Панина Ж.В.
г. Старый Оскол
МВСОУ «Открытая (сменная)
общеобразовательная школа №35»
Оскольский край в годы Великой Отечественной войны
2 июня 1941 фашистская Германия вероломно напала на СССР. Создав на направлении ударов превосходство, агрессор прорвал оборону советских войск, захватил стратегическую инициативу и господство в воздухе. Приграничные сражения и начальный период войны (до середины июля) в целом привели к поражению Красной Армии. Она потеряла убитыми и ранеными 850 тыс. человек, 9,5 тыс. орудий, св. 6 тыс. танков, около 3,5 тыс. самолетов; в плен попало около 1 млн. человек. Враг оккупировал значительную часть страны, продвинулся вглубь до 300-600 км, потеряв при этом 100 тыс. человек убитыми, почти 40% танков и 950 самолетов.
О войне с фашистской Германией население Староосколья узнало в полдень 22 июня 1941 г. и сотни юношей и мужчин к 15.00 уже находились на пунктах формирования. К 17.00 В.С. Абельдяев начал комплектование штата госпиталя №1926. По телеграфу был передан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О Военной мобилизации» и наш край вошел в состав Орловского военно-мобилизационного округа. Призыву подлежали военнообязанные с 1905 по 1918 год рождения и первым днем мобилизации, считалось 23 июня 1941 г. В городском саду свыше 3 тыс. старооскольцев собрались на митинг, где выступающие осуждали нападение фашистов и призывали к защите Родины.
С 23 июня 1941 г. Курская область объявлялась на военном положении и тем самым определялась круглосуточная работа всех предприятий города. На территории города и района начали формироваться отряды народного ополчения, истребительный батальон, госпитали кадровые воинские подразделения. В июне в Старом Осколе формируется 267 стрелковая дивизия, которая спешно была переброшена на Волховский фронт. В её состав была призвана значительная часть старооскольцев. Через 2 недели был сформирован 684 батальон аэродромного обслуживания (БАО), начал формироваться 419 БАО и многие другие части и подразделения. Комендант Староосколького гарнизона капитан Васечкин издал приказ №1, согласно которому в связи с введением военного положения устанавливалось: привлечение граждан к строительству оборонительных объектов и их охраны, создание, обучение отрядов обороны, подготовка бомбоубежищ и мест для размещения воинских частей, вводилась гужевая повинность, и с 22 часов был введён комендантский час, а также определено время работы торговых и культурных учреждений, обеспечивалась охрана объектов водоснабжения, ежедневный анализ воды, ряд других мер. За открытие товаров, спекуляцию и неподчинения властям провинившиеся привлекались к ответственности по законам военного времени.
Мобилизация регулярно уменьшала число работающих мужчин их, заменяли жены, браться, сестры. При Пушкарской МТС открылись 2-недельные курсы трактористов и комбайнеров специально для женщин. А положение на фронтах становилось все тревожней. Старый Оскол оказался перевалочным пунктом на пути эвакуации людей и государственного имущества. Через город и район прошли тысячи беженцев, получавшие здесь отдых, ночлег, питание, а на Запад шли эшелоны с войсками, техникой и боеприпасами. С 1 августа формируется новый госпиталь ЭК №2730, который разместился в здании бывшей прогимназии, ибо организованный в начале войны первый госпиталь не вмещал поток раненых, поступавших с фронта. Чуть позже госпиталь №19236 перебрасывают на Ленинградский фронт.
После тяжелых кровопролитных боев 24 октября наши войска оставили Белгород, в ноябре Курск, гитлеровцы захватили территории Белгородского, Борисовского, Грайворонского, Ивнянского, Красногвардейского, Ракитянского, Тамаровского, а также часть Прохоровского и Шебекенского районов. Ценой больших потерь врага удалось остановить на рубеже Северского Донца и фронт временно стабилизировался. Воспользовавшись передышкой командование Красной Армии провело переформирование частей, которые понесли большие потери в летних боях. В Старооскольский район отводилась для пополнения 62-я стрелковая дивизия, а в городе располагались штаб 40-ой армии, политотдел 21-й армии, Курский обком партии.
Пятьдесят семей старооскольцев были переселены в пределы слобод, освобождались многие помещение общественных организаций, культурных учреждений, школьные здания, чтобы разместить прибывающие воинские части.
