Нелицеприятие переосмысления истории



бет1/15
Дата20.06.2016
өлшемі0.78 Mb.
#149782
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Дюкарев Константин Викторович.

г.Дубоссары, Приднестровье. 5 марта 2011 г.

НЕЛИЦЕПРИЯТИЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ ИСТОРИИ.

ДУБОССАРЫ. ИХ БЛИЖНИЕ И ДАЛЬНИЕ ОКРЕСТНОСТИ ДО 1792.

Город Дубоссары (в нынешнем Приднестровье) не такой древний, как Иерихон или хотя бы Троя. В советской исторической науке (с подачи М.Сергиевского) принят речной тип формирования города Дубоссары, как поселение возле моста из дубасов (лодок) через Днестр. Существует альтернативная версия, что Дубоссары (Томбасар) – это тюрский топоним. Лучшие специалисты по данному поводу -лингвисты, специализирующиеся на тюркских топонимах. Они так не считают. Желающие могут прочитать их исследования. Интересный опыт по выявлению редких аланских и тюрко-татарских наслоений в топонимике востока МССР принадлежит Н.Раевскому. Раевский Н. «Топониме де орижине ираникэ ши турчикэ. – «Лимба ши литература молдовеняскэ», 1964, №1, страницы 58-60. Кроме того, исследованию названий населённых пунктов Бессарабии, Буковины и Подолья посвящены капитальные труды М.В.Сергиевского, А.И.Еремии, Ю.А.Карпенко и других историков (в основном, лингвистов), заложивших основу этого направления в топонимике МССР. Интересная работа произведена Удлером Р.Я. в вопросах говоров молдавского языка (в т.ч. молдавско-славянских диалектов). Реальная история – вещь сложная и противоречивая. Для идеолога, богослова или политка – она способ доказания своих общественных воззрений. Для иследователя с точки зрения науки – это довольно точная дисциплина, основывающаяся на конкретных данных археологических воззрений, критического анализа письменных источников и точных данных этнографических (культурных, ареальных, топонимических, лингвистических и т.д.) исследований. Наука, попав под гнёт идеологии, зачастую рискует превратиться в фарс, и не получив возможности полноценно развиваться, охватываю лишь разрешённый идеологией спектр исторических исследований.

Термин «дубас», обозначающий «лодку», судя по всему, ещё древнеславянский (безусловно, лингвистический анализ поможет ответить точнее). По происхождению он наиболее близок к корням терминов «дубасить», «дубина», «дуб», «дублёный». Возможно, что это одна из тех причин, по которым жители современного города Дубляны в верховьях Днестра считают их топоним похожим по происхождению с топонимом города Дубоссары. Жители Западной Украины (Старого Самбора, Самбора и т.д.) всё ещё ищут легендарные золотые клады времён Киевской Руси (уличей, тиверцев, Ярополка, галицких выгонцев, бродников), по преданиям зарытые где-то под камышами на берегах и островах Нижнего Днестра, в т.ч. и не далеко от устья Реута. Известно, что термин «дубас» сейчас практически вышел из обращения из восточнославянских языков (а так же и из романского - молдавского), но он оставил память о себе в виде носителей фамилий, типа Дубасов (бывший командующий Тихоокеанской эскадрой времён Русско-Японской войны, затем Московский градоначальник).

По словообразованию термин «дубас» близок к словообразованию как восточнославянских, так и южнославянских терминов. Далее этот термин был заимствован в молдавском языке, но получил распространение лишь в ряде молдавско-славянских диалектов. Неизвестно ничего о применении этого термина и в Болгарии, хотя он и близок по словообразованию к южнославянским языкам. Наиболее вероятно, его происхождение берёт начало ещё из диалекта племенных объединений восточных славян (тиверцев и уличей). Слово «дубас» Вы не найдёте в «Словаре иностранных слов» под редакцией И.В.Лехина, С.М.Локшиной, Ф.Н.Петрова (главный редактор), Л.С.Шаумяна (издание 6-ое, переработанное и дополненное, Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1964). Не в каждом русско-молдавском словаре приведено его значение, настолько редко было его употребление. Практически очень тяжело его найти в больших румынских словарях, за исключением специализирующихся на Бессарабии и Транснистрии, и то – редко. Но в больших словарях старославянских слов оно присутствует с тем же значением – «ладья», «лодия», «лодка». Можно его, конечно же, найти и в словарях слов русского языка, вышедших из употребления, а так же в больших словарях XVIII-XIX веков. Много полезной информации можно подчерпнуть в труде «Восточнославяно-молдавские языковые взаимоотношения» (в 2 томах). Кишинёв – 1961, 1967. А также у Десницкой А.В. «О ранних балкано-восточнославянских лексических связях». – Вопросы языкознания, 1978. №2.

Чуть ниже рассмотрим анализ приднестровских археологов 90-ых годов XX века результатов советских исследований материальной культуры VI-IX веков на территории бывшей МССР. Исходя из результатов этого анализа, Тираспольскими исследователями был сделан вывод, что материальная культура склавинов (и их потомков: тиверцев, уличей, белых хорват) носила более выраженные протоболгарские дунайские славянские черты археологической культуры, и менее выраженные древнерусские днепровские славянские черты. Интересен и тот факт, что в «Повести временных лет», где впервые была предпринята попытка разделить языки народов и диалекты племён на территории Киевской Руси (на две группы: славянские и неславянские). Летописец Нестор (правильнее будет сказать - Нестор в переработке Сильвестра) решил упустить из вида ряд диалектов. Это диалекты тиверцев, уличей, белых хорватов и бужан. Так он и обошёл этот вопрос: славянские они, или нет. Скорее всего, в его время эти диалекты уже практически смешались с волынским диалектом на Западной Украине, куда произошёл отток жителей из-за набегов половцев. В итоге уже ко времени монголо-татарского нашествия половцы стали основными жителями Северного Причерноморья. А летописец не решился пытаться трактовать славянство или неславянство этих юго-западных племенных объединений славян. И этому была, судя по всему, своя причина: многие археологи и сейчас их считают более близкими к нынешним болгарам, чем к нынешним русским. Вопрос славянства болгар был крайне неоднозначен на Руси, помнившей и азовских булгар (протоболгар) и волжских булгар, которые были тюркскими народами.

В современной Украинской истории этот процесс консолидации части восточнославянских племён на Западной Украине считается началом формирования протоукраинской общности. В определённой степени (насколько это, вообще, возможно), изучены лингвистами волынские, древлянские и полянские диалекты, но очень слабо - южные диалекты восточных славян. Необходим для понимания истории Приднестровья глубокий этнографический анализ племён тиверцев и уличей, и лингвистический анализ их диалектов. Корифей этнографического исторического анализа и анализа значений и происхождений топонимов – лингвист М. Сергиевский (в трудах 1946 - 1949 г.г.) определил происхождение названия города Дубоссары от «моста из дубасов», которые действительно существовали здесь со времён Средневековья. Необходимость в наличии таких переправ через Днестр остро стала уже в X-XI веках. Первый раз - при князе Святославе (со столицей Русско-Болгарской личной унии в устье Дуная на правом берегу в Переяславце) и его приемнике – старшем сыне (Ярополке Окаянном). Традиционный речной и морской путь «из варяг в греки» в X веке стал опасен из-за разбоя печенегов (таким образом, кстати, князь Святослав и погиб у Днепровских порогов). Второй раз – при Ярославе Мудром, в XI веке укрепившем древнерусское государство на берегах Чёрного моря (от устья Днепра у Чёрного Моря до устья Сирета на Нижнем Дунае), прекративший набеги половцев с помощью создания русско-печенежских православных военных поселений вдоль южных границ Киевской Руси.

Свидетельством торгового и паломнического движения по Днестру и его правому и левому берегу в Византийские владения (начинающиеся в устье Дуная) в XI-XII веках служат редкие находки византийских монет 1025-1175 годов выпуска, сосредоточенные вдоль этого древнего пути. А река Днестр (Тирас) известна была ещё древнейшим из эллинов. Так, Днестровского лиман (устье Тираса) обходят, боясь нападения «амазонок» ещё аргонавты древнегреческих мифов. События, судя по описанию, происходят во время легендарных тавро-киммерийских войн (по всей видимости, около 9 века до н.э.; по греческим преданиям – войны между «кентаврами» и «амазонками»). Ещё до основания античных городов Северного Причерноморья в период владычества дружественных эллинам скифов. Об «амазонках»-киммерийцах и «кентаврах»-таврах, а так же об их пока ненайденных археологами древних поселениях (Чобручи?) на Нижнем Днестре (согласно описаниям античных географов и историков),следует рассказать чуть ниже отдельно. Идентичность алазонов (амазонов, амазонок) и киммерийцев показывают сами эллинские античные историки. Они называли киммерийско-фригийские войны 7 века до н.э. - завоеванием «амазонками» Фригии. Совпадает у античных авторов место столицы «амазонок» и место древней столицы киммерийцев (место родового кладбища киммерийских вождей). Это остров, образуемый Днестром и его рукавом Турунчуком. Но эта болотистая местность (в т.ч. местами заповедная) слабо изучена археологами. Об этом подробнее - чуть ниже, когда дойдём до самых древних времён существования постоянных поселений на берегах Нижнего Днестра.

Древний сухопутный путь от Киева к Днестровскому лиману (славянскому городу Белгороду) был безопаснее всего по правому берегу реки (защищённый Днестром от нападения печенегов со стороны Южного Буга). Этот маршрут по правому берегу Днестра, был и понятен без карты и знания местности любому, даже неопытному путешественнику; в особенности - православному паломнику в Царьград (Константинополь – центр православной веры в Средние века). А далее возможен путь в святыни Палестины (Иерусалим, Назарет, Вифлием). И уж тем более этот путь был понятен опытному купцу. Но - был крайне неудобен в районе излучины Днестра от современного города Криуляны (на правой стороне от села Дзержинское) и до современного села Старые Дубоссары (на правой стороне от современного села Дороцкого). То есть, приходилось делать примерно 50-километровый крюк. Путь заметно сокращается, если переправиться с правого берега на левый берег Днестра в нынешнее село Погребя. Затем, пройдя менее часа по левому берегу, снова перебраться на правый берег Днестра в районе села Дороцкое. Но перебираться вплавь и неудобно, и не по силам возрастному паломнику (а уж тем более – искателю в вере избавленья от одолевающих болезней), да и сложно купцу с товаром. Нужна надёжная переправа.

Так, судя по всему, и возникли мосты из дубасов, которые можно было при возникновении опасности легко разобрать на лодки, и уплыть на них или спрятать. Вблизи этих двух мест (переправ через Днестр) и сохранились современные топонимы: город Дубоссары и село Старые Дубоссары (местные жители называют своё село – Дубоссары, и не понимают, при чём здесь эпитет «Старые»). Только, для возникновения поселения, охраняющего и ремонтирующего мосты и лодки, сдающего постоялые дворы и предоставляющего питьё, еду и отдых путнику и купцу, а так же ведущего собственное ремесло и сельское хозяйство, большое значение имеет наличие нормального берега с плодородной почвой (а не, как глиняные земли - в Погребах). А ещё большее значение имеет наличие природных источников питьевой воды (хорошего вкусового качества, а не «буркутной» со зловонным сероводородом или другими неприятными примесями). Таких источников в районе Дубоссар предостаточно. Как в районе ГЭС, так и ближе к центру города (где из них берёт начало Дубоссарский ручей Серебрянный, так называемый Малый Фонтан – Дубоссарский родник). Есть они и на Нижней части Большого Фонтана. А самого приятного вкусового качества, по мнению жителей Большого Фонтана, вода холодного источника в районе Верхних Байраков (за объездной трассой, но это далеко от центра и от Днестра, но недалеко от предполагаемой скифо-фракийской древности). Так и непонятно, почему Дубоссарский ручей носит ещё второе название – Серебряный (речка Серебрянка), и с какого времени появился этот топоним в Дубоссарах.

Нахождение древнеславянских поселений в районе современных сёл Незавертайловка, Терновка, Рашково и города Резина, считается наиболее вероятным. Так как здесь найдены крупные монетные клады времён Подольского улуса, но жили там, в основном, «выгонцы» из Галицко-Волынского княжества (и немногочисленные остатки смешавшегося с половцами тиверского и уличского населения) под половецким монголо-татарским протекторатом, на местах умиравших селений времён Киевской Руси. Во времена Подольского улуса (где главенствующую роль играли половецкие орды в составе более широкого названия «монголо-татар») галицкие выгонцы, судя по всему, влились в состав союзников монголо-татар «бродников», по происхождению и образу жизни мало чем отличавшихся от выгонцев из Галицко-Волынского княжества. Назовём крупные места возможных привалов на этом с большой долей вероятности предполагаемом пути путешественников. В начале - правый берег славянского поселения в районе Незавертайловки (возможно и Чобручей). Далее - правый берег славянского поселения в районе Терновки. Затем - древний славянский город в районе села Калфа (Новоанненского района) и древний славянский город Пересечен (не найден, но в современном Орхейском районе). Далее - древний славянский город в районе села Алчедар и славянское поселение у города Резина. И окончательный переход на левобережье Днестра для продолжения пути через современную Винницкую область к истокам реки Рось, а там и в Киев – возле славянского поселения в районе села Рашково (находящееся выше печенежских владений). У Рашково начинается и другой путь, более ближний, в Галич-на-Днестре. Интересные сведения приведены в работе Чеботаренко Г.Ф. «Калфа – городище VIII-X веков на Днестре». Кишинёв, 1973.

По крайней мере, в польских и тевтонских документах они (галицкие выгонцы) уже значатся, как бродники. Там разницы между выгонцам и ибродниками не различают. Огромнейшую работу по данной тематике провёл Фёдоров Г.Б.

Славянские городища в Молдавии (К итогам работы Молдавской археологической экспедиции в 1952 г.) – Вопросы археологии, выпуск 4, 1953.

Древние славяне в Молдавии. – «Известия Молдавского филиала АН СССР», 1955, №5(25).

Население Юго-Запада СССР в I – начале II тысячелетия н.э. – «Советская этнография», 1961, №5

Итоги и задачи изучения древнеславянской культуры Юго-Запада СССР. – Краткие сообщения Института археологии АН СССР, выпуск 105, Москва, 1965.

Древние славяне в Прутско-Днестровском междуречье. Первый конгресс балканских исследований. Москва, 1966.

Генезис и развитие феодализма у древнерусского населения Днестровско-Прутского междуречья в IX-XII веках (по археологическим данным). Юго-Восточная Европа в эпоху феодализма, Кишинёв, 1973.

Древнерусская культура Днестра (X-XII века). – Древняя культура Молдавии, Кишинёв, 1974.

Необходимость сухопутного пути из Киева в Царьград (альтернативного речному и морскому южному участку пути «из варяг в греки») так же была вызвана и особенностью православных традиций паломничества. Настоящий паломник должен был пройти путь на «своих двоих», желательно большую часть пути коленопреклоненным с молитвою и раскаяньем в совершённых греках, вымаливая у Бога прощения через святых заступников на коленях. Православная христианская традиция подтверждает принятие Юго-Западной Русью православного христианства задолго до крещения Киевской Руси князем Владимиром. Считается, что процесс принятия православия уличами и тиверцами занял около века и был добровольным благодаря деятельности православных миссионеров с увеличением количества православных в каждом новом поколении. Начался он ещё во времена крещения болгар, затем продолжился при князе Аскольде [имя в православии - Рос]. После - продолжился во времена княгини Ольги, матери Святослава [имя в православии - Елена], затем завершился во времена младшего брата Святослава (скорее всего – сводного брата по отцу, как считает В.Н. Татищев) Улеба [имя в православии – Глеб]. Всё это рассмотрим несколько ниже. Традиции Кицканского монастыря и Сахарнских монастырей, говорят, о том, что эти церкви и монастыри стоят на святых местах (местных святынях). Там находились места отдыха и ночёвок первых древнерусских паломников у источников воды (впоследствии – местных святых источников), ещё с древнейших времён до крещения Руси князем Владимиром. Тайные места, передававшиеся решившемуся на паломничество следующему монаху (в том числе и с местами тайников и рекомендаций на дальнейшую дорогу; записками, по которым можно было отследить путь паломника в случае пропажи в пути; инструментом и материалом для ремонта обуви и т.д.).

И это очень похоже на правду. Паломникам где-то надо было ночевать и чем-то питаться в дороге, соответственно иметь при себе деньги или что-то ценное. Путника, конечно же, обычно пускали на ночлег и кормили, но и это не могло продолжаться бесконечно. Особенно за пределами Киевской Руси. Но и переправы, вылившиеся в мосты, кому-то тоже надо было ремонтировать и охранять, взимать плату за их проход или проезд. Развивалась торговля, строительство, рыбная ловля, речной транспорт, земледелие и т.д. Формировались постоянные поселения. Торговые пути и переправы (превращаясь в мосты) переносились поближе к населённым и защищённым местам. Похожим образом у переправы через Днепр возник город Киев и многие другие города по обоим берегам рек и проливов. Современный Стамбул – бывший Константинополь, центр которого теперь уже не на европейском, а на азиатском берегу. Современный Брюгге (в переводе – мост) и многие-многие другие города. Итак, рассмотрим, что такое – город.

«Город - населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. Отнесение населенного пункта к категории «город» оформляется в законодательном порядке; при этом критерий численности населения города различается — от 250 человек в Дании до 30 тысяч в Японии» (БЭКМ-2008). Но города на Земле возникли ещё задолго до оформления какого-либо законодательного порядка и до возникновения государств вообще, а самые ранние – ещё до начала обработки металлов, и даже в докерамический (каменный) период. То есть для существования города (в первую очередь – укреплённых городских построек, с чего, собственно говоря, всё и начиналось) не обязательно существование атрибутов государственной власти и высокого уровня развития производительных сил. Хоть на этом и настаивали авторы ряда идеологических (идейно-исторических) исследований (в том числе истории возникновения и развития городов) «Нового просвещения» второй половины XIX века, высмеивая библейские предания об иудейских, халдейских, хеттских, мидянских городах. Разделение на города (городища) и сёла (селища) чётко определено в археологии. Городище (в археологии) - это остатки древнего укрепленного поселения или города. Селище (в археологии) - это остатки древнего неукрепленного поселения. И экономическое развитие тут не причём. Хотя, город, где по каким-то причинам остановились производственные мощности, и нет для людей достаточного количества работы, обречён на постепенное запустение и превращение в село. И поддерживать его укрепления в добротном состоянии просто не будет возможности.

Единственное из сохранившихся в настоящее время преданий о древних славянских пристанищах поломников на Днестре – это православная традиция. Историчность христианских и библейских традиций – вещь спорная. Но, первое письменное упоминание о городах можно найти ещё в главе 10 книги «Бытие». Прийдётся, по понятным причинам, упустить богословские вопросы и идейные, национальные вопросы книги «Бытия». Но для второго тысячелетия до н.э. - это был передовой исторический и географический труд. Авторство первых пяти книг (христианского Пятикнижья – иудейского Талмуда) традиция приписывает легендарному Моисею. С доработкой их его приемником - Иисусом Навином. Многие современные исследователи Древнего Египта считают библейского Моисея вполне реальной личностью – советником и фаворитом египетской царицы Хатшепсут (правила в 1489-1468 до н. э., дочь фараона Тутмоса I), придворным архитектором Сененмутом, в конце царствования Хатшепсут попавшим в опалу. Он, действительно, имел большое влияние на решение хозяйственных вопросов в Древнем Египте, подобно библейскому Моисею. Имена Сененмут на древнеегипетском языке и Моисей на древнееврейском языке - довольно схожи по звучанию. И время «казней Египетских» (вулканического пепла и последовавших за этим смертей и прочих напастей) в период библейского Моисея (лже-Сененмута) совпадает со временем катастрофического извержения вулкана Санторин на острове Тира, уничтожившего Минойскую цивилизацию Крита и Кикладских (тирренских, этрусских) островов, в годы жизни царицы Хатшепсут и её молодого фаворита Сененмута. Это извержение так же пагубно сказалось и на близлежащих цивилизациях (Эллада, Египет, Финикия, Сицилия).

Вулканологи подтверждают, что это было самое мощное извержение на памяти современного человечества. Отдельные куски вулканической пемзы этого извержения (по анализу соответствуют пемзе Санторина) были найдены на дне Средиземного моря далеко от Эгейского моря, даже южнее Сицилии. Совпадает и отхлынувшее перед цунами Чермное море (мелководный залив между дельтой Нила и Синайским полуостровом, недалеко от современного города Порт-Саида в начале Суэцкого канала), через которое посуху повёл библейский Моисей освобождённых рабов (евреев) на Синай. Но всё же библейского Моисея считают лже-Сененмутом, кем-то из его приближённых, объявившим себя не только Сененмутом, но и придумавшим Сененмуту родословную тайно усыновлённого еврея, и поднявшим Египетских рабов на восстание в сумятице извержения вулкана Санторин в Эгейском море. Так что, не такие уж «абсолютные небылицы» приведены в книге «Бытие». О семитах (царстве Ханаана – потомке Сима) в 10 главе книги «Бытие» указано: «Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах. И Ресен между Ниневией и между Калахом; это город великий», «от Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет», «и были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши».

На примерно таких же предрассудках (в учебниках эпохи Просвещения) считались выдумками мифологические сведения о существовании в 4-2-тысячелетия до н.э. городов в Европе. Города (по определению) не могли тогда существовать - в период до железного века и общеевропейской технической отсталости. Так говорили о древней Трое и Микенах времён якобы мифической Троянской войны, о Критских городах царей Миносов, этрусских городах в Италии, городах Гиперборейских у гор Рифей (Южный Урал), богатой стране Пунт на берегах современного Сомали (известной также по многочисленным древнеегипетским источникам). Но почти всё это найдено было археологами в XIX-XX веках. Осталось найти легендарную страну Пунт. Из последних находок особого внимания заслуживает город кремневого века Аркаим (17-12 в.в. до н.э.). И примыкающие к нему (около 50) менее значимые города в современной Челябинской области и Башкортостане. Они были раскопаны в 90-ых годах XX века и национал-социалистами России уже объявлены родиной арийцев (иранцев, арианцев, ариеев) – Северной (нордической) Арианой. Аналогичное отношение и к раскопкам скифских курганов и городищ ирано-язычных скифов 7-6 в. до н.э. (в т.ч. возле современного города Немирова в Винницкой области, где рядом в 1941-1943 находилась военная ставка Гитлера) и у националистов на Украине. Но идеологические догмы, и реальная история Древнего Мира и Средневековья имеют мало общего между собой.

В начале XX века очень много переосмыслили. Так, к примеру, из считавшегося непоколебимым авторитетом по данной тематике «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» 1890-1907 в состав Российской Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия (выпуск 2008 с приложением электронной «Библиотеки Кирилла и Мефодия») не вошли статьи, близкие к существовавшим в то время предрассудкам. В основном остались статьи, не потерявшие своей актуальности, посвященные философии, религии, литературе, музыке, театру, а также статьи о выдающихся ученых, деятелях литературы и искусства, правителях и полководцах. Как правило - из «Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1911 –1916), где была проделана существенная работа по корректуре ранее написанного. Систематические археологические раскопки, начиная с середины XIX века, вызвали в начале XX века полный пересмотр истории Древнего мира, так называемый «процесс возвращения к древним (библейским, мифологическим и античным) истокам» и критическому переосмыслению исторических мировоззрений, сформировавшихся в годы перехода эпохи Просвещения в эпоху Промышленного роста, сформировав современные Постиндустриальные представления. Возможно, и в XXI веке нам придёся переосмыслить историю цивилизаций Днестра в виду раскопок кургана доскифского времени у села Мокра, скифских курганов у города Слободзея и села Глиное, многослойного поселения у села Чобручи.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет