Представления о становлении системы, методов и приемов оценивания учебных достижений



Дата24.07.2016
өлшемі55.35 Kb.
#219744
Представления о становлении системы, методов и приемов оценивания учебных достижений
Автор: Мартьянов Евгений Александрович, старший преподаватель кафедры начального образования

Для системного представления о становлении системы, методов и приемов оценивания учебных достижений учащихся необходимо иметь представление об истории становления образования и оценочной деятельности в разные этапы развития человечества.

Уже на первобытной стадии представителям человеческого рода была присуща инстинктивная забота о потомстве. В первобытном воспитании уже содержалось повседневное знание. Наиболее важные его результаты закреплялись в тотемах и табу – системе поклонений, предписаний и запретов, за соблюдением которых бдительно следили старейшины. Накопление и передача знаний приобретали все более сознательный и целенаправленный характер. Такие действия и породили начало образования.

История образования как осознанная история, как культурная история должна отсчитываться от цивилизаций Древнего Востока, в которых возникли прототипы школ в период между третьим и вторым тысячелетием до нашей эры. Новый социальный институт, школа, стал складываться с укреплением государственных структур и возникшей в этой связи необходимостью специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов. Воспитание приобрело жесткий, авторитарный характер. Уже тогда школа формировала тип личности, ее нормативные образцы.



В государствах Двуречья универсальными приемами обучения были заучивание наизусть и многократное переписывание. В Древнем Египте вся жизнь и приобретенное образование представлялись подготовкой к загробной жизни. На первый план в образовании выдвигались аскетизм, строгое послушание. Надежным средством их достижения считалось физическое наказание: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить по ней, чтобы он услышал». Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера, мирские радости всячески преследовались. В Древней Индии кастовый строй наложил совершенно специфический отпечаток на воспитание и образование. Идеалы воспитания исходили из того, что человек рожден для насыщенной полноценной жизни. К такой жизни готовило воспитание, требующее сочетания умственного развития, ясности суждений, рассудительности, духовности (способности к самопознанию), физического совершенства, любви к природе и прекрасному. В Древнем Китае идеал воспитания и образования предусматривал подготовку начитанного, вежливого, наделенного самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в душе». Сложился своеобразный культ почитания предков и правителей, полного подчинения личности государству, что оказалось определяющей чертой китайской системы образования, где наставник почитается как отец. В основе воспитания было изучение традиций, следование образцам. Методика преподавания строилась на диалогах учителя с учениками, причем к каждому из них применялся индивидуальный подход, вплоть до того, что им всем по-разному разъяснялся смысл понятия Дао. В Древней Греции появляются зачатки оценочной деятельности. Важным элементом была агонистика, принцип состязательности, благородного соревнования и отдельных личностей, и групп в разных ситуациях, в разных областях жизни, с целью достижения наилучшего результата, признания. В Древнем Риме также находит свое признание соревнование. Квинтилиан подчеркивает, что помогает овладению науками соревнование между школьниками, особенно льстит самолюбию ученика, когда ему удается обогнать в чем-либо старших товарищей. В своих дидактических усилиях учитель Горация, знаменитый Орбилий, не редко прибегал к розге и очевидно остался в памяти своих учеников, а не только великого поэта как «не жалеющий розог». Квинтилиан, педагог прогрессивный, решительно осуждает этот метод, считая подобное наказание унизительным для свободнорожденного. Западная Европа применила многое из положительного опыта античной педагогики. Но и телесные наказания также перекочевали в школы. Аврелий Августин признавал достижения античной образованности и педагогической мысли и призывал бережно относиться к ребенку, не наносить вреда его психике наказаниями. Книжный характер средневековой культуры сказывался в том, что образование представляло собой заучивание наизусть, зубрежку, носило текстуальный, репродуктивный характер. Учеников жестоко били, а учебник по грамматике имел красноречивое название «Берегущий спину». Однако секуляризация общественной жизни коснулась и образования, и сказывалась на общем отношении к учебе. В это же время в исламском, или мусульманском, мире происходили почти аналогичные процессы, и наблюдался значительный расцвет науки и образования. Во многих учениях подчеркивается неразрывность образования и воспитания: «Без воспитанности знание – огонь без дров, воспитанность без знания – как дух без тела». Арабская система образования породила первые «тесты» - с выбором одного ответа из нескольких предложенных.

Возрождение – эпоха, с которой связано приобретение немыслимой доселе свободы, как в производственных, так и во внеэкономических отношениях, во всем образе жизни. Стремительно возраставшие социально-экономические запросы все более обращались к развитию науки, предоставляя этому развитию значительные возможности. Соответственно преобразовывались содержание и формы образования. Оно становилось не просто все более престижным, но и необходимым, особенно для предпринимательской и государственной деятельности. Ведущей задачей признавалось гражданское воспитание, признающее максимально полезным для общества такого гражданина, который в полной мере получил возможность для развития своих способностей и возможностей. Гуманизм стал ведущей характеристикой ренессансного мышления, интегрирующим началом всей культуры Возрождения. Эразм Роттердамский подчеркивал: «Воспитание начинается с колыбели в виде, привлекательном для приобщения ребенка к добродетелям и знанию». «Насаждать образование» целесообразнее с раннего возраста и в необременительной форме. Тем более недопустимы физические наказания, грубость учителей, «которым нельзя доверять даже укрощение диких лошадей». Французский мыслитель позднего Возрождения Мишель Монтень сравнивал средневековую школу с тюрьмой, откуда несутся крики терзаемых детей и их мучителей. Большая часть наук, усвоенная в такой «тюрьме», к тому же не приложима ни к какому делу. Более того, «не постигшему науки добра любая иная наука принесет только вред».



В эпоху Просвещения доминантой становится наука. Это эпоха серьезных экономических и социальных перемен. Немецкий педагог Вольфганг Ратке (Ратихий) – считал методы преподавания тягостными для учащихся и поэтому сопровождаются малыми успехами. Вместо того, чтобы питать умы учащихся настоящими зернами вещей, наполняли их шелухой слов, пустой болтовней, свойственной попугаям; обучение же сопровождалось такою суровостью, что школы вообще считались пугалами для мальчиков и местами пыток для дарований. Противоестественное и насильственное обучение вредно, ослабляет природную силу способностей. Вводя классно-урочную систему, Ян Амос Коменский определил необходимость систематического контроля усвоения учебных программ. Прогрессивными были положения о необходимости сообщения родителям об успехах детей, отмена телесных наказаний «за учебу» (телесные наказания позволялись только за проступки в отношении нравственности), введение системы поощрений за обучение, включавшей в себя систему более гуманных наказаний, соревнования и систему испытаний. Поиск новых подходов к организации контроля и оценки был обусловлен появлением гуманистического подхода в воспитании и обучении, так как до этого дисциплина в школе держалась на применении телесных наказаний.

В XVII веке полного отказа от прежнего подхода не происходит, однако наказания теперь применяются для нравственного воспитания и постепенно уходят из учебного процесса. В XIX веке балльная система оценок получает широкое распространение. Чем больше школа обращалась к гуманистическим и демократическим формам обучения и чем решительнее отказывалась от крайних принудительных мер, тем больше усиливалось социальное значение отметок. В середине XIX века обнаруживаются недостатки системы обучения, использующей отметки. Баллы не дают полного представления о знаниях учащихся, заменяют систему наказаний и поощрений, но, по сути, остаются таким же инструментом воздействия на учеников. Для учащегося на первый план выходит стремление получить положительную отметку, чтобы избежать наказания или получить награду, а не сам процесс познания. Балльная оценка всегда субъективна, поэтому ученик зависит от того мнения, которое составил о нем учитель. Таким образом, можно сделать вывод о том, что отметка, вначале являвшаяся гуманным средством воздействия на учеников, вскоре превратилась в способ наказания. На это обращают внимание все педагоги.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет