Раннефеодальные отношения в Казахстане имели свои особенности. Внутри феодального общества существовал рабовладельческий уклад, такой же как в Восточной Европе.Период раннего Средневековья в степях современного Казахстана связан с изменением этноязыковой и политической ситуации. В это время тюркоязычное население становится здесь этнически и политически преобладающим. В городах Казахстана широкое распространение приобретают научные исследования. Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукам в Средние века получают новое оформление в виде научных трактатов, большая часть из которых, к сожалению, до нас не дошла.
Одним из выдающихся ученых Средневековья был уроженец Казахстана Абу Насыр Аль-Фараби. Аль-Фараби освоил несколько языков (арабский, греческий, фарси, древнесирийский).Ученый и мыслитель оставил после себя около 160 трудов, таких как «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о достижении счастья», «Слово о классификации наук», «Большая книга музыки», «Указание путей счастья», «Гражданская политика» и т.д.Научные изыскания аль-Фараби связаны с такими направлениями науки, как математика, физика, медицина, астрономия, философия, право, педагогика, психология, социология и др. Особый интерес он проявлял к философии, в частности исследовал творчество древнегреческих ученых Евклида, Архимеда, Пифагора, Платона и Аристотеля. Ученый активно занимался вопросами общественного устройства, с ним советовались правители, управлявшие не только городами, но и государствами.Большое значение в жизни общества аль-Фараби придавал развитию науки. И будучи блистательным ученым, после себя оставил немало и других мудрых наставлений. Аль-Фараби призывал ученых быть предельно искренними и не использовать результаты научных изысканий в корыстных целях.
Махмуд Кашгари – один из известных ученых Средневековья – родился в аристократической семье на территории государства Караханидов. Получил хорошее образование в медресе. Как ученый сформировался в крупных научных центрах Азии – Бухаре, Самарканде, Багдаде и Мерве и др. В XI веке после многолетних путешествий и научных поисков он создал главный труд своей жизни «Дивани лугат аттюрк» («Словарь тюркских наречий»). В нем собран большой историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Этот словарь является ценным источником знаний по следующим направлениям: язык, история, этнография, география, астрономия, медицина, военное дело, культура, религия, традиции ряда тюркоязычных племен и народов Центральной Азии. Например, словарь содержит и ценные географические сведения, которые могут помочь восстановить карту расселения тюркских племен и народов применительно к XI веку. В словаре также есть информация о состоянии скотоводства и земледелия, о ремеслах и торговле средневековых тюрков Казахстана и Центральной Азии. В него включены пословицы, поговорки и поучительные изречения, в которых затронуты вопросы морали и нравственности. Ученый призывает своих читателей быть стойкими, готовыми выдержать любые испытания судьбы. Махмуд Кашгари внес значительный вклад в историю и культуру тюркских народов.
Юсуф Баласагуни – видный ученый, философ и поэт Средневековья. Родился в крупном культурном и административном центре государства Караханидов – в г. Баласагуне. Освоил многие тюркские наречия, овладел фарси и арабским языком, имел глубокие познания в области истории, литературы, астрономии и математики.В XI веке Баласагуни написал историко-литературное произведение на тюркском языке «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»). Эта поэма – одно из первых светских произведений для всех тюркоязычных народов. В нем он описывает жизнь и быт, место и роль человека в обществе. Ученый считает, что жизнь народа можно изменить в лучшую сторону, так же как можно совершенствовать и управление государством, опираясь на образование и науку. В своей поэме Баласагуни призывает всех граждан уважительно относиться к человеку труда, считает, что люди, овладевшие научными знаниями, могут изменить себя и общество в лучшую сторону: «В науке все благо, в познаниях – величие». В произведении много поговорок и пословиц, характеризующих образ жизни и самобытные особенности жителей той эпохи. Баласагуни – ученый, мыслитель и поэт – является достоянием всего тюркоязычного мира.
Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи (1093-1166 гг.) - мыслитель, поэт-мистик и религиозный проповедник, основоположник тюркской ветви суфизма. Ходжа Ахмет Яссауи был первым талантливым тюркским поэтом, написавшим свои произведения на огузско-кыпчакском диалекте. Среди наиболее известных его произведений - «Диван-и хикмет» («Книга мудрости»), «Мират-ул Кулуб» («Зеркало души»), «Пакыр-нама» («Сказание о бедном»). Но наиболее известной, дошедшей до нас в нескольких вариантах, является «Диван-и хикмет» («Книга мудрости») Ходжа Ахмета Яссави, которая написана на старотюркском языке с кыпчакским диалектом и относится к общему наследию тюркоязычных народов. В этом произведении обобщены основные положения ясавийского тариката. «Диван-и хикмет» Ходжа Ахмета Яссауи проповедовал ислам и способствовал укреплению мусульманства в народе. Созданная Ходжа Ахмедом Яссауи суфийский орден яссавийа и город Туркестан благодаря его авторитету стали самым значительным средневековым просветительским центром Казахстана.
Достарыңызбен бөлісу: |