Основная образовательная программа 072500. 62 «Дизайн костюма»



Дата29.06.2016
өлшемі186.5 Kb.
#165446
түріОсновная образовательная программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ СЕРВИСА, ТУРИЗМА И ДИЗАЙНА
КАФЕДРА СЕРВИСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Архитектоника объемных форм

Рабочая программа учебной дисциплины

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


072500.62 «Дизайн костюма»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014

ББК **.**

Рабочая программа учебной дисциплины «Архитектоника объемных форм» составлена в соответствии с требованиями ООП: 072500.62 «Дизайн костюма» на базе ФГОС ВПО.

Составитель: Данилова О.Н., доцент кафедры сервисных технологий, канд. техн. наук, член Союза дизайнеров РФ
Утверждена на заседании кафедры сервисных технологий от 27 мая 2014 г.,

протокол № 11, редакция 2014 г.


Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС (протокол № 5 от 27.06.2014).

© Издательство Владивостокский

государственный университет

экономики и сервиса, 2014



ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование учебной, исследовательской и творческой деятельности бакалавров по направлению подготовки 072500.62 «Дизайн» относится к числу наиболее актуальных проблем профессиональной подготовки в области проектирования и изготовления костюма. Причины введения курса «Архитектоника объемных форм» продиктованы необходимостью получения знаний о законах гармонизации объемно-пространственных структур средствами художественного конструирования и дизайна костюма. Особенность изучаемого курса состоит в том, что он является основой для решения профессиональных задач и совершенствования проектной деятельности в сфере дизайна и конструирования костюма.

В рамках изучения дисциплины рассматриваются отдельные аспекты проектной (дизайнерской) и конструкторской деятельности, такие как разработка объемно-пространственных структур объектов дизайна костюма с учетом художественно-эстетических параметров, тектонических и пластических свойств материалов. При этом особая роль отводится структурному анализу формы объектов. Важнейшей составляющей дисциплины является изучение тектонических систем объектов материальной среды. В рамках изучения дисциплины рассматриваются вопросы художественно-конструкторского проектирования и оформления материалов для одежды, эстетического восприятия образно-пластического решения объектов дизайна костюма.

Изучение данных вопросов направлено на освоение студентами профессиональных умений практической реализации знаний по проектированию и гармонизации объемно-пространственной композиции с учетом тектонических свойств материалов, на получение практических навыков эстетической оценки готовых композиционных решений, на овладение навыками выполнения проектов новых изделий.

Теоретические основы курса «Архитектоника объемных форм» и практические навыки позволят студентам комплексно и рационально решать конкретные задачи, связанные с поиском новых средств проектирования объектов дизайна костюма, как в процессе учебы, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Освоение дисциплины должно подготовить студента к выполнению задач по основным видам профессиональной деятельности.

Основные теоретические положения формообразования объемно-пространственных структур (ОПС) применяются в процессе выполнения геометрических и пластических объемно-пространственных тектонических систем из различных материалов на практических занятиях и во время самостоятельной работы. Студенты должны овладеть методами создания оболочковой и каркасной систем костюма, знать основные приемы формообразования и композиционного решения драпировок, изучить основные типы складок, декоративные свойства поверхности формы.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать основные закономерности биологического формообразования и процесса изменения формы в живой природе, понимать и использовать свойства материалов для решения художественных задач на основе технологического творчества, уметь анализировать конструктивную целесообразность форм в архитектуре и дизайне костюма. Задания практического курса способствуют формированию у студентов объемно-пространственного и образно-ассоциативного мышления. В курсе данной дисциплины основным направлением подготовки специалистов является поощрение интерпретации творческих источников и поисков нестандартных решений, направленных на динамичное развитие творческих способностей студентов применительно к условиям их будущей профессиональной деятельности.



  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ




    1. Цели освоения учебной дисциплины

Дисциплина «Архитектоника объемных форм» связана с формированием комплекса знаний о проектной (дизайнерской) профессиональной деятельности бакалавров, включающей процессы проектирования, эскизирования и макетирования плоскостных объектов дизайна и объемно-пространственных структур (ОПС) из различных материалов.



Целью освоения учебной дисциплины является создание системы знаний, в области эскизирования и проектирования ОПС.

Задачами дисциплины «Архитектоника объемных форм» являются:

формирование у студентов целостного представления о деятельности специалистов в области дизайна и конструирования изделий легкой промышленности, включающей решение производственно-конструкторских и проектных задач;

приобретение практических навыков эскизирования и макетирования ОПС;

освоение методов создания ОПС из различных материалов.

Закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков осуществляется в процессе выполнения лабораторных работ, индивидуальных заданий, самостоятельной работы.



    1. Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)

Дисциплина «Архитектоника объемных форм» относится к предметам профессионального цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500.62 «Дизайн» (профиль Дизайн костюма) и базируется на компетенциях, сформированных на предыдущем уровне образования.












ООП

Форма обучения

Блок

Модуль

Трудоемкость (З.Е.)

Форма промежуточного контроля

072500.62

«Дизайн костюма»



ОФО

Б3. Б.11

1

3

З

При освоении данной дисциплины компетенции одновременно формируются следующими дисциплинами ООП ВПО:



  • «История культуры и искусства»

  • «Начертательная геометрия и технический рисунок»

  • «Основы композиции»

  • «Проектирование костюма»

Освоение данной дисциплины необходимо для успешного освоения по данному направлению подготовки, следующих дисциплин:

  • «История костюма»

  • «Основы композиции костюма»

  • «Основы формообразования в одежде»

  • «Конструктивное моделирование одежды»

  • «Курсовое проектирование 1»

  • «Проектирование костюма»

  • «Скульптура и пластическое моделирование»




    1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины




Дисциплина «Архитектоника объемных форм» направлена на формирование ряда профессиональных компетенций

в соответствии с квалификационной моделью выпускника (табл. 1).



Таблица 1

таб


Результаты освоения дисциплины (формируемые компетенции и ЗУВ)







ООП

Вид компетенций

Компетенции

072500.62

«Дизайн костюма»

Профессиональные

ПК-1 анализирует и определяет требования к дизайн-проекту; составляет и определяет требования к дизайн-проекту; способен синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновать свои предложения

ПК-3 разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений

В результате освоения дисциплины у выпускника должны быть сформированы профессиональные компетенции (знания, умения, владения) (табл. 2).



Таблица 2

Направление подготовки (профиль)

Коды компетенций

Составляющие компетенции

072500.62

«Дизайн костюма»




ПК-1

знать основы проектной графики;

уметь вести компоновку и компьютерное проектирование объектов дизайна, проектировать и конструировать объекты дизайна, составлять техзадание для выполнения дизайн-проекта, научно обосновывая свои предложения;

владеть компьютерным обеспечением дизайн-проектирования, организации проектного материала для передачи творческого замысла;

владеть методикой построения и решения возможных задач к выполнению дизайн-проекта






ПК-3

уметь воссоздавать формы по чертежу и изображать ее в изометрических и свободных проекциях;

уметь выдвигать проектную идею и последовательно развивать ее, основываясь на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерских задач;

владеть приемами и средствами композиционного моделирования и приемами гармонизации форм, структур, комплексов и систем




    1. Основные виды занятий и особенности их проведения

Дисциплина «Архитектоника объемных форм» изучается в одном семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (всего 108 час., из них 51 академических часов – аудиторные практические занятия, 57 час. – самостоятельная работа студентов (СРС), интерактивные формы обучения 40%).

Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний и формирование умений и навыков в соответствии с квалификационными требованиями. В ходе проведения практических занятий рассматриваются основные вопросы, изложенные в разделе «Содержание курса». Для успешного усвоения курса необходимо пользоваться специальной научно-технической литературой, представленной в разделе «Список рекомендуемой литературы» настоящей учебной программы.

Особенностью построения курса практических занятий является логическая взаимосвязь тематики отдельных практических работ, объединенных в единую систему. Практический курс по дисциплине условно делится на два раздела:



  1. Бумагопластика.

  2. Разработка объемно-пространственных структур и использованием тектонических свойств различных материалов.

Темы практических занятий составлены с учетом современных требований к исходной информации для проектной (дизайнерской) деятельности. В разделе «Бумагопластика» рассматриваются вопросы, касающиеся экспериментальной формотворческой деятельности, изучаются средства отображения и проектирования объемно-пространственных структур (ОПС). В разделе « Разработка объемно-пространственных структур и использованием тектонических свойств различных материалов» рассматриваются вопросы, раскрывающие основные этапы процесса создания объектов дизайна из различных материалов, а также приемы и средства гармонизации ОПС. Последовательность выполнения практических занятий и СРС может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей студентов для успешного освоения программы дисциплины.

При выполнении практических работ необходимо проводить анализ полученных результатов, при этом студенту следует руководствоваться настоящей программой, методическими указаниями, разработанными ведущими преподавателями кафедры, специальной научно-технической литературой. Практические задания выполняются индивидуально. В зависимости от тематики задания возможно объединение студентов в творческие группы для выполнения комплексной работы по одной общей теме. По итогам творческой работы и результатов аналитических исследований выполняется оценка эстетических и технологических качеств ОПС. Для достижения наилучших результатов в освоении дисциплины студентам предлагается выполнение самостоятельной работы в форме индивидуальных практических заданий прикладного характера.


1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Для оценки качества знаний при освоении дисциплины используется рейтинговая система оценки успеваемости студентов ВГУЭС. Рейтинговая система в вузе реализуется с применением автоматизированной корпоративной информационной системы «Успеваемость». В течение семестра контроль знаний осуществляется на текущих аттестациях, учитывающих посещаемость занятия и процент выполнения лабораторных работ (табл. 3).

Обязательным условием допуска студента к сдаче экзамена (направление подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности») или зачета (направление подготовки «Дизайн костюма») является выполнение всех практических работ и представление на защиту их в сроки, установленные графиком учебного процесса. Для получения положительной оценки на экзамене (зачете) необходимо продемонстрировать творческую реализацию принципов проектирования ОПС, авторское видение эстетических параметров объектов проектирования, объем и качество самостоятельной работы по освоению дисциплины.
Таблица 3



Формы работы

Оценочные средства

Формы контроля

Устный опрос



- устная коммуникация

- проверка преподавателем



включение в рейтинг

Задания при работе с информационно-графическими базами

- анализ исходной информации с презентацией результатов поиска;

- выбор литературных источников,

-работа с компьютерными базами данных;

-обработка и систематизация полученных данных




обработка и

представление данных на лабораторных занятиях



Выполнение конкретных практических задач

-проведение заданного практического исследования;

-анализ и контроль полученных данных

-обработка и систематизация полученных результатов;

- презентация работы на лабораторных занятиях,

- проверка преподавателем


включение в рейтинг

Исследовательские или аналитические работы, направленные на формирование профессиональных компетенций

-оценка качественной (художественно-эстетической) и количественной характеристики результатов графического анализа и их обоснованность;

- оценка достоверности результатов;

- корректность представления визуальной (графической) информации и выводов


включение в рейтинг

Оформление самостоятельной работы

-самооценка результатов;

-представление работы, оценка работы в группе;

-проверка преподавателем


включение в общий рейтинг дисциплины

Выполнение индивидуального итогового практического задания

- обоснование принятых решений;

- самооценка;

-собеседование по отчету, устная коммуникация;

-проверка преподавателем




зачет



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Перечень тем лекционных занятий (17 часов)

Тема 1. Общие сведения об архитектонике

Термины и понятия архитектоники. Тектонические системы, основанные на статике и равновесии покоя и движения. Классификация тектонических систем: монолитная, решетчатая, каркасная, оболочковая. Объемно-пространственная структура (ОПС) – это категория композиции, отражающая смысловую связь, соподчинение и взаимодействие всех элементов формы между собой и с пространством. Эстетические средства как компонент архитектоники. Архитектоника в системе искусств. Архитектура и костюм. Тектоника материалов для одежды



Тема 2. Особенности формообразования костюма

Понятие «костюм» как характеристика материальной и духовной культуры человеческого общества. Костюм как объемно-пространственной структура. Тектонические системы костюма. Формообразование драпировок. Средства формообразования костюма. Современные технологии в текстильном производстве.



Тема 3. Гармонизация объемно-пространственных структур

Основные виды и категории композиции. Приемы пропорционирования. Канонические и модульные системы. Модульный метод проектирования. Морфологический модуль. Модульная система.



Тема 4. Симметрия и асимметрия

Аспекты понятия «симметрия». Классическая симметрия. Аффинная симметрия. Криволинейная симметрия. Симметрия и асимметрия в организации формы костюма



Тема 5. Комбинаторные методы формообразования

Основные задачи и комбинаторные принципы формальной композиции. Идея программированного формообразования, концепция или схема, направляющая комбинаторный поиск. Применение комбинаторных (вариантных) методов формообразования. Природные аналоги. Сравнительная характеристика формообразующих способностей комбинаторного элемента с прямолинейными контурами и с криволинейными контурами. Автоматизация операций по изменению морфологических качеств объекта. Методы комбинаторного формообразования объектов дизайна.



Тема 6. Биологическое формообразование в архитектуре и инженерии

Формообразование в живой природе как творческий источник проектирования ОПС. Закономерности структурного формообразования живых организмов. Биоформы в художественном конструировании Бионика как научное направление дизайна. Архитектурная бионика. Природное сырье и биотехнологии в производстве текстиля.



Тема 7. Кинетизм как процесс изменения формы

Истоки возникновения кинетического искусства. Кинетизм и кинетическое искусство. Кинетизм в дизайне костюма. Мобильные конструкции. Биокинематика, кинематика человеческого тела. Биомеханические исследования элементов системы «человек–одежда».

­

2.2 Перечень тем практических занятий (34 час)
Тема 1. Архитектоника плоского листа.

Овладение элементарными технологическими приемами формообразования
Овладение элементарными технологическими приемами формообразования. Анализ формы.

Приемы построения формы. Анализ творческого источника и систематизация исходной информации. Характеристика специальных средств бумагопластики.


Тема 2. Тема 2. Разработка комбинаторно-модульного рельефа
Разработка комбинаторно-модульного элемента из плоского листа бумаги с учетом конструктивных свойств материала (плотность, толщина, прочность и т.п.). Переход из плоскости в пространство (на примере создания фронтальных композиций в виде комбинаторно-модульного рельефа).
Тема 3. Развертки объемно-пространственных структур
Построение разверток объемных тел, составляющих ОПС костюма. Выявление закономерности организации разверток. Получение навыков выполнения макетов простых геометрических тел применительно к ОПС костюма.
Тема 4. Разработка объемно-пространственной формы костюма в технике бумагопластики с использованием творческого источника
Выполнение графических зарисовок объектов природы, дизайна, архитектуры. Разработка серии фор-эскизов графической композиции объемно-пространственной структуры костюма. Разработка макета объемно-пространственной формы костюма с использованием творческого источника и на основе применения методов бумагопластики. Изучение приемов формообразования костюма. Приобретение навыков построения объёмно-пространственной структуры в технике бумагопластики.
Тема 5. Композиционное решение драпировок
Изучение пластических и декоративных возможностей различных материалов. Зарисовка с натуры драпировок и складок из различных материалов. Анализ скульптурной пластики драпировок. Ритмы драпировок и складок.
Тема 6. Работа с текстильными материалами. Создание объемно-пространственной формы костюма методом наколки

Наколка макета на манекене с использованием различных творческих источников. Поиск формы костюма с помощью метода наколки. Приобретение практических навыков для освоения процесса творческого поиска объемных форм одежды методом наколки.




    1. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа является наиболее продуктивной формой творческой, образовательной и познавательной деятельности студентов в период обучения. В процессе изучения дисциплины «Архитектоника объемных форм» СРС имеет важное практическое значение. Для реализации творческих способностей студентов предусмотрены различные виды СРС, направленные на развитие интеллектуального потенциала личности и профессиональных компетенций.

В процессе обучения последовательно по темам лекционных и практических занятий, посредством использования самостоятельно исследованного графического и теоретического материала студенты выполняют индивидуальные или командные практические самостоятельные работы. Практическая самостоятельная работа осуществляется по выбору.

В соответствии с личными предпочтениями студенты выполняют графоаналитические исследования прогностического характера (например, анализ инновационных и перспективных направлений в дизайне), по результатам которых представляются сообщения с презентацией видеоряда и научно-методическими материалами.

Студенты в соответствии с выбранной тематикой выполняют практическую творческую самостоятельную работу. В качестве индивидуального задания так же может быть выполнен реферат по основным темам курса, с последующим кратким сообщением на лабораторных работах. Преимущество отдается новым направлениям и разработкам в современном дизайне костюма. Тематика рефератов согласовывается с преподавателем.


    1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины предусматривает использование активных методов и форм обучения. Активные методы и формы обучения развивают у студентов способность аргументированно и четко формулировать цель проектной деятельности, определять критерии и показатели художественно-конструкторских предложений.

Теоретические знания организуются на основе индивидуальной работы студента с различной специальной литературой (учебной, художественной, аналитической) на основе использования демонстрационного графического материала. Презентационный наглядный учебно-методический материал служит прообразом или образцом (прототип, аналог) дальнейшей творческой работы, содержит исходную информацию, необходимую студентам при изучении каждой темы и при выполнении индивидуальных практических заданий. Дополнительный материал на электронных носителях предназначен для расширенного самостоятельного изучения дисциплины, подготовки к практическим занятиям и для выполнения самостоятельной работы.

Практические занятия проводятся в интерактивной форме. Цель практических занятий заключается в закреплении теоретических знаний и получении навыков в области эскизирования и проектирования объектов дизайна. На практических занятиях студенты решают конкретные творческие задачи, соответствующие профессиональной деятельности выпускников. С целью расширения знаний и умений студентов, развитию у них навыков аналитического мышления используются различные формы обучения: презентационные сообщения по теме («пресс-конференция», тематическая дискуссия), анализ предпроектной ситуации, комплексный анализ результатов исследования, в том числе и их достоверности, разработка решений проектных задач («игровое проектирование») и их анализ.


4.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

    1. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине

Тематика самостоятельных работ разнообразна и включает вопросы, способствующие расширению и углублению теоретических знаний и практических навыков. Студентам предлагается выполнение самостоятельных работ в форме индивидуальных практических заданий прикладного характера.



Тематика теоретических самостоятельных работ:

  1. Архитектоника в объектах природы и в дизайне.

  2. Тектоническая система связей между элементами формы.

  3. Особенности тектоники различных материалов.

  4. Тектонические системы нетрадиционных материалов для одежды.

  5. Виды тектонических систем современного авангардного костюма.

  6. Принципы гармонизации пропорционального членения и пластической взаимосвязи элементов костюма.

  7. Элементы симметрии. Асимметричные, антисимметричные, десимметричные объекты дизайна современного костюма.

  8. Комбинаторные элементы в дизайне современного костюма.

  9. Виды комбинаторики.

  10. Построение схем геометрической комбинаторики.

  11. Естественно-пропорциональная фигура человека и ее роль в эскизировании одежды.

  12. Методы гармонизации ОПС.


Тематика практических самостоятельных работ:

      1. Тектоническая система драпирование. Зарисовки с натуры объектов дизайна костюма (техника карандаш).

      2. Структурно-графический анализ тектонических систем современных объектов дизайна (компьютерная графика).

      3. Экспериментальное макетирование ОПС из различных материалов.

    1. Разработка электронной презентации по результатам систематизации тектонических систем современного костюма.

    2. Разработка электронной презентации проекта оформления выставочного пространства ВГУЭС и витрин Зимнего сада ВГУЭС.

    3. Подготовка реферата на тему по выбору студента


4.2 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины
1.Место архитектоники в системе искусств.

2.Отличия архитектонических и изобразительных искусств.

3.Определение понятия архитектонической выразительности.

4.Тектоническое решение формы.

5.Система связей между элементами формы.

6.Законы распознавания структуры формы.

7.Виды тектонических систем объемно-пространственных структур.

8.Особенности тектоники тканей.

9.Влияние структуры трикотажа на его пластические свойства.

10.Примеры каркасных и монолитных тектонических систем в материалах для одежды.

11.Определение понятия «тектоника костюма».

12.Виды тектонических систем костюма.

13.Отличительные особенности тектонических систем костюма.

14.Способы формообразования оболочковых систем костюма.

15.Примеры каркасных систем в костюме.

16.Система связей между элементами формы костюма.

17.Факторы, влияющие на способность тканей к формообразованию.

18.Способы образования и фиксации формы деталей одежды.

19.Пути расширения ассортимента текстильных волокон.

20.Новые текстильные волокна и материалы.

21. Основные принципы гармонизации композиции.

22. Гармония как эстетическая категория.

23. Пропорциональный метод группировки элементов костюма.

24. Принципы пластической взаимосвязи элементов костюма.

25. Основные свойства объемно-пространственных форм.

26. Элементы объемно-пространственной композиции.

27. Наиболее активное расположение элементов композиции.

28. Определение понятия «масса» в дизайне.

29. Характеристики формы, влияющие на ее динамическое состояние.

30. Признаки формы, влияющие на ее равновесие.

31. Приведение элементов формы к геометрическому подобию приемами пропорционирования.

32. Элементы симметрии. Симметричные и диссимметричные образования в природе.

33. Влияние свойств симметрии на восприятие формы.

34. Преобразования классической симметрии.

35. Преобразования аффинной симметрии.

36. Преобразования симметрии подобия.

37. Преобразования криволинейной симметрии.

38. Проявления симметрических преобразований в костюме ХХ-XXI вв.

39. Комбинаторные принципы композиции.

40. Комбинаторные элементы и их взаимное расположение в композиции.

41. Способы комбинаторного формообразования. Достоинства и недостатки каждого способа.

42. Примеры комбинаторных форм в природе.

43. Природные аналоги для разработки комбинаторного элемента.

44. Комбинаторика в архитектуре, дизайне, в проектировании костюма.

45. Формообразование объектов с элементами комбинаторики.

46. Комбинаторный метод группировки элементов костюма.

47. Примеры формообразования в природе.

48. Законы распознавания структуры биоформы.

49. Принципы пластической взаимосвязи элементов биоформы.

50. Примеры тектонических систем биоформ.

51. Свойства натуральных текстильных волокон, влияющие на тектоническое решение формы.

52. Основные методы дизайнерской бионики.

53. Примеры структурного формообразования животных, насекомых, растений, которые являются прообразами предметных структур.

54. Геометрическая «унификация» в природе.

55. Природные аналоги для разработки комбинаторного элемента.

60. Симметричные образования в природе.

61.Кинетизм как направление формообразования.

62.Истоки возникновения кинетизма.

63.Кинетические тенденции в дизайне и архитектуре.

64.Примеры создания мобильных конструкций.

65.Кинетизм как одна из форм трансформации.

66.Особенности биомеханики элементов системы «человек–одежда».





    1. Методические рекомендации по организации СРС

Самостоятельная работа студентов заключается в выполнении теоретических и практических самостоятельных работ по дисциплине. Самостоятельная работа необходима для более глубокого и разностороннего изучения тем и вопросов дисциплины в соответствии с программой курса. В подготовке к практическим занятиям необходим предварительный сбор исходных данных, информационный поиск, выполнение индивидуальных заданий, рефератов и презентаций.

Индивидуальные практические задания представляют собой комплексные или отдельные исследовательские задачи. Часть индивидуальных заданий тесно связана с практическими работами и является их предварительной или завершающей составляющей.

Самостоятельную работу теоретического характера следует начинать с поисков источников информации: монографий, учебников, статей в периодических изданиях, нормативно-технической документации. Студент самостоятельно определяет пути раскрытия заданной темы и составляет план работы, все разделы и подразделы которой должны быть логически связаны и соответствовать теме. План согласуется с преподавателем. Собранный материал должен быть систематизирован. Содержание работы должно соответствовать ее названию, кратко, но достаточно полно раскрывать поставленный вопрос и быть логически завершенным. Защита самостоятельной работы проходит в форме презентации.

Индивидуальные практические задания выполняются на основе эмпирических исследований, графических упражнений и экспериментальных данных. Для исследований рекомендуется применять методы анализа и синтеза. Результаты исследований и их достоверность обсуждаются на практических занятиях. Итоговым результатом выполнения индивидуальных заданий является комплексный анализ полученных данных.



    1. Рекомендации по работе с литературой

При подготовке к практическим занятиям в процессе самостоятельного изучения темы должны быть использованы не только иллюстративные материалы и рекомендованная основная литература, но также информация из дополнительных источников, в том числе материалы периодической печати, интернет-сайты, каталоги выставок объектов дизайна.

Список учебников, учебных пособий, научно-технической и справочной литературы рекомендуемых при изучении курса «Архитектоника объемных форм» представлен в разделе 5 настоящей рабочей программы учебной дисциплины. При изучении курса студенты могут использовать и другие издания, в которых рассматриваются вопросы и темы, предусмотренные программой дисциплины.

При самостоятельном изучении теоретических основ курса и его отдельных тем, при подготовке к практическим занятиям и в процессе выполнения индивидуальных домашних заданий целесообразно пользоваться учебниками, учебными пособиями, иллюстрированными энциклопедиями, анализировать репродукции творческих работ дизайнеров.




5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Основная литература

1.Элам К. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция / К. Элам [пер. с англ. Е. Карманова]. - СПб.: Питер, 2013. - 112 с.

2.Объемно-пространственная композиция: учебник для студентов вузов / А. В. Степанов, В. И. Малыгин, Г. И. Иванова и др. ; под ред. А. В. Степанова. - 3-е изд.,стер. - М.: Архитектура-С, 2011. - 256 с.

3. Крючкова К. К. Композиция в дизайне. Организация плоскости. Формирование знаков: учебно-метод. пособие. Кн. 1 / К. К. Крючкова. - Комсомольск-на-Амуре: Жук, 2009. - 426 с.

4.Кирсанова, Е.А. Материаловедение (дизайн костюма) / Е.А. Кирсанова, Ю.С. Шустов, А.В. Куличенко, А.П. Жихарев. М.: Вузовский учебник: ИНФРА–М, 2013. – 385 с.

5.Петушкова Г. И. Трансформация как метод проектирования костюма/ Г.И. Петушкова, А. Б. Деменкова, Т.А. Петушкова. – М.: ИИЦ МГУДТ, 2008. – 241 с.

6.Практикум по моделированию и конструированию одежды: уч. пособие/ под ред. В. Кузьмичева. – Иваново: ИвГПУ, 2014. – 576 с.

7. Бердышев С.Н. Организация выставочной деятельности. - М.: Дашков и К*, 2011.

8.Рисунок и живопись. Полный курс / Х. Гаррисон; [пер. Е. Зайцевой]. - М. : Эксмо, 2013. - 256 с.



    1. Дополнительная литература

1. Аронов В. Р. Современная теория дизайна/ В. Р. Аронов//Проблемы дизайна – 5: сб. науч. тр. – М.: Артпроект, 2009. – С. 7-25.

2. Гейл К. Мода и текстиль: рождение новых тенденций/ К. Гейл, Я. Каур; пер. с англ. Т. О. Ежов; науч. ред. Т. В. Кулахметова. – Минск: Гревцов Паблишер, 2009. – 240 с.

3. Голубева О. Л. Основы композиции/О. Л. Голубева: уч. пособ. – М.: Издат. Дом «Искусство». 2008. -120 с.

4. Дизайн: ил. словарь-справочник / под общ. ред. Г. Б. Минервина, В. Т. Шимко; Моск. архит. ин-т (гос. академия). - М. : Архитектура-С, 2004.- 288 с.

5. Звягинцев С. В. Технический и эстетический образы в процессе формирования ди-зайн-объектов в системе «костюм»: монография /С. В. Звягинцев. – М.: МГУДТ, 2005. – 152 с.

6. Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. – 224 с.

7. Петушкова Г. И. Проектирование костюма/ Г. И. Петушкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.

8. Белько Т. В. Природа. Искусство. Дизайн: моногр. / Т. В. Белько. – Тольятти: ТГУС, 2008. – 189 с.

5.3 Полнотекстовые базы данных


  1. Электронно-библиотечная система «Консультант студента»;

  2. ЭБС Издательского дома «Троицкий мост»;

  3. ЭБС Book.ru;

  4. ЭБС «Книгофонд»;

  5. ЭБС РУКОНА – размещены научная литература. Цифровой контент различного рода: книги, периодические издания и отдельные статьи, аудио, видео – мультимедиа;

  6. Архивы журналов изд-ва SAGE Publications с 01.01. 1800 до 31 декабря 1998 г.;

  7. ЭБС Znanium. Com издательства «ИНФРА – М» располагает учебниками, учебными пособиями, диссертациями, авторефератами, монографиями, статьями, сборниками научных трудов, энциклопедиями, Законодательно-нормативными документами;

  8. Электронная библиотека «OECD ILIBRARY” включает электр. Книги на англ. И более 30 на русском языке, 20 наименований электр. Журналов, вышедших с 1998 года;

  9. Grebennikon - электр. Библиотека Изд. Дома «Гребенников» содержит специализированные журналы по менеджменту и маркетингу;

  10. Университетская библиотека Online – в библиотеке сконцентрированы образовательные ресурсы гуманитарного профиля, научная литература, справочники, словари, энциклопедии;

  11. Университетско-информационная система Россия (УИС Россия) – информационные ресурсы гуманитарных наук;

  12. Информационно-аналитическое агентство Интегрум – база данных российских журналов

  13. Proquest Research Library - мультидисциплинарная база данных




  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Техническое и лабораторное обеспечение дисциплины заключается в оснащении специализированной аудитории оборудованием для изучения и анализа структурных схем объектов, для организации процесса макетирования объемно-пространственных структур.

Лабораторные занятия проводятся в аудиториях, обеспеченных следующим оборудованием:


  1. Доска маркерная – 1 шт.

  2. Индивидуальный рабочий стол для каждого студента.

  3. Персональный компьютер, мультимедийное оборудование – 1 шт.

  4. Экран - 1шт.

  5. Манекен внутренней формы.



  1. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

АРХИТЕКТОНИКА (от греч. – строительное искусство) – в общем виде включает единство художественного выражения закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе. В узком смысле архитектоника – единство фор-мы, конструкции и материала.

АРХИТЕКТУРНАЯ БИОНИКА – ветвь бионической науки, исследующая принципы формообразования гармонически сформированных функциональных структур

АСИММЕТРИЯ – противоположное СИММЕТРИИ понятие, снимающее условие равенства двух частей формы между собой.

АФФИННАЯ СИММЕТРИЯ – преобразования аффинной симметрии меняют пространственное положение исходной формы при условии однородных деформаций. Формы считаются неизменными относительно преобразований аффинной симметрии.

БИОМЕХАНИКА (от греч. bios – жизнь) изучает механические свойства живых тканей, органов и организма в целом, а также происходящие в них механические явления (при движении, дыхании и т.д.).

БИОНИКА (от греч. bion – элемент, ячейка жизни) изучает особенности строения жизнедеятельности организмов для создания новых систем (приборов, механизмов) и совершенствования существующих.

ГАРМОНИЯ (от древнегреческого harmonia) – стройная согласованность частей одного целого.

ГИБКОСТЬ – способность материала изменять форму под действием изгибающей нагрузки.

ДРАПИРОВКА получается в результате преднамеренного образования складок путём связывания, сшивания, наколки, укладки и т.д., выполняемых с целью украшения.

ДРАПИРУЕМОСТЬ – способность материала образовывать мягкие округлые складки в подвешенном состоянии.

ЖЕСТКОСТЬ – способность материала сопротивляться изменению формы.

ИЗГИБ – деформация исходной симметричной формы, в результате которой она приобретает криволинейные ось и поверхность.

КИНЕТИЗМ (от греч. kinetiko’s – приводящий в движение) – вид художественного творчества, в основе которого лежит идея движения формы, любого ее изменения. Кинетизм стремится к синтезу искусств.

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – авангардистское направление в современной пластике, ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты. Основывается на создании эстетического эффекта с помощью движущихся, светящихся и звучащих установок. Зародилось в 1920–30-х гг. (Татлин В.Е., А. Колдер), оформилось в 60-х гг. (Н. Шеффер, Х. Ле Парк).

КОМБИНАТОРИКА – это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке.

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. сompositio – соединение, связь) – средство раскрытия художественного содержания произведения; гармоническое соотношение частей формы; процесс проектирования и создания произведения.

КОНТРАСТ – резкое различие формы, размеров пластики, цвета, фактур

КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. constructio – построение) – художественное направление, появившееся в искусстве ряда европейских стран в начале XX в., основоположники которого провозглашали основой художественного образа не композицию, а конструкцию.

КОНСТРУКЦИЯ ФОРМЫ — строение формы, проявляющаяся в гармоничном взаимоотношении частей и целого; соотношение частей формы предмета, их пропорциональные соотношения.

КРИВОЛИНЕЙНАЯ СИММЕТРИЯ – преобразования формы, полученные от исход-ной путем операции сдавливания, изгиба, слома и кручения.

КРУЧЕНИЕ – деформация обычной симметричной формы в правую или левую сторону. Форма приобретает новую пространственную ориентацию и соответствующую ей пластику. Степень кручения зависит от величины приложенного усилия.

МАССА – ассоциативно воспринимаемая величина формы.

МОДУЛЬ – это единица меры. В дизайне модуль – это величина, принимаемая за осно-ву расчета размеров, какого-либо предмета, машины или сооружения, а также их деталей, узлов и элементов, которые всегда кратны избранному модулю.

МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА – совокупность правил расчета и модулей, используемых для этого расчета.

НЮАНС (от франц. nuance – оттенок, едва заметный переход) – незначительное раз-личие характеристик с элементами подобия.

ОП-АРТ (англ. Op-art – сокращенный вариант Optical art – оптическое искусство) – ху-дожественное течение второй половины ХХ века, использующее различные зрительные ил-люзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

ОБОЛОЧКОВЫЕ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КОСТЮМА – повторяют тело человека и основываются на пластических свойствах материала, а также на особенностях кроя костюма.

ПЕРЕСТАНОВКИ – объекты, содержащие элементы, одинаковые по количественному и качественному составу, равному всей совокупности элементов, но различные по порядку и расположению этих элементов.

ПРОПОРЦИИ – соотношения композиционно связанных линейных и объемно-пространственных величин формы.

РАЗМЕЩЕНИЯ – объекты, одинаковые по численному составу, но различные по их ка-чественному составу, порядку и чередованию.

РАСТЯЖЕНИЕ – изменение в геометрии формы, при котором одна плоскость сохраня-ет свое первоначальное положение (плоскость растяжения). Все другие параллельные ей плоскости перемещаются в направлении растяжения.

РИТМ (от греч. rhythmos) – чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т.п.), происходящее с определённой последовательностью; средство композиционного построения объектов.

РИТМИЧЕСКИЙ РЯД (статический или метрический ритм) – это простое проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними. Динамический ритмический ряд – это сложное проявление ритма при изменяющихся с определённой математической закономерностью размерах элементов (мотивов) и интервалов между ними.

СДАВЛИВАНИЕ – деформация, изменяющая симметричную форму в месте приложения деформирующего усилия. Изменяется пластика, масса сохраняется.

СДВИГ – преобразование формы, при котором остается неподвижной плоскость сдвига. Остальные параллельные ей плоскости перемещаются в самих себе по направлению сдвига. Сохранение объема при непременном изменении пластики. Величина сдвига пропорциональна расстоянию от плоскости сдвига. Для задания оси сдвига необходимо указать направление и величину сдвига, т.е. угол между направлением оси и нормалью к плоскости перемещения.

СЖАТИЕ – операция, противоположная растяжению. Величина сжатия пропорциональна расстоянию от плоскости сжатия.

СИММЕТРИЯ – равенство правой и левой частей формы относительно центральной осевой линии.

СИММЕТРИЯ ПОДОБИЯ – частный вид аффинной группы. Операция K – перенос всех подобных частей формы в параллельное положение с одновременным увеличением или уменьшением масштаба частей и расстояний между ними в n раз. Операция L – слагается из последовательно произведенных поворотов вокруг оси на некоторый угол и операции K.

СКЛАДКА – это изгиб поверхности ткани, возникающий вследствие её непреднамеренного сжатия.

СЛОМ – деформация исходной симметричной фигуры, которая приводит к слому ее осей и поверхностей.
СОЧЕТАНИЯ – объекты, одинаковые по численному, но различные по качественному составу элементов и не зависящие от их порядка, чередования.

СТРУКТУРА – отражение наиболее существенных связей элементов данной системы.

ТЕКТОНИКА КОСТЮМА – художественное выражение в форме работы материала и конструкции.

ТРАНСФОРМАЦИЯ (от лат. transformatio – превращение) – метод изменения формы, определяющийся динамикой, движением превращения или небольшого изменения формы.

ФОРМАЛЬНАЯ КОМБИНАТОРИКА – всевозможные операции по изменению морфологических качеств объекта (формы, конфигурации, размеров, расположения частей и т.д.). К числу таких операций относятся: перестановки (размещение) частей или элементов целого; образование сочетаний элементов и их качеств; изменение количества элементов, образующих целое; изменение элементной базы (объемных и геометрических деталей); изменение материала, фактуры и цвета.

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ – структурирование (членение и строительство) единичных предметов и создание функциональных, конструктивных, пространственно-пластических, технологических структур.



ФОРМОВОЧНАЯ способность текстильного материала – его способность образовывать сложную пространственную форму деталей одежды, закреплять и устойчиво сохранять ее в процессе эксплуатации изделия.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет