Понятийный аппарат



Дата12.07.2016
өлшемі169.5 Kb.
#195039
Понятийный аппарат
Историческая справка

Китай-город

Никольская улица

Примечательные здания и сооружения

Понятийный аппарат



У́лица — элемент городской инфраструктуры. Обычно два ряда зданий и пространство между ними для передвижения.

Памятник — (в узком смысле слова) сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, а также литературных и кинематографических персонажей. Чаще всего никакой другой функции, кроме мемориальной, памятник не несёт.

Наиболее распространённые виды памятников — скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск и т. д.



Монумент (лат. monumentum «воспоминание; памятник», от monere «внушать, напоминать, воодушевлять») — значительный по размерам памятник искусственного происхождения.

В архитектурном плане памятники организуют пространство, нередко памятники выполняют роль визуального центра площади или другого общественного пространства.

Виды памятников

Ста́туя (лат. statua) — один из основных видов круглой скульптуры, представляющее собой трёхмерное изображение человеческой фигуры или животного (иногда — какого-либо фантастического существа). Статуи могут располагаться перед фасадом здания, в специальных нишах на постаменте, на карнизе по углам фронтона или в специальных павильонах садов.

Конная статуя изображает всадника верхом.



Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий.

Коло́нна (греч. κιων, στύλος, лат. columna) в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический.

Обели́ск (др.-греч. ὀβελίσκος — «небольшой вертел») — сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении. Важный элемент архитектуры Древнего Египта, где обелиски были символами Солнца. В Древнем Риме обелиски использовались как гномоны солнечных часов или поворотные знаки в цирках.

Мемориальная доска — плита, обычно из долговечного камня (мрамор, гранит) или металлического сплава (бронза, чугун), увековечивающая память о знаменитом человеке или событии. Устанавливаются на зданиях, в которых проживала или работала знаменитая персона или в которых (возле которых) произошло важное событие.

История

Прообразами памятников в современном понимании этого слова были древние погребальные комплексы (например, древнеегипетские пирамиды, надгробные памятники в некоторых странах Востока), однако у таких сооружений мемориальная функция ещё не превалировала над культовой и погребальной.

Первые полноценные памятники (то есть сооружения, несущие исключительно мемориальную функцию) появились в Древнем Риме. К ним относятся конные статуи императоров, мемориальные арки и колонны.

В средневековой Европе на памятных местах нередко устанавливали кресты (напр., Здудичский каменный крест). На Руси существовала традиция строительства храмов-памятников. Такие храмы сочетали в себе две функции — мемориальную и культовую.

Первые статуи-памятники появились в Европе в эпоху Возрождения. Образцом таких памятников служили древнеримские памятники императорам.

В XVIII—XIX веках возникают большие мемориальные сооружения, например, получают распространение триумфальные арки (создающиеся по образу и подобию древнеримских).

В конце XX — начале XXI века распространение получили небольшие, «камерные» памятники-статуи. Часто они выполнены в натуральную величину и установлены не на постаменте, а прямо на уровне улицы.

Архитекту́ра или зодчество (лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

Архитектурой также называют облик зданий и сооружений, а также и сами здания и сооружения собирательно.

Архитектурный стиль — совокупность характерных черт и признаков архитектуры.

Понятие стиля в научное искусствознание было введено в середине XVIII века немецким археологом Иоганном Иоахимом Винкельманом.

Общепринятого определения архитектурного стиля не существует. Так, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в 1890—1907 годах, понимал архитектурный стиль двояко: как пространственную (территориальную) и как временнýю характеристику архитектурного языка.

Наиболее значимые архитектурные стили:

Доисторическая архитектура

Античная архитектура. VIII в. до н. э. — V в. н. э.

Романский стиль. X—XII вв.

Готика. XII—XV вв.

Возрождение. Нач. XV — нач. XVII в.

Барокко. Кон. XVI века — кон. XVIII в.

Рококо. Нач. XVIII — кон. XVIII в.

Классицизм. Сер. XVIII—XIX в.

Эклектика. 1830-е — 1890-е гг.

Модерн. 1890-е — 1910-е гг.

Модернизм. Нач. 1900-х — 1980-е гг.

Конструктивизм. 1920-е — нач. 1930-х гг.

Постмодернизм. С сер. XX в.

Хай-тек. С кон. 1970-х гг.

Деконструктивизм. С кон. 1980-х гг.



Анти́чность (восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.

Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. Этот термин распространился в XIX веке среди историков искусства, особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов, но также внедрила очень много своих специфических элементов. В Южной Франции, Испании и Италии существовала преемственность в архитектуре от поздней античности, однако романский стиль стал первым направлением в искусстве, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Романское искусство испытало также сильное влияние византийского искусства, особенно в живописи. В дальнейшем, пройдя через антиклассический энергичный декор Островного искусства Британских островов, в Европе выковался новаторский и гармоничный стиль. Предшествующий романике период известен как дороманский.

Готическая архитектура — период развития западно- и центральноевропейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью (с конца XII по начало XVI века). Готическая архитектура cменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения.

Сам термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима.



Архитектура Возрождения — период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века. Этот период является переломным моментом в истории архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к готике.

Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок. На смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Архитектура снова становится ордерной.

Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Важно отметить, что движение возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Известно немного мастеров построивших произведения в романском стиле, также как и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы. В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления.

Первым представителем данного направления можно назвать Филиппо Брунеллески, работавшего во Флоренции, городе, наряду с Венецией, считающимся памятником Возрождения. Затем оно распространилось в другие итальянские города, во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны.



Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки, охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.

Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в.

Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства.



Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

Художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.



Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.

Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

В Москве работал целый ряд архитекторов,. Шехтель Ф.О, Клейн Р.И., Фомин И.В., Щусев А.В., Тон К.А., которые и создали ответвление стиля, называемое московским модерном.

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение "модернизм" употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе - «modern»).

В 1922—1923 годах в Москве, начавшей восстанавливаться после Гражданской войны, были проведены первые архитектурные конкурсы (на проекты Дворца труда в Москве, здания московского филиала газеты «Ленинградская правда», здания акционерного общество «Аркос»), в которых принимали участие архитекторы, начавшие творческий путь ещё до революции — Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов и др. Многие проекты были наполнены новыми идеями, позднее положенными в основу новых творческие объединений — конструктивистов и рационалистов. Рационалистами было создано объединение «Аснова» (Ассоциация новых архитекторов), идеологами которого были архитекторы Николай Ладовский и Владимир Кринский. Конструктивисты же объединились в ОСА (Объединение современных архитекторов) во главе с братьями Весниными и Моисеем Гинзбургом. Ключевым отличием двух течений стал вопрос о восприятии архитекторы человеком: если конструктивисты придавали наибольшее значение функциональному назначению здания, которое и определяло конструкцию, то рационалисты считали функцию здания второстепенной и стремились учитывать прежде всего психологические особенности восприятия.

Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивисты иcкали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания

Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.

Деконструктиви́зм — направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Другим источником вдохновения деконструктивистов является советский конструктивизм 1920-х гг. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

Фли́гель (от нем. Flϋgel, основное значение — крыло) — вспомогательная пристройка к жилому или нежилому дому, а также отдельно стоящая второстепенная постройка. Флигели входили в комплекс городской или сельской усадьбы и располагались по бокам от основного здания. Такая композиция характерна для усадеб, построенных в стиле русского классицизма во второй половине XVIII — начале XIX века.

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

Мезони́н (итал. mezzanino — «промежуточный», которое идет к греческому "мезос" - "средний"), надстрой, вышка, полуярус, полужилье — надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон. Она часто имеет форму креста или квадрата, иногда шестигранника. Может иметь форму цилиндра, реже восьмигранника. Часто эта надстройка не носит функциональный характер, а просто является декоративным элементом.

В России мезонин получил широкое распространение в XIX веке. Он стал отличительной чертой каменных и деревянных усадеб. Этот термин также означает низкий балкон в театре или первый ряд мест на балконе.

Мезонин имеют Дом-музей А. И. Герцена, дом Полибина, Дом Троекурова и многие другие знаменитые здания.

Балко́н (фр. balcon, с древневерхненемецкого balko — балка) — в архитектуре — разновидность террасы — площадка с перилами, укреплённая на выступающих из стены балках.

Ценность — есть определенная объективная объектность, находящаяся в обладании конкретного субъекта права (человека или группы людей).

Культурной ценностью называется определенная объективная объектность, которая находясь в обладании частного лица, группы лиц или государства, представляется универсальной (выдающейся универсальной) ценностью;

где Универсальная ценность — есть материальный предмет (объект), в котором выявлено содержание духовной ценности, значимой для широкого круга субъектов, как отдельных индивидов, так и различных социальных групп (сословий, корпораций, религиозных конфессий классов, народов, наций или всего человечества);

Выдающаяся универсальная ценность — это культурную ценность значимая для мирового сообщества.

Начало формы

Ориентироваться — это значит знать своё местонахождение относительно известных предметов, уметь определять направление пути по сторонам горизонта.

Планом (от лат. planum — плоскость) называется чертёж местности, выполненный в условных знаках в крупном масштабе. План не картина. На нём изображают только самое главное.

Масштабом называют отношение, показывающее, во сколько раз уменьшена каждая линия, нанесенная на план или карту.

Карта – изображение больших территорий земной поверхности в масштабе.

Историческая справка. Китай-город


Кита́й-го́род — исторический район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, пристроенной в 1538 году к угловым башням Московского Кремля: Беклемишевской и Арсенальной. После разрушения в советское время сохранились лишь небольшие участки древней стены Китай-города.

Китай-город начинается от Красной площади, граничит на севере с Охотным Рядом, Театральной площадью и Театральным проездом, на востоке с Лубянской и Старой площадями, на юге с Москвой-рекой.

Территория Китай-города входит в состав Тверского района. В настоящее время это административный, культурный и деловой центр Москвы. Включает в себя улицы: Никольская, Ильинка, Варварка, а также район Зарядья. До 1991 года территория входила в Хамовнический, Таганский и Басманный районы.

После переименования станции метро «Площадь Ногина» в «Китай-город» в 1990 году, соседние кварталы Белого города иногда ошибочно именуют Китай-городом.



Происхождение названия

Точно происхождение названия до сих пор не установлено. Согласно наиболее распространённой версии, название района происходит от старого слова «кита», то есть вязка жердей, которые применялись при постройке укреплений (Ещё одна версия происхождения названия из двух слов: "кий"-палка, образующая вязь, и "тай"-вершина или высота(Алтай-"Ал"-главный, "тай"-вершина(высота)). Сегодня оно уже не употребляется в исходном значении, но до XVII века это слово было обычным в русском языке. Согласно «Словарю русского языка XI—XVII вв.», слово «кита» означает нечто плетёное, связанное в пучок, в косу.

Существуют также версии, что название произошло от итальянского слова сitta (полностью cittadelle — цитадель, укрепление) или тюркского катай — город, крепость.

Укрепления Китай-города

В 1394 году в ожидании нашествия Тамерлана вокруг посада стали спешно рыть ров по линии нынешнего Большого Черкасского-Владимирского-Псковского переулков. На протяжении более чем столетия он был единственной защитой посада. При Елене Глинской было принято решение построить каменные укрепления. Весной 1534 г. был вырыт новый ров, защищавший уже большую площадь (закончен 20 мая), причем в работе участвовали все москвичи, кроме наиболее знатных и видных.

16 мая 1535 года состоялась торжественная закладка каменной стены, причём первые камни в фундамент заложил митрополит Даниил. Строительством стены руководил итальянец Петрок Малый Фрязин, который строил ее по последнему слову тогдашней фортификационной науки, рассчитанной на развившуюся артиллерию, что особо бросается в глаза при сравнении с кремлевскими укреплениями: стены Китай-города были ниже, но зато толще, с площадками, рассчитанными на орудийные лафеты.

Стена, законченная в 1538 году, имела длину 2 567 м и 12 башен. Первоначально было устроено четверо ворот, носивших названия: Сретенские (с начала XVII века именовались Никольскими), Троицкие (заложены в конце XVII века), Всехсвятские (с XVII века - Варварские) и Космодемьянские (заложены уже к 1616 году). Ильинские ворота впервые упоминаются в 1583. В 1692 Никольские ворота были заложены в связи с постройкой рядом церкви в честь Владимирской иконы Богоматери; взамен в стене рядом с башней были пробиты ворота, получившие по церкви название Владимирские. Никольскими позже стали именоваться проломные ворота у Малого Черкасского переулка. На Красной площади имелись двойные ворота — Спасские с юга и Воскресенские с севера. Последние были известны также как Иверские, по приделанной к ним часовне Иверской Божьей Матери (с 1669 г.).

В течение XVIII—XIX веков для удобства москвичей в стене, потерявшей былое оборонительное значение, были проломаны несколько ворот. Наиболее известны среди них Третьяковские. Китайгородская стена, считавшаяся гордостью Москвы, была (кроме небольших участков) снесена в 1934 году. В настоящее время от древних укреплений остался только участок стены на площади Революции и фрагмент белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро «Китай-город». В конце 1990-х гг. Воскресенские ворота и отдельные участки стены в районе Театральной площади и Третьяковского проезда были воссозданы, хотя не совсем в том виде, который они имели до сноса.

История

Наряду с Кремлём Китай-город — древнейший район Москвы (особенно это касается Зарядья), известный изначально как Великий посад. Часть посада находилась на территории нынешнего Кремля, однако после расширения Кремля при Иване Калите и Дмитрии Донском была вытеснена оттуда, в результате чего посад разросся на восток почти на всю территорию нынешнего Китай-города.

В XVI веке с переселением знати из Кремля Китай-город стал все больше приобретать черты аристократического района, тогда как купцы перебрались в Замоскворечье, а ремесленники — в заливаемое водой и потому непривлекательное для знати Зарядье. Иван Грозный выселил из Китай-города бояр и дворян и велел там селиться купцам, но после его смерти, видимо, купцов вновь вытеснили бояре и дворяне, к которым в конце XVII века присоединились приказные из переведенных сюда из Кремля приказов.

Перепись 1701 года показывает в Китай-городе 272 двора, из них 152 принадлежало духовенству, 54 — боярам и дворянам, 24 — дьякам, 6 — дворцовым служащим, 29 — торговцам, 6 — городским служащим и 1 — крепостному человеку. При этом средний размер двора составлял 1100 м². Однако, так как в Китай-городе находился центр московской торговли — Гостиный двор и Торговые ряды, то в XVIII — XIX веках он вновь приобрел характер купеческого района. В XIX веке это был район крупных оптовых торговцев; здесь была построена городская биржа, стали возникать банки и конторы; к началу XX века он приобрел репутацию «московского Сити».

Здесь же в допетровские времена был центр русского книгопечатания (Печатный двор, в дальнейшем Синодальная типография на Никольской) и просвещения (школа Заиконоспасского монастыря, в дальнейшем Славяно-греко-латинская академия, там же); при Елизавете здесь же помещался университет (здание Земского приказа, на месте Исторического музея). В предреволюционные десятилетия на Никольской прославился ресторан «Славянский базар».

В советские времена Китай-город превращается в район, где были сосредоточены партийно-государственные бюрократические учреждения, включая комплекс зданий ЦК КПСС (ныне администрация Президента). Осенью 2011 г. вокруг этих зданий началась установка ограждения, что вызвало опасения «Архнадзора» и других активистов по поводу ограничения доступа к историческим памятникам Китай-города после окончания рабочего дня администрации в 17 часов. По мнению чиновников Федеральной службы охраны, ограждение «будет представлять собой некий символический отсыл к Китайгородской стене».


Достопримечательности Китай-города

В пределах Китай-города находятся такие известные архитектурные и исторические памятники, как Храм Василия Блаженного, Воскресенские ворота, Гостиный двор, ГУМ, Казанский собор, церковь Троицы в Никитниках и др.


Монастыри

Знаменский (част. сохр.)

Николо-Греческий (част. сохр.)

Богоявленский (част. сохр.)

Заиконоспасский (сохр.)
Церкви, храмы и соборы

Православные храмы района входят в состав Покровского благочиния Московской городской епархии Русской православной церкви.

Храм Василия Блаженного

Церковь Анны, что в углу

Церковь Владимирской Божией Матери у Владимирских ворот (снесена в 1934 году)

Церковь Георгия Победоносца на Псковской горе

Собор Знаменского монастыря

Колокольня Знаменского монастыря

Церковь Ильи Пророка

Церковь Ипатия Гангрского в Ипатьевском переулке (снесена в 1967 году)

Церковь Косьмы и Дамиана в Старых Панех

Церковь Максима Исповедника

Храм святителя Николая Красный Звон

Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест» (снесена в 1933 году)

Церковь Николы Мокрого (снесена в 1930-е годы)

Церковь Николая Чудотворца «Москворецкого» (снесена в 1929 году)

Церковь Варвары Великомученицы

Церковь Троицы в Никитниках

Церковь Троицы в Полях (снесена в 1934 году)

Церковь Рождества Иоанна Предтечи у Варварских ворот

Казанский собор

Собор Заиконоспасского монастыря

Собор Богоявленского монастыря
Часовни

Часовня Владимирской Богоматери при Владимирской церкви у Владимирских ворот (снесена в 1934 году)

Афонская часовня Богоявленского монастыря (снесена в 1929 году)

Часовня Боголюбской иконы Божией Матери Варварских ворот (снесена в 1928 году)

Иверская часовня у Иверских ворот

Часовня Пантелеймона Целителя у Владимирских ворот (снесена в 1934 году)

Часовня преподобного Сергия Радонежского у Ильинских ворот (снесена в 1927 году)

Часовня преподобного Сергия при церкви Троицы в Полях (снесена в 1934 году)

Часовня Христа Спасителя близ Москворецких ворот (снесена в 1966 году)
Улицы Китай-города

Никольская



    • торговая улица;

    • дорога на Ярославль и Ростов;

    • с XVII века — аристократическая;

    • название по Николо-Греческому монастырю;

    • ранее находился Государев Печатный двор, позднее — Синодальная типография.

Ильинка

    • имела посольское значение;

    • стоял главный Посольский двор 1,5 тыс. человек;

    • торговали мехом, серебром, шелком;

    • названа по церкви Ильи Пророка;

    • в 1803 г. — строительство здания Гостиного Двора;

    • с XIX века — «Московский Сити»

    • самая богатая улица (банки, конторы);

    • крупные магазины;

    • 1879 год — здание Биржи;

    • Новотроицкий трактир.

Варварка

    • существует с XIV века;

    • расположена в Зарядье;

    • названа по церкви Святой Варвары;

    • Палаты бояр Романовых.

Великая, позднее — Мокринский переулок (не сохранилась)

    • находилась на месте Москворецкой набережной;

    • улица-порт;

    • Мытный двор;

    • церковь Николы Мокрого.


Историческая справка. Никольская улица


Улица Никольская, находящаяся в центре Москвы, довольно многолюдна. Ежедневно сотни людей, желающие посетить Кремль, погулять по Красной площади и Китай-городу или сделать покупки в ГУМе, проходят по этой улице. Большинство из них поглощены своими заботами и не задумываются о том, что идут по одной из древнейших улиц, которая и в наши дни частично сохранила свой неповторимый облик, сформированный на протяжении столетий. Эта улица в Китай-городе, была «сосредоточием православного духа, книжной мудрости и академической учености».

Еще в домонгольское время будущая Никольская являлась частью Великой Владимирской дороги, соединявшей Москву с Ростовом Великим, Суздалем и Владимиром. В 1292 году на ней был основан Богоявленский монастырь, а в 1390 году недалеко от него встал другой монастырь — Николы Старого. В конце XV века, этот отрезок Владимирской дороги стал называться Сретенской улицей по располагавшемуся рядом Сретенскому монастырю. В середины XVI века улица получила название Никольской (по монастырю Николы Старого). Вдоль нее, постепенно возникали боярские усадьбы и дворы служилого люда. Жить на Никольской стало престижно; к моменту построения Китайгородской стены Никольская улица уже славилась своими монастырями, торговыми рядами и домами знатных бояр.

Подобно другим улицам Китай-города, Никольская была извилистой, с узкими и кривыми переулками, ее ширина никогда не была постоянной и нередко сильно уменьшалась за счет захвата уличной территории под дворы и торговые лавки. Большая скученность деревянных строений и недостаточная ширина улицы привели к тому, что в большой майский пожар 1626 года она выгорела полностью. Пожары были, без сомнения, главным бедствием Москвы. Городские власти пытались бороться с пожарами путем устройства широких улиц, переулков и тупиков, расчисткой их от незаконных торговых мест, понижения высоты деревянных построек и, наконец, запрещения их строительства в Кремле и Китай-городе. Если пожар все же вспыхивал, то специальные стрелецкие караулы для предотвращения его распространения быстро ломали все дома вокруг того места, где загорелось, не считаясь с протестами их хозяев. Но за некоторую плату стрельцы могли попытаться спасти дом, оградив его от огня мокрыми щитами, обтянутыми бычьей кожей.

За свою историю Никольская улица горела не раз, но всегда быстро отстраивалась заново. В Китай-городе центром торговли и деловой активности были торговые ряды, протянувшиеся по восточному краю Пожара (так в конце XVI — первой половине XVII веков называлась Красная площадь), между Никольской, Ильинской и Варварской улицами. В 1596 году вместо сгоревших деревянных торговых рядов были построены каменные. Новые ряды сразу стали достопримечательностью Китай-города и привлекали внимание иностранных гостей. Один из них оставил такие записи: «Какой везде порядок, для каждого рода товаров, для каждого ремесленника, самого ничтожного, есть особый ряд лавок». На Никольскую улицу выходили Седельный, Котельный, Железный верхний, Коробейный и Серебряный ряды, между которыми были проходы. Остатки этих рядов с их глубокими двухъярусными подвалами были обнаружены и обследованы во время строительства нового здания Верхних торговых рядов (будущего ГУМа).

С утра до вечера вокруг рядов шла торговля. На Никольском крестце и Красной площади стояли скамьи и шалаши, деревянные прилавки, кадки и бочки квасников. Московские купцы и приезжие торговые люди деловито прохаживались между прилавками, приценяясь к товарам, иногда останавливаясь у бочек попить кваску, а заодно и обсудить между собой последние слухи и новости. Вокруг покупателей суетились продавцы, купеческие приказчики зазывали посмотреть заморские товары и попробовать дорогие вина, прикупить чего попроще на каждый день. Жители слобод предлагали овощи и поделки, дешевые, но необходимые на каждом дворе. Были здесь же и «разбойные люди», сбывавшие краденый товар, бродили многочисленные московские нищие, жалостливо выпрашивая подаяние.

Но особенно славилась Никольская улица своими иконными лавками, за что даже заслужила в народе название «священной улицы». Иконный ряд был одним из самых больших в Китай-городе, во второй половине XVII века он, начинаясь у Богоявленского переулка, доходил до Печатного двора. Здесь можно было приобрести или заказать любую икону. Активная торговля иконами почти по всей Никольской улице показалась властям неприличной, и ее было решено упорядочить. В связи с этим в 1681 года был издан указ, запрещавший подобную торговлю: «В Китай-городе на Никольском крестце в иконном ряду торговым людям святых икон на промене не держать и иконному ряду впредь в том месте не быть». Торговля иконами с Никольской улицы была переведена на Печатный двор, где специально для этого было построено десять лавок.

В XVI — XVII веках за торговыми рядами и монастырями по Никольской улице стояли дворы знатнейших людей того времени: бояр Салтыковых, Шереметевых, князей Воротынских, Буйносовых-Ростовских, Хованских, Хворостининых, Телятевских, Трубецких и др. Улица была замощена бревнами, покрытыми поверх досками; улиц с таким замощением было всего две-три на весь город.

Дворы обычно передавались по наследству от отца к сыну, но частенько они по разным причинам переходили в руки посторонних лиц. Так, например, двор Федора Телятевского государевым указом был закреплен за боярином Михаилом Михайловичем Салтыковым и его сыном Петром. Салтыков был хорошо известен в Москве. Он внес немалую лепту в украшение Никольской улицы, вписав несколько новых страничек в историю ее церковной архитектуры. В 1634 году на его деньги был построен деревянный придел во имя Успения Пресвятой Богородицы к церкви Святых Жен Мироносиц. Позднее его попечением на месте этой деревянной была возведена каменная церковь Жен Мироносиц и рядом с ней уже самостоятельная, также каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Кроме этого, в 1639 году Салтыков восстанавливает каменную церковь Троицы в Старых полях, сгоревшую в один из пожаров.

Широкий размах церковного строительства объяснялся еще и тем, что каждый боярин считал необходимым иметь на своем дворе собственную домовую церковь, которую могли бы посещать его домочадцы, особенно женщины, которым вообще предписывалось меньше появляться на улице, а уж если и направляться куда, так только в сопровождении боярских слуг. Кроме домовых церквей, по московским улицам стояли приходские церкви, к которым было приписано определенное количество дворов.

Множество церквей и монастырей заключала в себе Никольская, но, без сомнения, одним из наиболее известных и почитаемых москвичами храмов был Казанский собор, возведенный к осени 1636 года в память об освобождении Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году. Его построение добавило Никольской улице еще больше парадности и значимости. Икона Казанской Божией Матери считалась защитницей и охранительницей новой царской династии, поэтому внимание властей к храму всегда было высоким. Об этом свидетельствуют богатые вклады в собор, сделанные царской семьей и знатными боярами. Крестные ходы и церковные службы в соборе часто совершались самим патриархом. Казанский собор занимал очень выгодное положение — в начале Никольской улицы, на краю Красной площади у торговых рядов, поэтому ежедневно его посещало большое количество горожан и приезжего люда, что, без сомнения, увеличивало его популярность.

