную структуру, но к концу 1960-х гг. голландцы углубились в изощренный структурализм, чуждый прямолинейной прагматике градостроительства социализма.

Типичные черты застройки

Между тем, по мере масштабного развертывания микрорайонной структуры городов становилось всё более и более ясно что в ней кроется глубинный системный кризис, и выражается он именно в пространственном формате. Протяженные сегменты домов, пронизанные дискретно и эпизодически используемым коммунальным пространством коммуникаций, чреватым криминогенной обстановкой и антисанитарией, неясно кому принадлежащее придомовое пространство, также представляющее собой границу конфликта публичного/приватного пространства, квартиры-ячейки, отсутствие удобно организованной связки жилья и парковки частных автомобилей и прочее.

2.Примеры

Корректировка программы освоения

На примере неудачного опыта застройки небольшого типичного для Голандии города Алмере, а точнее новые кварталы Алмере-Штадт и Алмере-Байтен-Зюйд (1980-1990) которые столкнулись с важной социально-экономической проблемой. Вместо городского пространства образовалось «пространство покидаемого обитания», «оживающего» лишь на короткое время с утра и вечером . Причиной являлось стремление скорее набрать массу

первичного населения. Девелоперы предложили покупателям максимально доступное жилье в новом городе на новом месте по минимальной цене (то есть с минимальной же себестоимостью). В результате первичный контингент нового города по своему качеству оставлял желать много лучшего — основная масса жителей имела достаток весьма средний, все они ездили за основными потребительскими функциями в Амстердам.

Минимизация себестоимости домов новой типологии также сказалась не лучшим образом — многие из них пришли в обветшалый вид задолго до окончания выплат по ссудам и кредитам, произошло общее визуальное «проседание» городской среды. Хозяева приступили к сдаче квартир группам малоимущих съемщиков — многолюдным семьям эмигрантов и студентам.

Диапазон имущественного ценза жителей весьма сузился в сторону деградации, что негативно сказалось на идентификации новых городов. В результате серьезно скорректировалась программа освоения еще не застроенных городских территорий — она стала включать большее разнообразие форм жилья. Низкоэтажная застройка блокированными квартирами дополнилась многоквартирными домами башенного типа.

Кроме того, было введено как правило совмещение жилья разной типологии в пределах одного квартала.

МОДЕЛЬ КРОНСБЕРГ

Немецкая модель нового города наиболее ярко и показательно проявилась в проекте жилого района Кронсберг. Квартал для работников ЭКСПО-2000 сам стал выставкой всех современных представлений о жилой среде, а одновременно и прототипом городов ближайшего будущего.

ХЕЛЬСИНКИ, АРАБИАНРАНТА

Еще один подход к социальному контексту как основе градостроительной программы освоения новых территорий представлен серией проектов развития Восточного Хельсинки. С середины 1990-х гг., начиная с самой восточной окраины Большого Хельсинки — жилого района Вуосаари, строительство жилья планомерно движется к центральной части города, последовательно осваивая выгодную в экономическом отношении береговую линию Балтийского моря. Образцом нового девелопмента стал жилой район Арабианранта на границе нынешней городской черты финской столицы.

В основу его проектного контекста положена развитая программа социального ме-неджмента, сфокусированная на вопросах отношений между различными социальными

категориями. Жилой комплекс включает многоквартирные дома, квартиры которых смешивают две целевые группы потребителей — студентов расположенных в районе образовательных учреждений культуры и дизайна и пожилых состоятельных граждан. Пара квартир для студентов соединена с квартирой для стариков. За оказание внимания к пожилым соседям студентам предоставляется скидка на оплату жилья. Студенты обеспечивают динамичную интернациональную нерегулярную в течение дня и по сезонам года «анимацию» городской среды, старики же составляют основу стабильного населения с постоянным и размеренным спросом на услуги. Последние также образуют социальную категорию, «переходную» к следующему компоненту жилой среды — относительно дорогим муниципальным квартирам под съем с видом на море для состоятельного среднего класса. Все четыре составляющих социального контекста находятся в последо-вательной неконфликтной логической связке друг с другом, и все вместе образуют положительную идентификацию жилого района для потребителя.


ЕКАТЕРИНБУРГ .

Отечественные проекты весьма существенно отличаются от европейских масштабными размерами и в этой части практически не имеют прямых аналогов. Жилой район «Академический» под Екатеринбургом — один из первенцев жанра проектов комплексного освоения территорий вне пределов влияний столиц, и в этом смысле он представляет благодатное поле для критики, но вместе с тем он наглядно демонстрирует системные отличительные особенности отечественных проектов. Российские девелоперы избегают привлечения отечественных градостроительных бюро на стадии выработки концепции. Концепция «Академического» поручена французскому бюро. Манера выработки решения у европейских архитекторов решительно меняется на нашей территории — социальная программа полностью привязана к классу жилья, уложенного широкими концентрическими кольцами вокруг ядра: нет ни смешения социальных групп в пределах квартала, ни структурной прорисовки кварталов, образующих выраженные «соседства», ни соединения различных типов жилья в рамках выделенного «соседства», не говоря уже об инженерной инфраструктуре в духе «устойчивого развития». В итоге образуется привычный нам «советский» город, украшенный тотальным ландшафтным решением и кварталом элитной и офисной застройки.

Вывод: нет собственного общего представления о способе жизни, методе использования нашего пространства, увязывающих все объекты в городе в общую ткань городской жизни, что, в конечном счете, и является основанием к выработке концепции генерального плана города.

3. Предпосылки

Предпосылки перемен можно усмотреть и в новых жилых районах крупнейших городов России, население которых относительно молодо и наиболее динамично. Новые веяния пока не сказались на его пространственных предпочтениях, но начинают выражаться в поведении жителей, что неизбежно приближает и смену пространственной парадигмы массовой застройки. Например, малолюдность придомовых территорий в новейших микрорайонах можно объяснить не только подавляющими размерами зданий, физической и визуальной оторванностью квартир от уровня земли. Вероятно, становясь все более подвижными в плане интересов, пусть и стереотипных, жители дифференцируются по приверженности этим интересам: молодежные движения разного толка, объединения пенсионеров, регулярные занятия молодого и детского населения во всевозможных специализированных образовательных и спортивно-оздоровительных учреждениях, отдых в тематических парках, регулярные и продолжительные семейные походы в супермаркет и т.п. Реализуются эти интересы далеко не во дворах, а в общественных пространствах, а если и во дворах, то не в «своих»

4. Архитектурно-планировочные принципы формирования

1.Принцип полицентричности подразумевает альтернативное направление устоявшейся в практическом и учебном проектировании центрично-периметральной структуры жилой застройки в границах квартала и характеризуется наличием не единого жилого мегапространства, а множества взаимосвязанных микро жилых пустот разного размера и конфигурации в теле квартальной застройки.

2. Принцип сингулярности и автономности в расположении жилых единиц в границах участка застройки.
Распространенным подходом в проектировании на ограниченном участке земли, как правило от 0,4 га до 1 га.,  характеризующийся концентрацией надземной площади в едином строительном объеме, занимающем всю площадь в границах участка под. Существенные недостатки:
1. Равномерное распределение общей площади застройки в границах участка приводит к уменьшению общественного городского пространства;
2. Снижение пешеходной и визуальной проницаемости;
3. Снижение качества окружающей застройки по причине уменьшения видового горизонта;
4. Архитектурно-типологическая бедность;
5. Социальная изоляция жителей;
6. Однообразие маршрутов передвижения;
7. Отсутствие приватных пространств вместе с типологической однообразностью при высоком количестве адресов определяет низкую степень идентичности жилого пространства.

3. Типологическая и функциональная интенсификация дворовых пространств.
Базовыми причинами слабой социальной интенсивности использования современных спальных районов с сопутствующим ощущением опасности и дискомфорта, при довольно высокой плотности населения и застройки, являются совокупность противоречий пространственных дистанций с геометрией микропространств человека и бедность функциональных типологий.

4. Принцип модульности в организации планировочной структуры застройки.
Одной из базовых задач и требованием к формированию жилой среды в современном городе является обеспечение достаточной степени идентичности субъекта в контексте гиперурбанизированности городской среды.

5. Принцип архипелагов высокоплотных жилых образований в границах квартальной застройки.
Кластерная структура подразумевает формирование «архипелага» высокоплотных, автономных микро жилых образований, свободно фланкирующих в общественном пространстве в границах квартала.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет