Презентация
Меня зовут Векшина Елизавета, я ученица 4 «А» класса, представляю проект «Народный костюм для куклы Настеньки» (слайд 1).
Однажды, поиграв со своей куклой Настенькой, я уложила её спать и пошла к бабушке. Рассказала ей о том, что хочу сшить для куклы наряд, но не обычный, а затейливый с вышивкой. Тут бабушка подошла к своему сундуку и, открыв его, достала красивое старинную юбку( слайд2), рубаху с вышивкой( слайд3), платок с бахромой.
Я долго зачарованно рассматривала эту красоту, и мне стало интересно: а чья это одежда, что за вышивка, почему именно такие рисунки изображены. Как объяснила бабушка, наряд носила ещё её мама, моя прабабушка. Бабушка рассказала мне, что знала, но не на все мои вопросы смогла дать ответ, поэтому я решила больше узнать об истории национального костюма.
Так у меня и родилась идея создать проект «Народный костюм для куклы Настеньки».
Его целью было: (слайд 4)
- узнать, как выглядел женский народный костюм Павловского уезда;
- выяснить какие цвета, символы и детали использовались в народном костюме;
- сшить костюм для моей куклы Настеньки в соответствии со всеми народными традициями.
Я предположила, что история традиционного национального костюма создавалась многие поколения, а костюм Павловского уезда связан с историей и бытом народа.
Во время подготовки своего проекта я работала с фондом краеведческого музея (слайд 5, 6), с литературой в секторе краеведения библиотеки им. А. С. Пушкина (слайд 7), материалами Интернета. В результате удалось узнать очень много интересного.
Изготавливалась одежда в основном из домотканых материалов (слайды8,9) : холста, набойки, сукна, позднее из фабричных тканей – ситца, сатина, шерстяных тканей.
Различалась одежда, которую носили женщины-крестьянки и незамужние девушки.
Женский костюм Павловского уезда состоял из понёвы, рубахи, запана, завески (фартука), покромки (слайд 10). Понёва –юбка, которая появилась ещё много веков назад. Её шили из полотна, обильно вышитого геометрическим орнаментом, обычно это было чёрное поле, которое разбивалось на квадраты красными или синими полосками разной ширины. Чёрные «окна» квадратов символизировали участки чернозёмного поля, а полосы означали овраги, дороги, тропы, реки на земле (слайд 11, 12).
Рукава рубахи в женском костюме почти полностью были покрыты вышивкой, выполненной шерстью ярких цветов: желтого, малинового, зеленого, синего, розового (слайд 13). Белые передники с рукавами, или “запаны”, расшивали так же, как и рубаху - разноцветным геометрическим орнаментом (слайд 14).
Что касается головных уборов, то самым праздничным и дорогим был кокошник (слайд 15). Он представлял собой круглую шапочку с сильно скошенной задней частью, изготовляли его из «золотого» позумента на твёрдой основе, а носили с позатыльником, который отделывали густыми нашивками из серебристых блёсток и бисера. Кроме кокошника замужние женщины носили ещё и “обвязку” (слайд 16) – мягкий платкообразный головной убор с подвесками из бисера, нашивками из пёстрых лент, блёсток, пуговиц. Женщины Павловского уезда использовали также множество нагрудных украшений (слайд 17), сделанных из крупного бисера. Это мы можем наблюдать в костюмах с. Ерышовка и с. Клёповка конца XIX века.
Комплект одежды, который носили девушки, назывался сарафанным (слайд 18). По яркости, цветовой броскости и богатству украшений он, конечно, немного уступал женскому костюму, но тоже был очень красивым. Сарафанный комплект включал в себя: чёрный шерстяной сарафан, рубаху, головной убор под названием клеёнка (в некоторых уездах его называли обручем), платки, подшальники и шали. (слайд 19, 20, 21)Обычай, который запрещал замужним женщинам выходить на улицу с непокрытой головой, не относился к девушкам, поэтому в девичьем комплекте одежды было большое количество разных головных уборов, которые оставляли верх головы открытым.
В народном костюме символическими были и цветовая гамма, и тип вышивки.
Традиционно самый любимым цвет в русском народном искусстве и особенно в одежде – красный (Слайд 22). Слова “красный” и “красивый” для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна красна. Красно-оранжевый цвет назывался жёлто-горячим, цветом солнечного света и тепла.
Чёрный цвет (Слайд 23)– излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный покой.
Яркий малиновый и нежно-розовый цвета (Слайд 24) символизировали закаты и восходы солнца.
Зелёный цвет (Слайд 25) символизировал растительный мир: посевы на полях, буйные травы лугов, дремучую зелень лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие.
Реже прочих использовали в вышивке жёлтый – цвет кратковременной разлуки, белый – цвет горя, голубой – цвет воды, неба, целомудрия и верности, означавший также бескровность, холод, страх.
Вышивки в народном костюме выполняли роль не просто украшений, но и оберегов: они призваны были защищать человека от зла и несли важную информацию. Самым распространённым оказался знак лучезарного солнца - геометрический ромб, а крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, символизировали лучи солнца (слайд 26). Следующим по значимости элементом вышивки нашего края можно считать крест(слайд 27), так изображали человеческую фигуру, а сдвоенный крест обозначал семью – мужа и жен. Знаки в форме точки (слайд 28) символизировали зерно, то есть хлеб, в виде римской цифры «пять» - растения. В вышивке использовались также (слайд 29, 30) восьмиугольные звёзды, розетки, ёлочки, кустики. Многие элементы вышивки разнились не только в пределах нескольких сёл, но даже в границах одного села.
Рецензентом моего проекта выступила хранитель фондов районного краеведческого музея Мозговая Ольга Анатольевна.
В ходе работы над проектом я много узнала из истории возникновения народного костюма Павловского района конца XIX века. Подтвердилась версия о том, что костюм Павловского уезда связан с историей и бытом народа.
Костюм, сшитый для куклы Настеньки, (показ куклы) получился очень красивым и отразил многие традиции русского народного костюма. Спасибо бабушке( Слайд31), что она сохранила частичку истории у себя в сундуке.
Достарыңызбен бөлісу: |