Приложение 4.
Весь жизненный путь В.Верещагина — путь художника-новатора; смелого воина и неутомимого путешественника представлял собой непрерывную мужественную борьбу за народные интересы, за прогрессивную, демократическую художественную культуру, за реализм в искусстве, десятилетия упорнейшего творческого труда, сплошную цепь испытаний и героических подвигов
В своем творчестве он поднимал и решал с демократических позиций большие вопросы социальной жизни, выступал против тирании и деспотизма, против темноты, невежества, религиозного фанатизма, эксплуатации и угнетения человека.
В 1867 году Верещагин отправился в Туркестан, где в то время шли военные действия. Ему пришлось не только увидеть войну, но и принять в ней активное участие. В 1868 году художник в составе русского гарнизона оборонял от войск бухарского эмира цитадель Самаркандской крепости и проявил исключительную храбрость и самообладание. За проявленный героизм он был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. В 1869—1870 годах Верещагин вновь путешествовал по Туркестану. В результате этих полных опасностей и приключений путешествий художник создал огромную серию этюдов и рисунков, отображающих жизнь и быт народов Средней Азии накануне и в период русского завоевания.
Особенно большой вклад Верещагин внес в развитие батального жанра. Если батальные живописцы до Верещагина преимущественно восхваляли войну, прославляли ее инициаторов, то Верещагин посвятил свою кисть борьбе с завоевательными войнами. Распространенному изображению войны, как красивого и эффектного зрелища, он противопоставил глубоко правдивую, полную драматического звучания картину военной жизни со щемящими душу сценами гибели и страданий народа.
Ряд батальных картин был объединен художником в серию, которую он назвал «Варвары». В картинах этой серии: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили — преследуют» (1872), «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872), «У гробницы святого благодарят всевышнего» (1873) и «Апофеоз войны» (1871—1872), запечатлены связанные один с другим эпизоды из туркестанской войны, повествующие о ее жестокости. Заключительная же картина серии «Апофеоз войны» изображает пирамиду человеческих черепов, сложенную в среднеазиатской долине, на фоне разрушенного войной города и высохших садов. Стаи голодных хищных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. С большим мастерством передан раскаленный зноем воздух. Выразительный серовато-желтый колорит как нельзя лучше передает ощущение высушенной солнцем, умершей природы. В «Апофеозе войны» художник достигает значительного тонального единства, свидетельствующего о росте его мастерства в передаче пространства, воздуха и света. «Апофеоз войны» — это суровое осуждение художником захватнических войн, несущих смерть, уничтожение, разрушение. Картина воспроизводит одну из «пирамид», которые по приказу Тамерлана и других восточных деспотов складывали из черепов их поверженных врагов. На раме картины художник начертал знаменательные слова: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Картина полностью сохраняет свою обличительную силу и до нашего времени, раскрывая преступность современной империалистической агрессии, обрекающей на уничтожение целые страны и народы
Достарыңызбен бөлісу: |