Отражение проблем индустриального общества в романе Оноре де Бальзака «Гобсек»



Дата07.06.2022
өлшемі18.73 Kb.
#459054
түріЛитература
эссе Гобсек


Отражение проблем индустриального общества в романе Оноре де Бальзака «Гобсек»

Творчество Оноре де Бальзака стало вершиной развития западноевропейского реализма 19 века. Творческая манера писателя выстраивалась, опираясь на таких великих писателей как Шекспир, Скотт и другие. Несмотря на это литература Бальзака является самобытной, полноценной, в которой есть место быть нововведениям. Одним из самых значительных произведений этого выдающегося писателя стала повесть «Гобсек», написанное в 1830 году и впоследствии вошедшее в собрание сочинений «Человеческая комедия».


В чем же суть данного произведения, и какие проблемы оно раскрывает? Одно из преимуществ написанной повести – ее своевременность. Поскольку «Гобсек» отражает реалии буржуазного мира, настигнувшего писателя в свое время, Бальзак смог ярко изобразить общество и его ценности, характерные для того времени.
Главными действующими героями произведения являются: Гобсек – ростовщик, противоречивый персонаж, что доказывается тем, как описывает его сам автор «В нем живут “скряга и философ”, “подлое существо и возвышенное”, он “старик и ребенок”, «старый младенец”», есть интересная точка зрения на счет того, что Гобсек как бы олицетворяет собой само буржуазное общество. Дервиль – человек честный и трудолюбивый, является другом Гобсека, от его лица ведется повествование. Граф де Ресто – знатный господин, отец семейства, обманутый муж. Графиня де Ресто – супруга графа де Ресто, слабохарактерная женщина. Предположительно граф и графиня олицетворяют изжившее себя аристократическое общество. Граф Максим де Трай – крайне неприятный персонаж, расточительный, высокомерный, является любовником графини де Ресто, которой умело манипулирует в денежных вопросах.
На примере данных персонажей разберем ярко выраженные проблемы, показанные в повести.
Политический кризис – господство буржуазии, главным образом выраженное через самого Гобсека, показывает подмену моральных ценностей - материальными. “Золото – вот духовная ценность нынешнего общества”- говорит буржуазия голосом Гобсека. Его же словами дает понять, что современного человека легко можно купить: «Я достаточно богат, чтоб покупать совесть человеческую». Культ материального мира становится настолько велик, что человек, имеющий финансы, становится на голову выше тех, кто их не имеет, или имеет в меньшем количестве. В руках такого человека имеется власть «…мы властители ваших судеб…», «…любим власть и деньги…». Жизнь, судьба теряет свою истинную ценность, превращаясь в «…машину, которую в движение приводят деньги…». Есть ли будущее у общества, пронизанного скупостью, властолюбием, жестокостью? Нет, ведь культ материальных ценностей подразумевает собой не только богатство, но и вместе с ним вытекающую нищету, побирательство, раскол общества на два звена, что чаще всего приводит к восстаниям и революциям.
Соответственно этому возникает следующая проблема, отраженная в повести – экономическая.
Проблема богатства и бедности проиллюстрирована в тех моментах, когда люди шли к Гобсеку, закладывая последнее имущество, ценные вещи, фамильные драгоценности и т.д, и им ничего не оставалось, как смиренно принимать участие в спекуляциях Гобсека, ведь они не видели другого выхода, чтобы быстро получить определенную сумму денег на свои нужды. Таким образом, мы видим, как бедность впадает в зависимость от богатства, как личность теряет свое лицо и имя, пресмыкаясь перед тем, кто в данный момент имеет власть в руках – деньги. Какая же проблема возникает тогда, когда над человеком превалирует значимость экономическая?
Социальная проблема. Рассмотрим ситуацию, когда граф Максим де Трай приходит к Гобсеку, но тот в свою очередь не собирается «ссудить хоть грош человеку, у которого долгов на триста тысяч франков, а за душой ни сантима». Тогда граф уходит, и через некоторое время возвращается со своей любовницей графиней де Ресто. Он умело пользуется ее тщеславием, ревностью, жаждой наслаждения и другими низменными чертами, а также богатством. Манипулируя тем, что уйдет от нее, он добивается того, что неверная графиня оставляет в залог, на крайне невыгодных условиях, бриллианты – фамильную ценность графа де Ресто, ее мужа. Вскоре граф де Ресто узнает обо всех обстоятельствах, в которых вовлечена его жена, и решает передать все права на свое имущество Гобсеку, дабы сохранить его от рук жены и любовника в случае своей смерти. Некая доля полагалась и их детям, о чем граф написал в письме, и попросил родного сына бросить его в почтовый ящик. Однако, мы станем свидетелями кульминации социальной проблемы, которую рассматриваем. Охваченная отчаяньем, страхом перед нищетой, неблаговерная супруга сожжет найденные ею документы на имущество, тем самым «случайно» оставив своих детей необеспеченными.
Вся эта ситуация показывает нам нравственное падение людей во всей красе, корысть, жадность, ветреность, отчаянье, страх поглощает все светлое и положительное, выпуская наружу жалких обывателей буржуазного общества.
Ко всему прочему можно было бы чуть - чуть задеть демографическую проблему. После смерти Гобсека, Дервиль сообщает виконтессе, чья дочь влюблена в юного графа Эрнеста де Ресто, родного сына графа де Ресто, что вскоре Эрнест сможет вернуть свои права на отцовское имущество. На что виконтесса отвечает, что «ему нужно быть очень богатым» – только в этом случае знатный род де Гранлье согласится на родство с графиней де Ресто с ее испорченной репутацией. Таким образом, мы видим, что возможный брак по любви имеет угрозу не состоятся, так как социальная проблема, которую мы рассмотрели, прямо влияет на данную демографическую. Из-за, когда то «потерявшей себя» графини, судьба ее сына в образовании благополучных семейных отношений, стоит под вопросом.
Подводя итог, мы видим, что все имеющиеся проблемы индустриального общества, проиллюстрированные в повести «Гобсек», являются друг из друга вытекающими, и получающаяся структура объединяется в одно целое, таким образом, читая повесть, мы видим данные проблемы не по очереди, а все разом, что позволяет нам ярко увидеть картину описанного писателем мира.



Какое же решение этим проблемам видит сам Оноре де Бальзак? Я думаю, что ответом на этот вопрос является факт того, что Гобсек погиб. Тем самым автор обрекает буржуазное общество со всеми его пороками на несветлое будущее. На «пьедестал» повести Бальзак ставит Дервиля. Именно такие честные, трудолюбивые, порядочные, в каком то плане простые, размышляющие и трезво видящие мир люди, способны устоять перед пороками, меркантильностью и прочим душевным развратом. И только такие люди способны продвигать наше общество только вперед, развивая его и взращивая в сердцах людей благие намерения и душевную нравственность.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет