Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Костромской государственный технологический университет
Кафедра технологии художественной обработки материалов
и технического сервиса
Заочный факультет
Отчёт по преддипломной практике
Выполнила:
Серебрякова О.В.
08-ЗХК-399
Проверила:
Лебедева Т.В.
.
Кострома, 2014
Содержание:
-
Задачи преддипломной практики…..…………………………….3
-
Художественная часть………………………………..…………………...4
-
Стиль изделия и его актуальность…………………………………4
-
Аналоги………………………………………………………………7
-
Технологическая часть……………………….………………………….10
-
Материалы и их свойства………………………………………….10
-
Технология изготовления керамических вставок………………12
-
Цели и задачи преддипломной практики.
Тема дипломного проекта – создание гарнитура с использованием вставок из керамики и технология его изготовления.
В рамках преддипломной практики были поставлены и решены следующие задачи:
-
Выбрать стиль изделия и обосновать его актуальность.
-
Выбрать материалы для изготовления изделия.
-
Изучить технологический процесс изготовления керамических вставок.
-
Художественная часть.
2.1. Стиль изделия и его актуальность.
Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространенных видов декоративно - прикладного искусства. В нем находит воплощение присущее человеку стремление к красоте. Ювелирные изделия - это особая группа товаров. Большинство из них имеют исключительно декоративное значение. К ювелирным товарам относят изделия из драгоценных металлов, а также высокохудожественные изделия из недрагоценных металлов и сплавов, камня, кости в сочетании с камнями-самоцветами природного и искусственного происхождения.
Как известно, все, что создано человеком, носит его отпечаток. Такая закономерность прослеживается и в истории украшений, только в более глобальной форме. Об эпохе можно судить по стилю и направлению в создании украшений. Глядя на произведение ювелирного искусства можно понять, что нового привнес данный этап в общую культуру человечества, а надев ощутить ни с чем несравнимый дух того времени, его настроение. Прекрасным примером могут служить украшения ХV века, созданные в Западной Европе. Они несли отпечаток богатства, главенствования, являясь определенным знаком, указывающим на положение их носителя в обществе.
Современное ювелирное искусство более чем когда-либо, подвержено влиянию моды - пусть и не такой стремительной и сезонной, как в fashion бизнесе. Сегодня ювелиры уже не стремятся создавать навеки вечные ценности, играя по жёстким правилам: каждый год приносит новые формы, новые камни, огранки, новые сочетания камней
Ювелирная мода меняется строго по часам один раз в год, в апреле, когда в Швейцарии проходят BaselWorld и Salon International de la Haute Horlogerie (SIHH). Именно на них часовщики и ювелиры оглашают моду на предстоящий год. Однако эта быстрая - по меркам ювелиров старого поколения - смена ювелирных тенденций не означает, что украшения и часы прошлого сезона с наступлением нового немедленно отправляются в утиль. Лучшие остаются в частных коллекциях, самые лучшие выставляются на аукционы, а лучшие из лучших попадают в музеи.
Модные тенденции в ювелирном мире меняются не так часто, как, например, в одежде или косметике. Тем не менее, чуть ли не каждый год предлагаются новые дизайнерские решения - модные золотые кольца, бриллиантовые подвески и жемчужные колье могут выглядеть крайне непривычно по сравнению с тем, что носили незадолго до этого.
Прежде всего, следует отметить, что сегодня в ювелирных украшениях доминирует белый металл. Это не значит, однако, что мастера ограничиваются платиной и белым золотом. Мода становится все более демократичной и требует новых материалов. Свое место в ювелирной мастерской нашли "неблагородные" сталь и алюминий - их используют как вместе с драгметаллами, так и отдельно. Кроме того, в последних коллекциях ведущих ювелирных домов можно встретить украшения, в которых присутствуют и вовсе нетрадиционные материалы - керамика, пластика дерево, кость, кожа, мех.
Стоит отметить, что модные тенденции могут корректироваться в зависимости от вкусов населения той или иной страны. Кстати, по мнению ювелиров, в ближайшее время вновь войдет в моду желтое золото. Но пока они продолжают экспериментировать с нетрадиционными цветами и предлагают наряду с белым золотом серое, зеленое, розовое и голубое. Сейчас можно с уверенностью сказать одно: роскошь процветает, становясь ещё более откровенной и вызывающей. Никто больше не боится выглядеть одновременно модным и роскошным. В ход идёт всё-цветные драгоценные камни и забытые полудрагоценные, китайский и тропический стили. Мы носим украшения с джинсами и бикини.
Авангард – это художественный и архитектурный стиль, возникший в начале XX века, в связи с революционными настроениями, царящими в кругах молодежи того времени.
Стиль авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчеркнутым символизмом художественных образов.
Суть стиля Авангард выражена и в полной мере отображена в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое из военно-политической лексики). Авангард – от французского “avant-garde”, “передовой отряд”.
Авангард – стиль, который отказывается от классических, традиционных канонов и создает новые современные формы, созвучные с настроем, господствующим в обществе. Основополагающей стиля является цвет и форма, обязательно контрастирующие друг с другом. Вообще, контраст – это одна из основных особенностей стиля Авангард. Следует отметить, что в этом стиле могут сочетаться совершенно не сочетаемые предметы и материалы.
Основу стиля Авангард составляет цвет и форма, в который непременно добавляется контраст. Стиль отличается яркими и чистыми цветами, такими как белый, черный, красный, желтый, зеленый.
Исторически рассвет стиля Авангард пришелся на послевоенное время – период перемен, переоценки ценностей и перестройки человеческого сознания. Очевидно то, что после войны былые ценности и идеи оказались ненужными и бесполезными – и люди стали создавать новые формы, порой кричащие об их настроении.
Яркость, броскость декора, неожиданные сочетания материалов и методов обработки, необычность и гибкость конструкций, преобладание графизма – таким представляется нам столь необычный и оригинальный стиль.
При создании изделий такого направления действует одно золотое правило: «Никаких правил!». Все зависит исключительно от фантазии дизайнера и его смелости в творческих решениях. Через драгоценности художники-ювелиры авангардного направления передают свое индивидуальное видение мира, порой довольно экстраординарное.
Ничего банального и традиционного – чем больше дизайнер нас «удивит» - тем лучше. Украшения могут содержать в себе несколько ярких и, казалось бы, не сочетающихся цветов. Оформление изделий может быть абсолютно несимметричным, не плавным – наоборот, геометрические фигуры с резкими углами здесь только приветствуются.
Сочетание разнородных материалов (драгоценного металла и натуральной кожи), броские формы и яркие решения - в этом вся суть авангардного течения ювелирной отрасли.
2.2. Аналоги.
-
Технологическая часть.
-
Основные материалы и их свойства.
-
Металлические материалы.
Серебро (Ag) – металл белого цвета, очень тягучий, пластичный и ковкий. Серебро обладает наивысшей тепло и электропроводностью, а так же наивысшей отражательной способностью – оно отражает 95% падающего на него света. Серебро хорошо полируется, придавая металлу особую яркость, режется, скручивается. По своей мягкости этот металл занимает промежуточную позицию между золотом и медью. Серебро не вступает в реакцию с «царской водкой», плавиковой и соляной кислотами. Растворить его можно только в концентрированных растворах серной и азотной кислот. Серебро практически не изменяется под действием кислорода при комнатной температуре. Черный налет (сульфид серебра), который периодически возникает на серебре, объясняется наличием сероводорода в воздухе. В чистом виде серебро обычно используется для серебрения украшений из недрагоценных металлов и в качестве компонента для золотых и серебряных припоев. При изготовлении ювелирных украшений, что бы повысить твердость серебра, его используют в сплавах с другими металлами.
Порядковый номер 47, атомный вес 107,87, плотность 10,35 г/см3, температура плавления 960,5ºС, температура кипения 2170ºС, твердость по Бринеллю 26.
Для изготовления мастер - моделей для данного гарнитура и самого изделия используется сплав серебра 925 пробы, плотностью 10,36 г/см 3 , температура плавления 779-896 ºС. По цвету сплав похож на чистое серебро, но обладает более высокими механическими свойствами.
-
Неметаллические материалы.
Согласно проекту для изготовления гарнитура будут использованы вставки из керамики и фианиты.
Керамические массы - смеси различных глин, каолинов и многих других минералов. Массы являются основой любого керамического изделия и определяют практически все его свойства.
Часто пластичные керамические массы называют просто "глинами", пластичные массы, содержащие крупную крошку - "шамотами", массы в жидком виде - "шликером", и, наконец, массы в сухом виде - "порошком".
Выбор массы зависит от вида изделия, техники формования и декорирования, условий обжига.
Глины и литейные массы имеют множество характеристик. Некоторые важны для формования изделий, некоторые - для получения требуемых свойств конечного изделия, есть и такие, которые носят "скрытый" характер и проявляют себя в особых случаях или через большое время.
ИНТЕРВАЛ ОБЖИГА - эта характеристика важна, если в производстве существуют ограничения на температуру обжига. Минимальная температура это такая, ниже которой заведомо не получится прочный черепок. Максимальная температура - такая температура, выше которой начинается заметная деформация изделия, вспучивание и т.п. явления.
ЦВЕТ ЧЕРЕПКА - цвет после обжига (исходная глина часто бывает другого цвета). Терракоту изготавливают исключительно из красножгущихся глин, майолику - из красно-, светло- и беложгущихся глин, фаянс и фарфор - только из беложгущихся глин, для каменных изделий цвет черепка не имеет значения.
ФАКТУРА ЧЕРЕПКА. Т.н."глины" обычно имеют ровную гладкую поверхность, "шамоты" - гладкую или зернистую. Бывают массы, поверхность которых после обжига напоминает песчаник, мрамор, гранит. Некоторые массы допускают лощение.
ТЕХНИКА ФОРМОВАНИЯ. Есть глины, чрезвычайно удобные для лепки, или для формования на гончарном круге, или для набивки толстостенных изделий. Различия здесь во многом условны и определяются опытом. Шликеры (литейные массы) пригодны исключительно для литья в гипсовые формы.
ВОДОПОГЛОЩЕНИЕ (плотность черепка) - числовая характеристика, указывающая на количество открытых пор в обожженном черепке. Чем меньше водопоглощение, тем плотнее и прочнее черепок. Фарфоровый черепок должен иметь водопоглощение точно меньше 1%. Такой же плотной обязана быть каменная масса. Крайне редко встречается водопоглощение свыше 20%, допустимое для декоративной майолики.
УСАДКА. Уменьшение размеров изделия в процессе сушки (воздушная усадка) и обжига (огневая усадка). Чем меньше усадка, тем меньше вероятность деформации изделия. Шамотные массы имеют, как правило, небольшую усадку.
ОТНОШЕНИЕ К СУШКЕ. Тонкие массы, содержащие в составе значительные количества глины, затрудняют выход паров воды из толщи отформованного изделия, часто имеют большую воздушную усадку. Такие массы чувствительны к режиму сушки. Тощие массы легче пропускают воду, меньше усаживаются, поэтому менее чувствительны к сушке. Легче всего переносят сушку шамотные массы, из них можно формовать изделия с толстыми стенками.
МОРОЗОСТОЙКОСТЬ. Эта характеристика относится к изделию в целом. Многие массы морозостойки сами по себе, но глазури на них могут начать шелушиться через 2-3 зимы.
КОЭФФИЦИЕНТ ТЕРМИЧЕСКОГО РАСШИРЕНИЯ (КТР) характеризует относительное расширение при нагреве на 1 градус. Важен не сам КТР, а его соотношение с КТР глазури. Большинство глазурей будет выходить без цека, если КТР черепка составляет 60-65 (на 10 в минус седьмой степени). КТР определяется составом массы и условиями ее обжига.
Фианит — синтетический имитатор бриллианта, выращенный в искусственных условиях. Искусственный минерал, синтетический аналог природного минерала тажеранита.
Фианитом называют кубический диоксид циркония ZrO2 (сокращенно кубический цирконий — CZ; иногда его называют кубик циркония), который стабилизирован добавками оксида марганца, кальция и иттрия. Показатель преломления фианита — 2,17-2,18, (у алмаза — 2,42), на глаз эти два минерала довольно трудно различить. Дисперсия у фианита — 0,06.
Для окрашивания бесцветного диоксида циркония в различные цвета и оттенки добавляются переходные и редкоземельные элементы. Добавки оксидов металлов определяют цвет (оттенок) фианита. Добавки оксидов церия придают жёлтый, оранжевый и красный цвет; хрома — зелёный цвет; неодима — пурпурный; эрбия — розовый; татана — золотисто-коричневый.
Назван фианит был в честь Физического института Академии наук СССР (ФИАН), где он был синтезирован в 1970 году. Это название (фианит) практически не используется за пределами бывшего СССР.
За рубежом чаще применяют другие названия фианита: джевалит, даймонсквай и цирконит.
Блеском и игрой света фианиты уступают только алмазам, превосходя при этом все остальные камни. Невооруженным глазом отличить мелкие фианиты в ювелирном изделии от мелких алмазов довольно сложно. Фианит тяжелее большинства других драгоценных, полудрагоценных и искусственных камней, в том числе бриллианта, а ребра ограненного фианита немного закруглены, что также отличает его от бриллианта.
-
Технология изготовления керамических вставок.
Технология изготовления изделий сводится к четырем основным операциям: ФОРМОВАНИЕ, СУШКА, ДЕКОРИРОВАНИЕ, ОБЖИГ.
ФОРМОВАНИЕ. Изделия получают из масс пластическим формованием, шликерным литьем, прессованием. К первому варианту относятся лепка, набивка, раскатка на станках с шаблоном, вытягивание на гончарном круге. Если масса хорошо подходит для какого-то одного способа формования, ее обычно так и называют: "гончарная глина", "глина для лепки", "шамот для набивки". Однако практически любая масса может быть отформована любым способом при наличии у форматора достаточного опыта. Многие массы могут быть скорректированы по составу. Например, для улучшения пластичности можно ввести 3-10% комовой глины, для уменьшения деформации и улучшения сушильных свойств - шамотную крошку.
СУШКА. Главное требование к сушке - равномерность. Т.е. все участки изделия должны высыхать с одинаковой скоростью. При необходимости быстросохнущие тонкие кромки следует изолировать от потоков воздуха (укрывать тряпками, полиэтиленом). Чем быстрее сушка, тем меньше усадка. Чем толще стенки изделия, тем дольше они будут высыхать: если 1 см высыхает за 2 дня, то 2 см - за 4 дня, а 3 см - за 9 дней.
ДЕКОРИРОВАНИЕ. На сухое (или утильное) изделие наносят керамические краски, глазурь и т.п. декорирующие материалы.
Существует несколько техник декорирования керамики.
-
Объёмный декор – аппликация, рельеф, техника «паста на пасту», ангоб.
-
Углублённая орнаментация – резьба, штамповка, инкрустация, инкрустация со штампом, просвечивающий рисунок, гранение, ажурный декор, фарфоровое кружево, сграффито, травление.
-
Декоративная роспись – подглазурная роспись, глазурование, надглазурная роспись.
ОБЖИГ. Обжиг сырого изделия проводят за 5-20 часов, обычно за 8-12 часов до максимальной температуры. Важно, чтобы начало обжига было достаточно медленным во избежание взрыва изделия выделяющимися парами воды. Хорошее начало - до 200 градусов за 2-3 часа. Далее обычный темп нагрева составляет 1-3 градуса в минуту до конечной температуры.
Достарыңызбен бөлісу: |