«ОБРАЗ - Я» И ЕГО РАЗВИТИЕ СРЕДСТВАМИ ДИАЛОГА
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Категория «образа - Я» в психологии
1.1 Место «образа - Я» в структуре личности и индивидуальности
.2 Структура «образа - Я»
.3 «Образ мира» и его составляющие
.4 Диалогичность отношений «образа - Я» и «образа мира»
Глава 2. Развитие «образа - Я» и место диалога в его становлении
2.1 Понятие диалога в философии и психологии
.2 Специфика детской субкультуры
.3 Сказка и сказочный герой и их место в детской субкультуре
.4 Развитие «образа - Я» в детской субкультуре посредством диалога
Глава 3. Эмпирическое исследование развития «образа - Я» средствами диалога на разных возрастных этапах
3.1 Организация и методы экспериментального исследования
3.2 Анализ результатов исследования «образа-Я» на разных возрастных этапах
.3 Анализ динамики развития «образа - Я» в условиях развивающего эксперимента
3.4 Анализ специфики детского диалога и его развития
.5 Исследование «образа - Я» в юношеском возрасте
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные социокультурные условия, для которых характерна размытость ценностных и социально-нормативных ориентиров, затрудняют процессы понимания человеком своего места в мире, в отношениях с другими людьми, что, безусловно, оказывает негативное влияние и на становление «образа - Я». Все более востребованными становятся такие формы и способы отношения человека и мира, человека с другими людьми и с самим собой, которые позволяют обогащать содержание понимания себя и других посредством диалогичности несовпадающих социокультурных позиций и установок. Понимание закономерностей и особенностей развития «образа - Я» в современных социокультурных условиях становится важным фактором развития индивидуальности, личности и человека как субъекта на разных возрастных этапах.
«Образ - Я» как совокупность представлений человека о самом себе обычно рассматривается либо как составляющая Я - концепции (Р. Бернс, К.Р. Роджерс), либо как аспект самосознания личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), либо в контексте исследований самоидентичности и самости (Э. Эриксон, К.Г Юнг). Представления человека о самом себе, преобразуясь под влиянием опыта деятельности, общения с другими людьми, изменения социокультурной ситуации, испытывая на себе влияние мотивов, степени и способности самопонимания, имеют, в значительной мере субъективный характер. Однако глубина и многогранность понимания себя, мера устойчивости, уровень конструктивности такого самопонимания оказывают прямое влияние на жизненный путь человека, его выборы, поступки, целеполагание, достижения.
Проблема «образа - Я» является предметом исследования во многих работах современных психологов (Р. Бернс, К.Р. Роджерс, И.С. Кон, А.Б. Орлов, Д.А. Леонтьев и др.). В них рассматривается: понятийное содержание (Р. Бернс, И.С. Кон и др.), структура «образа - Я» (Е.Т. Соколова, Д.А. Леонтьев и др.), условия и факторы его развития (И.С. Кон, В.В. Столин, А.Н. Крылов и др.).
При всем многообразии исследований необходимо отметить, что эти работы в большей мере посвящены проблемам изучения внутреннего мира взрослого человека.
Несмотря на то, что проблема «образа - Я» в последние годы актуальна для многих как отечественных, так и зарубежных авторов (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Эриксон, М.Л. Раусте фон Врихт, У. Джеймс, К. Хорни, Р. Бернс, К.Р. Роджерс, И.С. Кон, Е.Т. Соколова, А.Н. Леонтьев, В.В. Столин, АН. Крылов, А.Б. Орлов, Д.А. Леонтьев и др.), представления о динамике, условиях развития, структуре «образа - Я» в том числе, в онтогенезе, остаётся мало изученной.
В психологии в настоящее время имеются достаточно противоречивые данные в отношении:
. Времени появления и интенсивного развития «образа - Я». Ряд исследователей (Н.Н. Авдеева, В.В. Зеньковский, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.) обращает особое внимание на развитие «образа - Я» уже в период младенчества и раннего детства; интересы других учёных (В.С. Мухина, О.В. Прозументик, О.В. Хухлаева и др.) сосредоточены на проблеме развития «образа - Я» в период дошкольного детства; третьими исследователями (Р. Бернс, И.С. Кон, А.Н. Крылов, К.Р. Роджерс и др.) особое значение придается его развитию в подростковом возрасте.
. Структуры «образа - Я». В одних исследованиях делается акцент на изучении «Я» в бессознательной сфере личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др.). В других - «образ - Я» рассматривается с точки зрения нормативного развития (М.Л. Раусте Фон Врихт). В третьих - «образ - Я» анализируется в контексте его внутренних оснований (Р. Бернс, К.Р. Роджерс, К. Хорни, Д.А. Леонтьев, А.Б. Орлов и др.). В четвёртых - изучается социальная составляющая «образа - Я» (Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Крылов, А.Н. Леонтьев, В.В. Столин, Д.И. Фельдштейн и др.).
Несмотря на интерес исследователей к данной проблеме, ряд вопросов остается практически не разработанным. Например, в большинстве современных исследований не выделяется социокультурная составляющая «образа - Я». В то же время традиция понимания личности и индивидуальности человека в социокультурном (духовном, культуральном, аксиологическом и др.) контексте свойственна русской религиозной философии (В.В. Зеньковский, В.И. Несмелов, В.А. Снегирёв, П.А. Флоренский) и представлена в ряде современных исследований (В.В. Абраменкова, Н.Я. Большунова, М.Я. Дворецкая, Н.И. Непомнящая, Т.А. Флоренская).
Недостаточно исследована такая составляющая «образа - Я» как «внутреннее Я», выделенное в работах Е.В. Субботского и др.
. Динамики развития «образа - Я», которая практически не исследована, в том числе в дошкольном возрасте; не рассмотрены возможности его развития, не выделены механизмы, критерии развития «образа - Я», не выделен генетический аспект появления «внутреннего Я» (Е.В. Субботский).
. Средств и условий развития «образа - Я». В частности, недостаточно исследований, в которых рассматривается процесс развития «образа - Я» ребёнка - дошкольника, младшего школьника средствами диалога. Хотя проблема диалога является достаточно представленной в психологических исследованиях, он обычно рассматривается в отношении развития мышления (Г.М. Кучинский), речевой деятельности (Е.И. Машбиц, В.В. Андриевская, Е.Ю. Комиссарова), учебной деятельности и т.д., однако мало исследована его роль в отношении различных аспектов развития личности, за исключением известных работ М.М. Бахтина, Т.А. Флоренской, Н.Я. Большуновой и некоторых др., практически нет исследований, рассматривающих роль диалога в пространстве социокультурного развития. Недостаточно исследованы также возможности диалога в развитии «образа - Я», особенно в возрастном контексте, не ясно, как дети воспринимают диалог, какое место диалог занимает в развитии «образа - Я» ребенка в отличие от взрослых.
Дефицит знаний по указанным проблемам не позволяет разрабатывать достаточно эффективные программы развития личности, «образа - Я». В силу этого возникает актуальная задача поиска средств развития «образа - Я» начиная с ребёнка - дошкольника. В настоящей работе мы исследуем и предлагаем вариант развития «образа - Я» дошкольников и младших школьников, а также в юношеском возрасте, осуществляемый средствами диалога в формах детской субкультуры.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием следующих противоречий:
. Между потребностью в понимании психологического содержания «образа - Я» и недостаточностью представлений о его структуре.
. Представлениями о развитии «образа - Я» на разных возрастных этапах и отсутствием критериев его становления и перехода от одного этапа его развития к другому.
. Сформулированностью представлений о детской субкультуре и роли диалога как средства развития детей и взрослых, с одной стороны, и, с другой стороны, отсутствием достаточно разработанных технологий и способов использования диалога в контексте детской, юношеской субкультуры для развития «образа - Я».
Обозначенные противоречия составляют сущность проблемы исследования, ее теоретическую, практическую, социальную и социокультурную значимость.
Достарыңызбен бөлісу: |