КОЛЫБЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Кленовый Игорь
НИТЬ АРИАДНЫ
Путеводитель по Криту
bagigor@narod.ru
ПАНОПТИКУМ
Наши люди, к сожалению, о Крите знают мало. Находится он для нас где-то на краю Ойкумены, ассоциируясь то ли с курортом, то ли с Кипром. А между тем это удивительное место неразрывно связано не только с происхождением нашей европейской цивилизацией, но и ежедневным окружающим нас пространством. Например, мы плывём на теплоходе, и не тонем, так как он обладает необходимой остойчивостью. Но не на Крите ли появились первые вёсельно-килевые парусные корабли, перенятые от них древними греками. А когда вы готовите на день рожденья торт, украшенный свечами – не является ли его прообразом минойский кернос? Почти в каждом городе мира есть здания, построенные в стиле классицизм. Да, конечно, без влияния архитектуры Кносского дворца здесь не обошлось. Динамичный орнамент, украшающий дворцы свободного острова, воздействовал на древнегреческих живописцев, от неё к римлянам, и так до нас!
Ну а как же античные мифы и писания?! Многие греческие божества имели истоками свои прообразы более древней критской религии - Рея, Зевс, Артемида-Бритомартис, Элифия. С детства все мы знаем про Царя Миноса, чудовищного Минотавра, зодчего, скульптора и изобретателя Дедала и его сына Икара. Древние легенды прочно вошли в наш обиход. Запутанные сооружения мы называем словом лабиринт критского происхождения, а выход из таких ситуаций нам помогает обнаружить нить Ариадны. Двойные топоры (лабрисы), венчающие ограды – это же священные топоры минойских царей1. Про Атлантиду, которая исчезла из виду тоже, слышали все. А ведь предполагают, что Крит, или, расположенный в 130 км от него остров Санторин это и есть легендарная цивилизация!
Прибрежная зеленоватая полоса моря, исходящего ветром, сбивающим с ног, захлёстывающим пеной, пронизанным солнцем и солью. Затем синь дали, из которой при достаточном воображении или от удара солнца, вечно стоящего в зените и внезапно падающим в море или горы, можно увидеть ахейский корабль, плывущий в Ливию, флот сарацинов или галеры пиратов, наполнивших окрестные моря. А если вы ещё и верный житель острова, то не минуемы мысли о великой Матери Богине и других божествах населяющих землю, море и небо. Затерявшись в тысячелетиях, можно безмятежно погрузиться в тёплые морские волны, погулять по оливковым рощам, порадоваться платанам и кипарисам, охватившим горные склоны, уютные бухты, заливы и ущелья. Вот рождается первая в Европе государственность, а вот уже люди поклоняются Зевсу и строят новые капища на месте прежних. Рядом можно полюбоваться белым быком, мирно пасущимся на плато. Но бойтесь гнева женщины! Вдруг это возлюбленный Пасифаи, которая уже ждёт от этого роскошного животного свой необыкновенный плод - получеловек-полубык.
Вот так мог выглядеть Крит тысячелетия. Что ж, с тех пор многое изменилось. Бесконечные стройные ряды оливковых деревьев, неисчислимые отели, забитые как морскими котиками лежаками и людьми пляжи и туристы, туристы, туристы. Но это на первый взгляд неискушённого человека. На острове существуют города многотысячелетней истории. Например, Кносс с портом Ираклион насчитывают 8 тысяч лет (!) почти непрерывного развития и затухания (и продолжают развиваться)! «Всего» в два раза уступает по возрасту Гортина. Крит - место непростое, находился почти на равном расстоянии от Передней Азии, Африки и Европы, здесь просто обязана была появиться цивилизация. Попробуем разобраться, что осталось от «того» Крита и что любопытного нам подарит сегодняшний. А также сможем узнать, как легенда переплетается с действительностью. Для этого обратимся сначала к происхождению острова, его ушедшей в тысячелетия истории, культуре и искусству, и, может, прошлое откроет свои завесы.
Происхождение острова и первый человек
Являясь в палеогеновом периоде частью материка Эгеиды, современный вид Крит приобрёл после тектонических движений начатых в эпоху плиоцена Кайнозойской эры. Некогда древние ископаемые животные, о которых можно судить по остаткам окаменелостей - карликовые слоны, гиппопотамы, олени, козы и другие млекопитающие, вольготно населяли остров. Первые люди причаливают в диких критских бухтах свои челны, выдолбленные из кипариса, в эпоху палеолита, за 8000 лет до н.э.
Новый каменный век (неолит), медный век (6100-2600 гг. до н.э.)
Известно, что островитяне уже живут не только в пещерах, но и строят каменные и глиняные дома, с помощью каменных и костяных орудий пашут землю и ловят рыбу, пасут скот. Связи с народами Эгеиды, Востока и Египта воздействуют на культуру, общественное и религиозное устройство. Найденные образцы керамики, изделий из обсидиана и слоновой кости на месте современного Кносса, Гортины и других поселений свидетельствуют не только об этом влиянии, но и о самостоятельном пути критской культуры. Медный век (переход от неолита к бронзовому веку) оправдывает своё название - островитяне уже начинают обрабатывать металл.
МИНОЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (БРОНЗОВЫЙ ВЕК)
Додворцовый (раннеминойский) период (2600- 2000 гг. до н.э.)
В Египте уже построены величайшие пирамиды Древнего Царства, шумят шумерские города в Месопотамии, развивается трипольская культура Причерноморья. На Крите - переход от неолита, по прежнему люди селятся в пещерах, но строят каменные дома, появляются куполообразные могилы. Благополучное расположение на пересечении морских путей, развитие мореплавания способствовало контролю над передвижением различных важнейших продуктов и подъёму торговли, а также к росту связей с народами Эгейского бассейна, Египта.
С освоением производства металлических орудий труда, вытесняющих каменные, начинается рост производительности сельского хозяйства (возделываются злаковые, виноград, оливы). В отдельных общинах избыточный сельхозпродукт приводит к освобождению части работников, занятых в земледелии. Происходит разложение родового строя и общество переходит на новую ступень развития: возникают новые сословия купцов, моряков, ремесленников. С появлением гончарного круга активно развивается производство керамики. Во второй половине периода (2400-2100 гг.) – подъём культуры, о чём свидетельствуют находки из Василики и Мирто. Распространяется пиктографическое письмо, развивается культ Великой Богини.
Первые царства-государства. Раннедворцовый (древнедворцовый) период (2000 – 1700 гг. до н.э.)
В 2000-1900 гг. в сильнейших родах выделяются вожди, вокруг которых формируются первые крупные административные, религиозные и торговые центры с дворцами в Кноссе, Фесте, Малии, Закро. Располагаются эти города-государства в основном в некотором удалении от моря, соединяясь со своими портами дорогами. Слабая укреплённость городов указывает на то, что Крит имел быстроходные корабли1 и не боялся набегов морских разбойников, полностью доминируя в Средиземноморье. Появление вокруг дворцов неукреплённых поселений также свидетельствует о мирном существовании островитян. Развивается производство металлических орудий, в основном бронзовых. Появляется иероглифическое письмо (не расшифровано).
Власть в этих городах концентрируется в руках верховного организатора - царя. В обществе, разделённом на классы, жрецы занимают высокое положение. Религиозным церемониям уделялось значительное место, и верховным жрецом на них иногда выступал царь. Государственные культовые церемонии проводились в специальных местах при дворцах, но народ посещает и удалённые горные святилища, куда они приносят свои дары богине. Особую известность получила пещера Камарес, в которой были найдены вдохновлённые вотивные сосуды. В особых культовых зданиях продолжают соблюдаться родоплеменные традиции закланья человека, о чём свидетельствуют находка в Анемоспилии и, возможно, миф о Минотавре, которому приводили в жертву людей.
В 1820 и 1750 гг. до н.э. критские дворцы и поселения страдали от землетрясений, восстанавливались, но были серьёзно разрушены по неясным причинам к 1700 г. до н.э.
Расцвет объединённого государства. Новодворцовый период
(1700- 1450 гг. до н.э.)
Постройка новых дворцов производилась с большим размахом и великолепием, хоть новые зодчие и старались придерживаться старых фундаментов. Дворцы должны были подчёркивать значимость власти царя, часто исполнявшего роль жреца и места, где совершались культовые обряды. Дворцовые комплексы в Кноссе, Малии, Фесте, Закро имеют нечто общее - располагавшийся с севера на юг большой центральный двор, предназначенный для ритуальных церемоний и праздников, окружают с запада помещения, связанные с богослужением, с востока часть царя и его семьи. С севера и юга - склады с ёмкостями для зерна, масла и вина, предназначавшихся не только для обитателей дворца, но и многочисленных гостей. Для полного комфортного проживания гостей и обитателей критских дворцов здесь проводятся канализация и водопровод, устраиваются уборные и ванные! Поклонение богине, олицетворявшей реки и деревья, зверей и птиц, привело к гармоничному сочетанию оформления дворцов - многоярусных лестниц, настенных росписей, разнообразного орнамента и колонн с окружающей природой. Вокруг дворцов строятся города, деревни и «виллы» местной знати, которые соединялись узкими мощёными камнем дорогами.
Дворцы также представляли основные торговые центры. При обмене товаров (которые учитывались в многочисленных табличках) выработался эквивалент денег – слитки из металла, серебра, бронзы1. Для хранения продовольствия, предназначенного на случай неурожайного года, для обмена-продажи или других целей, существуют гигантские кувшины – пифосы. В обмен на основной экспорт – вино и оливковое масло купцы привозили то, чего не было на Крите – медь, золото, слоновые бивни, драгоценные камни2.
В этот период минойская держава, умений и мудрости полная, достигает своего апогея - торжествующая материальная и духовная культура распространяет своё влияние далеко за пределы Крита, процветает торговля с племенами и странами Средиземноморья. Кносские цари подчиняют себе не только весь Крит, но и многие города и острова Эгеиды, устанавливает полное единовластие на море. Подвластные племена поставляют дань Криту рабами, об этом напоминает миф о Тесее. Захваченные в плен воины также обращаются в рабов. Общество, разделённое на классы, остаётся рабовладельческим.
Островитяне поклоняются не только Великой Богине, но и мужскому божеству – минойскому Зевсу, в дальнейшем послужившим прообразом Зевса древних греков. Символом его был солнечный бык и стилизованные бычьи рога3 - религия критян теснейшим образом была связана с этим культовым животным. С ним проводились священные игры (тавромахия), возможно, по верованиям островитян, тот, кто удерживался на спине разъярённого быка, обеспечивал добрую волю богов4. Видимо, также существовала школа подготовки юношей и девушек, способных на такие чудеса тавромахии. Быки, участвующие в священных играх, были красивы и отбирались по определённым признакам. Особым атрибутом культов является двойной топор – лабрис. Также на Крите поклоняются священным деревьям и источникам.
Одним из достижений минойской культуры является создание письменности. Прошедшая путь от пиктографической, через упрощение иерографической, она пришла к так называемой линейной письменности А.
Но всему приходит конец - страшные землетрясения, мощное извержение вулкана на острове Санторин5 вместе с потоками лавы, пеленой дыма, и цунами, обрушившимися на остров, опустошили многие города. По некоторым расчётам, разрушительная волна могла превышать тридцатиметровую высоту и развивать огромную скорость. Буйство стихии разметало каменные глыбы дворцов, охватило пожарами весь остров, поразило поля и сады, уничтожило большую часть населения. Возможно, дополнительные или основные разрушения могли возникнуть от последовавших голодных бунтов, военных действий и разграблений. Кносский комплекс, центр критского государства, пострадал частично, дворцы же в Фесте, Малии, Закро уже никогда не были восстановлены.
После этих катастроф начинает угасать минойская культура, ушедшая в небытие как Атлантида1 и которая оставила нам своё уникальное наследие. Нам неизвестно о происхождении этого народа2, не расшифрована его письменность, мало изучены его обычаи и менталитет, философия и религия. Но можно с уверенностью сказать, что в отличие от более древней египетской цивилизации с давлением жёстких религиозных традиций, жители Крита ощущали себя более свободными людьми, глубоко чувствующими природу, преклоняющимися перед ней и осознающими себя её частью.
Нашествие микенцев. Последворцовый период (позднеминойский, минойско-микенский, 1450-1100 гг. до н.э.)
С середины XV в., находившиеся на более низком уровне развития микенские племена3, возможно, воспользовавшись ослаблением минойского государства и неукреплённостью городов, начинают экспансию на Крит. Возможно, с колонизацией острова они продолжили разрушение и разграбление городов и деревень, но в то же время они восстанавливают Кносский дворец и привносят приток новой, микенской милитаризированной культуры, которая начинает проникать в местную4. Почти все найденные таблички содержат новую линейную письменность В, которую микенцы применили к своему языку5. Через микенцев критская культура распространяется в материковую Грецию. Местные культы смешиваются с верованиями завоевателей, по словам Диодора, «почести, воздаваемые богам, жертвоприношения, учреждение мистерий — все было изобретено критянами, другие народы все это у них позаимствовали», поэтому теперь можно говорить о минойско-микенской культуре и религии. Можно сказать, что минойский народ со своими знаниями, достижениями, строем мыслей и более чем пятивекового процветания, поделившись с другими своей религией и уникальной для всего бронзового века культурой, растворяется во времени. Кносский дворец некоторое время, до своего окончательного разрушения, остаётся главным административным центром Крита.
В своей «Одиссеи» Гомер называет Крит «стоградым», и указывает на его население - минойцы, этеокритяне6, ахейцы (микенцы), пеласги, кидоны и дорийцы. Видимо, в XIV-XIII вв. у Крита существует сильный флот, о чём упоминает Гомер, сообщая о том, что царь Идоменей прибыл с Крита с отрядом на помощь ахеянам во время Троянской войны. Помимо этого, критские корабли пиратствуют, потихоньку набегая на страны Средиземноморья. А дальше начинается уже другая история.
Закат минойской цивилизации, дорийская эпоха (послеминойский период, ранний железный век, геометрический и архаический период, 1100 – 500 до н.э.)
Начало железного века критяне могли воспринять буквально: прокладывая путь оружием из железа, новые захватчики - воинственные племена дорийцев1 со своей жёсткой дисциплиной и суровыми нравами окончательно высекли и вырубили пошатнувшегося критского быка2. Многие жители, не признавшие варваров, покинули остров или передвинулись в горные убежища, создавая новые поселения.
Новый народ - новый быт, культура и религия. По греческому образцу создаются новые города-государства3, помимо поклонения местным богам, проникает культ греческого пантеона. Появляются первые греческие статуи4. Общество разделяется на классы с дорийцами (конниками) во главе, затем периэки5 и рабы – мноиты и клароты. Из определённых родов избирались пользующиеся неограниченной властью вожди – космы, существовал совет и народное собрание (агора). Несмотря на некоторое оживление критской культуры и рост населения, деспотия дорийцев, раздор между городами приводит Крит к новому упадку.
Смутное время (в Греции - классический и эллинистический периоды, 500 – 69 гг. до н.э.)
Разграбленный морскими разбойниками и грабивший сам, измождённый внутренними войнами, к середине первого тысячелетия Крит представляет печальную картину. Это время активного развития материковой Греции, когда там уже создаются величайшие произведения классической культуры, Крит не создаёт ничего серьёзного и превращается в тихую греческую провинцию. Общество несколько демократизируется, население растёт. Культы становятся всё более прагреческими.
Римский период (67 г. до н.э. – 330 г. н.э.)
В 71 году до н.э. Рим6 начинает поход против Крита, но терпит поражение. Через два года, вернувшись с новыми силами, после трёхлетнего отчаянного сопротивления, римляне оккупируют остров. Как через тысячелетие крестоносцы захватывали Иерусалим, новые колонизаторы стремились к своей святыне – месту рождения Зевса, которого они называют на свой лад – Йовисом или Юпитером. Конечно, римляне пришли сюда не только за этим - последующее разграбление городов привело к очередному упадку, но временному. Они основали столицу своей новой епархии – Гортину (Гортис), использовали стратегическое положение острова в Средиземноморье, что привело к увеличению объёмов торговли и производства. Теперь уже в римском духе зодчие возводят порты, храмы, школы, амфитеатры.
В шестидесятых годах н.э. на Крите после проповеди Апостола Павла, который приехал сюда со своим учеником Титом, возникает новая религия. Тит, грек по рождению, не только распространяет христианство на острове, но и основывает епископства и впоследствии становится первым епископом Крита.
Дальнейшая судьба римской колонии отражает процессы, происходившие в Римской империи с постепенным выделением восточной части империи и западной.
Первый византийский1 период (330-824 гг. н.э.)
В 324-330 г. римский император Константин I заложил новую столицу государства - Константинополь, а вместе с ней и основы Византии, к которой относился и Крит. Со времён императора Юстиниана (527- 565 гг.), утвердившего идею и торжество нового христианского государства, во многих городах строятся раннехристианские базилики, распространяется новая, византийская культура. Епископат теперь относится не к римскому папе, а к константинопольскому патриарху.
Развивается торговля, Крит вроде бы благоденствует, но постоянные пиратские нападения на Крит приводят к существенным разрушениям.
Арабское иго (824-961 гг. н.э.)
Воспользовавшись ослаблением Крита и недостаточным развитием византийского флота, в 824 году остров завоёвывают арабы-сарацины, и устанавливают здесь крупнейший работорговый центр Средиземноморья. Захватчики вырезают население, передавая детей и женщин на невольничьи рынки, сжигают церкви и целые города. Они основывают свою столицу в Ираклионе, строят крепость и переименовали город в Эль Хандак(с). Здесь они копят награбленное, являясь постоянной угрозой Византии.
Второй византийский период (961-1204 гг.)
После неоднократных попыток освободить Крит, в 961 г. византийский полководец и будущий император Никифор Фока возвращает остров в лоно Византии. В осаде участвует огромное многонациональное войско, в том числе и русские отряды1 - связи Киевской Руси с Византией окрепли после того, как княгиня Ольга приняла крещение и стала крестницей «ромейского басилевса» Константина Багрянородного.
На руинах Эль Хандака строится столица византийского Крита Хандак. Из разных стран на остров свозятся новые поселенцы, во главе которых император Алексей I Комнин в 1082 г. ставит византийских вельмож и создаётся новое аристократическое общество по византийскому образцу, что явилось предпосылкой для возникновения оплота для борьбы критского народа против последующих завоевателей. Возникает некоторая социально-экономическая стабильность, основываются монастыри, восстанавливаются разрушенные церкви.
Кандия. Венецианский период (1204-1669 гг.)
Противоречия между греко-византийской и римской церквями усиливались. В результате IV крестового похода, в 1204 г. Константинополь пал и была создана Латинская империя. Византийские земли были разделены на феодальные владения, Крит был передан Бонифацию Монфератскому, который продал его Венецианской республике2. После войны с генуэзцами, которые успели захватить часть острова, в 1212 г. венецианцы полностью подчиняют себе остров и оставляют Хандак критской столицей, переименовав его в Кандию3. Строят новые крепости и порты, через которые ввозят в Венецию и другие европейские города «кандиану» - персидские ковры, дамасскую сталь, товары из Египта. Сюда переезжают новые поселенцы, и общество разделяется на классы: венецианская верхушка, крито-византийские аристократы, горожане и крестьяне. Давление на народ растёт - увеличиваются налоги и сборы, бывшие хозяева лишаются своих владений. Восстания, организаторами которых были представители знатных византийских родов, вспыхивали одно за другим. Один раз повстанцы даже одержали на время победу, провозгласив остров независимой Республикой Святого Тита.
Византийский епископ отсылается и устанавливается новый римско-латинский наместник при сохранении православных обрядов. Несмотря на постоянные репрессии, венецианцы не смогли сломить независимый дух критян. В 1453 г., после захвата турками Константинополя, многие бежавшие оттуда греки (среди которых были аристократические фамилии, деятели культуры и науки, священнослужители) привели к новому национальному подъёму островитян. Возвеличивается роль православной церкви и создаётся множество церквей по греко-византийским канонам. Развивается экономика, в итальянском духе по всему Криту возникают замечательные образцы архитектуры и искусства. В XVII веке, когда Греция полностью находится под властью Османской империи, именно на Крите образуется центр греческой литературы1. Постепенно итальянские веяния Ренессанса начинают смешиваться с греко-византийской культурой2 и происходит эллинизация венецианцев.
В 1538-1540 гг. начинается война между Османским султанатом и Венецией3. На помощь своей колонии венецианцы посылают своего архитектора М. Санмикели, который начинает активно укреплять критские города согласно ренессансным представлениям – Кандию-Ираклион, Ретимно, Ханью, Суду.
Турецкое владычество (1669-1898)
В XVII веке захватническая политика Османской империи4 достигает своего апогея. Естественно, турецкого султана не устраивала ситуация, когда венецианские корабли, пользуясь стратегическим положением Кандии, одерживали верх на море, захватывали турецкие корабли, отрезая сообщение между Константинополем-Стамбулом и османскими владениями Средиземноморья.
В результате, в 1645 году турецкий флот под командованием Юсуф-паши высаживается на Крите. После осады, которая длилась более 20 лет5, в 1669 г. венецианский военачальник Франческо Морозини заключает мир с Турцией, христианская Кандия падает и турки полностью оккупируют остров. Несмотря на то, что завоеватели проявили некоторую веротерпимость к основной религии островитян – православию, ужас властвует над островом - турки вырезают население, насилуют женщин, церкви перестраивают в мечети, юношей насильно забирают, чтобы сделать их солдатами, преданных султану - янычарами.
В 1768 г. начинается война между Российской и Османской империями. В Петербурге ходили толки прибить вновь щит на вратах Царьграда-Константинополя - гегемония турков в Чёрном и Эгейском морях не давала покоя. Екатерина II на борьбу против султаната посылает П.Румянцева и А.Орлова, победоносные походы которых (Кагул, Ларга, Чесма1) способствуют восстаниям населения греческих островов. Греки возлагали большие надежды на русский флот и в 1770 г. на Крите разражается революция. Греки назвали её «орлофика» по имени графа Алексея Орлова, командовавшего эскадрой. Несмотря на поддержку русских, восстание было подавлено.
Народ Крита участвует в греческой революции 1821-29 гг.2. После русско-турецкой войны 1828-29 гг. в 1830 г. Россия, Англия и Франция объявляют Грецию независимым государством, Крит продаётся турками Египту, но через десять лет возвращается обратно Турции. Со второй половины XIX века Османская империя, чувствуя ослабление власти над Критом, предоставляет некоторые свободы, в связи с чем по всему острову стали возникать православные храмы (часто в господствовавшем тогда в Европе стиле эклектика с классицистическими и восточными мотивами).
Непрестанное освободительное движение3, призывы к воссоединению с Грецией, помощь Великих держав – России, Англии, Франции и Италии привели к признанию острова в 1898 г. автономным «Критским государством». Турки изгоняются с острова, главой Крита (верховным комиссаром) становится принц Георг, создаётся парламент.
Военные действия при освобождении Крита от турков причинили немало ущерба Криту и русский император Николай II выделяет личные средства на постройку здесь собора. Войска каждой из держав охраняют от возможных нападений турков различные округа Крита. Русские солдаты - православные братья критян, снова спасшие остров от мусульманских захватчиков, стоят в округе Ретимно.
Достарыңызбен бөлісу: |