Просыпалась Никольская улица, как и вся Москва, рано. С первыми петухами за высокими заборами княжеских и боярских усадеб начинался рабочий день. Заспанные слуги отпирали двери погребов и ледников, чтобы до пробуждения хозяина достать оттуда круто посоленной икры, ощипанных еще с вечера цыплят и прочих разносолов, да про жбан холодного кваса не забыть. А если чего не хватит — торг рядом, а там товаров видимо-невидимо, без покупки не уйдешь. Постепенно улица оживлялась. Через Никольские ворота, крестясь на часовенку с иконой Владимирской Богоматери, в Китай-город по своим делам спешил московский люд — кто на рынок, кто на службу, а иные просто без дела послоняться по центру столицы. На Никольской улице к ним присоединялись те, кто жил «из оброку» на территориях монастырей и церквей. Как правило, это были люди небогатые — сапожники, портные, квасники, мелкие служащие московских приказов, боярские слуги, приезжие иноземцы и церковные сторожа.

В старину Никольская улица была широко известна не только своими монастырями и церквами, но и важнейшими государственными учреждениями. На ней стоял государев Печатный двор, для которого выстроили специальное здание справа от Никольского монастыря. Здесь, получив благословение митрополита, Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали первую книгу — «Апостол». Но не суждено было первопечатникам спокойно работать в Москве. В народе пошли слухи о том, что не кто иной, как нечистая сила помогает им печатать книги. Все это привело к тому, что Федоров и Мстиславец были вынуждены бежать в Литву. Об этом долго вспоминали и судачили старожилы Никольской улицы, кто жалея, а кто осуждая печатных мастеров за их начинания. Во время пожара 1571 года, испепелившим всю Москву, Печатный двор выгорел полностью, и после этого книгопечатание было возобновлено уже в царствование Федора Ивановича и продолжалось до 1612 года. При Михаиле Федоровиче книгопечатание было перенесено в Кремль, а на Никольской улице началось строительство нового здания для Печатного двора. Новое здание было каменным, двухэтажным, с подклетом и погребами. Книгопечатная деятельность продолжилась и мастером Василием Бурцевым была выпушена первая книга учебная книга «Азбука», пользовавшаяся большим спросом у москвичей.

К 40-м годам XVII века количество выпускаемых изданий настолько возросло, что возникла необходимость строительства новых зданий на территории Печатного двора. Новый каменный двухэтажный корпус выходил фасадом на Никольскую улицу. Старое здание у Китайгородской стены приспособили под кладовую для хранения типографских принадлежностей и книг. Последняя перестройка здания была произведена в 1811 — 1814 годах. Новое здание, выстроенное в готическом стиле, занимала Синодальная типография, а с 1930 года в нем расположился Историко-архивный институт (ныне университет).

В 1680 году при Печатном дворе открылась греческая школа. Преподавал в ней русский иеромонах Тимофей, долгое время проживавший в Палестине на Афоне и хорошо знавший латинский и греческий языки. Помощником ему был назначен грек Мануил. Вначале в школе было 30 учеников, изучавших греческий язык, но со временем общее число учащихся достигало 232 человек. Ученики набирались из разных сословий. Основной задачей школы было готовить мастеров печатного дела, чтобы «при смотрении и правлении книжному делу были в типографии люди ученые и православные, а не невегласи и раскольники».

Самым знаменитым учебным заведением России долгое время было училище в Заиконоспасском монастыре, стоящем на Никольской улице. Это училище вошло в историю как Славяно-греко-латинская академия. В 1687 году туда были переведены и ученики из греческой школы. Первыми преподавателями академии стали ученые-греки братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Они преподавали все предметы, они же составляли учебники.

Славяно-греко-латинская академия не была исключительно церковным учебным заведением. Она должна была давать широкое общее образование — «учение свободных мудростей, ими бо возможно обрести свет разума души». В академию охотно поступали представители высшей московской знати. Кроме греческого учащиеся обучались и латинскому языку, знание которого как международного было важно для чинов Посольского приказа.

Братья Лихуды были одними из немногих греков, связавших свою судьбу с Москвой. В основном приезжавшие греки были церковнослужителями, собиравшими в России милостыню на нужды своих церквей и монастырей. С середины XVI века на Никольской улице около Богоявленского монастыря находилось подворье Афонского Введенского монастыря, где останавливались приезжавшие с Афона монахи. В 1653 году, в благодарность за привезенную ими точную копию с иконы Иверской Богоматери, греческому Афонскому Иверскому монастырю был отдан Никольский монастырь, где грекам разрешалось проводить службы на родном языке. Связан с греками был и последний из трех больших монастырей, находившихся на Никольской улице, — Богоявленский. В нем в 1685 году кратковременно преподавали и жили братья Лихуды до перевода их в Заиконоспасский монастырь.

Кроме греков на Никольской имели дворы и другие иностранцы. В начале XVII века справа от Печатного двора располагался двор «немчина» Белоборода, на его территории был Посольский двор, где жили торговые немцы. А еще раньше сюда был поселен Асманак — сын сибирского царя Кучума.

Стоял на Никольской улице и Земский двор, знакомый каждому москвичу. В обязанности его служащих входило поддержание порядка в городе, борьба с пожарами, сбор налогов на городские нужды, мощении улиц и содержании их в чистоте. Рядом со зданием Земского двора стояли лошади извозчиков, обслуживающих его нужды, а перед ним находилась Конная площадь или Съезжий двор.

У Никольских ворот Китай-города в 1693 — 1694 годах была построена церковь Владимирской Богоматери (снесена в 1934 г.). По ней Никольские ворота в XVIII — ХХ веках назывались Владимирскими. В XVIII веке по Никольской улице совершались торжественные въезды царей в Кремль, для чего у выезда с нее на Красную площадь строились триумфальные ворота.

Самым большим владением на улице в XVIII веке был двор князей Черкасских, в 1743 году перешедший к графам Шереметевым. В 1808 году дом был продан книгопродавцу Глазунову, переведшему сюда свою торговлю со Спасского моста. Его магазин был крупнейшим в Москве; при нем существовала также библиотека для чтения. В книжной лавке Глазунова бывали многие писатели, а в старой Москве Никольскую улицу нередко называли «улицей просвещения». В первой четверти XIX века на ней и на прилегающей к ней Новой площади помещалось 26 книжных лавок из 31 существовавшей в то время в Москве.

Во второй половине XIX — начале XX веков Никольская улица сделалась одной из главных «деловых» улиц Москвы. На ней были расположены «амбары» (конторы) виднейших фабрикантов Москвы и Подмосковья, гостиницы и подворья. Здесь же стоял первый русский ресторан «Славянский базар». В нем в июне 1898 года состоялась встреча К.С.Станиславского с В.И.Немировичем-Данченко, на которой был решен вопрос об основании Московского Художественного театра.

Никольская улица часто менялась, но всегда отличалась от других улиц Москвы своим неповторимым обликом. Церкви и монастыри перестраивались, на месте одних построек возводились другие, боярские усадьбы постепенно переходили в руки богатых купцов, но Никольская всегда оставалась одной из любимейших москвичами улиц, славной своей историей.

После октября 1917 года Никольская стала называться Улицей 25 Октября в память того, что артиллерийским обстрелом с этой улицы были разбиты Никольские ворота, и Красной гвардии была открыта дорога в Кремль. Началась новая эпоха, в которой не нашлось места многим уникальным историческим памятникам, украшавшим Москву на протяжении столетий. В 20-е годы были разобраны Красные ворота, церкви на Лубянке, Мясницкой и в Охотном ряду, после чего пришла очередь Никольской улицы.

Летом 1928 года к реставраторам с предложением о сносе церкви Успения Божией Матери на Чижевском подворье и Никольского собора обратилось Управление зданиями Московского военного округа. Это предложение, к счастью, тогда не получило поддержки, и храмы были сохранены. В следующие годы были закрыты Заиконоспасский и Казанский соборы, в которых разместились общество «Техника — массам» и столовая для работников метрополитена. В 1929 году была разрушена Иверская часовня, а в конце 1930 года снесли красивейшие двухпролетные Воскресенские ворота, мешавшие проводить парады и шествия на Красной площади. В 1934 году приступили к уничтожению собора Николо-греческого монастыря, а в 1936 году был разобран Казанский собор. Не пожалели и древней Китайгородской стены, ее разрушили почти полностью вместе с башнями. Полученный при этом кирпич пошел на строительство метро.

Уничтожение многих архитектурных памятников привело в значительной степени к обезличиванию Никольской, она во многом утратила свою неповторимую индивидуальность, которой так славилась раньше. Лишь в последние годы были предприняты шаги по возвращению Никольской улице ее облика. Так, на старых фундаментах были восстановлены Казанский собор и Воскресенские ворота с Иверской часовней.

И все же многовековая история Никольской улицы не канула без следа. Многочисленные остатки ее былой материальной жизни покоятся под асфальтом и застройкой XIX — XX вв., храня множество тайн, разгадать которые еще предстоит исследователям.

Примечательные здания и сооружения


По нечётной стороне:

№ 3 — Казанский собор (1993, архитекторы О. И. Журин, Г. Я. Мокеев)

№ 5/1 — Никольские (Иверские) торговые ряды (1899—1900, архитекторы Л. Н. Кекушев, С. С. Шуцман).

№ 5/1, стр. 1 — Красный монетный двор и дом губернского правления (1680, фасад; 1740, архитектор П. И. Гейден).

№ 7-9, стр. 1, 2 — Палаты (XVII в.).

№ 7-9, стр. 3 — Собор Заиконоспасского монастыря. «Нижняя церковь», 1660—1661 гг., «Верхняя церковь», перестроена в 1715 г. архитектором ром И. П. Зарудным; восстановлена в 1742 году архитектором И. Ф. Мичуриным.

№ 7-9, стр. 4 (фасадом на улицу, левая часть) — Торговые ряды Заиконоспасского монастыря (1890-е, архитектор М. Т. Преображенский, строительство осуществлял С. У Соловьёв).

№ 7-9, стр. 4 (фасадом на улицу, правая часть) — Доходный дом Заиконоспасского монастыря (1900, архитектор З. И. Иванов).

№ 7-9, стр. 5 — Школа Славяно-Греко-Латинской Академии (1822, архитектор Яковлев).

№ 11-13 — Комплекс Никольского («Никола Старый») греческого монастыря (кон. XVII в. — нач. XX в., архитекторы К. Ф. Буссе, Г. А. Кайзер)

№ 11-13, стр. 2 — Торговый корпус (1895, архитектор К. Ф. Буссе).

№ 11-13, стр. 3 — Кельи Никольского монастыря (кон. XVII в. — нач. XVIII в.; 1895, архитектор К. Ф. Буссе).

№ 11-13, стр. 4 — Монастырские склады (1895, архитектор К. Ф. Буссе).

№ 11-13, стр. 5 — Торговый корпус Никольского монастыря (1893, архитектор К. Ф. Буссе).

№ 13 — торговый дом с колокольней Николо-Греческого монастыря (1901, архитектор Г. А. Кайзер)

№ 15 — Московский печатный двор (корпус со стороны улицы: 1811—1815, архитекторы А. Н. Бакарев, И. Л. Мироновский; боковые корпуса: сер. XVIII в., архитекторы Д. В. Ухтомский, И. Ф. Мичурин, надстроены в 1890 году С. С. Слуцким; Правильная и Книгохранильная палаты: 1679, архитекторы С. Дмитриев, И. Артемьев, реставрированы в 1872—1875 годах Н. А. Артлебеном).

№ 17, стр. 1, 2 — Гостиница с рестораном «Славянский базар» (1780, арх. В. П. Яковлев; перв. половина XIX в.; 1870, арх. Р. А. Гёдике; 1871—1875, арх. А. Е. Вебер). В основе существующего здания — один из корпусов Синодальной типографии конца XVIII века. В 1875 году архитекторы А. Л. Гун и П. Е. Кудрявцев оформили в здании зал для концертов «Русская палата» (другое название «Беседа»). Здание ресторана сгорело в 1993 году

№ 19-21, стр. 2 — Третьяковский проезд (1870—1871, архитектор А. С. Каминский). Построен по заказу братьев Павла и Сергея Третьяковых специально для прокладки проезда. На улицу Третьяковский проезд выходит эклектичным зданием с проезной аркой.

№ 19-21, стр. 3 — Дом причта с магазином храма Св. Троицы, что в Старых полях (кон. XVIII в.; 1816—1823; 1870; 1894, архитектор А. Э. Эрихсон).

№ 21 — Доходый дом и аптека магистра фармации В. К. Феррейна (1884—1899, арх. А. Э. Эрихсон)

№ 23 — Здание Московской Ремесленной Управы (в основе — палаты И. И. Хованского вт. пол. XVII в., дом Н. П. Шереметева 1790-х гг.), 1866 г., арх. Шейасов, Перестроено в 1895 году по проекту архитектора В. Г. Сретенского. Здесь жил литератор и философ Н. В. Станкевич (1835 г.). В 1935—1950 гг. здесь размещалась Военная коллегия Верховного Суда СССР — один из основных центров сталинских массовых политических репрессий

№ 25 — Торговый центр «Наутилус» (архитектор А. Р. Воронцов). Здание торгового центра называют среди образцов так называемого «лужковского стиля» в архитектуре Москвы.



По чётной стороне:

№ 4/5 — Шевалдышевское подворье — Большая городская гостиница (2-я пол. XVIII в.; 1873, архитектор Н. И. Финисов; 1880, архитектор Д. Н. Чичагов; 1910, архитектор И. П. Злобин).

№ 6 — Торговый дом братьев Алексеевых (Прохоровской Трёхгорной мануфактуры — Богоявленского монастыря) (1910, архитектор Н. Н. Благовещенский).

№ 8/1, стр. 1А — Доходный дом Чижевского подворья (в основе — усадьба Салтыковых) (1760-е гг.; 1849; 1860-е; 1947 — устройство в первом этаже прохода к вестибюлю станции метро «Площадь Революции»; нач. XX в.).

№ 8/1, стр. 1Б — Доходный дом Чижевского подворья (1849; кон. XIX в.).

№ 8/1, стр. 3В, 3Г, 3Д — Доходный дом Чижевского подворья (1870; 1881, архитектор А. В. Петров, Д. А. Гущин, В. А. Гамбурцев; нач. XX в.).

№ 8/1, стр. 4 — Дом доходный Чижевского подворья (XIX в.; 1898, архитектор Н. А. Тютюнов)

№ 8/1, стр. 5 — Храм Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье (1691). Переход (во дворе) построен в 1902 году по проекту архитектора Б. Н. Шнауберта. Первоначально церковь выходила на Никольскую улицу, но после постройки комплекса зданий Чижевского подворья оказалась от неё отделённой.

№ 10/2, стр.1 — Торговое здание Шереметьевского подворья с гостиницей (1862, архитектор А. С. Никитин). Здание по своим архитектурным формам близко позднему классицизму. В типовых торговых ячейках первого этажа размещались различные лавки, в верхних этажах — гостиница

№ 10/2, стр. 2А, 2Б — Торговое здание Шереметьевского подворья с гостиницей (1890—1900-е; 1906—1907, архитектор А. Ф. Мейснер; 1912).



№ 10/2, стр. 3А — Торговое здание Шереметьевского подворья с гостиницей (1902; 1906—1907, архитектор А. Ф. Мейснер; 1912).

№ 12/2/1 — Доходный дом Орлова-Давыдова с магазинами (1870, архитектор Р. А. Гедике; 1880-е, В. В. Барков; 1910; 1935, архитекторы Д. Ф. Фридман, И. И. Ловейко).

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет