Обзор материалов по проблеме трансграничного загрязнения Амура
В соответствии с принятой в России системой государственного и ведомственного контроля за качеством вод общее количество постов наблюдений в пределах Российской части бассейна Амура – 207, в том числе непосредственно на российско-китайском участке Амура – 3, на реке Аргунь – 2.
С середины 90-х годов прошлого века резкое ухудшение качества воды в Амуре выдвинулось в разряд главных экологических проблем Хабаровского края.
В семидесятые и более ранние годы факты ухудшения качества вод также наблюдались, однако носили преимущественно сезонный характер и не имели столь серьезных последствий.
Зимой 1996 – 1997 годов все изменилось вдруг и сразу.
Вода из кранов и речная рыба стала отдавать карболкой, были зарегистрированы случаи отравления домашних животных и даже людей. В отдельных районах края органы власти официально запрещали употреблять воду и рыбу из Амура.
Исследования проб воды выявили рекордную концентрацию (906 ПДК) суммы полициклических ароматических соединений фенольного ряда, что положило начало «фенольному» этапу изучения Амура.
Уже в феврале 1997 года были организованы комплексные исследования причин наступающего экологического кризиса, которые дали неутешительные результаты.
Было установлено, что изменение органолептических свойств воды и рыбы не было связано с залповым сбросом фенолосодержащих веществ в Амур или его притоки.
В рыбе была обнаружена группа летучих органических соединений
(этанол, метанол, ацетон, уксусный альдегид, этилацетат, изопропанол, метилэтилкетон, эфиры масляной кислоты и др.).
Была высказана гипотеза, согласно которой возможной причиной кризиса является трансрегиональный перенос больших масс загрязняющих веществ со стороны вышерасположенных по Амуру регионов. В рамках данной гипотезы проведена оценка вклада реки Сунгари в формирование качества амурских вод.
Основания: Водосбор реки Сунгари имеет площадь 532 тыс. кв. км (28,7 %
площади амурского бассейна). Основными отраслями промышленности являются нефтяная, нефтеперерабатывающая, химическая, горнодобывающая, лесная и машиностроительная. Развиты производство бумаги, пластмасс, искусственных волокон, сельскохозяйственных удобрений, автомобильных шин. При численности населения более 72 млн. человек его ежегодный прирост в этих граничащих с Россией провинциях составляет около 4 -5 процентов.
По среднемноголетним гидрологическим данным вклад Сунгари в формирование стока Амура варьирует от 20 до 30 процентов. В годы наводнений он возрастает до 50-ти и более процентов.
Исследования, проведенные зимой 2000-2001, а также в последующие годы учеными Института водных и экологических проблем ДВО РАН, доказали, влияние Сунгари на формирование «качества» амурских вод не только в месте ее непосредственного впадения в Амур, но и через 300 км ниже по течению.
Сегодня специалисты считают, что формирование качества воды в Амуре связано с совокупным влиянием многих факторов, главными из которых являются:
-
загрязнение комплексом биогенных элементов, ионов тяжелых металлов и органических веществ;
-
цикличность гидрологического режима, когда периоды высокой и низкой водности повторяются примерно через 11 лет;
-
сезонность в интенсивности протекания процессов самоочищения вод;
-
возможность образования токсикантов из природных предшественников.
«Сунгарийская» струя легко прослеживается не только на космических снимках, но заметна и невооруженным глазом. Расчеты, произведенные для участка Амура, расположенного в 210 км ниже места впадения в него Сунгари, позволяют утверждать, что не менее 80 процентов соединений азота и 70-ти процентов фосфатов - «сунгарийского» происхождения.
В ходе состоявшейся в июле - августе 2005 г. международной экспедиции было оценено влияние на формирование качество вод Амура наиболее крупных его притоков на участке от Благовещенска до Хабаровска: реки Зея и Бурея – с российской стороны, р. Сунгари – со стороны КНР.
Научный руководитель экспедиции - доктор биологических наук, профессор, заведующая лабораторией микробиологии Института водных и экологических проблем ДВО РАН Л.М. Кондратьева так оценивает ее результаты:
-
По основным показателям (взвешенные вещества, ионы аммония,
нитриты, нитраты, фосфаты) максимальное загрязнение Амура отмечено в зоне влияния р. Сунгари, особенно возле правого китайского берега. Со стоком р. Сунгари в экосистему реки Амур поступают ионы тяжелых металлов такие как: железо, медь, свинец, марганец, никель и кобальт.
-
Естественно-природное или «фоновое» содержание взвешенных
веществ на участке от устья р. Зея до устья р. Сунгари варьирует от 7-12 мг/дм3. Ниже устья р. Сунгари на середине Амура и возле правого берега концентрации взвешенных веществ составляют 355,6 - 417,8 мг/дм3 как у поверхности, так и в придонном слое
-
На всем протяжении вдоль правого берега Амура от г. Хайхэ до
г. Фуюань значения PН имели щелочную реакцию и изменялось от 8,02 - 8,01 у г.Хайхэ до 8,09 ниже устья Сунгари, и до 8,14 ниже г. Фуюань.
-
По сравнению с контрольными створами в пос. Амурзет, а также в устьях
рек Зея и Бурея амурские воды на участке ниже устья р. Сунгари загрязнены азотсодержащими органическими веществами более чем в 170, в 30 и в 18 раз соответственно.
Микробиологическая индикация загрязнения фенольными соединениями выявила различия в показателях возле левого (российского) и правого берегов Амура на участке Благовещенск - Хайхэ - 15 раз, на участке ниже устья р. Сунгари - 310 раз.
-
В пробах амурской воды, отобранных возле правого берега и на середине
реки на участке в 4 км ниже впадения р. Сунгари обнаружены антигены энтеровирусов и ротовирусов, а также высокая численность условно патогенных энтеробактерий. Далее вниз по течению в направлении к г. Хабаровску, численность этих бактерий увеличивается практически в 2 раза.
Проведенные комплексные исследования показали, что рыба в р. Амур на участке от г. Хабаровска до г. Комсомольска - на - Амуре загрязнена пестицидами и ионами тяжелых металлов. Эти токсиканты были обнаружены в 11 видах рыб.
В рыбе обнаружена группа низкомолекулярных спиртов, альдегиды и эфиры масляной кислоты. Эти вещества участвовали в формировании резких неприятных запахов рыбы, выловленной в основном русле р. Амур на участке от устья р. Сунгари до г. Николаевск-на-Амуре. Многие из них недостаточно изучены в токсикологическом отношении, поэтому представляют риск для здоровья человека.
В рыбе с интенсивным «химическим» запахом обнаружен триметиламин, его содержание в зимний период составляло от 2,4 до 6,2 мг/кг. Триметиламин является не только источником резкого запаха, он служит предшественником канцерогенных нитрозоаминов, особенно при избытке нитритов в водной среде. Согласно нормативным требованиям допустимый уровень суммы нитрозоаминов в рыбной продукции не должен превышать 0,003 мг / кг.
На основании полученных данных был обоснован политоксикоз амурской рыбы, обусловленный многокомпонентным загрязнением рыбы низкими концентрациями различных веществ. Изменение органолептических свойств рыбы происходит, как правило, в период ледостава при ее комплексном загрязнении хлорсодержащими пестицидами и ионами тяжелых металлов, способных вызывать нарушения в обмене веществ и снижать защитные функции ихтиофауны. Проникновение микроорганизмов в мышечные ткани, в присутствии пестицидов и тяжелых металлов сопровождается образованием летучих соединений, некоторые из них не идентифицированы, поэтому их содержание не нормируется и не контролируется. Многокомпонентное загрязнение рыбы, даже низкими концентрациями токсикантов, может привести к отдаленным экологическим последствиям и снижению рыбных запасов экосистемы р. Амур.
Настораживающие данные получены в лаборатории медицинской экологии Дальневосточного государственного медицинского университетаЮ возглавляемой В.А. Рябковой. В амурской воде и донных отложениях обнаружены хлоорганические вещества, в рыбе - хлорфенолы и пестициды группы ДДТ, гексахлорциклогексана. Содержание хлорорганических соединений в крови и грудном молоке обследованных женщин было в 3,6 раза больше, чем в рыбе. Бензол и его производные обнаружены в рыбе, грудном молоке и плаценте. Генотоксикологические исследования показали, что в амурской рыбе могут накапливаться вещества, обладающие мутагенным эффектом и вызывающие патологию печени.
Эти и другие результаты позволили рекомендовать приоритетные показатели качества воды и рыбы, которые необходимо учитывать при разработке социально-экологических программ и стратегии экологической безопасности региона.
Рис. 2. Приоритетные критерии экологической безопасности Приамурья (Кондратьева Л.М.)
ПАУ – полиароматические углеводороды, ПХБ – полихлорированные бифенилы, НА – нитрозоамины, ХОП – хлорорганические пестициды, МА – метиламины, ТМ – ионы тяжелых металлов (кадмий, ртуть, свинец)
Водный фактор стал для Приамурья одним из главных условий обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.
Задача сохранение качества амурских вод имеет много аспектов, главными из которых являются:
-
политический (трансграничное загрязнение с сопредельных
территорий Китая как наиболее весомый фактор загрязнения р. Амур стойкими органическими соединениями, в том числе хлорсодержащими пестицидами, бифенилами и полиароматическими углеводородами);
загрязнения природных вод стойкими органическими веществами и их предшественниками, а также возможностей их образования в технологическом процессе водоподготовки методом хлорирования);
-
социальный (неудовлетворительная динамика народонаселения, угрозы
сохранению этносов коренных малочисленных народов);
-
экономический (сокращение рыбных ресурсов, возрастающие затраты на
водоподготовку для питьевого водоснабжения и очистку хозяйственно-бытовых и промышленных стоков);.
-
экологический (сокращение численности отдельных видов частиковых,
лососевых и осетровых рыб, трансформация сообществ микроорганизмов, снижение способности природных вод к самоочищению, накопление загрязненных донных отложений и эффект вторичного загрязнения вод)
Трансграничное положение р.Амур и территории ее бассейна, результаты проведенных исследований, а также произошедшая 13 ноября техногенная катастрофа в Китае выдвигают политические аспекты на первое место.
Задачи снижения экологических рисков для населения Приамурья и сохранения экосистемы Амура в целом не могут быть эффективно решены только усилиями России.
В силу острой необходимости урегулирования этих вопросов субъекты Федерации Приамурья инициировали создание бассейнового координирующего органа для выработки единой стратегии и программы действий по стабилизации обстановки. Усилиями администраций 6-ти Приамурских регионов и экологической общественности такой орган был создан в 2003 году в виде Координационного Комитета амурского бассейна.
Китайской стороне неоднократно предлагалось войти в состав Комитета.
С 2002 года Хабаровский край осуществляет совместный с провинцией Хейлунцзян мониторинг трансграничных вод рек Амура и Уссури. Однако, китайская сторона нарушает условия договоренностей, поэтому в 2004 и 2005 годах совместных выездов не было.
С учетом последних событий крайне актуально организовать совместную с китайской стороной оценку последствий «бензольного» загрязнения для экосистем Среднего и Нижнего Амура. Китай уже приступили к подобной оценке и вновь без участия российских специалистов.
На протяжении 2-х лет МПР России и Государственной администрацией КНР по охране окружающей среды (SEPA) ведутся переговоры по обсуждению «Меморандума о взаимопонимании в области совместного мониторинга трансграничных вод».
В ходе визита министра природных ресурсов России В.П. Трутнева в КНР в апреле 2005 г. обсуждались вопросы трансграничного загрязнения вод в приграничных с Китаем районах. Китайской стороне было предложено заключить Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов, а также межправительственное соглашение о совместных мерах по улучшению гидрологической ситуации вблизи г. Хабаровска (в связи с развитием нежелательных русловых процессов на Амуре).
В мае 2005 года в г. Хабаровске даже планировалось заседание рабочей группы экспертов двух стран по обсуждению «Плана совместного межгосударственного мониторинга».
Однако все эти инициативы оставались до последнего времени без ответа.
Может быть произошедший в Дзилине взрыв поможет?
Николай Ефимов, координатор программы «Амур» Дальневосточного филиала WWF России
Достарыңызбен бөлісу: |