На территории города и района из-за скопления масс эвакуированных и воинских частей появился сыпной тиф, особенно в Казачанском, Федосеевском, Пушкарском сельских Советах, в городе и ряде воинских частей. Были срочно приняты меры: созданы комиссии, выделены средства, заработали круглосуточно бани, души, образовались места с оборудованием для уничтожения насекомых и санитарной обработки одежды, санпропускники. В Лебедянской амбулатории был построен заразный барак на 15 коек, в селе Теплый Колодезь – на 20 коек, в Голофееской больнице – на 30 коек, в санитарном отделе 40-й армии – на 80 коек. Вовремя принятые меры предотвратили дальнейшее распространение инфекционных заболеваний.
Одновременно продолжались большие оборонительные работы. В апреле 1942г. начал выполняться план по мобилизации населения диверсантов формируется истребительный батальон, старооскольцы снабжают фуражом и питанием подразделения 40-ой армии, в фонд обороны собрано 535 525 рублей, собираются тёплые вещи, выделяются средства на торжественные похороны умерших в госпитале воинов. К примеру, на Нижней площади был похоронен Герой Советского Союза Руденко, умерший от ран и десятки других воинов. 22 апреля 1942 были введены продовольственные и промтоварные карточки, а 3 мая введена трудовая повинность на 20 дней с обязательной нормой выработки. В городе создаются 31 пункт ПВО, пожарные, дезинфекционные службы, 5 искусственных водоемов и т.д.
В мощный узел обороны был превращен и сам город. Во-первых, были построены баррикады из бочек, ящиков, мешков с песком по улице Интернациональная, Комсомольская, Октябрьская, Садовая и Кирова. Началось сооружение огневых точек, вырыт противотанковый ров и всего с помощью жителей в городе и разных точек района было построено 3136 фортификационных сооружений, открыто свыше 300 км траншей и ходов сообщения. В город прибыл для охраны воинских объектов и железнодорожного узла 281-й полк НКВД. Создан отряд народного ополчения под командованием Сироткина, при истребительном батальоне создается отряд истребителей танков, начинается ремонт военной техники и т.д.
Начавшаяся 12 мая 1942 г. военная операция Красной Армии захлебнулась и наши войска потерпели одно из самых крупных поражений за годы войны. Утром 10 июня 1942 г. мощная группировка противника обрушила удар по соединениям 28-й и 38-й Армии Юго-Западного фронта, прорвала оборону и в образовавшуюся брешь хлынули танковые корпуса врага. 19 июня на участке обороны 76-ой стрелковой дивизии был сбит вражеский самолет и в планшете погибшего майора Райхеля была обнаружена оперативная карта с планом наступления 40-го танкового корпуса 6-ой немецкой армии. Согласно документу танковые колоны должны были сомкнуться кольцом в районе города Старый Оскол.
Сведения были доведены 40-й и 21-й армии, но большинство офицеров штаба считали, что это дезинформация. Но противник тоже узнал о сбитом самолете и судьбе документов и изменил срок операции. Утром 28 июня противник нанес удар по войскам Брянского фронта, а затем наступление стало непрерывным и усиливалось с каждым днем. Противник вводил все новые и новые части, в основном танковые и моторизированные корпуса. Главной задачей немецкого командования было окружения наших войск и прорыв в направлении Воронежа. На главном направлении действовали войска 4-й танковой армии в составе 2-й, 4-й, 9-й, 11-й танковых дивизий во взаимодействии с моторизованными и пехотными частями, охватывая наши части с севера и юга. Наступление войск поддерживалось сильными ударами авиации и артиллерии.
Архивные документы говорят о том, что 26 июня 1942 г. командующим 40-й армии был назначен генерал-лейтенант М.М. Попов, а генерал-лейтенант М.А. Парсегов отзывался в штаб Юго-Западного фронта для получения нового назначения. Новый командующий на КПП не прибыл, а Парсегов не зная о назначении, обращается к командующему фронтом Голикову с предложением о необходимости котрнаступления, чтобы опередить врага, даже доложил об этом Сталину, обвинив Голикова в намеренном сдерживании армии. Именно в этот период враг нанес мощный удар. Армейская группировка «Вейс» в составе 2-й полевой, 4-й и 2-й венгерской армии пробили брешь в линии 40-й армии и танковым валом прошлись по частям 1210й и 160-1 стрелковых дивизий. Противник расчленил боевые порядки 40-й армии Брянского фронта, перерезал линию железной дороги Касторное - Старый Оскол и левое крыло в составе 6,45,61,62,21,160-х стрелковых дивизий вело упорные бои уже в окружении. С юга, в районе Белгорода начали наступление части 6-й немецкой армии и 8,134,227,279 стрелковые дивизии 21-й армии тоже оказались в окружении. Окруженные войска продолжали сопротивление, сковывая своими действиями наступление пехоты противника с боями отступали к Старому Осколу.
Генерал-полковник авиации Герой советского Союза Федор Петрович Полынин вспоминал, что тот период войны был одним из самых тяжелых, как в физическом так и в моральном плане. Будучи командующим ВВС Брянского фронта он постоянно получал все новые и новые приказы, порой противоречащие друг другу. Авиация противника главенствовала в воздухе, истребителей едва хватало, чтобы прикрывать свои штурмовики и аэродромы. Для усиления обороны в город прибыли 38, 39-ые дивизионы бронепоездов, основной целью которых было прикрытие танковых направлений на участках Касторое – Горшечное - Старый Оскол. 28 июня на город совершен мощный налет вражеской авиации. В беспрерывном чертовом колесе участвовало свыше 50 машин противника. Завязался ожесточенный воздушный бой, вели заградительный огонь зенитчики и бронепоезда, в результате чего 4 самолета врага были сбиты и 10 получили повреждения. Но авиация нанесла тяжелый урон обороне, город горел. Генерал Парсегов просит оказать поддержку с воздуха, но авиационные соединения малочисленны и получили к тому же приказ прикрывать 4-й и 24-й танковые корпуса, которые сосредотачивались для борьбы с противником. 29 июня потеряна связь с 40-й армией и танки противника подошли к селу Бараново. 30 июня город покидают политотдел армии, редакции газет, некоторые учреждения, станция забита эшелонами и техникой, боеприпасами, ранеными. Появляются нездоровые слухи: где находится противник, где наши части – никто не знает.
30 июня новый налет авиации на город и стволы зенитных пушек накалены от непрерывного заградительного огня, а 31 июня в районах южнее города появляются первые отступающие части и ведется переправа через реку Оскол.1 июля противник обнаружил сосредоточение наших танковых корпусов и постоянно бомбит их, в воздухе беспрерывные воздушные бои, наши войска несут большие потери. Госпитали города переполнены ранеными, а 2 июля вновь совершается сильный налет вражеской авиации.
Начало 1943 года. Бои ведет 303-я стрелковая дивизия.
В первых числах февраля 845-й стрелковый полк получил приказ прикрыть направление на Старый Оскол, линию железной дороги на Горшечное, оказать помощь частям, уничтожавшим окруженную в Горшечном группировку противника. Оставив перед Старым Осколом и по линии железной дороги два батальона, я с одним батальоном направился в Горшечное. Противник занимал северную окраину станции. Во время атаки колона немцев в несколько тысяч человек под прикрытием своей обороны, без дороги прямо по снежной целине, двинулась в сторону Старого Оскола. Однако наш огонь заставил её повернуть на запад. Это были части противника выходящие из окружения. Сбивая прикрытия немцев, батальон продвигался по линии железной дороги Горшечное- Старый Оскол, сближаясь с основными силами своего полка. В то же время был получен приказ овладеть Старым Осколом.
После третьей атаки оборона противника на восточной окраине Старого Оскола была прорвана. В самом городе гитлеровцы почти не оказывали сопротивления и, бросая оружие, сдавались в плен. Это были уже далеко не те немцы, которых мы брали в плен в 1942 году, голова закутана тряпками, под шинелями женские юбки, кофты, на ногах поверх сапок и ботинок огромные соломенные боты…
Трудящиеся Старого Оскола проводили в последний путь 13 героев, павших смертью храбрых за освобождение города.
Огромный ущерб причинила война Старооскольскому краю. Согласно акту 15 мая 1943 года людские потери составили 331 человек убитыми, 175 изувеченными и 2734 угнанными в плен гражданских лиц. Из 40 тысяч ушедших на фронт старооскольцев, 11 тысяч не увидели больше родного края. В городе и районе было разрушено 33 хозяйства, 1849 коммунальных и частных жилых домов, 29 объектов торговли и общественного питания, 84 учебных заведения, 49 культурных и 23 медицинских объекта. Старооскольцы лишились:808 колхозных и совхозных построек, 2816 лошадей, 4920 голов крупного рогатого скота, 7756 овец и коз, 2433 свиней, 90 076 штук птицы, было уничтожено 38 270 фруктовых деревьев, 280 гектаров леса, 139 тракторов, 66 комбайнов. По скромным подсчетам материальный ущерб, нанесенный войной, составил 97 136 901 рубль.
Достарыңызбен бөлісу: |