Приход церкви
села Никольского на Молокше Угличского
уезда Ярославской губернии
(церковно-приходское историко-статистическое описание)
Предисловие
Предлагаемый опыт летописи составлен с целью а) сохранить в памяти потомства дошедшие до нас сведения о церкви и приходе села Никольского на Молокше и доставить некоторые данные к дальнейшей истории этой местности Ярославской губернии и б) быть может возбудит и в других интересующихся стариною желание заняться изысканиями своей местной родной старины, хотя бы интерес ее был дорог только для ограниченного числа местных жителей. Кажется, следует более заботиться о приведении в известность и о прославлении тех мест, где и нам Бог привел жить. Как новичку в составлении летописи, естественно мне было впасть в ошибки, почему всякое замечание и поправку от читателя приму с глубокою благодарностию.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Церковно-приходское историко-статистическое описание.
Отдел I. Приход
А) Географическое положение и границы прихода. Приход церкви села Никольского на Молокше занимает пространство 8° 30’ и 8° 39’ восточной долготы от Пулкова (или 56° 29’ 31” и 56° 38’ 31” от Ферро) и между 57° 30’ и 57° 35’ северной широты, так что составляет приблизительно правильный квадрат, имеющий долготу в 8 верст, а ширину в 8 верст и 375 сажен. Следовательно пространство прихода приблизительно равняется 67 квадратным верстам или занимает площадь в 6979 десятин 400 квадратных сажен, а окружность его равна приблизительно 30 верстам. Приход находится в Ярославской губернии, Угличском уезде, в первом стане1. Все селения прихода принадлежат к трем волостям: Клементьевской, Никольской и Большесельской, и к Юхотскому благочинническому округу2 находятся селения церкви Георгиевского в Юхти, на востоке Коряевского и Малаховского, на юге Неверковского и Клементьевского, на запад Спасского на Молокше и отчасти Васильевского на Юхти.
Все селения прихода расположены по обоим берегам реки Молокши, причем 13 селений, считая и село Никольское, находятся по правую сторону реки, а 4 по левую.
Б) Река Молокша3. Она берет свое начало близь села Ефремова, в 3 верстах от него, из той местности, имеющей множество родников4, где берут свое начало реки: Улейма и ее левый приток Воржехоть, Яксура и Локсомерь — правые притоки реки Могзы и левые притоки реки Устья: Властьевка и ее приток Галка, Вздериножка, Умна и Кутьма. От села Ефремова, или вернее от дер. Круглова, Молокша незначительными изгибами течет на север, имея небольшой склон к СВ. и, пройдя пространство в 38 верст, впадает в реку Юхоть5. Молокша питается небольшими ручейками. В области приходской земли известны ручьи по правую сторону реки: Костяновский, Починковский, Дубровский, Антоновский, Костяной и другие, а по левую сторону: Отводный, Волыновский, Широконовский, Демин, Потираловский и другие6. Русло Молокши не имеет ровности; составляется из небольших бочагов и имеет местами илистое и местами песчаное дно; ширина русла близ села Никольского равняется приблизительно 1-3 саженям.
Кроме реки Молокши и поименованных ручьев, в области церковной земли, вода находится в родниках. Один родник находится по левую сторону как реки Молокши так и Отводного ручья, имеет до 1 сажени глубины и минерально-железистую воду; в этом роднике-колодце заметны остатки бывшего деревянного сруба; вблизи его (до 1627 г.) была деревня Зданово, или Отводное, давшая наименование ручью Отводному. Другой родник находится по правую сторону реки, около границы, разделяющей церковную землю от земли крестьян деревни Новоселки (Спасского на Молокше прихода), по левую сторону дороги, ведущей из села Никольского в деревню Новоселку7. О других родниках в приходе не известно.
В) Пути сообщения. Между приходскими деревнями существуют грунтовые дороги, которые очень грязны ранней весной и поздней осенью, но совершенно сухи летом; время от времени, по случаю проезда какого либо высокопоставленного лица или по приказанию местной волостной полиции, дороги исправляются древесными сучьями и дерном8. Вообще же летом и зимою езда по сим дорогам довольно сносна.
Приходские жители обыкновенно ездят в село Большое и города Углич и Ростов, как для сбыта местных произведений и для покупки предметов житейской необходимости, так и для получения корреспонденции9.
Для сообщения со столицами ближайшие железные дороги находятся на расстоянии 50 верст: в г. Ростове Московско-Ярославская и в г. Рыбинске Рыбинско-Богословская; а водяные сообщения на пароходах существуют через города Мышкин (в 40 верстах) и Углич (в 35 верстах).
Г) Почва и климат. Почва в приходе состоит из суглинка и супеси, а в участках земли по берегам р. Молокши почва торфяная. Около берегов реки места низменные и топкие — болотистые, в чем особенно преимуществует правый берег. С левой стороны реки возвышенности почвы гораздо значительнее, чем с правой, особенно к деревням Волынову и Березину.
Климат местности умеренный, каков вообще в средней полосе России: зимою морозы доходят до 20° по Реомюру, а более 20° весьма редко, точно также и летом жары редко превышают 20° тепла10.
Д) Состав прихода. К приходу церкви села Никольского на Молокше издревле принадлежали помещичьи усадьбы (под общим названием «сельцо») и крестьянские – барские деревни, а именно: село Большое (нынешнее село Никольское на Молокше), деревня Починки, сельцо Костево, деревни: Костяево, Юрово, Буетино, Коликино, Антоново, Мишенево, сельцо (неизвестного имени) помещиков Аверкьевых, деревня Оковальники, сельцо Мошково, деревня Лохово, сельцо Щукино и дер. Щукино, сельцо Шарыгино, сельцо Дубровка, деревня Прасолы, сельцо (неизвестного наименования) помещиков Захарьиных, дерр. Зданово , или Отводное, Волыново, Юрьевцево, Широково, Репищи, Деревенька, Березино, Романцево и Потиралки. Из этих 28 селений одиннадцать (означенные курсивом) исчезли с лица земли; сведения о них взяты из церковных документов и из воспоминаний местных старожилов.
Около 1723 года к Николомолокшинской церкви была приписана церковь великомученика Георгия в «Большом приселке» (ныне село Георгиевское в Юхти, находящееся в 10-ти верстах от села Никольского на Молокше). Это подтверждается во-первых названиями: одного села «Большое», а другого (по порядку ведомости11 следующего за первым) «Большой приселок», а во вторых — современными преданиями старожилов. Когда же Георгиевская церковь получила самостоятельность, не известно.
В 1869 году, 16 апреля, по Высочайше утвержденному журналу присутствия по делам православного духовенства12, к церкви села Никольского на Молокше были приписаны три прихода:
1) Приход церкви села Каряева на Мозге (в 7 ½ верстах); в нем деревни: Коряево, Погорелка и сельцо Аносово13, все при реке Мозге14.
2) Приход церкви села Малахова (в 9-ти верстах) на реке Мозге; в нем деревни: Малахово, Новинки и Погорелка, все три при реке Мозге15.
3) Приход церкви села Спасского (в 2-х верстах) на Молокше16; в нем село Спасское и дер. Новоселка, на реке Молокше, дд: Бородино, Тараканово и Савунино (или Саулино) при прудах.
В 1885 году 28 февраля приходы эти получили самостоятельность, в силу Высочайше утвержденного определения Святейшего Синода17.
В настоящее время приход состоит из 17-ти селений: село Никольское, сельцо Дубровка, деревни Прасолово, Починки, Щукино, Костяново, Юрово, Буятино, Калитино, Антоново, Мишенино, Лохово, Оковальниково, Потиралово, Березино, Широконово и Волыново.
Е) История прихода. О первоначальном происхождении села Никольского на Молокше и о приходе его до 1605 года нет письменных сведений18, посему ограничимся перечнем общих исторических перемен Ростовско-Ярославского края, имевших некоторое отношение и к рассматриваемой местности.
До IX века в местности прихода ц. села Никольского на Молокше и вокруг нее обитал языческий народ финского племени меря. Об этом свидетельствуют: а) финские названия рек, каковы: Юхоть, Улейма, Молокша, Воржехоть, Ховерка, Кистьма, Яксура, Локсомерь, Мозга19 и селений: Кальяки, Лохово, Юрово, Каликино и б) могильные курганы или насыпи: близ села Клементьева, близ дер. Бородина, а также на р. Юхоти близ села Климатина20. В IX веке между финнами появились язычники — славяне; на это указывают: а) насыпи оборонительных укреплений21 на реках Юхоти и Молокше (кажется сюда относится так называемая «горушка» см. о ней ниже); и б) названия селений Селище, Займище, Слободища, Погост, Починки, Дубровка, Березино, Могилицы. — С конца Х века местность эта принадлежала Ростовскому удельному княжеству, а в годы пастырства святого Исаии епископа Ростовского (1077 – 1090) можно думать, что сюда проникло уже и христианство, которое развиваясь уничтожало местное язычество. — В начале XIII века здесь образовалось Ярославское удельное княжество. В 1237 – 1238 гг. Ростов, Ярославль и другие окрестные города опустошены были татарами. В местности прилегающей к нынешнему Николомолокшинскому приходу явились татарские названия: деревня Татариново на р. Левоньке в Николослободищевском приходе; деревни: Баскачи, на р. Молокше, Бекичево22 и Кочеватик Георгиевского прихода в Юхти; деревня Бахматово Большесельского прихода и проч.
Не по реке ли Юхоти и ее притокам, около половины XV века, образовалось Юхотское княжество23? Если так, то в составе его непременно была и местность Николомолокшинская. Главным центром откуда производилось управление княжеством было, можно думать, нынешнее село Большое, которое со своею округою впоследствии принадлежало боярину князю Федору Ивановичу Мстиславскому, а потом перешло в дворцовое ведомство и стало именоваться «дворцовым селом», а округа — «дворцовою Юхотскою волостью»24. С 1707 года село и волость перешли во владение графа Бориса Петровича Шереметьева. Николомолокшинский приход издревле принадлежал к этой волости, что можно выидеть из многих документов местного церковного архива и из некоторых печатных источников25. Селения Николомолокшинского прихода, как и выше было сказано, принадлежат к трем волостям: Клементьевской, Никольской (в слободищах) и Большесельской26. В № 65 Правительственного вестника за 1874 год между прочим сообщено, что Клементьевская, Никольская и Большесельская волости принадлежат по отбыыванию жителями воинской повинности ко 2 участку, в селе Большом 27.
1) Село Никольское на Молокше. Село Никольское на Молокше лежит приблизительно между 8° 31’ и 8° 32’ восточной долгоы от Пулкова (или между 56°, 30’31” и 56°, 31’31” от Ферро) и на 57° 32’ северной широты.
От губернского города Ярославля оно отстоит на 60 верст28, а от уездного города Углича на 30 верст29 и от ближайшей почтовой станции, в селе Неверкове, — на 10 верст.
Село расположено на правой стороне реки Молокши, на скате возвышенности, поднимающейся от реки на юг. На западе села протекает ручей Костяновский и за ним находится вал возвышенности известной под названием «Горушки»30 (северная часть Горушки обрывом прилегает к реке Молокше, а южная простирается к деревне Костянову); с юга и востока находятся возвышенности Юровская, Щукинская и Починковская, а на север в 100 саженях от села протекает река Молокша. Юровская возвышенность и Горушка разделяются небольшою низменностью, по которой с Ю. На С. и протекает ручей Костяновский.
Из села направляются грунтовые дороги на С.-В. в деревню Починки, на Ю.-В. в деревню Юрово, на В. в деревню Костяново, на З. В деревню Новоселку; есть также 2 тропы для пешеходов на С. в деревню Волыново, а на В. вправо от Починовской дороги в деревню Щукино31.
В древности село носило название «Никольское Большое», или просто «Большое»; впоследствии — «Никольский погост», и затем ныне носит название «село Никольское , что на Молокше». Происхождение названий указывает: во первых (Никольское) на то, что здесь издревле был храм, устроенный во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца; во-вторых (Большое) на то, что село имело что-то общее с нынешним селом Большим на р. Юхти32; и в-третьих (погост) на то, что при церкви существовало кладбище. Найденные в последнее время на местном кладбище три могильных плиты, относящиеся к половине (1552 г.) и к концу (1586 г.) XVI века, дают право утверждать о существовании в это время кладбища, храма и села33. Кроме того Николомолокшинский храм издревле владел так называемою «дарственною землею» в количестве 10 десятин 1377 кв. сажен и крестьянами дер. Починок с их наделом земли. Жертвователь земли и крестьян неизвестен34.
Первое упоминание о селе относится к 1605 году. В повести о чудесах святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца35 читаем: «Чудо 6-е. М#сяца марта въ 4 день (в л#то 7113, т.е. от Рож. Христова 1605-е) сие сод#яся. Н#кий христианинъ б# Ярославскаго у#зда, Юхотския волости, села Никольскаго, именемъ Кондратъ; у сего жена б# Ирина именемъ; и сей случися впасти въ бол#знь люту з#ло, чревомъ изнемогаше и ломотною бол#знию, и пребысть въ бол#зни той 16 л#тъ36 страждущи; и услыша о чудес#хъ святаго чудотворца благов#рнаго князя Романа; и взявъ потребная, со тщаниемъ прииде къ святому, моляся о исц#лении своемъ; и яко начаша п#ти молебная, и въ томъ час# разум#, яко облегчися бол#знь ея и испов#да вс#мъ исц#ление свое; и совершивъ молебная и ц#лова мощи святаго, отыде въ домъ свой здрава, хваля Бога и угодника Его».
По устному преданию, в конце XVII века, (на север от д. Березина, близ дороги, проходящей отсюда к селу Васильевскому в Юхти, в районе сего прихода, на большом камне) найдена была св. икона святителя Тихона еп. Амафунтского чудотворца. С тех пор установился обычай праздновать каждогодно 16 июня святителю Тихону, во имя которого впоследствии (1795 г.) устроен был в храме особый придел.
Со времени обретения св. иконы каждый год на день праздника св. Тихона 15 и 16 июня стекалось большое количество народа, тем более что этот праздник приходится почти последним перед началом деревенских полевых работ; само собою устроилось народное гулянье и в селе появилась торговля предметами деревенских лакомств и необходимостей, а за тем впоследствии открыт был казенный питейный дом. Так образовалась местная сельская ярмарка. Впоследствии в селе устроены были постоянные деревянные лавочки и прилавки для торговли в воскрестные дни, которая производится и до днесь; но питейный дом по распоряжению начальства в 1820 году перенесен был с церковной земли на восток от села, на землю крестьян дер. Починок37.
В 1723 году марта 13 дня, во исполнение указа св. Синода от 18 апреля 1722 года, Георгий епископ Ростовский представил в св. Синод доношение с приложением ведомости Ростовской епархии приходским и ружным церквам, которые построены издревле, и что при тех церквах содержащихся по прежнему древнему определению и поданному окладу полоняничным деньгам попов и дьяконов и при них служителей, также что по представлении Адриана патриарха вновь построенных церквей и, сверх древнего определения, к тем приходским и новостроенным церквам посвященных попов и дьяконов и к ним определенных служителей, и по чьим прошениям и кем посвящены, и в котором году и чем к пропитанию довольствуются. В этой ведомости значится: в Юхотской волости заказу села Флоровского попа Василия: в селе Большом 2 церкви деревянные, летняя во имя св. Николая чудотворца и зимняя во имя усекновения главы Иоанна предтечи, построены издревле; число причта: поп, дьякон, дьячек и пономарь38. Из сказанного видно, что Николомолокшинские церкви построены «издревле» до патриарха Адриана (1690 – 1700 гг.); но были ли они первоначальными или уже новыми на месте ранее их бывших, неизвестно.
В 1764 году произошло всеобщее отобрание в казну монастырских и церковных крестьян. В силу Высочайшего указа от 26 февраля39, Николомолокшинская церковь, издревле владевшая крестьянами д. Починок (она и до сих пор носит название «Поповы починки») должна была передать их в казенное ведомство, в ведение коллегии экономии. С сего времени церковный причт должен был довольствоваться исключительно доходами от прихода, не рассчитывая на труды крестьян; тем не менее, вследствие значительного количества прихожан, указом (еп. архиерея или Синода?) 1774 г. 11 июля подтверждено быть при церкви, как и ранее (в 1772 г.), двум священникам, дьякону, двум дьячкам и двум пономарям40. — В 1777 году41 произведено было размежевание местной, как приходской крестьянской, так и церковной земли. По случаю двойного состава причта при церкви, к ней было отмежевано земли 66 десятин42, да кроме того оставлено за нею 10 десятин 1377 кв. сажен прежней дарственной (до 1765 г.) земли43
К концу ХVII в. деревянные храмы пришли в ветхость; многие примеры построек в соседних приходах каменных храмов побудили как причт так и прихожан устроить у себя новый каменный храм.
Поэтому в 1793 году 23 февраля дана была Ростовским архиепископом Арсением Верещагиным грамота44 на построение ныне существующего каменного храма вместо двух ветхих деревянных. В том же году, в апреле месяце, положено основание новому храму. Приделы освящены 1795 года, а главный храм, в память усекновения главы св. Иоанна предтечи, в 1808 году. С того времени Николомолокшинский храм, вместо Никольского, стал именоваться Предтечевским.
В 1813 году произошло сокращение причта при храме. В ревизской сказке 1815 года 15 октября читаем: «Предтечевская церковь села Никольского на Молокше Угличского уезда в ревизию 1811 года была двукомплектная, а ныне по указу консистории, вследствие резолюции Его преосвященства45, насланному в духовное правление в 1813 году, вакансии второго комплекта, священническая, дьяческая и пономарская, за умалением приходских мужеска пола душ, упразднены. Приходских дворов, полагая в ревизию было 192 с половиною, а ныне оных потомуж расчислению состоит 182. По силе означенной ревизии причта ныне быть положено: священнику, диакону, дьячку и пономарю». Такой состав причта был до 1869 года, когда46 при церкви оставлены были только священник и псаломщик; а с 1885 года состав причта может быть прежний47.
Дальнейшая история села касается почти только храма и представляет собой тот интерес, что духовенство заботилось об улучшениях храма особенно в годы 1818, 1822 – 24, 1831 – 42, 1848 – 65, 1869 – 86. В 1880 г. 13 января в селе открыто земское народное училище в каменном здании бывшей церковной сторожки48.
Жилые постройки в селе издревле расположены были по преимуществу на запад и юго-запад от храма49. В 1830 годах священник устроил свой дом на север от храма; затем в позднейшие годы (1880 – 87 гг.) здесь образовалась новая группа домов. Вообще же жилища села расположены в беспорядке50 хуже всякой заурядной деревни; образуют собою нечто в роде двух улиц, или, правильнее сказать, окружают собою две площадки, которые могут быть названы одна «торговою», а другая «поповскою». Наружный вид села, представляющий из себя группу разбросанных домов с сараями, овинами и банями, много выигрывает от красивой архитектуры храма.
Ныне в селе 11 домов. Из более замечательных: церковная собственность, — деревянный дом священника, основанный, как выше сказано, в 30-х годах нынешнего столетия священником Стефаном Ив. Рождественским, в 1869 году51 священником Михаилом Стефановичем Ярославским проданный в церковную собственность и обновленный в 1886 году священником Михаилом Захаровичем Державиным; двухэтажный (низ каменный, верх деревянный) дом земской начальной школы; деревянный дом псаломщика, на который в 1881 году любовался Высокопреосвященный, посетивший село; деревянный дом крестьянина И. Курпина, в 1886 году по указу Яр.Дух.Консистории от 26 августа перенесенный из сельца Щукина и принадлежавший некогда роду дворян Вячеславовых.52 И два деревянные дома, — один с трактирным заведением,53 а другой с мелояною лавкою.54 Постоянных жителей в селе от 25 до 30 человек обоего пола (14 муж. и 18 жен.).55
2) Селения Клементьевской волости. Из приходских селений Николомолокшинской церкви кроме села Никольского на Молокше, о чем сказано было выше, к этой волости принадлежат деревни: Костяново, Щукино, Починки, Прасолово и сельцо Дубровка. Все они расположены по правую сторону р. Молокши.
а) Деревня Костяново находится на ЮЗ от приходской церкви, в 1 версте и 400 саж. от нее и в 1 вер. от р. Молокши. В древности рядом с деревнею находилось сельцо Костево, которое вместе с деревнею в 1780 г. принадлежало капитану Михаилу Антоновичу Шишкову,56 а после перешло во владение других дворян (из них позднейшие — Горские). Около 1815-25 гг., за выездом помещиков и ветхостью барского дома, последний был сломан. Управляющий и дворовые люди перешли в деревню. Кругом деревни раскинуты поля, обрамленные со всех сторон еловым лесом. В северной части деревни находится копаный пруд, в 1882 году очищенный от зарослей и грязи. Жилых строений в деревне находится 14; все они образуют собою одну улицу в два посада. Жителей считается 69 человек обоего пола (33 муж. и 36 жен.;57 занимаются добыванием древесного угля (кладут дерево, по преимуществу ель, в так называемые угольные ямы, тщательно заваливают его землею, и поджигают через небольшое отверстие, так что дерево не может вполне сгореть, а обращается в уголь), который переправляют для продажи в г. Углич и село Большое, а также шитьем и починкой кожаной обуви. Из деревни на СЗ, открывается вид на село Спасское с церковью, расположенное по другую сторону реки Молокши на значительном возвышении. На ЮЗ от деревни в большом еловом лесу близ р. Молокши, находится большое болото, известное под именем “Торопова”.
б) Деревня Щукино находится в 1 версте от приходской церкви на восток от нее. Издревле принадлежала владению дворян Апухтиных.58 Около 1788 г. перешла в собственность помещиков сельца Аносова (прихода церкви села Каряева) Загрядских; последними владетелями ее были дворяне Вячесловы и Варакины.59 Деревня расположена на возвышении, которое в восточной и южной частях поросло лесом, представляющим из себя смесь ели по преимуществу и березы. В западной части деревни находится копаный пруд с карасями.60
Три посада жилых строений в деревне расположены в форме буквы П и состоят из 21 дома; в них помещается 123 души жителей обоего пола (62 муж. и 61 жен.).61 Жители занимаются выделкою овчин, шитьем кожаной обуви и носильного платья (портные), но в очень незначительном количестве.
В 150 саженях от деревни, на восток от нее, за прудом, находилось прежде сельцо Щукино, принадлежавшее выше помянутым дворянам. В сельце находилось 2 дворянских дома с садами и службами. После 1861 года помещики сельца Варакины выехали на жительство в г. Углич; дом их пришел в крайнюю ветхость и, наконец, продан. Усадебная и пахотная земля в 1885 году куплена Угличским мещанином из д. Починок И. М. Лебедевым.62 Другой дворянский дом, гг. Вячесловых, как выше было сказано, в 1886 году куплен крестьянином И. Ф. Курпиным и перевезен в село Никольское. Два сада с бывшими беседками и правильно рассаженными березками окончательно заглохли.
в)
Достарыңызбен бөлісу: |