На правах рукописи
Рыбин Виктор Александрович
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННО-ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ (XVII – XIX вв.)
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
А в т о р е ф е р а т
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Москва - 2006
Работа выполнена на кафедре гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Московского социально-экономического института
Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор
Джуринский Александр Наумович
доктор педагогических наук, профессор
Романюк Лариса Валерьевна
доктор педагогических наук, профессор
Шаповалов Валерий Кириллович
Ведущая организация – Институт теории и истории педагогики Российской академии образования
Защита состоится 19 февраля 2007 г. в 15 час. на заседании диссертационного совета Д 212.154.11 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 103051, Москва, Малый Сухаревский пер., д. 6.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан « » 2007 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Артамонова Е.И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена характером развития общественных процессов как глобального, общецивилизационного, так и конкретно-исторического, российского масштабов. Мировые державы, занимающие лидирующее положение в экономике и социальной сфере, все настойчивее заявляют о том, что одним из главных отличий постиндустриальной цивилизации от индустриальной становится преобладающее развитие качества человека. Именно образование сегодня является той сферой, которая позволит выйти России на передовые рубежи социального прогресса.
Исключительная важность образования видится прежде всего не в вооружении человеческого интеллекта новыми операционными возможностями, а в перестройке сознания, в формировании духовно-нравственных качеств человека. Мировое сообщество начинает осознавать степень опасности современных тенденций разрушения духовного и нравственного благополучия человека, дальнейшего перелома в социальной эволюции человека, нарушения целостности гуманистического воспитательного пространства.
В условиях глобальных перемен образование должно стать ресурсом личностного и общественного, развития, реализации главнейших для человека нравственных ценностей, идеалов свободы, благосостояния, безопасности.
В последние десятилетия Россия переживает глубокие экономические и социальные потрясения, которые напрямую коснулись всей образовательной сферы. Общество, граждане России более восьмидесяти лет находились в условиях, когда образование было развито значительнее выше, чем многие другие сферы, оно сохраняло конкурентоспособность в мировом образовательном сообществе. Ныне наша образовательная система несет в себе слабо устраняемые пока внутренние проблемы – прежде всего, ее несоответствие потребностям человека, общества, рынка труда.
В поисках средств методологического обеспечения реформирования современного отечественного образования, педагогика настойчиво стремится найти его концептуальные основания, опираясь на сложившийся в этой области значительный исторический опыт фундаментальных и прикладных исследований. Это относится и к осмыслению философско-педагогических теорий нравственно-гуманистического воспитания.
Философско-педагогические учения XVII – XIX вв., раскрывающие нравственно-гуманистическую направленность воспитания, имплицитно присутствуют и обеспечивают достойный статус российской педагогической науке в современном мире. Эти учения, взяв за основу развития индивида интеллектуальную компоненту, исходила из того, что разум есть всеобщий путь к знаниям, которые по своей природе являются всеобщим благом. Тем самым в них была заявлена педагогика демократического образования, ориентированная на гуманистическую этику развития личности, в которой демократическая идея равенства всех людей в сопричастности к овладению знанием дополнялась гуманистической идеей, что каждый человек достоин этого знания и вправе сам выбирать путь собственного образования. С этической точки зрения, познание во всей своей бесконечности обеспечивается, гарантируется и мотивируется установкой человека на нравственное самосовершенствование, которое также может быть бесконечным. Педагогика XVII – XIX вв. актуализирует весьма важную и часто игнорируемую сегодня истину, согласно которой демократическое образование возможно только как всеобщее и гуманистически ориентированное. Преемственность гуманистических традиций и новаторства позволяет рассматривать современное образование в качестве важнейшего фактора гуманизации межличностных и общественно-экономических отношений.
В 90-е годы прошлого века в педагогике обозначился всплеск интереса к общественной и природной сущности человека, природосообразному воспитанию. Этот интерес стимулировался вариативностью образования, когда в поиске новых форм воспитания и обучения и в попытках кардинально преодолеть влияние советской педагогики в теории и практике образования появилось множество альтернативных образовательных концепций, ставящих во главу угла личность учащегося и его свободное развитие. Деполитизация образования и увлеченность свободным развитием личности гипертрофировали само представление о свободе, в результате чего системообразующее понятие «формирование личности» оказалось вне педагогического пространства. Одновременно идея природосообразного воспитания подверглась искажениям и односторонним интерпретациям. Природа человека попала в область политических спекуляций, став своеобразным оправданием за социальную поляризацию и неприглядное состояние дисциплины в обществе: оказалось возможным объяснить неудачи в реформировании экономики, политики, образования, социальной сферы и т.п. непреодолимой силой человеческой природы (А.Н.Шимина). В этой связи важно проанализировать с позиций нравственно-гуманистического воспитания принцип природосообразности, раскрыть его содержание во всем многообразии социальных связей и проявлений личности.
Классическая педагогика основывается главным образом на идеях
Я.А. Коменского, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Н.И.Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева. Однако идеологическая предвзятость прежних лет значительно принизила ценность их философско-педагогического наследия. Сегодня объективно требуется переоценка теоретических основ педагогики на новых всеобъемлющих началах. Только поняв те истинные мировоззренческие истоки воспитания и обучения во всей их глубине, можно прогнозировать ведущие направления развития современной педагогики и образовательной практики.
Различные аспекты мировоззрения Я.А.Коменского раскрывают работы Н.К.Гончарова, Г.Н.Джибладзе, Л.Курдыбахи, Д.О.Лордкипанидзе, Е.Н.Медынского, Г.П.Мельникова, А.И.Пискунова, Дж.Д.Поупа, З.И.Равкина, Л.А.Степашко, М.Ципро и др., которые раскрывают различные аспекты мировоззрения Я.А.Коменского. Сущность «естественного воспитания» Ж.-Ж.Руссо исследовали Н.Н.Бахтин, В.И.Герье, Г.Геффдинг, Н.А.Константинов, Г.А.Новичкова, А.Ф.Шишкин и др. Метод элементарного образования И.Г.Песталоцци проанализирован в трудах Б.М.Бим-Бада, В.М.Кларина, П.Наторпа, Н.Ф.Познанского, В.А.Ротенберга, Т.К.Чугуева и др. Философские и психолого-педагогические основания воззрений К.Д.Ушинского на проблемы воспитания и обучения рассматривались А.К.Бушля, Н.К.Гончаровым, И.И.Дениным, Э.Д.Днепровым, С.Ф.Егоровым, Н.А.Константиновым, В.М.Коротовым, Г.С.Костюком, Д.О.Лордкипанидзе, Е.Н.Салтановым, В.З.Смирновым, В.Я.Струминским, В.А.Тимченко, Н.А.Шитовой, Д.Ф.Юровым и др. Различные аспекты религиозно-нравственного учения Л.Н.Толстого в контексте воспитания изучают В.А.Вейкшан, Н.К.Гончаров, Н.В.Кудрявая, З.И.Равкин, М.Е.Стеклов, В.Я.Струминский, О.К.Сыркина, А.И.Фотеева, А.Л.Чернявский, А.А.Шаталов и др. Философско-педагогические взгляды Н.И.Пирогова представлены в работах Е.Дампель, К.С.Державина, Э.Д.Днепрова, М.Д.Жильцова, А.А.Никольской, С.А.Фрумова и др. Творчество П.Ф.Каптерева исследуют П.М.Кузьмин, П.А.Лебедев, В.А.Сластенин и др. Анализ концепции воспитания Дж.Локка содержится в работах Ф.Ге, Е.К.Семеновского и др.
В работах, анализирующих философско-педагогическое наследие XVII – XIX вв., выявляется следующая тенденция: в контексте общеисторических и общепедагогических проблем отсутствует философское обоснование методологических подходов к воспитанию с позиций нравственно-гуманистической проблематики. Теоретический анализ имеющихся исследований приводит к выводу о том, что нравственность и гуманизм как философско-педагогические категории рассматриваются, с одной стороны, вне связи и взаимообусловленности, с другой, – подменяют друг друга. Исходя из этого, считаем целесообразным анализировать данные категории с позиций целостного подхода, выявляя у них общее и особенное и обосновать теоретические основы нравственно-гуманистического воспитания в западноевропейском и отечественном философско-педагогическом наследии XVII – XIX вв.
Таким образом, обнаруживается противоречие между востребованностью современной личностно ориентированной педагогикой идей гуманистической нравственности, составляющих основу философско-педагогических учений XVII – XIX вв., и недостаточным уровнем их изучения в современной историко-педагогической науке.
Сказанное обусловливает выбор темы исследования «Проблема нравственно-гуманистического воспитания в философско-педагогических учениях (XVII – XIX вв.)», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы нравственно-гуманистического воспитания в философско-педагогических учениях XVII – XIX вв.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – философско-педагогические учения ХVII – ХIХ вв.
Предмет исследования – теоретические основы нравственно-гуманистического воспитания в философско-педагогическом наследии XVII – XIX вв.
Ведущая идея исследования: нравственно-гуманистическая направленность воспитания в философско-педагогических учениях XVII – XIX вв., интегрируя идеи нравственности и гуманизма, обеспечивает реализацию принципа природосообразности, идеала всесторонней и гармоничной личности, формирование человечности, свободы и ответственности – качеств и категорий, сохраняющих актуальность для современного научно-педагогического знания.
Задачи исследования:
1. Разработать совокупность положений, образующих теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы нравственно-гуманистического воспитания в философско-педагогических учениях XVII – XIX вв.
2. Определить характерные особенности рассматриваемого исторического периода, рефлексируемые в соответствующих философско-педагогических учениях.
3. На основе сравнительно-сопоставительного анализа философско-педагогических категорий «нравственность» и «гуманизм» выявить сущностные характеристики феноменов «нравственно-гуманистическое воспитание» и «нравственно-гуманистическая направленность воспитания».
4. Вскрыть и обосновать специфику принципа «природосообразности» в контексте нравственно-гуманистической направленности воспитания.
5. Осуществить теоретический анализ идеала «всесторонне и гармонично развитой личности», сущности «добродетели», представлений о личностных свойствах «человечности» и «гражданственности», «свободе» и «ответственности» субъекта с позиций нравственно-гуманистической направленности воспитания философско-педагогических учений XVII – XIX вв.
Общую методологию исследования составляют важнейшие положения философской, психологической и педагогической антропологии, системные представления о личности как субъекте отношения и высшей ценности, ее творческой и деятельностной сущности, положения этики о социальной природе нравственности и о добродетели как явленности нравственности, о нравственном требовании, через которое осуществляется присвоение нравственности индивидом и которое «расщепляет» его бытие на два уровня – сущее и должное. В исследовании учитывались научные идеи о взаимосвязи социально-экономического и духовного процессов в развитии отношений «индивид-общество», о влиянии общественных условий и воспитания на развитие личности. Пониманию сущности педагогических явлений способствовало учение о развитии как взаимодействии детерминант – внешних и внутренних. В качестве одного из методологических принципов исследования выступает единство диахронического и синхронического подходов: этико-педагогические взгляды мыслителей XVII – XIX вв. рассматриваются как законченные, сложившиеся системы; одновременно выявляется их эволюция, позволяющая установить основные этапы формирования этических основ той или иной педагогической системы. Это позволяет сформировать более объективный взгляд на этические основания педагогических концепций, рассматривать эти основания в становлении и развитии. С точки зрения культурологического подхода, в исследовании принимается во внимание тот факт, что ядро культуры составляют гуманистические цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Культура выступает как всеобщее явление и средство трансформации творческого опыта, как уникальный источник ценностей, из которого люди не только черпают знания, но и в который вносят свой вклад. Обобщенный в истории, философии, культурологии и других отраслях знания материал позволяет рассматривать культуру как особый способ человеческой деятельности, как процесс творческого самовыражения индивида. Взято на вооружение научное направление, представители которого рассматривают культуру как изменение самого человека и становление его как созидающей личности. Другой аспект культурологического подхода заключается в том, что культура рассматривается как совокупность ценностей, детерминированных историческим развитием общества.
Теоретическая база исследования сложилась из историко-педагогических работ Б.М.Бим-Бада, М.В.Богуславского, З.И.Васильевой, Г.Н.Волкова, Т.И.Ганелина, С.И.Гессена, Е.Я.Голанта, С.Ф.Егорова, Т.Б.Игнатьевой, Г.Б.Корнетова, А.П.Пинкевича, М.Г.Плоховой, В.Г.Пряниковой, З.И.Равкина, З.И.Тамбиевой и др., а также трудов по философии, физиологии, психологии, социологии и т.д., так или иначе относящихся к объяснению природы человека, его индивидуальных и личностных особенностей (Н.А.Бердяев, В.М.Бехтерев, П.П.Блонский, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, В.В.Зеньковский, А.П.Нечаев, Н.А.Рубакин, М.М.Рубинштейн, Н.Е.Румянцев, В.С.Соловьев, П.Флоренский, Л.Шестов и др.). Фундаментальные предпосылки для реферируемой работы создают исследования, раскрывающие философию и методологию образования (О.И.Артеменко, В.Г.Афанасьев, Н.Е.Боревская, Л.П.Буева, Н.М.Воскресенская, Б.Л.Вульфсон, Н.К.Гончаров, Г.Д.Дмитриев, М.Н.Кузьмин, В.С.Леднев, Б.Т.Лихачев, З.А.Малькова, Н.Д.Никандров, Н.Н.Петухов, З.И.Равкин, Л.А.Степашко, Г.Н.Филонов, Т.И.Шамова и др.), а также работы по социальной педагогике (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, П.Наторп, Л.В.Мардахаев, А.В.Мудрик, В.А.Никитин, Н.М.Платонова, С.Н.Расчетина В.Д.Семенов, и др.). Обретение духовного смысла бытия через новое образование – квинтэссенция многих исследований философии образования; одним авторам представляется наиболее целесообразным соединение образования с религией (Б.С.Гершунский, С.В.Переверзенцев), другим – утверждение гуманистического мировоззрения как фундамента современного образования (Н.Б.Ромаева, Е.Н.Шиянов). Общетеоретический подход к проблеме нравственно-гуманистического воспитания проясняют философско-этические теории ценностей и педагогической аксиологии (Р.Г.Апресян, Е.И.Артамонова, В.П.Бездухов, Б.С.Братусь, С.И.Гессен, А.Г.Здравомыслов О.П.Зубец, М.С.Каган, В.А.Лекторский, Л.В.Максимов, В.А.Сухомлинский, Г.И.Чижакова и др.).
Значительный интерес для решения наших исследовательских задач представляют работы, описывающие нравственность как предмет воспитания (Н.И.Болдырев, Е.В.Бондаревская, Д.М.Гришин, В.Е.Гурин, А.В.Зосимовский, Т.Е.Конникова, В.И.Косолапов, И.С.Марьенко, Э.И.Моносзон, О.И.Рута, В.И.Селиванов, Ю.В.Шаров и др.). Исторический аспект нравственной проблематики исследуется в работах Р.Г.Апресяна, О.В.Артемьевой Л.М.Архангельского, П.П.Гайденко, А.А.Гусейнова, О.Г.Дробницкого, М.А.Корзо, А.В.Смирнова, А.Ф.Шишкина и др. Достаточно широко изучаются роль и место нравственности в различных сферах функционирования человека и общества – политике, культуре, бизнесе, сфере социальных услуг и т.п. (К.С.Гаджиев, А.А.Гусейнов, А.В.Захаров, Б.Г.Капустин, А.В.Прокофьев, и др.). Разнообразен спектр исследований, посвященных нравственным категориям в контексте особенностей развития современного общества (Т.А.Алексеева, Е.Л.Дубко, Т.Ю.Кирилина, С.В.Кузнецов, Ю.А.Красин, А.В.Логинов, А.В.Прокофьев и др.); фундаментальные нравственные понятия – справедливость, толерантность, ответственность и др. рассматриваются в их фило- и онтогенезе, а моменты объективации соотносятся с культурно-историческими и политическими условиями жизнедеятельности индивида.
Взят на учет подход, трактующий человечность как рефлексию нравственно-гуманистического способа освоения человеком бытия, а присущие ему качества в своем становлении как духовную основу человечности. (В.Д.Шадриков). Одним из важнейших аспектов философско-педагогического осмысления «очеловечивания» человека выступает проблема гуманизма (Ш.А.Амонашвили, Р.Г.Апресян, А.А.Гусейнов, В.А.Кувакин, П.Куртц, В.А.Лекторский, А.Назаретян, Л.В.Романюк, В.А.Ситаров, и др.). Большое значение для понимания гуманистической традиции в области отечественного образования имеют исследования И.Н.Андреевой, Е.П.Белозерцева, В.С.Библера, В.И.Блинова, Г.Н.Волкова, В.Н.Ганичева, Т.Б.Игнатьевой, Д.И.Латышиной, Л.В.Романюк, Б.К.Тебиева, А.Н.Шевелева и др. Системно-ценностное осмысление истории и перспектив гуманистической образовательной политики предпринято в работах И.В.Бестужева-Лады, Е.Г.Осовского, А.И.Пискунова, В.Г.Пряниковой, З.И.Равкина, Н.Л.Селивановой, В.А.Ситарова, В.А.Сластенина, Ф.А.Фрадкина, В.Д.Шадрикова, Е.Н.Шиянова и др. В исследованиях Б.М.Бим-Бада, М.В.Богуславского, А.Н.Джуринского, Г.Б.Корнетова, Л.А.Степашко анализируются проблемы всемирного историко-педагогического процесса. Принципиальную роль в нашем исследовании сыграли работы, связанные с проблемами субъектности (К.А.Абульханова-Славская, Г.И.Аксёнова, А.В.Брушлинский, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.), акмеологии и профессионализма личности и деятельности (Б.Г.Ананьев, О.С.Анисимов, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Т.И.Руднева и др.), духовно-нравственного воспитания в зарубежной и отечественной культуре XVII – XIX вв. (В.И.Додонов, С.Ф.Егоров, А.Г.Кислов, В.М.Кларин, О.Е.Кошелева, Б.Т.Лихачев, В.М.Меньшиков, Л.И.Мищенко, В.А.Мосолов, Н.Д.Никандров и др.).
Источниками исследования служила отечественная и зарубежная научная и публицистическая литература дореволюционного, советского и постсоветского периодов. Изучены и осмыслены теоретико-аналитические работы Я.А.Коменского, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, их дневники и письма, воспоминания их современников, критические статьи В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, В.И.Ленина, Н.К.Крупской и др.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: историографический, ретроспективный, сравнительно-сопоставительный, цивилизационный, аксиологический, герменевтический. Сочетание вышеупомянутых методов осуществлялось в контексте педагогических систем, детерминированных, в свою очередь, факторами исторического развития общества, что позволяет сформировать более объективный взгляд на этические основания педагогики, рассматривая их в процессе становления и развития.
Исследования философских и религиозно-нравственных оснований педагогических концепций до недавнего времени отличались, как правило, критической или апологетической пристрастностью, чреватой моралистическими оценками и идеологическими передержками. Исходной методологической установкой данного исследования явился в этой связи принцип объективного философско-педагогического анализа, свободного от крайностей критицизма и апологетизма. Залогом такой объективности стал метод сравнительного исторического исследования. Воззрения деятелей просвещения, составляющие этическую основу педагогики, рассматриваются в контексте эпохи, а также в соотнесенности с античной, христианской, западноевропейской, русской религиозно-философской мыслью, что позволяет понять их причинную обусловленность.
Организация исследования. Оно выполнялось в несколько этапов.
Первый этап (1992-1998) – поисково-аналитический. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, проделан анализ имеющейся литературы. В результате были определены исходные параметры исследования, его предмет, методология и методы, понятийный аппарат. Итогом этого этапа стала разработка совместно с Министерством образования России программы ГУП Издательство «Малыш» «Российское дошкольное образование в детском саду и в семье».
Второй этап (1998-2002) – теоретический. На этом этапе осуществлены осмысление и построение концепта нравственно-гуманистического воспитания. Проведен анализ нравственно-гуманистической парадигмы в контексте культурно-исторического опыта общества и ее соотнесенности с реалиями современной жизни.
Третий этап (2002-2006) – обобщающий. Он связан с коррекцией выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой результатов исследования, их апробацией, литературным оформлением диссертации.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна. Результаты исследования содержат решение крупной научной проблемы историко-теоретического обоснования концепции нравственно-гуманистического воспитания.
В исследовании:
- представлена совокупность методологических подходов (культурологического, аксиологического, цивилизационного, сравнительно-сопоставительного) к анализу проблемы нравственно-гуманистического воспитания как феномена философско-педагогического наследия XVII – XIX вв.;
- расширены теоретические представления об общем и особенном этического и гуманистического компонентов в философско-педагогических учениях XVII – XIX вв., имеющие безусловную ценность в условиях современного образования;
- раскрыта совокупность наиболее значимых факторов становления нравственно-гуманистического воспитания как проблемы философско-педагогических учений XVII – XIX вв.: социокультурные, содержанием которых являются характерные особенности развития эпохи, рефлексируемые общественным сознанием и обусловливающие содержание и характер осмысления воспитания как личностно и социально ориентированного процесса; научно-теоретические, включающие в себя философско-педагогическое наследие Я.А. Коменского, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Н.И.Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, а также труды Н.Я.Данилевского, Вл. Соловьева, М.М.Сперанского, С.Н.Трубецкого и др.;
- выявлено, что в контексте нравственно-гуманистического воспитания феномены «природосообразность», идеал «всесторонности и гармоничности», «человечность» наполняются новым содержанием, отвечающим интересам личностно-ориентированной педагогики;
- системно проанализирована в контексте идеала воспитания религиозная идея, дана ее нравственно-гуманистическая интерпретация.
Теоретическая значимость исследования:
- расширены теоретические представления об общем и особенном в философско-педагогических трактовках нравственно-гуманистического воспитания XVII – XIX вв.;
- установлена система зависимостей, определяющих генезис развития представлений о природосообразности, всесторонности и гармоничности развития личности, человечности, свободе и ответственности как сущностных характеристиках нравственно-гуманистической направленности воспитания философско-педагогических учений XVII – XIX вв.;
- выявлена динамика развития приоритетных ценностей нравственно-гуманистического воспитания: экстраполяция религиозно-нравственного начала как идеи теоцентризма (XVII в.) к антропологическому императиву (XVII – XIX вв.), реорганизация идеи природосообраности как согласования с внешней («от Бога») природой в идею координации с внутренней природой субъекта, детерминирующую антропоцентрический подход к воспитанию; преобразование идеи гармоничности личностного развития как равномерного развития всех жизненных сил индивида в принцип «согласования вокруг главного»; реформирование идеи личностной идентичности от национальной к над-национальной («всечеловеческой»); трансформация «религии слов» в «религию дел» с имманентной социальной ответственностью религиозных учений; реорганизация представлений о свободном развитии как развитии, предполагающем отсутствие стесняющих преград, до свободного развития как развития на основе «самозаконодательства»;
- в понятийно-терминологический аппарат историко-педагогической науки введены понятия «нравственно-гуманистическое воспитание» и «принцип нравственно-гуманистической направленности воспитания», трактуемые в контексте проведенного исследования;
- созданы предпосылки для построения общей теории нравственно-гуманистического воспитания.
Достарыңызбен бөлісу: |